0
2112
Газета История Интернет-версия

19.05.2000 00:00:00

Прерванный переход


В 1942 г. Государственный комитет обороны решил усилить действующий Северный флот кораблями с Тихоокеанского. К тому времени Балтийский флот был плотно заперт противником в восточной части Финского залива, Черноморский, также понесший потери, не имел выхода в другие акватории. Другое дело - Северный. Тот по мере сил и возможностей, прямо скажем, не очень значительных, обеспечивал движение союзных конвоев, на которых англичане и американцы доставляли боевую технику и военное имущество, а обратными рейсами вывозили столь нужные им стратегические материалы.

Кругосветка

Для этого из 1-й бригады подводных лодок выделили средние торпедные лодки С-51, С-54, С-55 и С-56, а из 3-го отдельного дивизиона Северной флотилии к переходу в Заполярье готовили подводные минные заградители Л-15 и Л-16. Эти корабли XIII серии в те годы считались вполне современными:

Л-15 вступила в строй в ноябре 1938 г., а в декабре подняла военно-морской флаг Л-16. Каждая при надводном водоизмещении 1124 тонны и подводном - 1434 тонны имела 100-мм и 45-мм орудия, шесть носовых и два кормовых торпедных аппарата и принимала 18 мин.

Кораблям предстояло пересечь Тихий океан, достичь базы американского флота в Датч-Харборе, затем спуститься на юг, пройти Панамский канал и направиться через Атлантику в Полярный. Американцы изъявили готовность снабжать наши корабли топливом, продовольствием, пресной водой и при необходимости обеспечивать ремонт. На втором этапе перехода - в Атлантике - аналогичные обязательства взяли на себя британские союзники.

25 сентября 1942 г. из Петропавловска-Камчатского в столь рискованное плавание отправились Л-15 и Л-16. Обе лодки благополучно достигли Датч-Харбора и начали готовиться к переходу в Сан-Франциско. Американские морские специалисты рекомендовали советским подводникам идти в сопровождении двух своих эсминцев. Однако советские командиры решили идти самостоятельно, но тогда американцы потребовали, чтобы лодки придерживались установленных для них курсов, не отклонялись от маршрута более чем на 15 миль, а в предусмотренных точках сообщали о себе по радио международным, то есть открытым, кодом.

5 октября оба подводных заградителя отправились из Датч-Харбора. Они шли в надводном положении со скоростью 11-12 узлов, головной была Л-16.

Утро 11 октября было ясным, океан спокойным, видимость отличной, до Сан-Франциско оставалось около 820 миль. И вдруг вахтенные Л-15 увидели, как над впереди идущей лодкой взметнулся столб воды и дыма, и услышали мощный, сдвоенный взрыв. Выскочивший на мостик командир - капитан-лейтенант Комаров - успел заметить, что Л-16 с дифферентом около 45 градусов на корму стремительно уходит в воду. Через полминуты там, где она только что была, плавали мелкие деревянные обломки и расплывались маслянистые пятна солярки... Вместе с кораблем на дно океана ушел весь экипаж - 56 командиров и краснофлотцев.

И тут же с Л-15 обнаружили характерный, пенистый след торпеды, которая прошла примерно в 80 м перед форштевнем. Потом на дистанции 450 м от лодки вынырнули два перископа. Комаров приказал открыть огонь, и расчет 45-мм пушки сделал пять выстрелов, скорее всего оказавшихся безрезультатными.

Это произошло в восточной части Тихого океана, в точке с координатами 45 градусов 41 минута северной широты и 138 градусов 56 минут западной долготы. Командир продолжил переход, но теперь сохранял радиомолчание и поэтому смог доложить о случившемся только 16 октября, после того как Л-15 отшвартовалась в Сан-Франциско. Так кто же был виновником гибели советской подводной лодки?

Версии

Вообще-то советские корабли и суда формально могли атаковать только фашисты. Но такое предположение маловероятно, и вот почему. Немецкие субмарины в октябре 1942 г. появились только у южной оконечности Африки, а в апреле 1943 г. и в северной части Тихого океана. После войны стало известно, что четыре вражеские лодки совершали походы в Японию, однако только доставляли токийским союзникам оптику, ртуть, детали радиолокаторов, документацию и вывозили в Германию вольфрам, молибден, каучук и другие нужные для военного производства материалы.

Японцы? Вроде бы нет, ибо между Советским Союзом и Страной восходящего солнца в сентябре 1941 г. был заключен договор о нейтралитете. 11 октября над океаном была отменная видимость, над нашими лодками развевались хорошо заметные издали военно-морские флаги. Позже выяснилось, что 4, 5 и 9 октября американцы замечали японские субмарины в районах, которые предстояло миновать Л-15 и Л-16, но почему-то не оповестили об этом Комарова и Гусарова - командира Л-16.

Справедливости ради напомним, что факты нападения японцев на советские торговые суда были известны еще до ухода лодок. Так, в декабре 1941 г. их бомбардировщики потопили у островов Натуна пароход "Перекоп", в районе Минданао - танкер "Майкоп", в мае 1942 г. подводная лодка И-29 обстреляла пароход "Уэлен", 3 октября

И-162 торпедировала в Индийском океане транспорт "Микоян".

27 декабря 1942 г. токийское радио объявило, что "наша подводная лодка, оперировавшая у западного побережья США, добилась исключительного успеха. 12 октября она обнаружила две большие субмарины противника, следовавшие, по-видимому, в Сан-Франциско. Наш командир с небольшой дистанции выпустил торпеду, и через перископ было видно, как одна лодка после сильного взрыва затонула". Вот и объяснение случившемуся? Но ведь дата атаки другая, а число выпущенных торпед - по токийской версии одна, по свидетельству Комарова - три. Кроме того, японцы оповестили об этом только спустя два с половиной месяца после гибели лодки, хотя похвастаться подобными успехами они могли нечасто...

Подобные несообразности позволили американским исследователям Второй мировой войны предположить, что жертвой японских подводников стала "Грунион". Эта океанская субмарина США была одной из 72 лодок типа "Гэтоу", строившихся с 1941 г. При надводном водоизмещении 1526 тонн (подводное 2410 тонн) они несли сильнейшее вооружение, в том числе 10 торпедных аппаратов. Вступив в строй в апреле 1942 г., "Грунион" прибыла в Датч-Харбор и, завершив курс боевой подготовки, 10 июня отправилась на патрулирование к Алеутским островам, чтобы сменить там однотипную "Триггер", действовавшую на подходах к захваченному японцами островку Кыска. На обратном пути с "Триггер" заметили неизвестную субмарину, скорее всего, японскую и уклонились от нее срочным погружением.

15 июня командир "Грунион" сообщил на базу, что неудачно выпустил три торпеды в японский эсминец, но потом отправил на дно два сторожевика и, возможно, повредил третий. Спустя четыре дня командование Тихоокеанским флотом США развернуло близ Кыски еще S-32, "Тритон" и "Туну", а "Грунион" 28 июня получила приказ выйти на позицию у порта на этом острове. Вечером того же дня командир субмарины донес, что атаковал неопознанную цель, однако две торпеды прошли мимо. В следующей радиограмме он докладывал: "Считаю, что один потоплен, второй поврежден. Контратакован. Все торпеды к кормовым аппаратам израсходованы".

30 июня командир "Грунион" передал, что японцы усилили дозоры у Кыски, а у него осталось 10 торпед. Субмарине приказали возвращаться. Ответа не последовало.

Целые сутки радисты Датч-Харбора пробовали связаться с "Грунион", к Кыске высылали самолеты, чтобы разыскать следы пропавшей субмарины, но все было тщетно. 16 августа "Грунион" признали погибшей при неизвестных обстоятельствах, скорее всего в районе с координатами 51 градус северной широты и 178 градусов западной долготы...


Загадка американских ВМС

После войны американские историки тщательно изучили донесения японских летчиков и моряков, чтобы уточнить обстоятельства потерь своих кораблей и судов. Никаких известий о потоплении "Груниона" найти не удалось. Тем не менее в 1974 г. был сделан вывод, что лодкой, "добившейся исключительного успеха", была И-25. В июле 1943 г. ее потопил американский эсминец "Тейлор", однако командовавший ею годом раньше капитан 3 ранга Тагами успел получить другое назначение и пережил поражение своей страны в мировой войне. Так вот, по мнению коммодора Бича, служившего офицером-связистом на "Триггере", "Тагами ошибался во времени, правильнее было бы сказать, что американская подводная лодка потоплена им при возвращении из второго похода к берегам США. Тагами мог потопить только "Грунион". В районе Алеутских островов американцы потеряли еще S-27, но это произошло 19 июня, причем лодка не пропадала, а села на мель у острова Амчитка и была оставлена экипажем.

Впрочем, версия Бича далеко не безупречна - не совпадают координаты места атак и предполагаемого района, в котором исчез "Грунион", слишком уж разнятся даты. Кроме того, Тагами встретил две субмарины.

Весьма неожиданное предположение возникло в том же 1942 г., но по понятным причинам замалчивалось - стоило ли усугублять и без того не очень гладкие отношения с союзниками?

28 октября из Датч-Харбора, следом за подводными заградителями, вышла советская С-56. Переход был нелегким из-за шторма, но потом погода устоялась. Как вспоминал ее командир капитан-лейтенант Щедрин, когда лодка шла в надводном положении, "послышался сильный удар в районе центрального поста. Корпус лодки задрожал, как при посадке на грунт, но измеренная эхолотом глубина в 100 м показала, что это исключается". Позже при осмотре С-56 в доке британского порта Росайт в районе 3-го отсека обнаружили небольшую пробоину, а в ней обломки невзорвавшейся торпеды. Чьей?

10 ноября, когда лодка все еще находилась в Тихом океане, с нее заметили след приближающейся торпеды. С-56 круто отвернула - и торпеда проскользнула примерно в 50 м от кормы.

Стало известно, что за двое суток до ухода наших лодок из Датч-Харбора в океан вышли американские субмарины "Долфин" и S-31, а из Сан-Франциско - "Кэтфиш". Командир последней дважды обнаруживал наши корабли и даже выходил на них в учебные атаки. Только ли в учебные? Напомним, что первое время американские торпеды были далеки от совершенства. Приведем только один пример: перехватив японский танкер "Тонан мару-2", субмарина "Тиноса" выпустила в него 10 торпед, 3 из них попали, но не сработали. Не такая ли угодила и в С-56? Взбешенные коварным нападением японцев 7 декабря 1941 г. на военно-морскую базу США в Пирл-Харборе, американцы не очень церемонились с противником, а при такой манере воевать ошибки становятся неизбежными.

Так, после войны выяснилось, что в феврале 1943 г. субмарина "Софиш" один за другим потопила советские транспорты "Кола" и "Ильмень", на которых погибло 53 моряка и пассажира. В июне 1945 г. "Спейдфиш" торпедировала и отправила на дно "Трансбалт" - еще 5 жертв. Заметим, что на их бортах были крупные, хорошо различимые, к тому же освещаемые в темное время изображения советских флагов, а сами суда несли, в отличие от японских и американских, положенные огни. Но только один раз, в июле 1943 г., государственный секретарь США Корделл Хэлл принес Москве извинения по поводу случайного потопления субмариной "Пермит" советского рыболовного траулера у Алеутских островов.


Ошибка

Командир Л-15 Комаров вспоминал, что после прихода в Сан-Франциско "докладывал тов. Ломакину (советский консул. - авт.), что Л-16 потоплена одной из американских подводных лодок типа S, базировавшихся на Датч-Харборе. Будучи там, имел возможность осмотреть одну из них. 4 октября за 24 часа до нашего выхода американская S-31 вышла в море с неизвестным заданием. Силуэт подводной лодки, которая всплыла и открыла огонь по нам после потопления Л-16, был похож на рубку, виденную в Датч-Харборе... В Гуантанамо один из американских офицеров сказал мне, что американская подводная лодка потопила Л-16 по ошибке, не зная о ее проходе". Подобное случалось - в октябре 1943 г. американский патрульный самолет потопил свою субмарину "Дорадо", обнаружив ее близ Кубы и приняв за немецкую, а через год эсминец "Роуэлл" выследил и уничтожил находившую в подводном положении и передававшую опознавательные сигналы "Сивульф". Так что же было с Л-16 - трагическая ошибка или непозволительная вседозволенность?

В 1955 г. в СССР издали книгу Хасимото "Потопленные". Автор, бывший подводник, рассказывал, как воевали и гибли в 1941-1945 гг. его друзья, командиры японских субмарин. Поведал он и о действиях И-25.

Еще 23 декабря 1941 г. командир И-25 Тагами торпедировал в американских водах транспорт "Коннектикут", потом так же поступил с английским пароходом "Деримор". В августе 1942 г. И-25 направилась к побережью штата Орегон, выпустила бортовой гидроплан, с которого летчик сбросил на леса шесть зажигательных бомб. Эту акцию, имевшую мизерный эффект, предприняли, чтобы хоть немного запугать американцев. В октябре после уничтожения двух американских танкеров, Тагами, у которого осталась одна торпеда, взял курс на Японию. Севернее Сиэтла он заметил две крупные субмарины, направлявшиеся на юго-восток. Приблизившись к ним, Тагами выпустил торпеду. Как вспоминал Фудзита, "взрыв был таким сильным, что лодку тряхнуло, как будто рядом разорвалась глубинная бомба". Итак, кое-что совпадает с рассказом Комарова, но не все. Тагами послал в "американку" одну торпеду, с Л-15 видели три. По Тагами, атака состоялась на рассвете. Комаров утверждал, что это было около полудня. И все же...

Через много лет Фудзита писал: "Мы были уверены в том, что никто из нашего экипажа не знал, что потопленная лодка была русской. Беседуя об этом с Тагами в 1973 г., мы посчитали счастьем, что происшедшее не вызвало дипломатических осложнений между Японией и СССР". Выходит, была трагическая ошибка.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
363
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
367
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
500
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
355

Другие новости