События, о которых пойдет речь, развернулись более 75 лет назад на Советском Дальнем Востоке. Только что отгремела здесь Гражданская война, дальневосточный край стал составной частью молодой Российской Федерации. Но на огромных просторах от Сахалина до Чукотки местные жители Советской власти, что называется, еще и в глаза не видывали. В отдаленных районах продолжали существовать царские порядки и вовсю хозяйничали иностранные предприниматели, разграблявшие российские природные богатства.
Кто смотрел художественную киноленту "Начальник Чукотки", тот может воочию представить реалии того времени. А ведь в ее основе лежали подлинные события, которые произошли летом 1924 года в бухте Провидения с экипажем посыльного судна "Красный вымпел". Военных моряков-тихоокеанцев, прибывших донести до эскимосов весть о революции, встретил тогда суровый царский урядник при полном параде. До этого он более семи лет исправно служил в этих местах престолу. Но времена менялись.
Именно в эту пору, 3 июня 1924 года, командование Морских сил Дальнего Востока (МСДВ) во главе с Василием Селитернниковым получило директиву Высшего командования РККФ и Главного гидрографического управления за # 72145/с, требовавшую срочно сформировать Особую гидрографическую экспедицию на остров Врангеля, расположенный на границе Восточно-Сибирского и Чукотского морей. Поводом к этому послужило известие о том, что помимо англичан и канадцев, поднявших на нем британский флаг в 1921 году, виды на этот исконно русский кусочек земли стали иметь и американцы. 2 апреля 1924 года нарком иностранных дел СССР Г. Чичерин в письме на имя Э. Панцержанского, помощника по морским делам Главнокомандующего Вооруженными силами Советской Республики, в частности, писал: "...Экспедицию следует предпринять именно для того, чтобы таким путем оформить права СССР на эту территорию... Необходимо поднятие нашего флага на самом острове".
Остров, чья площадь составляет 7.300 квадратных километров, был открыт весной 1823 года в результате экспедиции военных моряков лейтенанта Фердинанда Врангеля и мичмана Федора Матюшкина. О наличии острова к северу от чукотских берегов было известно от казаков Анадырского острога еще в первой половине XVIII века. Тогда же русским землепроходцем Иваном Львовым были созданы первые рукописные, грубые карты этой земли. В 1763 году на полярной карте России так называемый "остров Сомнительный" начертил великий русский ученый Михаил Ломоносов. Его месторасположение было близко от действительного нахождения острова Врангеля. В 1787 году от местных жителей о "неведомой земле" узнал моряк-гидрограф Георгий Сарычев, что и подтвердил своими наблюдениями. Но именно Ф.Врангель описал и нанес предполагаемый остров на карту. Его описание в 1839 году было переведено на немецкий, а в 1842 году и на английский языки.
Только спустя сорок четыре года американский китобой Лонг, впервые подошедший на судах к острову, дал ему имя, ставшего к тому времени адмиралом, бывшего директора Российско-Американской Компании и Морского министерства России, ученого и исследователя Фердинанда Петровича Врангеля. Лонгу тогда не удалось ступить на остров. Но это с "успехом" сделал его соотечественник - Хупер. Предприимчивый янки знал, что при продаже Россией Аляски с группой островов Америке остров Врангеля, согласно Вашингтонской конвенции от 18 (30) марта 1867 года, остался российским. Тем не менее Хупер называет его "Новой Колумбией" и поднимает над ним флаг США. Факт пребывания Хупера американцы стали использовать в своем соперничестве за право владения островом с активизировавшимися в этом районе англичанами. Ведь остров, находясь в восточной части Северного Ледовитого океана, почти на стыке Евразийского континента и Америки, имел важное геостратегическое значение. Он позволял осуществлять контроль за судоходством на севере, мог служить перевалочной базой для предпринимателей, занимавшихся китобойным промыслом, заготовкой пушнины, бивней моржей, мяса и рыбы. С развитием авиации и воздухоплавания остров Врангеля мог стать промежуточной площадкой для посадок самолетов и дирижаблей на кратчайшем пути из Европу в Америку.
Российское правительство восстановило справедливость. В 1911 году личный состав ледокольного транспорта "Вайгач" поднял на острове русский национальный флаг. Но в 1914 году, когда началась Первая мировая война, во льдах Арктики погибло судно канадской экспедиции "Карлук". Его команда по льду добралась до острова Врангеля, где оставила следы своего пребывания, а затем достигла Чукотки. Этот факт не остался незамеченным со стороны официального Санкт-Петербурга. В сентябре 1916 года Россия специальной нотой с приложением в виде карты известила союзные и нейтральные державы, что "все арктические острова, включая остров генерала Вилькицкого, Землю императора Николая II (Северная Земля), остров цесаревича Алексея (Малый Таймыр), остров Врангеля и другие, находящиеся у азиатского побережья России, составляют неотъемлемую часть российской территории и являются северным продолжением Сибирского материкового плоскогорья".
Но остров Врангеля уже сильно приглянулся Великобритании и ее доминиону Канаде. Сущей манной небесной для них оказался сразу после революции, в 1918 году, выход в Советской России "странной" карты. Странность заключалась в том, что в Северном Ледовитом океане, выше полуострова Таймыр, на ней отсутствовали какие-либо острова. И британцы быстро сориентировались. Улучив момент, когда на Дальнем Востоке еще шла Гражданская война, канадцы отправляют на остров Врангеля экспедицию, которая в 1921 году поднимает над ним британский флаг. Уже через год, несмотря на то что в это же время на карте во вновь изданной авторитетной британской энциклопедии этот остров был окрашен в российский цвет, глава правительства Канады объявляет его территорией Великобритании. Еще через год на острове Врангеля появляется партия поселенцев из США с целью организации местных промыслов. Теперь над ним был поднят американский флаг. Попытки СССР решить возникшую проблему дипломатическим путем успехом не увенчалась.
Тогда-то американцы и русские решили прибегнуть к дипломатии "канонерок".
Особую гидрографическую экспедицию было поручено возглавить известному российскому гидрографу-геодезисту, бывшему полковнику корпуса гидрографов, а в последнее время начальнику Управления безопасности кораблевождения Дальнего Востока Борису Давыдову. Будучи до революции капитаном гидрографического судна "Таймыр", он провел в ходе экспедиций на Тихом океане ряд исследований дальневосточных и северных побережий от Охотского моря до реки Колыма, составил их лоцию, изданную уже в 1923 году. Попутно особая экспедиция должна была выполнить и ряд научно-исследовательских работ. В подчинение Б.Давыдову был придан экипаж канонерской лодки "Красный Октябрь" из 80 военных моряков.
Этот корабль, построенный в Копенгагене по заказу России в 1896 году как портовый ледокол для обслуживания Владивостокского порта, был включен в состав МСДВ всего за четыре месяца до экспедиции на остров Врангеля. С водоизмещением чуть более 1,5 тысячи тонн, длиной около 55 метров и осадкой 4 метра он считался достаточно мощным для плавания в портовых водах. Но предстоял долгий и опасный переход на север.
В беспрецедентно короткие сроки для истории полярных экспедиций - всего за месяц - благодаря выдающимся способностям и большому опыту Бориса Владимировича Давыдова и его верных помощников подготовка была завершена. В предписании командования МСДВ, выданном начальнику экспедиции, было особо подчеркнуто: "При неизбежности столкновения, вызываемого противодействием иностранцев (американцев) основной цели экспедиции, действовать в зависимости от фактического соотношения сил обеих сторон вплоть до ареста экипажа американского судна. Если на острове окажется чужой флот, его следует убрать, мачту срубить..."
20 июля "Красный Октябрь" покинул Владивосток и взял курс на Петропавловск-Камчатский, куда прибыл через шесть дней. Здесь русские моряки узнали о том, что почти одновременно с ними к берегам острова Врангеля США направили легкий крейсер "Беер". Но из-за поломки винта и рулевого управления его поход был прерван. На смену боевому кораблю из Нома на Аляске в начале июля выходит китобойная шхуна "Герман" американской фирмы "Ломен бразерс". По сообщениям печати Соединенных Штатов, целью этой акции было провозглашение "прав" США на остров Врангеля. Но из-за сложной ледовой обстановки шхуна "Герман" не смогла подойти к острову Врангеля. Американцы только 4 октября 1924 года были вынуждены довольствоваться поднятием национального флага на острове Геральд, расположенном в 70 километрах к востоку от намеченной ранее цели.
Тем временем после трехдневного пребывания на Камчатке 3 августа "Красный Октябрь" достиг бухты Провидения на Чукотке. Здесь максимально были пополнены корабельные запасы угля и пресной воды. Причем уголь был даже загружен в специально созданные выгородки на верхней палубе. 9 августа, зайдя на короткое время в бухту Лаврентия, где на борт были приняты трое чукчей-проводников с двумя упряжками ездовых собак, канонерская лодка отправилась в путь. Через десять тяжелейших дней плавания и дрейфа во льдах "Красному Октябрю" удалось достичь восточной оконечности острова Врангеля - мыса Уэринг.
В течение последующих четырех дней пребывания на острове береговая партия моряков-тихоокеанцев водрузила на одной из пустующих мачт государственный флаг СССР, а в бухте Сомнительной обнаружила зимовье, где находились 13 эскимосов во главе с американцем Уэллсом. По воспоминаниям Б. Давыдова, эти временные обитатели острова Врангеля были очень испуганы и никаких документов, узаконивающих их пребывание здесь, у них, конечно, не оказалось. При этом в бухте Роджерса советский экипаж обнаружил бутылку с запиской, составленной на будущее Уэллсом на английском языке с указаниями капитану американского судна, где искать его людей. Вот что писал в своем так и неопубликованном дневнике репрессированный в 1937 году комиссар экспедиции Михаил Домниковский: "Задержанный Уэллс сообщил, что все они являются служащими американской фирмы Стефенссона, который, отправляя их, говорил, что остров принадлежит американцам и поэтому разрешения от СССР не требовалось. Он же выдал и велел им поднять над ним американский флаг.
...По всем бухтам, где проживали "хищники", торчали мачты, где развевались, по всей видимости, флаги и Великобритании, и позднее США. 22 августа комиссия по учету определила количество шкур белого медведя, песца и следы других незаконных деяний, а среди вещей был найден американский национальный флаг. Он был довольно изношенный и, по-видимому, неоднократно употреблялся. Ранее был обнаружен и канадский флаг..."
Во время обыска эскимосов нашли и многие дневники Уэллса с ценными научными исследованиями русского острова и даже геологическую коллекцию. Американец время даром не терял.
Арестовав "промышленников" и приняв их вместе со скарбом на борт, "Красный Октябрь" 23 августа снялся с якоря и вновь отправился в опасный путь к родным берегам. Только 3 октября канонерка добралась до мыса Дежнева. Там была вовремя обнаружена арестованная канадская шхуна. Кончился уголь. Шхуну разобрали на доски, что позволило кораблю обогнуть мыс, принять угольные запасы зимовщиков и перейти в бухту Провидения.
На посту у мыса Дежнева тихоокеанцы допросили еще одного американца - "геолога" Карпене, проживавшего там вместе с чукчами. Он им показал следы пребывания на советской земле экипажа крейсера "Беер": астрономический знак и времянки... Арестантов высадили и направили на Аляску.
А 23 октября "Красный Октябрь" успешно выполнив правительственную задачу, благополучно прибыл во Владивосток. Ему была устроена торжественная встреча. В честь этого героического похода экипаж канонерской лодки "Красный Октябрь" 30 июля 1925 года был награжден Почетным революционным Красным Знаменем ВЦИК СССР. А через два месяца, в связи со смертью Б. Давыдова, кораблю было присвоено его имя.
4 ноября 1924 года правительство СССР направило официальному Вашингтону специальный меморандум, где обратило внимание американских властей "на нарушение территориальных прав Союза со стороны иностранцев, находящихся у северного побережья Сибири", и потребовало от них впредь строго руководствоваться "общими принципами международного права и договорными обязательствами".