0
13612
Газета История Интернет-версия

28.07.2000 00:00:00

Ленд-лиз для ВМФ СССР

Владимир Краснов

Об авторе: Краснов Владимир Никитич - кандидат военно-морских наук, старший научный сотрудник Института истории естествознания и техники Российской академии наук, капитан 1 ранга в отставке.

Тэги: лендлиз


Такие американские тральщики типа YMS поставлялись Советскому Союзу по ленд-лизу в годы Великой Отечественной войны.
Фото из архива автора
После окончания Второй мировой войны в угоду политической конъюнктуре долгие годы существовала (да и отчасти продолжает существовать) определенная предвзятость в оценке союзнической помощи в годы войны. Немногочисленные, в основном журнальные и газетные статьи, имевшие, как правило, фрагментарный характер, давали необъективную оценку полученным Советским Союзом по ленд-лизу военной технике и материалам. При этом не оговаривалось, что некоторых доставленных весьма необходимых видов техники и вооружений вообще не было в Советской Армии и Военно-морском флоте (радиолокации, гидролокации, неконтактных тралов, многоствольных бомбометов и др.), отдельные же виды военной продукции, полученные по ленд-лизу, превышали по объему аналогичные, изготовленные советской промышленностью, или составляли большой удельный вес.

В частности это относится к автомобилям и тягачам (см. НВО #31, 1999 г.), а также к паровозам и вагонам. В составе советских ВВС, действовавших на фронтах Великой Отечественной войны, находилось более 15% самолетов, полученных от союзников по ленд-лизу.

Ощутимо пополнился импортными кораблями и судами, различным вооружением и техникой советский флот. Так, в результате ленд-лизовских поставок количество сторожевых кораблей на Тихоокеанском флоте в 1945 г. по сравнению с началом войны увеличилось в 4-5 раз. Число тральщиков в составе ВМФ СССР увеличилось вдвое. Северный флот, на котором в июне 1941 г. было всего два торпедных катера, к 1945 г. пополнился 47 американскими катерами типа "Воспер" (А-1), "Хиггинс" (А-2) и ЭЛКО (А-3). Из США в 1943-1945 гг. поступило 43 десантных судна специальной постройки, которых советский флот фактически не имел, хотя потребность в них была велика (более 100 десантных операций разного масштаба провел флот в годы войны).

К сожалению, основная масса кораблей по ленд-лизу прибыла в СССР лишь в 1944-1945 гг., на завершающем этапе войны.

Количество

Первые предложения союзников о поставке кораблей и катеров относятся к сентябрю 1941 г., когда глава советской военной миссии в Великобритании контр-адмирал Николай Харламов в письме начальнику управления кораблестроения ВМФ инженеру-контр-адмиралу Николаю Исаченкову сообщил, что "фирма "Канадиан пауэрс бот компани" предлагает изготовить для СССР 100 торпедных катеров, по 25 катеров ежемесячно. Это предложение стало предпосылкой для заказа и поставки в Советский Союз 202 торпедных катеров.

По английской лицензии американскими фирмами "Аннаполис яхт ярд" и "Хершов" в Бристоле и Комдене строились катера типа "Воспер" конструктора Скотт-Пейна. Они отправлялись в СССР в собранном виде. Фирма "Электрик бот компани" (ЭЛКО), не имевшая права продавать Советскому Союзу готовые катера, поставляла полные комплекты частей корпусов и механизмов, а также технические средства и необходимую документацию. В СССР на судостроительном заводе с участием американских специалистов производилась сборка катеров. Торпедные катера типа "Хиггинс" строились в Новом Орлеане. В Советском Союзе торпедные аппараты на этих катерах заменялись отечественными.

Тактико-технические данные трех типов американских торпедных катеров были весьма близки: водоизмещение - 45-50 т, скорость полного хода - 36-39 узлов, дальность плавания - 420-450 миль; торпедное вооружение - два аппарата 533-мм калибра, артиллерийское - 20-мм зенитный автомат типа "Эрликон". Экипаж катера составлял 11-14 человек (по штату ВМФ СССР).

В Советский Союз торпедные катера доставлялись морем на транспортных судах.

На торговых судах в СССР было доставлено 60 деревянных сторожевых катеров типа "RPC" и "РТС" водоизмещением 27 т. У американцев они использовались для спасения экипажей самолетов, сбитых в прибрежных районах моря. В советском флоте их отнесли к малым охотникам типа "МО-1", хотя гидроакустической аппаратуры для поиска подводных лодок они не имели.

Большие охотники типа "SC" (по советской классификации типа БО-2) строились на 26 верфях США. Корпус охотника деревянный. Водоизмещение - 126 т, скорость полного хода - 17 узлов. Артиллерийское вооружение включало 40-мм пушку типа "Бофорс" и три 20-мм автомата типа "Эрликон". Имелась радиолокационная и гидролокационная техника.

Для таких небольших кораблей длительный переход через штормовую Северную Атлантику был весьма нелегким и опасным делом. Тем не менее принятые советскими экипажами большие охотники своим ходом преодолевали океан, показывая образцы морской выучки и стойкости. Всего ВМФ СССР получил 78 больших охотников (СФ-36, ТОФ-32, БФ-4, ЧФ-6). На Черное и Балтийское моря корабли доставлялись по внутренним водным путям.

Поставка тральщиков, которые особенно нужны были флоту, началась с кораблей типа "АМ" ("амики"), строившихся на верфях Тампа, Вильяметте, Мадисонвилла и Лорейна. Тральщики имели стальной корпус. Водоизмещение - 914 т, скорость полного хода - 13,5 узлов, дальность плавания - 7000 миль. Главным вооружением корабля являлся электромагнитный трал типа "LL" (ЛЛ), которых практически не было в советском флоте, а также два акустических трала и контактный подсекающий типа "Оропеза". Противолодочный комплекс включал два бомбосбрасывателя, два бомбомета и гидролокационную станцию. Тральщик был оснащен радиолокационной аппаратурой.

Из 34 полученных по ленд-лизу тральщиков типа "АМ" в состав Северного флота вошло 10, в состав Тихоокеанского - 24.

По ленд-лизу было получено 43 тральщика типа "YMS" (УМС). Они имели деревянный корпус, были маломагнитными и малошумными, оснащались комплектами новейших для того времени контактных и неконтактных тралов, радиолокационной и гидроакустической аппаратурой. Их водоизмещение - 345 т, скорость полного хода - около 13 узлов, дальность плавания - 2030 миль. Артиллерийское вооружение включало одну 76,2-мм пушку и два 20-мм автомата.

Основная масса кораблей, предназначенных для Тихоокеанского флота, передавалась американцами советским морякам на военно-морской базе Колд-Бей (юго-западная оконечность полуострова Аляска). Общее руководство обучением экипажей и передачей кораблей возглавлял командир военно-морского отряда "3294" (подразделение "Хула-2") капитан Вильям Максвелл. С рядом технических устройств, прежде всего с радаром и гидролокатором, а также с автоматизированной системой управления электромагнитного трала советские моряки знакомились впервые. Обучение велось в учебных кабинетах на берегу, а затем непосредственно на кораблях. Всего в Колд-Бее было подготовлено 12 400 офицеров и матросов советского флота.

В приемке от американцев одного из таких тральщиков "YMS-287" (Т-611) в Колд-Бее участвовал автор этих строк, которому довелось в течение четырех лет служить на корабле сначала командиром артиллерийской и минно-торпедной боевой части, (БЧ-2-3) а затем штурманом (БЧ-1), являвшимся одновременно на таких тральщиках помощником командира.

Англия передала Советскому Союзу в 1942-1944 гг. 10 тральщиков типа "MMS" (ММС) водоизмещением 260 т, оборудованных электромагнитным и акустическим тралами. Приемка кораблей осуществлялась в Мурманске и Архангельске.

В состав Тихоокеанского флота вошли переданные по ленд-лизу от США 28 фрегатов типа "PF" или "Такома" (по советской классификации типа "ЭК" - эскортные или сторожевые корабли). Это были довольно крупные корабли. Их водоизмещение около 2300 т, скорость полного хода более 19 узлов. Фрегат был вооружен тремя 76,2-мм орудиями, двумя 40-мм пушками "Бофорс" и девятью 20-мм автоматами "Эрликон". На палубе размещались два бомбосбрасывателя и девять бомбометов. Имелась гидролокационная станция и несколько радиолокационных установок. Экипаж состоял из 195 человек.

Качество

О качестве кораблей, поступивших по ленд-лизу, и их роли в боевых операциях советского флота можно судить из письма вице-адмирала Елисеева в наркомат внешней торговли СССР от 5 июня 1945 г.: "Необходимо отметить, что поступившие от союзников корабли в значительной мере обеспечили деятельность флота. Тральщики, охотники за подводными лодками и торпедные катера успешно действовали в соответствии со своим назначением".

За счет поставок из США особенно пополнился Тихоокеанский флот. Это диктовалось обязательством СССР, данным на Ялтинской конференции трех держав, вступить в войну с Японией не позже трех месяцев после победы над Германией. С весны 1944 г. до сентября 1945 г. советскими командами на военно-морской базе Колд-Бей было принято 215 кораблей общей стоимостью 228 млн. долл. (в ценах 1946 г.).

Принятые там корабли несколькими группами переходили в Петропавловск-Камчатский, а оттуда - к местам постоянного базирования. Многие из них приняли участие в боевых действиях против Японии. Несколько импортных кораблей, отличившихся в боях, стали гвардейскими.

Авиация ВМФ за годы войны получила по ленд-лизу от США и Великобритании 2158 боевых самолетов различных типов. От отечественной промышленности за этот период в морскую авиацию поступило 6877 самолетов. Доля импорта составила таким образом 31,3%.

Кроме кораблей и самолетов ВМФ СССР получил от союзников много другой техники и запасных частей. Так, из Англии для советского флота было отправлено 555 радиолокационных станций различного назначения, а из США - 641. Поставки радиолокационной техники являли собой особенно ощутимую помощь: в начале войны корабельный состав флота имел единственную радиолокационную станцию, установленную на черноморском крейсере "Молотов".

Англия передала Советскому Союзу для флота 329 гидролокаторов типа "Асдик". "Полученные нами ультраакустические приборы (гидролокаторы. - В.К.) резко отличались в лучшую сторону от подобных наших станций" - так оценивал эту технику заместитель начальника Управления связи ВМФ СССР инженер-капитан 1 ранга Гусев.

Союзники снабдили советский флот большим количеством судовых моторов и генераторов. Ими были оснащены более одной трети всех боевых катеров флота.

Освоение советским флотом принятых от союзников кораблей и образцов военно-морской техники в определенной - а в ряде случаев значительной - мере помогло нашим конструкторам внести существенные коррективы в уже созданные и еще разрабатываемые проекты кораблей.

Изучение американских катеров позволило создать отечественный катер проекта 201, отличавшийся высокой мореходностью, эффективной системой управления, хорошей обитаемостью и лучшим вооружением.

Новые советские тральщики стали оснащаться электромагнитными тралами, по параметрам близкими к американским и английским тралам типа "LL". На тральщиках появились гидролокаторы, которые можно было использовать как для поиска подводных лодок, так и для обнаружения мин. На вооружение противолодочных кораблей поступили многоствольные бомбометные установки по типу бомбометов "Хеджехог".

По опыту союзников в ВМФ СССР внедрена для внутриэскадренной связи надежная и удобная радиостанция УКВ-диапазона типа американской "MN". Она позволяла вести переговоры командирам и вахтенным офицерам кораблей, идущих в походном ордере, не прибегая к помощи радиста.

С учетом опыта американцев в ВМФ СССР в первые же послевоенные годы были разработаны тренировочные комплексы для отработки противолодочных команд (например, комплекс "Атака"). На них командир корабля, вахтенный офицер и гидроакустик вырабатывали навыки поиска ПЛ, поддержания с ней гидроакустического контакта, ее атаки и уничтожения. При этом создавались условия, весьма близкие к реальным.

Имели место и другие новшества, появившиеся на советских кораблях в результате изучения и освоения вооружения и техники, полученных от союзников по ленд-лизу.

Безусловно, решающую роль в победе над Германией сыграла военная продукция отечественной промышленности. В то же время нельзя необъективно принижать и значение союзнической помощи СССР по ленд-лизу, в том числе и для советского флота.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Наука может спасти ВПК, но спасет ли это страну

Наука может спасти ВПК, но спасет ли это страну

Андрей Ваганов

Высокие технологии в России рассматриваются прежде всего в плане создания новых типов вооружений

0
406
Президент Белоруссии призвал серьезно готовиться ко второй волне эпидемии COVID-19

Президент Белоруссии призвал серьезно готовиться ко второй волне эпидемии COVID-19

0
178
Транзит газа по газопроводу «Ямал–Европа» упал до десятой части от пропускной мощности

Транзит газа по газопроводу «Ямал–Европа» упал до десятой части от пропускной мощности

0
666
Минэнерго оценивает профицит на мировом рынке нефти в 7–12 млн барр. в сутки

Минэнерго оценивает профицит на мировом рынке нефти в 7–12 млн барр. в сутки

0
232

Другие новости

Загрузка...
24smi.org