0
4746
Газета История Интернет-версия

09.02.2001 00:00:00

Рапорты по-суворовски

Тэги: Суворов, Измаил


Во второй мировой войне огромное число красноармейцев погибло при лобовых атаках хорошо укрепленных позиций противника без достаточной поддержки огневыми средствами; причем тысячи таких атак, унесшие сотни тысяч жизней, не вызывались большой необходимостью. Говорят, что такое пренебрежение к человеческой жизни - следствие тоталитарной системы. Но и в годы Первой мировой войны российская армия понесла большие потери в аналогичных ситуациях. О "человекорасточительном" образе действий российской армии в Первой мировой войне свидетельствуют и сочинения германских авторов, и, например, послание Николаю II от 28 членов Госдумы и Госсовета (ноябрь 1916 г.), в котором говорилось: "Принцип бережливости людской жизни не был в должной мере воспринят нашей армией и не был в ней достаточно осуществлен".

Если принять за основной именно этот критерий, то кое-какие моменты в российской военной истории придется существенно уточнять. Прежде всего устоявшиеся восторженные оценки некоторых даже очень громких побед, одержанных в прошлом, и действий отдельных полководцев, в том числе снискавших славу и почет.

Могут возразить: война есть война, на ней были, есть и всегда будут человеческие потери. Да, были и будут. Речь о другом: была ли возможность, если не предотвратить их, то хотя бы уменьшить, и как этой возможностью воспользовался тот или иной командующий, направлявший вверенные ему войска в бой.

КРЕПОСТЬ И ЕЕ ПАРАМЕТРЫ

Рассмотрим с этой точки зрения такое общеизвестное историческое событие, как победоносный штурм Измаила армией Александра Суворова. Существующая до сих пор официальная версия штурма крепости основана на реляции Суворова от 21 декабря 1790 г., данные которой многие подвергают сомнению. И вот почему.

Официальная версия: осаждавших - 31 тыс. при 600 орудиях (15 тыс. - казаки). Осажденных - 35 тыс., имевших более 200 орудий. Крепость считалась неприступной, гарнизон - лучшая часть турецкой армии. Суворов направлен к Измаилу в качестве командующего, когда бывшие там генералы уже решили снять осаду. Штурм - превосходный. Убито 26 тыс. турок, 9 тыс. пленены. Потери русских убитыми - то ли 1880 (по донесению Суворова), то ли 4 тыс. Этот штурм был одной из двух грандиозных побед российских войск, ведомых Суворовым (вторая - разгром главных сил турецкой армии в сражении при Рымнике), которые и определили победоносный для России исход Русско-турецкой войны 1787-1791 гг.

Позднейший анализ исторических материалов приводит к выводу, что Суворов послал не вполне объективную информацию.

Реальные размеры Измаила - протяженность его внешних оборонительных сооружений - больше соответствовали численности гарнизона в 5-7 тыс., чем в 35 тыс. человек. В дореволюционных изданиях и на картах XVIII-XiX вв. Измаил изображался как крепость площадью не более 350 тыс. кв. саженей, т.е. около 1,5 кв. км. Находящиеся в длительной осаде войска, люди чувствуют себя достаточно сносно, если их - не более чем 10 тыс. на 1 кв. км занимаемой территории. Согласно рапорту Суворова, после штурма Измаила в нем обнаружено 5820 мирных жителей немусульман и 3 тыс. мусульманских женщин и детей. При бомбардировке, предшествовавшей штурму, и во время него погибло много мирных жителей. Значит, всего мирных жителей должно было быть тысяч десять. И гарнизон вряд ли существенно превышал 5 тыс. человек, если вообще превышал.

ЧИСЛЕННОСТЬ ГАРНИЗОНА

По данным русской разведки, основанным, вероятно, на сообщениях перебежчиков, число оборонявшихся было до 9 тыс. человек (при 100 орудиях), но люди имеют склонность к преувеличению, к тому же турки всегда намеренно завышали свою численность, а эти перебежчики могли быть специально подосланы.

В рапорте Суворова от 13 декабря сказано о захвате до 200 знамен противника. В реляции от 21 декабря - о 345 знаменах. Но даже если это соответствовало действительности, то что такое турецкое знамя? В заметках английского путешественника Вильяма Витмана, побывавшего в Турции, Сирии и Египте в 1799-1801 гг., о знаменах сказано (перевод - по тогдашнему русскому изданию): "Всякий паша имеет свой штандарт или бунчук; каждый дервиш, или поп, имеет свое священное знамя, обыкновенно зеленого цвета. В каждой роте, из тридцати человек состоящей (в немецком издании - "из 25 или 30". - В.Г.), есть особливое знамя, или значок. У арнаутов оных еще более... Турки уверены, что большое число знамен устрашает неприятеля". А янычары "не очень храбро" защищают свои знамена. Если в Измаиле было даже 350 знамен, то вряд ли гарнизон превышал 7 тыс. человек, ведь на случай потери знамен должен был существовать их запас.

Турки пассивно вели кампанию 1790 г., и гарнизон Измаила, видимо, не слишком увеличился по сравнению с первой половиной 1790 г., когда его численность считалась не очень большой. Например, по сообщениям разведки, в мае в Измаиле было войска с жителями до 5 тыс. чел. (возможно, подразумевались не все жители, а лишь потенциальная численность ополчения).

Для сравнения - численность турецкого гарнизона Измаила в 1809 г. (когда русские под командованием генерал-лейтенанта Засса снова захватили город) определялась российскими авторами в 4,5 тыс. (тогда после бомбардировки крепости гарнизону дали возможность капитулировать и уйти за Дунай). В 1790-1791 гг., 1809-1812 гг. численность русского гарнизона Измаила, видимо, не превышала 4 тыс. Перед войной 1853-1856 гг., когда Измаил принадлежал России, оптимальная численность гарнизона определялась в 5 тыс. (к этому времени площадь крепости уменьшилась примерно на 1/5-1/4, но зато выселили мирных жителей, так что она была чисто военным объектом размером чуть более 1 кв. км). Кстати, в 1826 г., по официальным российским данным, вооружение русской крепости Измаил состояло из 102 орудий.

Число осаждавших крепость, вероятно, превышало 31 тыс. Некоторые российские авторы XIX в. определяли его как "до 40 тыс". Но численность лишь регулярных войск у Измаила по штату должна была превышать 40 тыс. Правда, во время войны реальная численность часто бывает существенно меньше штатной, но армии Потемкина (участвовавшие в войне с Турцией) постоянно получали подкрепление, и, судя по некоторым документам, осенью 1790 г. регулярные войска Потемкина имели некомплект в среднем в размере лишь 1/5 от штатной численности. Так что, возможно, численность только регулярных войск под Измаилом превышала 30 тыс., а вместе с иррегулярными (казаками и волонтерами) армия Суворова могла достигать 50 тыс.

ПОСЛЕ УЛЬТИМАТУМА

7 декабря Суворов предъявил ультиматум, требуя немедленной сдачи крепости. Судя по русскоязычному переводу ответного письма коменданта крепости, тот попросил отсрочку на 10 дней, чтобы согласовать данный вопрос с великим визирем, и укорял русских за то, что они ведут себя крайне агрессивно в то время, как визирь приказывает своим не тревожить их; и вообще, мол, уже давно идут переговоры о мире, так зачем русские атакуют? С учетом того, что визирь в 1790 г. вел себя крайне миролюбиво, Измаил, быть может, капитулировал бы, как и несколько крепостей до этого.

7 декабря очередной перебежчик (возможно, специально подосланный) показал, что в крепости - 14 тыс. вооруженных людей (большинство - плохо вооруженные). Этой информации было достаточно, чтобы российский генералитет предложил Суворову либо отказаться от штурма крепости, продолжить блокаду и дождаться, когда турки сами капитулируют (у них уже были проблемы с продовольствием, мясом питалась лишь знать), либо получить разрешение на штурм от Потемкина, так как неизбежна гибель тысяч российских солдат.

Потери российских войск при штурме Измаила - вероятно, самые тяжкие разовые потери за всю историю русско-турецких войн. По данным российских историков XIX в., убито и ранено более 60% офицеров (при том, что не все из них должны были непосредственно участвовать в штурме). Некоторые части потеряли убитыми и умершими от ран более половины нижних чинов. По оценке полковника Ланжерона, участника штурма (награжденного золотой шпагой), убиты или умерли от ран более 8 тыс. (неясно, посчитал ли он казаков). 12 декабря генерал-майор Михаил Кутузов (удостоенный ордена Георгия III степени и произведенный в генерал-поручики) писал жене: "Век не увижу такого дела. Волосы дыбом становятся... Ввечеру приехал домой, как в пустыню... Кого в лагере не спрошу, либо умер, либо умирает... Корпуса собрать не могу, живых офицеров почти не осталось". Впечатление такое, что Суворов в Измаиле действительно положил целую армию - только не турецкую, а русскую.

Потерь было бы еще больше, если бы значительная часть гарнизона не капитулировала после того, как турецкие силы были рассечены наступавшими, лишились общего управления и их командиры осознали, что битва проиграна. Кстати, о пленных. В реляции от 21 декабря сказано о 9 тыс. (из них 2 тыс. умерли от ран). Но 16 декабря Суворов сообщил, что пленных - "более 3 тыс.". А 17 декабря рапортовал, что пленных мужского пола - 5943; женского пола - 1520. Ясно, что к пленным Суворов причислил и мирное мусульманское население.

Соотношение потерь, очевидно, не 1:15, а ближе к реалистическим 3:1-6:1; естественно, при более значительных потерях у наступавших. Турки и татары ведь неплохо стреляли (после сражения у Кинбурна Суворов требовал: "Офицерам обучать прилежно солдат скорострельной пальбе... множество пуль пропадает напрасно... постыдно нам, что варвары стреляют цельно и пуль своих напрасно не тратят"). Крепость вряд ли заслуживала титулов "одна из лучших в Европе" и "неприступная", а заявление, которое якобы какой-то турок сделал какому-то русскому: "Скорей Дунай остановится в своем течении, и небо упадет на землю, чем сдастся Измаил", известно лишь по сочинениям российских авторов.

ХВАЛУ ВОЗДАВАЛИ, НО ВОЕВАЛИ ПО-СВОЕМУ

Суворов, как считают, хотел получить за Измаил звание фельдмаршала, однако Екатерина присвоила ему лишь почетное звание подполковника лейб-гвардии Преображенского полка. Более того, Суворова просто убрали из действующей армии и отправили для исследования способов укрепления границы со Швецией. Фельдмаршалом он стал только после подавления польского восстания.

Любопытно, что признание побед Суворова "великими" было во многом импортировано в Россию с Запада. За несколько лет с 1795 г. (или с 1793 г.) на Западе было издано два десятка сочинений о "величайшем русском полководце" и его победах. Первые российские книги, восхвалявшие полководческие таланты Суворова, - переводные. А часть российской элиты вообще противодействовала признанию особых заслуг Суворова - от проволочки в несколько лет с приемом его в Московское дворянское собрание (его приняли лишь после награждения Екатериной II за победу у Кинбурна) до попыток Павла I внедрять прусские порядки вместо суворовских.

"Реклама Суворова" сработала. В 1799 г. по требованию Австрии он был назначен главнокомандующим союзных войск в итальянском походе против французов. Впоследствии австрийцы, кажется, сильно пожалели об этом. Полковник Генштаба и профессор Мышлаевский в 1901 г. отметил отличие Суворова от австрийских полководцев: "Австрийцы недолюбливали больших потерь в сражениях и, замечая громадную убыль убитыми и ранеными, предпочитали "своевременное отступление"; Суворов слов ретирада и отступление вовсе не признавал и, наоборот, придерживался того взгляда, что назначение каждого из нас в том именно и состоит, чтобы лечь костьми, но победить".

При множестве германских изданий о "гениальном Суворове" сами немцы продолжали воевать по-немецки, а не по-суворовски. Восхваление немецкими авторами и издателями штурма Измаила, основанного на идее - "Идите смело на бастионы противника, ничего не бойтесь, и тогда ваши потери будут намного меньше потерь обороняющегося неприятеля", - не изменило немецкой стратегии и тактики, основанных на максимально возможном сбережении своих людских ресурсов, минимизации "кровавых потерь", достижении успехов не через войну на уничтожение чужих и своих армий, а через умелое маневрирование и принуждение противника к капитуляции.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
820
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1099
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
869
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
710

Другие новости