0
2624
Газета История Интернет-версия

16.02.2001 00:00:00

Прорыв считался невозможным

Тэги: французы, Зигфрид, Польша


В мировой практике до 1940 г. еще не было случая организации и осуществления прорыва оперативного масштаба столь сильно укрепленной оборонительной полосы, как линия Маннергейма, к тому же в условиях необычайно суровой и снежной зимы.

Осенью 1939 г. французы не рискнули наступать против линии Зигфрида, хотя основные силы германской армии были тогда задействованы в Польше. Немцы восемь месяцев простояли у линии Мажино и затем, в июне 1940 г., обошли ее через Бельгию. Однако ждать или обходить линию Маннергейма у Красной Армии ни времени, ни возможности не было.

РЕКОГНОСЦИРОВКА

В ходе подготовки наступательной операции командование Северо-Западного фронта долго решалось: где, на каком направлении нанести главный удар. В качестве возможных вариантов рассматривались: восточное направление - Кексгольмское, центральное - на ст. Антреа и западное - Выборгское.

Командарм 1 ранга Семен Тимошенко объехал весь Карельский перешеек. Командующий фронтом знакомился с местностью, изучал оборону финнов, вел беседы в штабах и на передовой. В конечном итоге Тимошенко принял решение нанести главный удар на Выборгском направлении, основываясь на следующих оперативно-стратегических и тактических соображениях:

- прорыв на этом участке мог обеспечить благоприятные условия для успеха всей фронтовой операции, поскольку создавал предпосылки для уничтожения на Карельском перешейке главной группировки противника;

- овладение Выборгом нанесло бы колоссальный моральный и материальный урон финским войскам, поскольку он представлял собой второй политический, экономический и военный центр Финляндии. С утратой города лишалась смысла оборона всего Карельского перешейка;

- на Выборгском направлении более обжитая территория, здесь значительно больше дорог и меньше озер, поэтому здесь легче, как предполагалось, будет вести наступление с использованием техники, чем по бездорожью, через леса, озерную и заболоченную местность. Участок фронта на этом направлении был лучше, чем другие, освоен нашими войсками, имел развитую сеть путей. Это облегчало и лучшее устройство нашего тыла.

Наконец, направление главного удара было выбрано и с тем расчетом, чтобы обеспечить возможность полностью использовать имеющиеся у Красной Армии мощные средства разрушения, развернуть массу войск и обеспечить им большую свободу боевых действий в глубине.

И хотя по силе укреплений противника Выборгское направление было наиболее мощным, оперативно-стратегические преимущества покрывали все тактические невыгоды и давали уверенность в решительном успехе именно на этом направлении.

Главный удар было решено нанести в полосе 50-го стрелкового корпуса, в первом эшелоне которого находились

100-я и 123-я сд, причем основные усилия предполагалось массировать в полосе наступления 123-й сд.

УЧАСТОК ГЛАВНОГО УДАРА

Корпусу предстояло прорывать оборону финнов в районе так называемых Хотиненского и Межболотного узлов сопротивления главной оборонительной полосы линии Маннергейма. Что же представляли собой местность и укрепления финнов на направлении главного удара?

Густой лес, покрывавший всю полосу наступления корпуса, был занесен снегом, почти не имел пригодных для прохождения техники дорог и был настолько труднодоступен, что для движения требовалось прорубать просеки. Незамерзающие болота или плохо промерзающие озера были труднодоступны для пехоты и являлись танковыми ловушками.

На правом фланге передний край противника упирался в болото Мунасуо, недоступное для бронетехники как в летнее, так и в зимнее время. Через это болото был прорыт противотанковый ров с водой. Здесь же были поставлены проволочные заграждения в несколько рядов. Все болото простреливалось перекрестным огнем из дотов и дзотов, сооруженных на его восточном и западном берегах.

От болота Мунасуо на запад вдоль переднего края тянулась роща, получившая название "Молоток" за ее форму. Все подступы к ней с юга прекрасно просматривались и простреливались из рощи, но с нашей стороны просматривалась только ее южная опушка. При наблюдении с гребня высоты 65,5 все подступы к переднему краю были видны буквально как на ладони. Поэтому высота 65,5, естественно, была опорным пунктом обороны финнов на этом участке.

К западу от высоты 65,5 на протяжении 700 м с севера на юг, к водосливу, вытягивалась возвышенность в виде длинной ленты шириной от 50 до 200 м. Ее назвали "Язык". Она так же, как и высота 65,5, являлась командной на этом участке, и с ее гребня все подступы с юга хорошо просматривались на расстоянии до 1 км. Естественно, что высота "Язык" стала вторым опорным пунктом на этом участке.

Далее передний край упирался в юго-восточную часть озера Сумма-Ярви. По ширине оно составляет около 600 м, а с юго-востока на северо-запад - около 1 км. Лед на озере не выдерживал тяжелой техники. Пехота могла бы пройти через озеро, но оно простреливалось огнем из дотов, расположенных на высоте "Язык", на западном берегу оз. Сумма-Ярви и на безымянных высотах, находящихся к северо-востоку и северу от озера. Северные высоты являются как бы воротами, закрывающими проход через Сумма-Ярви. Через все озеро проходила проволока в несколько рядов.

Такие условия местности существенно затрудняли организацию и осуществление прорыва обороны противника в полосе корпуса и требовали исключительно детального учета каждого элемента местности, укреплений и препятствий.

ОГНЕВЫЕ СООРУЖЕНИЯ

Располагавшиеся на участке прорыва доты Хотиненского и Межболотного узлов сопротивления были мощными пулеметно-пушечными железобетонными сооружениями, с бронекуполами, нередко общей длиной до 100 м, с гарнизоном до 100 человек. Стены и крыши дотов были толщиной до 2 м. Как правило, передние стенки прикрывались гранитной присыпкой до восьми метров толщиной; сверху была насыпь также из гранитных камней и земли. Такая маскировка придавала доту вид небольшого холма. Ряд дотов до начала наступления разведкой так и не был обнаружен. Помимо дотов противник располагал значительным количеством дерево-земляных- гранитных огневых точек, подавление которых требовало прямого попадания снаряда калибром не менее 152 мм.

В ходе подготовки к нанесению главного удара была проведена заблаговременная артиллерийская и авиационная обработка позиций противника, основными целями которой предусматривалось разрушение и подавление дотов и дзотов.

Чтобы понять, каких усилий требовало разрушение и подавление дотов, следует привести расход снарядов и результаты стрельбы на разрушение хотя бы по некоторым долговременным огневым сооружениям в полосе наступления 50-го ск, действовавшего на направлении главного удара.

Например, по доту # 0031 было израсходовано снарядов: 203 мм - 1043 шт., 280 мм - 116 шт. При этом наблюдалось попаданий: 203-мм снарядов - 115, 280-мм - 15. Результат - при прорыве дот сопротивления не оказал.

По доту # 0011 (о нем речь еще пойдет ниже) израсходовано 1 тыс. 322 снаряда 203- и 280-мм гаубиц и мортир. Зафиксировано 62 попадания. Однако несмотря и на такое значительное количество прямых попаданий, результаты оказались весьма скромными - снесены два бронекупола из трех и лишь частично поврежден восточный каземат.

И это только два примера. В среднем же на подавление одного дота расходовалось более тысячи снарядов артиллерии крупного калибра (203 и 280 мм).

11 февраля 1940 г. в 9.40 грохот тысяч орудий и минометов возвестил о начале решающего исход войны наступления Красной Армии. Артиллерийская подготовка длилась два часа двадцать минут. Особенно она удалась в отношении живой силы противника, понесшего большие потери во время ложных переносов огня, когда финны выбегали из укрытий на огневые рубежи и позиции и попадали под внезапный массированный огонь артиллерии РККА.

В 12.00 началась атака пехоты и танков. Сигналом для броска в атаку послужили перенос артиллерийского огня в глубину обороны и сигнальные ракеты командиров стрелковых дивизий и полков. Артиллерия прикрыла бросок в атаку огневым валом.

В 123-й сд (245, 255, 272-й сп), в нарушение всех правил и наставлений, пехота 245-го сп с танками прижалась к огневому валу почти на 100 м и сумела достичь высоты 65,5 так быстро, что противник не смог противодействовать атаке организованным огнем. Тотчас же штурмовые группы блокировали доты # 006 и # 008. Временами пехотинцы 245-го сп переходили в рукопашные схватки с отчаянно сопротивлявшимся противником. К 14.00 полк частично овладел рощей "Молоток" и полностью высотой 65,5.

"ПРОГРЫЗАНИЕ" ОБОРОНЫ

Дальнейшая атака носила характер прогрызания обороны мужественно сопротивляющегося противника с выдвижением из глубины штурмовых групп на блокировку дотов. Пришлось преодолевать очередной противотанковый ров, а также все время вести борьбу с уцелевшими дотами и дзотами, фланговый огонь которых сильно мешал развитию атаки. К 22.00 на этом направлении части 245 сп овладели полностью рощей "Молоток" и углубились на 300 м севернее высоты 65,5. Во время атаки танки поддерживали штурмовые группы и пехоту огнем в упор по амбразурам и подвозили пехоту на бронесанях.

Успех атаки соседнего 255-го сп был меньшим ввиду того, что пехота отстала от огневого вала на 300 м. Противник выиграл несколько минут и смог открыть организованный огонь, чем и замедлил темп атаки, в частности, при преодолении особо сильных препятствий и движении по глубокому снегу.

Только захват 245-м сп высоты 65,5 с дотом # 006 и ближайшими дзотами позволил 255-му полку продвинуться несколько вперед и блокировать дот # 0011.

Однако дальнейшему прогрызанию обороны противника мешал огонь из дотов # 0011, 0010 и из дотов и дзотов в 500 м севернее и северо-западнее высоты "Язык" и юго-восточного берега оз. Сумма-Ярви.

Атака 100-й сд, наступавшей на левом фланге 50-го ск, была не столь удачной. Отставшая от огневого вала пехота сразу же попала под сосредоточенный фланговый огонь противника всех видов и с большим трудом смогла частично преодолеть проволочные заграждения и противотанковый ров. Особенно сильный огонь был из дота и ближайших опушек леса; атакующие остановились и залегли. Были сделаны попытки ввести в бой вторые эшелоны, но и это не увенчалось успехом. В результате в первый день прорыва части 100-й сд имели ничтожный успех - лишь частично преодолели проволочные заграждения, местами противотанковый ров, но дальше продвинуться не могли из-за мощного организованного огня противника, подавить который артиллерия не смогла.

Значительно успешнее развивались события в полосе 123-й сд. Полки дивизии прорвали железобетонный пояс противника на глубину до 1200 м и вышли на рубеж: северная опушка рощи "Молоток", на 300 м севернее высоты 65,5, северные скаты высоты "Язык". Атакующие преодолели две полосы надолб, два противотанковых рва, три ряда траншей и уничтожили 8 дотов и 24 дзота.

Помогло такому вклинению и то, что дивизия сосредоточила свои главные усилия на очень узком фронте - около 1250 м - и своевременно наращивала силу удара из глубины.

Однако трудности, с которыми встретились штурмовые группы 123-й сд при вгрызании в оборону противника, были более чем значительными.

ШТУРМ

Вот как происходил, к примеру, штурм дота # 006 (район высоты 65,5 м). Во время артподготовки штурмовая группа, состоящая из одного стрелкового взвода, одного пулеметного отделения и одного отделения саперов, была посажена на бронесани, туда же было погружено свыше 1 тыс. кг взрывчатки. Штурмовая группа имела задачу - взорвать дот # 006. Рота трехбашенных танков Т-28 на исходном рубеже прицепила сани к танкам и за две минуты до броска пехоты в атаку подошла со штурмовой группой на рубеж атаки пехоты.

Танки одновременно с пехотой в 12.00 устремились в атаку. Через пять минут они подвезли штурмовую группу на высоту 65,5 и к доту # 006, стрельбой из танковых орудий заклинив две амбразуры дота и уничтожив по дороге два противотанковых орудия. Штурмовая группа выскочила из саней прямо перед дотом # 006 и в течение нескольких минут забросала и заложила камнями амбразуры сооружения, т.е. блокировала дот. В 12.20 было взорвано 700 кг ВВ над одним из казематов. Затем саперы уложили внутрь другого каземата дота еще 300 кг ВВ, взорвали заряд и полностью вывели дот из строя.

Не менее драматично развертывался штурм дота # 0011. Дот представлял собой мощное оборонительное сооружение 95 м длиной с гарнизоном до роты, имел два каземата (с 3 пулеметами) в восточной оконечности и два каземата (с 3 пулеметами и рядом пушечную площадку) - в западной оконечности.

Здесь две штурмовые группы, атаковавшие вместе с пехотой, пытались приблизиться к доту # 0011, но у надолбов попали под столь сильный фланговый огонь, что вследствие потерь не смогли наступать дальше.

Тогда командир отдельного саперного батальона, руководивший организацией захвата и уничтожения дота, выдвинул находившуюся в резерве третью штурмовую группу. Артиллерийские снаряды столь сильно перепахали землю вокруг дота, что образовалось значительное количество глубоких и широких воронок с обрамляющими их кольцевыми возвышенностями из земли и камней. Эти насыпи существенно ограничивали обстрел из дота. Мертвыми пространствами и воспользовалась третья штурмовая группа, состоящая из пехотинцев и саперов. Переползая по воронкам и укрываясь за складками местности, штурмующие ползком приблизились к доту # 0011. Саперам хотя и не сразу, но все же удалось протащить через надолбы и проволоку громоздкие сани с 600 кг взрывчатки. Штурмовая группа достигла траншеи, не занятой противником, и по ней приблизилась к доту. Здесь пехотинцы и саперы, завалив дверь дота камнями, уложили и взорвали над ним 300 кг ВВ, заклинив выход. Но так как это разрушение не заставило дот замолчать, был произведен второй взрыв 300 кг ВВ под дверью дота. Однако и второй взрыв оказался неудачным - результатом явилось лишь разрушение козырька над дверью. Дот продолжал вести огонь, сильно задерживавший наступление всего 255-го сп. Такое воздействие огня дота объяснялось его мощью - из-за монолитных железобетонных стен толщиной в полтора-два метра стреляли шесть пулеметов и одно орудие. К тому же дот был расположен поперек гребня "Язык", что обеспечивало ему прекрасный обстрел подступов, прикрытых сильными препятствиями.

На третий взрыв у штурмовой группы уже не было ВВ, и ей пришлось организовать наблюдение за дотом и возвратиться в исходное положение за ВВ.

Несмотря на огонь дота, 255-й стрелковый полк сумел обойти его и захватить всю высоту "Язык". Теперь дот остался позади главных сил полка и стеснял свободу дальнейших его действий. Необходимо было уничтожить, разрушить дот, так как засыпать амбразуры было нельзя, ибо они находились над крутыми обрывистыми скатами высоты "Язык".

Командир отдельного саперного батальона организовал новую штурмовую группу в составе трех взводов саперов, одного стрелкового и одного пулеметного взводов. Для группы было приготовлено 3 тыс. 200 кг взрывчатки. Комбат приказал с наступлением темноты одному саперному взводу подвезти взрывчатку до противотанкового рва на лошадях, санями, а другому взводу саперов доставить ВВ на руках к доту. Взрывчатку пришлось тащить на руках почти семьсот метров. Третьему взводу саперов было поручено уложить взрывчатку на крышу дота и взорвать. Стрелковый и пулеметный взводы прикрывали работу саперов. Несмотря на значительные трудности, особенно при переноске ВВ на руках, к восьми утра 12 февраля 1940 г. задача была выполнена. Дот был взорван вместе с отчаянно сопротивлявшимся гарнизоном.

ВСПОМНИЛИ О ФИЗКУЛЬТУРНИКАХ

Вот так осуществлялся прорыв обороны противника в первый день наступления. В течение 12-13 февраля 1940 г.

123-я сд во взаимодействии с артиллерией, танками, инженерными войсками и авиацией расширила прорыв до 4 км по фронту и до 5-6 км в глубину, овладела и разрушила до 10 дотов и 30 дзотов. Таким образом, были созданы условия для развития тактического успеха в оперативный.

Необходимо подчеркнуть, с какой быстротой советское руководство оценило по достоинству искусство, доблесть и мужество 123-й сд. Указом Президиума Верховного Совета СССР уже 13 февраля дивизия была награждена высшей по тем временам правительственной наградой - орденом Ленина. В указе отмечалось: "...доблесть, мужество и беспредельная преданность бойцов и командиров Родине, умелое руководство боевыми операциями обеспечили 123-й стрелковой дивизии блестящую победу над врагом. Десятки укрепленных пунктов и сооружений противника захвачены и уничтожены вместе с противником".

Вспоминая о прорыве линии Маннергейма, командир 245-го сп майор Рослый отмечал: "Больной вопрос, который выявился во всех боях, - это то, что наши бойцы и командиры мешковаты, неповоротливы, плохие физкультурники, быстро выдыхаются... Мы должны добиться такого положения, чтобы было честью для каждого молодого человека в нашей стране стать хорошим физкультурником, хорошим лыжником, хорошим спортсменом. Мы должны иметь такого молодого человека, который обладал бы всеми этими качествами".

С задачей по прорыву линии Маннергейма Красная Армия справилась, как и позднее штурмом взяла города-крепости Кенигсберг, Бреслау, Познань и многие-многие другие. А вот проблема, поставленная майором Рослым в уже таком далеком 1940 г., - "добиться такого положения, чтобы было честью для каждого молодого человека в нашей стране стать хорошим физкультурником, хорошим лыжником, хорошим спортсменом", остается проблемой из проблем и для современной российской армии, и для нашего общества в целом.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
897
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1206
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
937
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
775

Другие новости