0
2933
Газета История Интернет-версия

02.03.2001 00:00:00

Морская война в Арктике

Вадим Кулинченко

Об авторе: Вадим Тимофеевич Кулинченко - ветеран-подводник, капитан 1 ранга в отставке.

Тэги: субмарины, мировые, войны, LZ127, PQ17


Две мировые войны уходящего века принесли неисчислимые беды человечеству, которые ощущаются и поныне. Основные сражения, судьбы побед и поражений в них решались на сухопутных фронтах. Но эти же войны ярко высветили и неординарную роль военно-морских флотов, взаимосвязь между войной на суше и на море. Одной из причин неудач Германии стало морское могущество ее противников. Совершенно определенные уроки из Второй мировой извлекли США, делающие основную ставку в современной войне на мощь своих военно-морских сил.

В послевоенные годы появилось немало научных трудов и художественных книг как иностранных, так и наших авторов, в которых осмысливаются морские события. Потом интерес к ним стал несколько ослабевать, и новым поколениям людей они кажутся просто интересной историей. А между тем опыт прошлого весьма поучителен и для настоящего. В свое время немцы, потерпев поражение в Первой мировой, проанализировав весь ее ход, поняли, что одной из причин поражения явилась недостаточная активность их военно-морских сил. Уже тогда они вполне оценили значение северных морских перевозок и значительно усилили внимание к изучению Арктики, непосредственно Северного морского пути.

В настоящее время интерес к этой транспортной артерии со стороны многих стран, в первую очередь США, возрастает многократно. США прилагают массу усилий, чтобы придать ему "международный статус", хотя исторически неоспоримо, что этот путь является чисто внутренним российским, пролегающим через внутренние моря России.

Кроме транспортных возможностей, Арктика привлекает многих и своими богатствами. На ее континентальном шельфе сосредоточены впечатляющие запасы нефти, газа, других полезных ископаемых. Но это уже отдельная тема.

Россия же на этом фоне выглядит далеко не лучшим образом. Государственный интерес к Арктике, ее дальнейшему освоению, к великому сожалению, резко упал, хотя, казалось бы, все должно быть, особенно сейчас, наоборот. Интересы страны в Арктике должен защищать сильный флот. Он и был самым мощным флотом страны, но... тут можно сослаться только на одну народную мудрость: "непредусмотрительный платит потом, но гораздо дороже!"

СЕКРЕТНАЯ ПРОВОДКА

Более 60 лет назад нашим Северным морским путем прошел немецкий рейдер "Коmеt", замаскированный под гражданское судно. Его провели с запада на восток три советских ледокола. Об этой отнюдь не рядовой акции мало кто наслышан у нас в России. Зато оно очень активно муссировалось в трудах военно-морских историков США, Англии, Дании и Германии в 50-е гг. с акцентом на "коварство русских". Но кто подтолкнул, вынудил к подобной акции, обычно умалчивается. Проводка стала возможной в результате сложной дипломатической игры и временного совпадения интересов руководства СССР и Третьего рейха. Как сравнительно недавно стало известно, первоначальное распоряжение включить в план транспортной операции 1940 г. секретную проводку германского корабля было дано начальнику Главного управления Севморпути Ивану Папанину лично Иосифом Сталиным, взявшим тем самым на себя всю ответственность.

С данной операцией командование ВМС Германии, обозначившее ее "Фалль Грюн" ("Нелепый случай"), связывало большие надежды, а именно намеревалось перевести на запад 35 немецких судов, застрявших в начале Второй мировой войны в портах Юго-Восточной Азии. Их можно было спасти от уничтожения или захвата военными кораблями стран антигитлеровской коалиции только путем перевода через советские арктические моря в европейские воды. Но планы так и не были осуществлены - в следующую навигацию Союз и Германия уже вели кровопролитную бойню между собой, в том числе и в Арктике.

Взоры на советскую Арктику Германия обратила еще до прихода Гитлера к власти. Уже летом 1931 г. в советскую Арктику отправилась воздушная экспедиция на лучшем тогда в мире германском дирижабле LZ-127 "Граф Цеппелин". Ее возглавил немецкий ученый доктор Гуго Эккенер. Официально полет преследовал сугубо научные цели. В течение всего перелета над Арктикой (маршрут: Берлин-Ленинград-Архангельск-Баренцево море-Земля Франца-Иосифа-Северная Земля-Таймыр-Новая 3емля-Архангельск-Ленинград-Берлин) лучшие немецкие специалисты с помощью самой современной аппаратуры фирмы "Карл Цейс" производили аэрофотосъемку.

Копий аэрофотосъемок Советский Союз так и не получил под предлогом засветки всех фотопленок во время полета. Но уже во время Великой Отечественной войны выяснилось, что германская разведка располагала результатами именно тех аэрофотосъемок в виде карт обширных пространств арктических морей. Вот такое "российское коварство", а может, простодушие нашего характера.

С приходом к власти в Германии нацистов интерес командования Кригсмарине к советским арктическим морям резко возрос. Исследования северных морей лучшими немецкими специалистами-гидрографами, гляциологами и физиками, изучавшими распространение радиоволн в высоких широтах, выполнялись в ходе "научных" плаваний под предлогом "охраны рыболовства". Не хочется проводить аналогий с сегодняшними "исследованиями Арктики подводными лодками иностранных государств под различными научными предлогами", но, как провидчески звучат слова теоретика Кригсмарине капитана 1 ранга Питера Эберта, сказанные им еще в 1936 г.: "...Постепенное втягивание Евразийской полярной зоны в сферу хозяйственной деятельности ставит перед военной стратегией новые задачи, для решения которых до сих пор еще нет достаточного военного опыта". Вполне актуальная и сегодня мысль.

ОПЕРАЦИЯ "ВУНДЕРЛАНД"

Все наработки по "научному" исследованию приполярных морей были использованы в ходе боевых действий. Но, несмотря на тщательную подготовку, захват Норвегии и перебазирование туда значительных морских сил во главе с линкором "Тирпиц", активные действия подводных acoв, немецко-фашистские силы на Северном театре так и не достигли поставленных целей, если не считать разгрома германскими подлодками союзнического конвоя PQ-17. И помешали им развернуться в полную силу прежде всего систематические боевые действия советского Северного флота. Из отдельных боевых эпизодов складывалась общая картина "битвы за Арктику". Как вынужден был признать один из видных военно-морских историков Германии Фридрих Руге в своей книге "Война на море 1939-1945", вышедшей в Германии в 1954 r., "гитлеровское командование не сумело обеспечить фланг своей армии от обстрелов с моря и прочим". Под последним имеется в виду доставка морем вооружения, техники и продовольствия.

Не секрет, что Северный морской путь играл значительную роль в стратегической переброске грузов с Востока на западный фронт. Фашисты отлично это понимали и стремились нарушить не только союзнические перевозки (конвои из Англии), но и внутренние. С этой целью и была спланирована операция "Вундерланд" ("Страна чудес"). Основной удар фашисты предполагали наносить по нашим конвоям в Карском море. В ней участвовали подводные лодки "U-601", "U-251", "U-255", кроме того, к проливам Карские ворота и Маточкин шар вышли еще две субмарины "U-209" и "U-456". Получив в августе 1942 г. (союзные конвои к этому времени перестали ходить), разведданные о выходе через Берингов пролив на трассу Севморпути большой группы советских транспортов с ледоколами, фашисты решили атаковать их в Карском море. С этой целью противник первоначально планировал использовать два тяжелых крейсера, но затем решил послать один - "Адмирал Шеер", вместе с подводными лодками, названными выше. Эти же лодки должны были обеспечить рейдер данными о состоянии погоды и льда в Карском море.

Обогнув мыс Желания (север Новой Земли), рейдер проник в Карское море и здесь встретился с подводными лодками

"U-601" и "U-251". Получив от них необходимую информацию о состоянии льдов в Арктике, он проследовал к проливу Вилькицкого. Но советские суда и ледоколы задержались на переходе в море Лаптевых, и "Адмирал Шеер" не смог их обнаружить. Повернув на обратный курс, он направился к Диксону, чтобы уничтожить на острове радиостанцию и порт, но, встретив здесь достойный отпор, вынужден был ретироваться. Операция "Вундерланд" не состоялась.

ПОЕДИНОК

Летом 1942 г. расширился район действий вражеских подлодок. Одновременно в море отмечалось до 12 сумбарин. Они стали появляться в юго-восточной части Баренцева моря, у побережья Новой Земли и в Карском море. Фашистские подводники не только охотились за ледоколами и транспортами, но и подвергали артобстрелам полярные станции и прибрежные поселки, занимаясь чисто пиратскими действиями.

Такая активность вражеских подводных лодок на явном удалении от норвежских баз не могла не озадачить командование Северного флота. Предпринимались оперативные действия, усиливались противолодочные плавсредства в этих районах. В августе 1945 г. было решено послать туда подводные лодки. Первой к Новой Земле 7 августа вышла "С-101" под командованием капитан-лейтенанта Евгения Трофимова. Находясь у мыса Желания, Трофимов в 10 час. 20 мин. 28 августа получил доклад гидроакустика:

- Слева двадцать градусов шумы винтов подводной лодки!

Трофимов поднял перископ, но ничего увидеть не удалось - шел снежный заряд. Через некоторое время, опять подняв перископ, он на расстоянии 40-50 кабельтовых распознал характерные очертания рубки вражеской подлодки. В 10 час. 50 мин. "С-101" произвела залп тремя торпедамии из носовых торпедных аппаратов с дистанции 6 кабельтовых. Спустя 50 сек. над морем прогрохотал мощный взрыв, по-видимому, на подлодке противника сдетонировал боезапас. 2 сентября "С-101" пришла в базу. Вскоре выяснилось, что она потопила новейшую немецкую субмарину "U-639", возвращавшуюся от устья реки Обь после постановки там в ночь на 18 августа мин. Всего одиннадцать месяцев находилась

"U-639" в составе германского флота. Это был первый случай успешного использования подводных лодок Северного флота в противолодочных целях.

СУБМАРИНЫ ПРЯЧУТСЯ В ГРОТЕ

Но куда же возвращалась "U-639" после выполнения своего задания? До Норвегии было далеко. Только после войны была раскрыта тайна островов архипелага Земли Франца-Иосифа, который фашисты использовали "на всю катушку".

Об этом и сейчас трудно найти какие-то подробные материалы, за исключением упоминаний у некоторых авторов. Из них вырисовывается следующая картина. Для обеспечения действий своих подводных лодок, проникавших в Карское море, в 1942 г. противник оборудовал в проливе Кембридж, на побережье острова Земля Александры (архипелаг Земля Франца-Иосифа), тайную полярную станцию, которая просуществовала до мая 1944 года. На этой тайной базе фашистские подводные лодки, действовавшие в Карском море, заряжали аккумуляторы, ремонтировались, экипажи их отдыхали и перед выходом в море получали последние разведывательные данные об обстановке.

Писатель-маринист и историк Виталий Гузанов рассказывал мне, что один из его друзей, командир тральщика, сам ходил на эту "базу", видел ее собственными глазами и восхищался немецким "орднунгом" (порядком). База располагалась в гроте, куда одновременно могли заходить две подлодки. У одного причала был торпедный и минный арсенал, у другого - ремонтные мастерские. Сверху все выглядело как совершенно заурядное, ничем не примечательное место. Вот почему авиация и не могла ничего обнаружить. Все грузы туда доставлялись, по-видимому, "дойными коровами" - специальный немецкий термин для транспортных подлодок.

Но не только в этих целях использовался архипелаг. На нем были и метеорологические тайные станции немцев. Погодный фактор один из важнейших

в Арктике. На острова в 1943-1944 гг. доставлялись метеорологические отряды с аппаратурой. Эта операция получила название "Кладоискатель". Место ее проведения - западная часть архипелага Земля Франца-Иосифа. Отряды были доставлены в сентябре 1943 г. пароходом "Кединген", а часть снаряжения перебрасывалась и самолетами. Но тут случился казус: весной 1944 г. почти все участники экспедиции заболели трихинеллезом из-за употребления в пищу медвежатины, и были досрочно эвакуированы самолетом. Значит, на островах были и посадочные площадки.

Я специально не коснулся в этих заметках героических действий Северного флота. Надеюсь, ясно и так, что при столь серьезном внимании врага к операционной зоне флота - а это весь полярный район страны, - нашим морякам приходилось нелегко. Тем более обидно, что при возрастающем внимании к этому району иностранных государств, наши политики считают его чуть ли не обузой. Еще раз повторю: прошлое настоятельно заставляет задуматься о будущем.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Саудовская Аравия ставит под угрозу стабильность и рынка нефти, и мировой экономики

Саудовская Аравия ставит под угрозу стабильность и рынка нефти, и мировой экономики

Денис Писарев

Эр-Рияд намерен добиться экспортных преимуществ любой ценой

0
736
В Киргизии внутренние авиарейсы возобновляются с 5 июня

В Киргизии внутренние авиарейсы возобновляются с 5 июня

0
212
Завод по производству автоматов Калашникова в Армении начнет работу в июле

Завод по производству автоматов Калашникова в Армении начнет работу в июле

0
244
Центр "Э" усмотрел в проповедях схиигумена Сергия признаки экстремизма

Центр "Э" усмотрел в проповедях схиигумена Сергия признаки экстремизма

0
461

Другие новости

Загрузка...
24smi.org