0
2627
Газета История Интернет-версия

20.04.2001 00:00:00

Дерзость и города берет

Тэги: Гальдер, 1941, Пасха, Клейст


В ежедневных записях начальника генерального штаба сухопутных войск Германии генерал-полковника Франца Гальдера за 13 апреля 1941 г. (воскресение, пасха) есть несколько строк, посвященных овладению югославской столицы в ходе скоротечной Балканской кампании: "...11-я танковая дивизия (из группы Клейста) сегодня утром в 6.32 вступила в Белград, после того как еще ночью офицерский дозор из полка "Великая Германия" переправился через Дунай и занял здание военного министерства...".

Действиям офицерского дозора вряд ли должен был уделять внимание один из высших военачальников вермахта. Значит, в тот день что-то сильно разволновало педантичного и пунктуального генерала. Отметим, что взаимоотношения между армией и войсками СС были далеко не безоблачные. Обе составляющие военной мощи Германии ревниво и завистливо относились к успехам друг друга.

А повод для ликования у войск СС тогда, несомненно, был. Ибо столицу Югославии принудил к капитуляции всего один офицер - гаупштурмфюрер СС (капитан) Фриц Клингенберг. К тому времени служебный путь Клингенберга укладывался практически в одну строчку - закончил школу СС в Бад-Телце и командовал 2-й ротой мотоциклистов разведбатальона дивизии СС "Райх". В апреле 1941 г. его подразделение обеспечивало прикрытие флангов в полосе наступления армейского полка "Великая Германия". Действуя в отрыве от основных сил своей дивизии, Клингенберг совершил глубокий рейд и практически в одиночку 12 апреля 1941 г. взял Белград - столицу Югославии.

События развивались следующим образом. Клингенбергу удалось найти неповрежденный отступающей югославской армией мост через Вршацкий канал, переправиться на другой берег и к вечеру 11 апреля захватить город Алибунар, представляющий собой в то время важный центр коммуникаций. Несмотря на наступавшие сумерки, гауптштурмфюрер решил продолжить движение вперед и, преодолев на одном дыхании еще тридцать с лишним километров, проскочив через поселки Владимировац и Бан. Н. Село, к полуночи вошел в город Панчево.

На следующий день Фриц Клингенберг, хотя его солдаты и устали, двинулся дальше. Теперь стремительному продвижению отряда гауптштурмфюрера мешали водные преграды - реки Тамиш и Дунай, через которые не было переправы. Однако Клингенберг не стал дожидаться прибытия инженерных частей германской армии с десантно-переправочными средствами. Ему повезло - на берегу реки нашлась брошенная моторная лодка. Обнаруженное плавсредство было в плохом состоянии, но Клингенберг решился на оправданный в данной ситуации риск и вместе с добровольцами (в лодку вошло только десять человек) сумел перебраться на правый берег Дуная.

Переправившись, Клингенберг со своими бойцами двинулся к столице Югославии. К удивлению разведчиков, югославы не оказали никакого сопротивления, хотя германское посольство в Белграде было окружено разгневанными горожанами. Капитан приказал своим бойцам стрельбой в воздух разогнать толпу, и несколько автоматных очередей быстро рассеяли собравшихся белградцев.

Войдя в немецкую миссию, Клингенберг по телефону связался с мэром города и потребовал от изумленного градоначальника подписать акт о капитуляции, угрожая в противном случае мощным авиаударом пикирующих бомбардировщиков. Это был чистой воды блеф, поскольку Клингенберг не имел радиосвязи с частями люфтваффе. Руководство югославской столицы, однако, этих деталей не знало и, опасаясь разрушения города, подписало капитуляцию.

Рано утром в Белград вступили солдаты и офицеры передового отряда 11-й танковой дивизии из группы Клейста, полагая, что именно они будут первыми в очередной европейской столице, склонившейся перед вермахтом. Можно легко представить разочарование танкистов и то торжество, которое царило в штабе и частях дивизии СС "Райх" после того, как выяснилось, кто же на самом деле взял Белград.

За свой неудержимый рывок и захват практически на одной дерзости столицы европейского государства Клингенберга наградили высшей наградой Третьего рейха - Рыцарским крестом.

За годы войны Фриц Клингенберг стремительно дорос до командира соединения, командовал 17-й танковой дивизией СС "Гетц фон Берлихинген" и погиб в бою за несколько дней до конца войны.

Об этом дерзком овладении Белградом долгое время умалчивалось. Югославам было неприятно вспоминать, что их столица взята практически на одной наглости, в отечественной историографии не полагалось писать о достижениях вермахта. Но Фридрих Ницше говорил, что своими врагами надо гордиться, ибо какова же цена вашей победы в ином случае? К этим словам философа добавить нечего.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Звезды звонят мамам и напоминают о нерушимости семейных связей

Звезды звонят мамам и напоминают о нерушимости семейных связей

Елена Крапчатова

Необычный социальный проект привлек внимание горожан

0
577
Гранты на качество жизни

Гранты на качество жизни

Андрей Гусейнов

Подведены итоги очередного конкурса «Устойчивые города РУСАЛа»

0
489
Игорь Никитин: «Именно благодаря ЦСКА я состоялся как тренер»

Игорь Никитин: «Именно благодаря ЦСКА я состоялся как тренер»

Денис Писарев

Хоккейный клуб усилил кадровый состав и отлично подготовился к сезону

0
1277
Владимирская епархия считает, что поэма "Москва-Петушки" имеет деструктивный характер

Владимирская епархия считает, что поэма "Москва-Петушки" имеет деструктивный характер

Андрей Мельников

Владимирская епархия против эсхатологии Венички Ерофеева

0
2482

Другие новости