0
2753
Газета История Интернет-версия

20.04.2001 00:00:00

Дерзость и города берет

Тэги: Гальдер, 1941, Пасха, Клейст


В ежедневных записях начальника генерального штаба сухопутных войск Германии генерал-полковника Франца Гальдера за 13 апреля 1941 г. (воскресение, пасха) есть несколько строк, посвященных овладению югославской столицы в ходе скоротечной Балканской кампании: "...11-я танковая дивизия (из группы Клейста) сегодня утром в 6.32 вступила в Белград, после того как еще ночью офицерский дозор из полка "Великая Германия" переправился через Дунай и занял здание военного министерства...".

Действиям офицерского дозора вряд ли должен был уделять внимание один из высших военачальников вермахта. Значит, в тот день что-то сильно разволновало педантичного и пунктуального генерала. Отметим, что взаимоотношения между армией и войсками СС были далеко не безоблачные. Обе составляющие военной мощи Германии ревниво и завистливо относились к успехам друг друга.

А повод для ликования у войск СС тогда, несомненно, был. Ибо столицу Югославии принудил к капитуляции всего один офицер - гаупштурмфюрер СС (капитан) Фриц Клингенберг. К тому времени служебный путь Клингенберга укладывался практически в одну строчку - закончил школу СС в Бад-Телце и командовал 2-й ротой мотоциклистов разведбатальона дивизии СС "Райх". В апреле 1941 г. его подразделение обеспечивало прикрытие флангов в полосе наступления армейского полка "Великая Германия". Действуя в отрыве от основных сил своей дивизии, Клингенберг совершил глубокий рейд и практически в одиночку 12 апреля 1941 г. взял Белград - столицу Югославии.

События развивались следующим образом. Клингенбергу удалось найти неповрежденный отступающей югославской армией мост через Вршацкий канал, переправиться на другой берег и к вечеру 11 апреля захватить город Алибунар, представляющий собой в то время важный центр коммуникаций. Несмотря на наступавшие сумерки, гауптштурмфюрер решил продолжить движение вперед и, преодолев на одном дыхании еще тридцать с лишним километров, проскочив через поселки Владимировац и Бан. Н. Село, к полуночи вошел в город Панчево.

На следующий день Фриц Клингенберг, хотя его солдаты и устали, двинулся дальше. Теперь стремительному продвижению отряда гауптштурмфюрера мешали водные преграды - реки Тамиш и Дунай, через которые не было переправы. Однако Клингенберг не стал дожидаться прибытия инженерных частей германской армии с десантно-переправочными средствами. Ему повезло - на берегу реки нашлась брошенная моторная лодка. Обнаруженное плавсредство было в плохом состоянии, но Клингенберг решился на оправданный в данной ситуации риск и вместе с добровольцами (в лодку вошло только десять человек) сумел перебраться на правый берег Дуная.

Переправившись, Клингенберг со своими бойцами двинулся к столице Югославии. К удивлению разведчиков, югославы не оказали никакого сопротивления, хотя германское посольство в Белграде было окружено разгневанными горожанами. Капитан приказал своим бойцам стрельбой в воздух разогнать толпу, и несколько автоматных очередей быстро рассеяли собравшихся белградцев.

Войдя в немецкую миссию, Клингенберг по телефону связался с мэром города и потребовал от изумленного градоначальника подписать акт о капитуляции, угрожая в противном случае мощным авиаударом пикирующих бомбардировщиков. Это был чистой воды блеф, поскольку Клингенберг не имел радиосвязи с частями люфтваффе. Руководство югославской столицы, однако, этих деталей не знало и, опасаясь разрушения города, подписало капитуляцию.

Рано утром в Белград вступили солдаты и офицеры передового отряда 11-й танковой дивизии из группы Клейста, полагая, что именно они будут первыми в очередной европейской столице, склонившейся перед вермахтом. Можно легко представить разочарование танкистов и то торжество, которое царило в штабе и частях дивизии СС "Райх" после того, как выяснилось, кто же на самом деле взял Белград.

За свой неудержимый рывок и захват практически на одной дерзости столицы европейского государства Клингенберга наградили высшей наградой Третьего рейха - Рыцарским крестом.

За годы войны Фриц Клингенберг стремительно дорос до командира соединения, командовал 17-й танковой дивизией СС "Гетц фон Берлихинген" и погиб в бою за несколько дней до конца войны.

Об этом дерзком овладении Белградом долгое время умалчивалось. Югославам было неприятно вспоминать, что их столица взята практически на одной наглости, в отечественной историографии не полагалось писать о достижениях вермахта. Но Фридрих Ницше говорил, что своими врагами надо гордиться, ибо какова же цена вашей победы в ином случае? К этим словам философа добавить нечего.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Пекин предостерег США от рискованных шагов

Пекин предостерег США от рискованных шагов

Владимир Скосырев

По словам Ван И, эмоции в Вашингтоне могут привести к войне с Китаем

0
341
В Великобритании признали брекзит непоправимой ошибкой

В Великобритании признали брекзит непоправимой ошибкой

Надежда Мельникова

Лейбористы предлагают вернуться в таможенное пространство ЕС, но не в сам Евросоюз

0
341
Конституционный суд России защитил негосударственную экспертизу

Конституционный суд России защитил негосударственную экспертизу

Екатерина Трифонова

Частным лицам для споров с органами власти нужны не только юристы, но и специалисты

0
315
КПРФ демонстрирует всеобщую радикализацию

КПРФ демонстрирует всеобщую радикализацию

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стратегическая цель выборной кампании – вернуть городской протестный электорат

0
410