0
1738
Газета История Интернет-версия

01.06.2001 00:00:00

Пилоты из легенды

Тэги: Маресьев, Сакаи, Бэйдер, пилоты, герои


Двадцатого мая похоронили Героя Советского Союза легендарного летчика Алексея Маресьева, скончавшегося накануне своего 85-летия. Не стало человека, по праву считавшегося живой легендой нашей страны, на примере которого воспитывалось не одно поколение соотечественников.

Не менее известен в Великобритании, да и вообще в англоязычном мире, Дуглас Роберт Стюарт Бэйдер. Без двух ног - он в составе королевских военно-воздушных сил одержал свыше 20 воздушных побед над умелыми воздушными бойцами люфтваффе.

Гордость Японии - одноглазый лейтенант Сабуро Сакаи, сбивавший американские "сверхкрепости".

ПОБЕДЫ НАСТОЯЩЕГО ЧЕЛОВЕКА

Путевку в небо Алексей Маресьев получил в 20 лет в Комсомольске-на-Амуре, куда он приехал в 1934 г. по комсомольской путевке из родного приволжского города Камышина. Работая механиком-дизелистом, юноша начинает заниматься в аэроклубе и в 1936 г. впервые поднимает в воздух "кукурузник" У-2. В 1940 г. оканчивает Батайскую авиационную школу пилотов.

На фронте с августа 1941 г. В составе 296-го истребительного авиационного полка на своем И-16 совершает 86 эффективных штурмовок объектов врага. Затем - переучивание на Як-1.

...В том бою над демянским плацдармом летчику 580-го истребительного авиационного полка лейтенанту Алексею Маресьеву не повезло. 4 апреля 1942 г. стал роковым днем. Вынырнул откуда-то "мессер", пулеметная очередь, и Як-1 стремительно идет вниз. Пилот стремится посадить машину. Деревья несколько смягчают удар о землю. Выброшенный из кабины лейтенант падает в сугроб и теряет сознание. Спустя некоторое время леденящий холод заставил очнуться. Кругом - лес, застывший от мороза, и полное безлюдье. Алексей понимает, что находится в тылу врага. Первая же попытка встать на ноги заставляет вскрикнуть от боли: ступни обеих ног разбиты при падении. Что делать?

После недолгих раздумий Маресьев все же решает пробираться на восток, к линии фронта, к своим. Он медленно ползет по лесным дорогам, питается молодой сосновой корой. Дает знать начавшаяся гангрена, но еще тверже у летчика мысль - не сдаваться! И вот силы почти иссякли, он стал перекатываться со спины на живот и снова на спину. На восемнадцатые сутки его находят жители села Плавни Валдайского района.

В подмосковном госпитале врачи выносят приговор: гангрена, и ради спасения жизни нужно ампутировать обе ноги. Перед Маресьевым встает пугающий вопрос: как жить дальше? Расстаться с профессией летчика? Потерять мечту жизни? Пережить черную минуту помогают лежавшие в палате фронтовики. Летчик освоил протезы (даже танцевал) и заново учился летать.

Старший лейтенант Алексей Маресьев прибывает на фронт в июне 1943 г. Первый боевой вылет состоялся 6 июля - на второй день Курской битвы. Шестерка Ла-5 получает задание встретить немецкие бомбардировщики. В этом бою Алексей открывает новый счет воздушным победам - ровно через 15 месяцев после того, как потерял обе ноги. Три самолета противника сбил отважный летчик во время боев на Курской дуге. 8 августа 1943 г. он удостаивается звания Героя Советского Союза. Всего на счету российского аса 87 боевых вылетов и 11 воздушных побед.

После Победы Алексей Маресьев служил в Управлении военно-учебных заведений ВВС. С 1956 г. - ответственный секретарь, а с 1983 г. - первый заместитель председателя Советского комитета ветеранов войны, Российского комитета ветеранов войны и военной службы. На этом ответственном, можно сказать, боевом посту он был до последнего дня жизни.

УПРЯМЕЦ БЭЙДЕР

Дуглас Роберт Стюарт Бэйдер после окончания школы королевских военно-воздушных сил в 1930 г. направляется в 23-ю эскадрилью - в Кенли. Там Дуглас вырастает до мастера высшего пилотажа. Он с успехом крутит "бочки", причем и на высоте 15 м. Лихачество приводит к катастрофе. 14 декабря 1931 г. его "Бристоль-105" при очередном выполнении фигуры задевает левым крылом землю. Пилота извлекают из груды дерева и металла потерявшим сознание.

Бэйдер получает тяжелейшие травмы, ему ампутируют обе ноги - одну выше, а другую ниже колена. Врачи считают, что он не выживет. Однако проходит время, и офицер принимает решение - вновь вернуться в небо. Вскоре он уже водит автомобиль, танцует на вечеринках. А в июле 1932 г. совершает первый неофициальный полет на двухместном "Авро-504". Вместе с ним в кабине сидел его друг и от взлета до посадки контролировал полет. Следуют новые вылеты. Бэйдер находит понимание у специалистов из Центральной школы пилотажа, получает от них "добро" на продолжение летной карьеры. Но последнее слово - за врачами. Они запрещают Дугласу подниматься в воздух. В 1933 г. Бэйдера увольняют из ВВС, назначив пенсию по инвалидности.

Тем не менее в октябре 1939 г. он подает рапорт с просьбой вернуть его в строй. Ему идут навстречу. Он воюет на "Спитфайре", принимает участие в "Битве за Англию" и записывает на свой счет 11 сбитых самолетов противника. Его карьера в должности летчика-истребителя завершилась 9 августа 1941 г. В тот день подполковник Бэйдер в одиночку вступает в бой с шестью Ме-109. Сбивает два вражеских истребителя, но загорается и его машина. Он покидает ее на парашюте, теряя при этом один протез. Дуглас попадает в плен, где производит сенсацию среди пилотов люфтваффе. Причем через несколько дней англичане сбросили на парашюте на аэродром в Сент-Омере протез для своего коллеги взамен утерянного.

Освоившись, Бэйдер предпринимает несколько попыток бежать, правда, неудачных. На свободу он выходит только в самом конце войны, когда американские войска выходят к лагерю военнопленных Кольдиц, где содержался Дуглас.

Бэйдер уничтожил 20 германских самолетов лично и 4 в группе, а еще 18 повредил. Это одиннадцатый результат среди пилотов британских королевских ВВС. Умер легендарный летчик в сентябре 1982 г.

ОДНОГЛАЗЫЙ АС

Сабуро Сакаи - один из лучших асов Страны восходящего солнца, на счету которого 64 воздушные победы. Пилот вступал в воздушные поединки на заключительном этапе Второй мировой войны, имея только один глаз! Фантастический пример мужества - ведь зрение является важнейшим элементом для летчика-истребителя в боевых условиях.

Боевое крещение Сакаи получает 8 декабря 1941 г. на Филиппинах. Одна из его первых побед во Второй мировой войне, утверждают японские источники, - уничтожение "летающей крепости" В-17, экипаж которой возглавлял воздушный герой США Колен Кельи. В феврале 1942 г. сражается в небе Явы, а затем служит в Новой Гвинее. В августе того же года в жесточайшей схватке над островом Гуадалканал получает тяжелое ранение из пулемета, расположенного в хвостовой части американского торпедоносца "Авенджер". Сакаи ранен в голову, теряет зрение на один глаз, однако дотягивает до своей базы на поврежденной машине. Он возвращается в Рабаул почти ослепшим и частично парализованным. Пилот пробыл в воздухе на небольшом одноместном истребителе "Мицубиси А6М "Зеро" почти 9 часов, включая время боя, в котором он сбил четыре вражеских самолета, доведя свой общий счет до 60 единиц.

Летом 1944 г. одноглазый пилот "завалил" двух американцев. Весной 1945 г. он одерживает еще две воздушные победы, доведя свой общий счет уничтоженных неприятельских машин до 64. Факт остается фактом (хотя в него с трудом верят специалисты): в ночь (!) с 13 на 14 августа 1945 г. Сакаи совместно с другим истребителем сбил американскую "сверхкрепость" - бомбардировщик В-29.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
822
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
876
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
1141
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
818

Другие новости