После окончания войны в Приднестровье прошло девять лет, но везде здесь - в Тирасполе, Бендерах, Дубоссарах - люди вспоминают о ней, как будто она была только вчера. И они по-своему правы: у кого-то погиб муж или сын, кто-то потерял брата или друга. О жестоких боях сейчас напоминают блок-посты миротворцев на дорогах, ведущих в Молдову; могилы гвардейцев ПМР и казаков-добровольцев в Бендерах у моста через Днестр, следы от пуль на здании Бендерского горсовета и в районе Дубоссарской ГЭС, мемориал в честь погибших защитников города Бендеры.
Этот последний был открыт 19 июня 1997 г. в день пятой годовщины событий, которые в кишиневской историографии именуются Бендерской операцией, а в Приднестровье известны каждому как Бендерская трагедия.
Именно в этом городе и уже далеком 92-м шли самые жаркие бои между полицейскими, частями регулярной армии, волонтерами Молдовы, с одной стороны, и гвардейцами, ополченцами, милиционерами ПМР, местными и приезжими казаками - с другой.
Начатое в конце 1990 г. карательными акциями кишиневского отряда полиции особого назначения (ОПОНа) в Дубоссарах, силовое подавление "пришельцев" и "сепаратистов" (так правящие круги Молдовы называли славянское население и тюркоязычных гагаузов, живущих в южных районах республики) 1 марта 1992 г. переросло в локальную войну. Как и следовало ожидать, в нее оказались вовлеченными не только местные (правительственные и "неконституционные") вооруженные формирования, но и части дислоцированной в Молдавии 14-й армии бывшего СССР, а также наемники и добровольцы из стран СНГ и Румынии.
К лету 1992 г. война приняла позиционный характер. Театр военных действий расширился и охватывал левобережные села Роги, Кочиеры, Погребы, Кошница, Пырыта и Дороцкое на подступах к Дубоссарам, а также правобережный город Бендеры с селами Гиска и Кицканы. Систематическим артобстрелам подвергались жилые кварталы приднестровских райцентров Дубоссары и Григориополь. В такой обстановке попытка разведения конфликтующих сторон в Бендерах при помощи военных наблюдателей России, Украины, Молдовы и Румынии не дала результатов.
23 мая "для обеспечения территориальной целостности Молдовы" распоряжением ее президента Мирчи Снегура в подчинение министерству обороны передавались боевые части МВД и МНБ. Такие преобразования, учитывая безвозмездную передачу Молдове вооружения бывшей Советской армии (в т.ч. авиаполк МиГ-29 в Маркулештах) главкомом Объединенных вооруженных сил СНГ Евгением Шапошниковым, могли означать только разрастание конфликта
Правда, 18 июня парламентарии Молдовы вместе с приднестровскими депутатами утвердили основные принципы мирного урегулирования, которые предусматривали разъединение противоборствующих сторон, расформирование добровольческих военизированных формирований (это касалось прежде всего приднестровской стороны) и возвращение беженцев к местам постоянного проживания. Всем казалось, что война закончится с часу на час, однако понадобились всего одни сутки, чтобы эти иллюзии развеялись.
Очевидно, руководство Молдовы стремилось подавить сопротивление приднестровцев, рассчитывая затем вести переговоры с позиции силы. Не нужно быть великим стратегом, чтобы выбрать Бендеры в качестве объекта для основного удара. Во-первых, город, находящийся на правобережье Днестра, не имел такой естественной линии обороны, как река. Во-вторых, в таком "раздвоенном" городе, где большинство жителей проголосовали за ПМР, а меньшинство поддержало Кишинев, где одновременно действовали и милиция ПМР, и молдавская полиция, существовали органы власти и той, и другой стороны, и сама обстановка не могла не быть взрывоопасной. И, в-третьих, в случае успеха военной операции на Бендерском направлении армии Молдовы был бы открыт путь на Тирасполь - столицу мятежной ПМР.
Формальным поводом для операции стал инцидент, суть которого сейчас определить невозможно. По версии Снегура, 19 июня "незаконные гвардейские формирования и другие военизированные части предприняли яростную атаку на местное отделение полиции". По приднестровским источникам, в тот день полицейские Молдовы захватили офицера гвардии ПМР, а группа гвардейцев, прибывшая к нему на помощь, была обстреляна. Так или иначе, мелкая стычка переросла в уличные бои. В 19.00 по Кишиневской и Каушанской трассам в Бендеры вошли молдавские колонны бронетранспортеров, артиллерии, танков Т-55.
В течение нескольких часов город был занят армией Молдовы. Беспорядочная стрельба из всех видов оружия привела к огромному количеству жертв среди мирного населения. Массированные удары части РМ наносили по зданию горисполкома, казармам гвардейцев, горотделу милиции.
На рассвете 20 июня части армии Молдовы захватили вокзал Бендеры-1, жилсоцбанк. Огонь вели танки, САУ, БТРы; из села Липканы шел минометный обстрел города. Одна из мин попала в склад ГСМ в/ч 48414 14-й армии России, что привело к гибели российских солдат. Несколько танков вооруженных сил ПМР пытались прорваться в Бендеры на помощь обороняющимся, но были остановлены огнем противотанковых пушек "Рапира".
Днем части армии Молдовы предприняли штурм Бендерской крепости, где располагалась ракетная бригада 14-й армии. При отражении атаки с российской стороны были убитые и раненые. От "случайно" залетевших на территорию войсковых частей Российской армии получили ранения еще несколько военнослужащих. В течение всего дня 20 июня продолжались провокации армии Молдовы против 14-й армии, занимавшей в конфликте позицию строгого нейтралитета.
Видя, как уничтожается город, женщины из Бендерского забастовочного комитета захватили несколько единиц боевой техники 59-й мотострелковой дивизии Российской армии. На этой технике гвардейцы, казаки и ополченцы из Тирасполя двинулись к Бендерам, смяв обе батареи артиллерии Молдовы на мосту, пробились к осажденному зданию горисполкома. Эти танки прорвали кольцо осады. Войска РМ стали беспорядочно отступать. К утру 21 июня они контролировали лишь два микрорайона Бендер и пригородное село Варница.
В воскресенье 21 июня бои за город продолжались. Около 12.00 начался минометный обстрел Ленинского микрорайона; город переполняли молдавские снайперы, стрелявшие по любой движущейся цели. Из-за непрекращающихся боевых действий было невозможно убрать трупы на улицах, что в 30-градусную жару создавало угрозу эпидемий. Жители хоронили убитых прямо во дворах, на месте гибели.
22 июня бои в Бендерах не прекратились. Жестокому артобстрелу подверглось болгарское село Парканы.
23 июня перед ВВС Молдовы была поставлена задача разрушить стратегически важный мост через Днестр, связывающий Приднестровье с Бендерами. Для нанесения удара были задействованы два самолета МиГ-29, которые несли по шесть бомб ОФАБ-250. Вероятно, для контроля за результатами налета в операции принял участие один МиГ-29УБ.
В 19.15 молдавские пилоты произвели бомбометание, но очень неточно. Мост остался цел, а все бомбы упали на близлежащее село Парканы. Прямым попаданием был уничтожен дом, в котором погибла вся семья. Официальные лица Молдовы поначалу отрицали причастность своих ВВС к налету; однако потом военный министр РМ признал факт разрушения дома, но начисто отверг заявления СМИ о гибели людей.
Тем не менее 23 июня наблюдалось относительное затишье. Городской совет сумел договориться с отделом полиции о прекращении огня, чтобы похоронить убитых, число которых за прошедшую ночь достигло трехсот. В городе не было электроэнергии, не работала телефонная связь, отсутствовал газ. По-прежнему действовали снайперы. Местная полиция, удерживая часть города при поддержке ОПОНа, минировала улицы, воздвигала баррикады, рыла окопы.
29 июня затишье закончилось: около 19 часов армия Молдовы возобновила массированный обстрел города из гаубиц, минометов, гранатометов и стрелкового оружия. Вооруженным формированиям ПМР удалось подавить некоторые огневые точки противника лишь через три-четыре дня.
В начале июля вновь была достигнута договоренность о прекращении огня, которая, однако, постоянно нарушалась не только в Бендерах, но и по всей линии противостояния вплоть до Дубосcap. В Бендерах части Молдовы планомерно уничтожали предприятия, оборудование которых не удалось вывезти. В течение всего месяца в разных районах города велись бои. Лишь 21 июля президентами России и Молдовы Борисом Ельциным и Мирчой Снегуром было подписано соглашение "О принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова".
В рамках выполнения Соглашения 23 июля 1992 г. был отдан приказ о запрещении огня из всех видов оружия. Личному составу защитников Бендер было запрещено отвечать на провокационные обстрелы, осуществляемые вооруженными силами Молдовы весь день 23 июля. Обо всех случаях таких обстрелов докладывали руководству 14-й армии, лидерам ПМР, ставили в известность и командование армии РМ. А 29 июля в Тирасполь стали прибывать первые подразделения миротворческих сил России.