Полемика
"НВО" стремится представить по возможности все точки зрения наших читателей, весь спектр мнений по тому или иному вопросу, стараясь не вмешиваясь в спор. Однако на сей раз мы имеем дело именно с тем случаем, когда требуется комментарий.
Совершенно очевидно, что и Александр Пронин, и Вячеслав Рогозин незнакомы с особенностями подготовки государства и Вооруженных сил к ведению военных действий. Удивительное дело, но ни один из них так и не упомянул предмета, о котором идет речь. А называется он - оперативно-стратегическая маскировка.
Согласно самым общим положениям военной теории, оперативно-стратегическая маскировка (ОСМ) является видом стратегического обеспечения, составной частью системы военной безопасности государства и основной формой решения задач достижения скрытности и введения иностранных разведок в заблуждение относительно деятельности штабов, войск (сил) и объектов в мирное время, а также при подготовке и ведении военных действий. Ее основными задачами являются: достижение скрытности деятельности штабов, войск (сил) и военных объектов и введение иностранных разведок в заблуждение.
Первая задача решается проведением мероприятий, направленных на исключение (затруднение) сбора достоверных данных о наших войсках, вторая - подачей иностранным разведкам ложных сведений относительно деятельности штабов, войск (сил) и объектов.
Проведение мероприятий ОСМ позволяет решать стоящие перед войсками (силами) задачи с наименьшими затратами материальных, финансовых и людских ресурсов. Умелая организация и своевременное проведение мероприятий ОСМ обеспечивают достижение скрытности намерений и действий своих войск и принятие военно-политическим руководством противоборствующей стороны неправильного или нерационального решения, создавая такие условия, при которых противник может оказаться в неожиданной (невыгодной) для него ситуации.
Успех ОСМ достигается: централизованным руководством, проявлением инициативы, творчества и высокой бдительности личного состава, соблюдением режима и дисциплины маскировки, своевременным выполнением плановых мероприятий и осуществлением контроля за качеством их исполнения. Мероприятия ОСМ должны соответствовать стратегическому замыслу военных действий, проводиться непрерывно, активно, комплексно, с учетом возможностей разведки противника (иностранных спецслужб), предельно точно по месту и времени выполнения основных способов и приемов; отличаться разнообразием, убедительностью и обусловливаться экономической целесообразностью.
Планы оперативно-стратегической маскировки разрабатываются исключительно генеральными штабами (или соответствующими им по задачам органами), которые, как известно, являются центральными органами военного управления и основными органами оперативного управления вооруженными силами, осуществляющими координацию деятельности всех силовых структур и формирований. Ибо с этим могут справиться только они. Так делается в ВС РФ, так делается и в вооруженных силах других государств.
Присмотримся только к реквизитам германской директивы по дезинформации от 15 февраля 1941 г. Документ разрабатывался в ставке фюрера верховным главнокомандованием вермахта, штабом оперативного руководства, отделом обороны страны. Номер - 44142/4, гриф - "Совершенно секретно", указано - "Разработан на основании распоряжения Верховного главнокомандования вооруженных сил".
Уместно в этой связи уточнить, что Геббельс по должности являлся рейхсминистром пропаганды. Сказать, что он причастен к разработке плана оперативно-стратегической маскировки, значит, утверждать, что такие планы создаются политработниками. Скорее всего в Министерство пропаганды в свое время германский генштаб не отправил даже выписку из немецкого плана дезинформации, а сам Геббельс о нем был информирован только в части его касающейся лично фюрером, поскольку авторство подобных документов однозначно: это лично глава государства - верховный главнокомандующий вооруженными силами, настолько тут "тонкая материя". На основе его указаний и тезисов операторы-генштабисты отрабатывают детали плана.
Вот хотя бы несколько строк из немецкой директивы: "┘Служба информации, которой руководит начальник разведки и контрразведки Верховного главнокомандования вооруженных сил, должна руководствоваться основным принципом: осторожно пользоваться общей информацией, только строго по каналам, которые будут указаны начальником разведки и контрразведки. Последний руководит также передачей целесообразных дезинформационных сведений атташе в нейтральных странах и атташе нейтральных государств в Берлине. В общем, дезинформация должна иметь форму мозаичной картины, которая определяется общими целями. Для обеспечения согласованности практических мероприятий, проводимых командованиями видов вооруженных сил (главным образом переброска войск), с деятельностью службы информации Верховного главнокомандования штаб оперативного руководства (отдел обороны страны) по договоренности с главными штабами видов вооруженных сил и управлением разведки и контрразведки Верховного главнокомандования будет периодически, в зависимости от обстановки, пополнять имеющиеся общие инструкции новыми указаниями".
На основании только этого отрывка можно сделать однозначный вывод: рейхсминистр пропаганды Йозеф Геббельс к разработке плана оперативно-стратегической маскировки Германии в 1941 г. отношения не имел. Это, как говорится, не его епархия. Безусловно, германские пропагандисты работали на общую задачу дезинформации вероятных противников, но только в строгих рамках, определенных им высшим руководством Третьего рейха. Попытка же оглуплять руководителей нацистской Германии тоже выглядит не вполне корректной. Результативность работы ведомства Геббельса объективными исследователями оценивается достаточно высоко.