0
5800
Газета История Интернет-версия

08.02.2002 00:00:00

ИЛ-2: не легенда, а правда

Владимир Спасибо

Об авторе: Владимир Ильич Спасибо - кандидат технических наук.

Тэги: ил2


Ретроспектива

ИСТОРИЯ развития штурмовой авиации советских ВВС представляет не только познавательный интерес. Ее уроки полезны и сегодня.

ПЕРВЫЕ ШТУРМОВИКИ

Одной из первых массовых машин авиационной поддержки войск стал разведчик и легкий бомбардировщик Р-5 конструкции Николая Поликарпова. С 1929 по 1937 г. выпущено более 7000 Р-5 различных модификаций. Двухместные бипланы вооружались турельным и синхронным (на двигателе) пулеметами и несли до 400 кг бомб на подфюзеляжной подвеске.

В начале 1936 г. объявили конкурс на создание машины взамен Р-5. Первым на вооружение приняли Р-10 конструкции Немана, в достоинствах которого вскоре разочаровались и уже в 1938 г. сняли с производства. Предпочтительнее показался самолет Павла Сухого. Серийный выпуск ближнего бомбардировщика ББ-1 с августа 1938 г. освоили на Харьковском авиационном заводе. Через год он получил индекс Су-2 на трех заводах.

Это был удачный тип легкого бомбардировщика и штурмовика, имевшего неплохие показатели по бомбовой нагрузке, продуманную систему оборонительного вооружения и пассивной защиты - двигатель воздушного охлаждения, броневые плитки толщиной 9 мм в кабине экипажа, система нейтрального газа.

ИНИЦИАТИВА ИЛЬЮШИНА

Однако штурмовики Сухого (в том числе и бронированный пушечный Су-6) не получили распространения в период Великой Отечественной войны. Предпочтение было отдано машине Сергея Ильюшина.

5 мая 1938 г. бронированный штурмовик ЦКБ-55 включили в план опытного строительства Наркомата авиапромышленности (НКАП). 3 января 1939 г. заказчику предъявили эскизный проект БШ-2 (ЦКБ-55) и тогда же согласовали с ним технические требования на новую машину. Опытные образцы поднялись в воздух 2 октября (# 1) и 30 декабря 1939 г. (# 2). До марта 1940 г. шли заводские испытания. Госиспытания в НИИ ВВС закончились 20 апреля довольно успешно, не считая нареканий к двигателю и обзору из пилотской кабины.

Спустя полтора года после утверждения технического задания на совещании у Сталина вдруг обнаруживается недостаточность огневой мощи и бронезащиты для атак с малых высот защищенных маневренных целей. Срочно требуется установить в крыльях 23-мм пушки Таубина, усилить бронирование бортов кабины пилота и сделать самолет одноместным. То есть прежняя концепция отвергается.

Вместо кабины стрелка установили в бронекорпусе перегородку из листа толщиной 12 мм и бензобак. Первый полет ЦКБ-55П (пушечный) состоялся 29 декабря 1940 г., за полгода до начала войны и спустя почти три года с момента начала проектирования. Изменения в его конструкции были достаточно существенными - опущен двигатель, подняты сиденье пилота и фонарь кабины с целью улучшения обзора. За головой пилота установили прозрачную броню и короткий прозрачный обтекатель. Однако с пушками ПТБ-23 возникло много проблем. Во-первых, они оказались слишком мощными для размещения на крыльях - при стрельбе самолет терял устойчивость, не обеспечивалась точность попаданий в цель. К тому же сами пушки были недоработаны, их так и не освоили в массовом производстве. Установка вместо них пушек ШВАК-20 имела сугубо символическое значение.

В конце февраля 1941 г. штурмовик под индексом Ил-2 передали на государственные испытания, а в марте начался его серийный выпуск. В июле 1941 г. Ил-2 применили в боевых условиях. Как и предполагалось перед войной, удары наносили в основном с малых высот, на бреющем полете. Это было способом достижения внезапности и уклонения от встреч с истребителями противника. Однако практика показала, что при такой тактике штурмовая авиация успешно поражала лишь неукрытую живую силу и автотранспорт в местах сосредоточения или в колоннах. Необходимость уничтожения танков и другой боевой техники требовала выполнять штурмовку с пологого пикирования, выскакивая перед атакой на высоту 300 м. При этом взрыватели бомб ставились на замедление до 22 сек., чтобы осколки не попали в сам носитель. Пушечный огонь был эффективен лишь против слабо защищенных целей.

Между тем поначалу в штурмовой авиации недооценивали авиабомбы, что вызвало критику в приказе Наркомата обороны от 17 июля 1942 г. Ил-2 в этом документе назвали лучшим дневным ближним бомбардировщиком. А в директиве командования ВВС от 22 августа 1942 г. признавалось, что действия штурмовиков с бреющего полета не позволяют полностью использовать ударную мощь Ил-2. Запоздало констатировалось, что подобная тактика ограничивает боевые возможности самолета. Снижается точность бомбометания из-за рикошетирования бомб. Не оправдал себя расчет на повышение живучести машины только за счет бронирования и полетов на малой высоте. В директиве настоятельно рекомендовалось увеличить высоты бомбометания, освоить атаки с пикирования и новые боевые порядки.

Так Ил-2 оформился в легкий тактический бомбардировщик для действий по скоплениям техники и живой силы на марше, в местах сосредоточения в ближнем и среднем тылу, реже - по передовым позициям (точность бомбометания невысока для работы по точечным целям) со скромным бомбовым вооружением. Стремление усилить противотанковую мощь Ил-2, эффективность при атаках точечных защищенных целей повлекло оснащение его в 1942 г. специальными бронебойными реактивными снарядами. Однако рассеивание РБС-82, РБС-132 оказалось таким большим, что обесценивало их как противотанковое средство.

Настоящим "истребителем танков" Ил-2 стал с середины 1943 г., после включения в боекомплект кумулятивных малокалиберных бомб ПТАБ. Что касается пушек, то с середины 1942 г. вместо ШВАК-20 ставили ВЯ-23, созданные на основе ПТБ-23. Огнем из них можно было поражать слабо бронированные цели и даже легкие танки при стрельбе по верхним бронелистам. Но к этому времени основу танкового парка германской армии составляли средние и тяжелые Т-4, Т-5 и Т-6. В апреле 1943 г. успешно испытали Ил-2 с 37-мм пушками Нудельмана. Это уже был типично пушечный штурмовик (всего 200 кг бомб). Выпускался он малой серией, поскольку вновь выявилось, что точная стрельба из разнесенных относительно оси симметрии самолета мощных пушек невозможна, причем как из двух сразу, так и поодиночке.

Ил-2 несли очень большие потери, особенно от огня германских зенитных малокалиберных автоматических орудий, позиции которых размещались на удалении 1-2 км от переднего края. Вражеская зенитная артиллерия средних калибров била по нашим штурмовикам с предельных дистанций (до 8 км) и основной ущерб наносила первым залпом. Поэтому над полем боя использовался противозенитный маневр и подавление зенитных позиций как с воздуха, так и наземной артиллерией. В глубине вражеской обороны приходилось выполнять полет на малых высотах, в обход опасных районов.

Весьма опасными были и истребители люфтваффе, безнаказанно расстреливавшие штурмовики с ближних дистанций, атакуя с незащищенной задней полусферы. Уже в начале 1942 г. приказали разработать двухместный вариант с оборонительным вооружением и внедрить его в серию, не останавливая конвейера. Естественно, речь могла идти только об упрощенном решении. Вне бронекорпуса разместили стрелка, прикрытого со стороны хвостовой части тонкой 6-мм бронеплитой и вооруженного крупнокалиберным пулеметом УБТ. Масса брoнекороба достигла 990 кг. Был разработан и вариант двухместного Ил-2 с полным бронированием кабины стрелка и блистерной пулеметной установкой. Вместо фюзеляжного топливного бака два бронированных бака поместили в центропланные бомбоотсеки. Однако снижение бомбовой нагрузки до 200 кг лишало смысла подобную модернизацию. В итоге в серию запустили штурмовик с примитивной защитой стрелка.

"УБИЙСТВЕННЫЙ" САМОЛЕТ

Первое применение Ил-2М относится к осени 1942 г., а массовое его производство - к январю 1943 г. Боевая эффективность возросла. Но потери стрелков, так слабо защищенных, были в 7 раз большими, чем потери пилотов. Штурмовая авиация совершила за годы Великой Отечественной 17,2% общего количества самолето-вылетов всей советской авиации, а истребительная - 47%. В то же время боевые санитарные потери (пораженные в бою и больные, поступившие в медицинские учреждения) у пилотов-штурмовиков составили 39,3% от санитарных потерь наших ВВС, а безвозвратные (пропавшие без вести, убитые, пленные) - 35,4%.

Весь опыт отработки и боевого применения Ил-2 нашел отражение в его модификации Ил-10. На нем смонтировали более мощный двигатель того же семейства. Существенно улучшили аэродинамику - заменили деревянное крыло и оперение на цельнометаллическое. Воздухозаборники перенесли в стык центроплана и корпуса и т.д.

Но главным переделкам подвергся бронекорпус. В нем разместили кабину стрелка. Увеличили толщину нижних боковых стенок капота двигателя и уменьшили толщину боковых стенок кабины пилота и стрелка. Сняли бронирование с верхней части моторного отсека как бесполезное. Бронеспинку сиденья и подголовник пилота, а также бронеперегородку стрелка выполнили из двухслойной брони толщиной по 8 мм, с воздушной прослойкой. Она эффективно защищала от авиационных снарядов калибра 20 мм. Вооружение Ил-10 не отличалось от вооружения Ил-2.

Можно сказать, что только к середине 1944 г. (государственные испытания начались в мае) штурмовик Ильюшина обрел те качества, которыми он должен был располагать летом 1941 г., - рациональное эффективное бронирование в сочетании с продуманной активной обороной, хорошие скоростные и маневренные показатели, устойчивость и управляемость.

"ШТУКА" И ЕГО "КОЛЛЕГИ"

Германский опыт создания и применения самолетов непосредственной поддержки был более успешным. Вспомним прежде всего Ю-87.

В 1938 г. началось производство его версии "В" с более мощным двигателем, элементами бронирования, бомбовой нагрузкой до 1000 кг. В феврале 1941 г. испытали Ю-87Д1. Машины данной версии различных модификаций выпускались с мая 1941 г. крупной серией. Максимальная бомбовая нагрузка могла превышать 2000 кг (при выполнении противотанковых или штурмовых операций не превышала 1800 кг). Крыльевые пулеметы заменили на две пушки МГ151/20. Это на серии Д7, а на Д4 могли стоять две пулеметные батареи - по шесть типа "МГ" калибра 7,9 мм. Имелось и бронирование: листами толщиной 4-10 мм защищались водо- и маслорадиаторы, центропланные баки. В пилотской кабине - бронеспинка и заголовник кресла (8-10 мм), бронеплиты с боков и снизу по 5 мм, бронестекло. Стрелок защищался вертикальной 10-мм плитой с боковинами, плитой в полу, бронедиском в турели.

Ю-87Д выпускался до сентября 1944 г. В 1943 г. в серию вышел специализированный пушечный вариант с мощными 37-мм пушками Флак-18.

Одноместный самолет Фокке-Вульф-190 также широко использовался качестве штурмовика, истребителя-бомбардировщика. Так, в 1942 г. у версии А5/УЗ (две синхронные центропланные пушки МГ151/20, два синхронных пулемета МГ17) бомбовая нагрузка достигала 1000 кг. В 1943 г. у ФВ-190 А5/У11 к центропланным пушкам добавились две 30-мм подкрыльевые МК-103 для штурмовки площадных целей. Кроме 500 кг бомб он мог нести еще два 280-мм реактивных снаряда (ФВ-190 А8/РЗ в том же году помимо 500 кг бомб имел две подвески по три 280-мм реактивных снаряда в трубчатых направляющих).

В 1944 г. наряду с машинами серий А6, А8 выпускались штурмовики серий Ф, Г. У Ф-2 на двигателе стояли два синхронных крупнокалиберных пулемета МГ-131, две центропланных МГ-151/20, две крыльевых МГ-151/20. Общая масса секундного залпа - 7196 г/сек против 4416 г/сек у Ил-2. Разумеется, огонь был эффективен только по слабо защищенным целям. Главное - это 900 кг бомб, реактивные снаряды. А у ФВ-190 ГЗ бомбовая нагрузка достигала 1800 кг при двух синхронных МГ17 и двух синхронных МГ151/20.

Штурмовики ФВ-190 имели неплохое бронирование. От лобовых атак пилот защищался звездообразным двигателем воздушного охлаждения и установленным в переднем окне козырька пулестойким 50-мм стеклом. Сзади пилота прикрывали 12-мм заголовник, установленный на подвижном колпаке фонаря, бронеспинка кресла (8 мм), бронеперегородка. Кольцевой маслорадиатор в носовой части двигателя имел 5-мм переднее кольцо капота и броневой колпак. Кроме того, бронировались нижние стенки капота двигателя, нижние поверхности центроплана, нижняя часть фюзеляжа под бензобаками.

Малой серией выпускался штурмовик, истребитель-бомбардировщик фирмы "Мессершмитт" на базе Ме-110. В 1940 г. Ме-110Ц6 при бомбовой нагрузке 1000 кг вооружался двумя фюзеляжными пушками МК-101 калибра 30 мм и четырьмя пулеметами МГ17, а также турельным МГ15. Ме-110Е2 нес до 2400 кг бомб под фюзеляжем и крыльями. Выпускались противотанковые самолеты серии "Г". Так, на Ме-110Г2/Р1 стояла фюзеляжная Флак-18 с боезапасом 72 выстрела, четыре фюзеляжных МГ17, турельный МГ15 и еще до 1000 кг бомб. У Ме-110Г2/РЗ к 37-мм пушке добавились две 30-мм МК-108. Кроме бомб могли подвешиваться реактивные снаряды. Кабина экипажа бронировалась.

Для целей поддержки наземных боевых действий фирма "Хеншель" разработала специальный сильно бронированный одноместный двухмоторный самолет небольших размеров. Осенью 1941 г. освоили серийное производство Хш-129. Броней 6-12 мм защищалась кабина пилота, топливные баки в середине фюзеляжа, отсек для боеприпасов, охладитель масла. Бронестекло толщиной 75 мм стояло в 6-мм стальной раме. Общая масса брони достигала 1080 кг.

Вооружался Хш-129 поначалу двумя 20-мм пушками МГФФ и двумя МГ17 в носовой части фюзеляжа. До 100 кг осколочных и кумулятивных бомб на подвеске. Затем пушки заменили на более скорострельные МГ151/20. Летом 1942 г. на Хш-129Б2 заменили пулеметы на крупнокалиберные МГ131 и добавили еще одну 30-мм МК-103 под фюзеляжем. Бомбовая и ракетная нагрузка (снаряды калибров 70-280 мм с осколочно-фугасной или боевой бронебойной частью) достигала 350 кг. Вскоре МК-103 заменили на Флак-18 (были варианты и с еще более мощными 50-мм и даже 75-мм орудиями). При равной полетной массе Хш-129 не уступал Ил-2 и в скорости. Но скромное бомбовое вооружение (лишь незначительно уступавшее показателю Ил-2) обусловило скромный объем их выпуска - ни пушки, ни бронирование не помогли.

Выпуск штурмовиков, самолетов непосредственной поддержки в войну в Германий был меньше, чем в СССР, но эти машины превосходили Ил-2 по огневой мощи и не уступали в живучести. Если судить по объему выпуска, хорошо коррелирующемуся с уровнем потерь, то в 1942 г. урон Ил-2 вшестеро превосходил показатель германской авиации непосредственной поддержки. В 1943 г. - в три с половиной раза. И даже в 1944 г. потери Ил-2 превосходили германский показатель.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ удалась мемориальная акция 1 мая

КПРФ удалась мемориальная акция 1 мая

Иван Родин

Партия ищет, где бы одолжить электорат до ближайших выборов

0
799
Развивать умные дороги для умных машин предлагают российские эксперты

Развивать умные дороги для умных машин предлагают российские эксперты

Анастасия Башкатова

Внедрение транспорта высокого уровня автономности потребует трансформации всей инфраструктуры

0
789
Очередное ослабление рубля уже заложили в прогнозы

Очередное ослабление рубля уже заложили в прогнозы

Ольга Соловьева

Правительство продлило на год меры валютного контроля

0
1100
Доследственные проверки нынче дороги

Доследственные проверки нынче дороги

Екатерина Трифонова

Затраты государства на уголовное судопроизводство взыщут с его виновников

0
1011

Другие новости