Ретроспектива
О 40-й АРМИИ, воевавшей в Афганистане, написано немало книг, газетных и журнальных статей. И все же в афганской эпопее есть белые пятна, которые еще не привлекли внимание историков, писателей, журналистов. Например, как удалось армейским "квартирмейстерам", несмотря на суровую природу враждебной нам страны, создать в кратчайшие сроки более-менее сносные условия существования для более чем стотысячной советской группировки.
Эдуард Михайлов в начале 1980-х гг. (в ту пору еще полковник, а ныне генерал-майор) возглавлял Квартирно-эксплуатационное управление (КЭУ) 40-й армии. Об этом он рассказывает в своих воспоминаниях.
ВОСТОК - ДЕЛО ТОНКОЕ
- Летом 1982 г. я написал рапорт с просьбой отправить меня в Афганистан. После беседы с начальником ГлавКЭУ Министерства обороны СССР генерал-полковником Алексеем Федоровым и "смотрин" у командующего Туркестанским военным округом генерал-полковника Юрия Максимова состоялся приказ о назначении меня начальником КЭУ 40-й армии. В середине сентября, получив инструктаж и напутствие от военного совета ТуркВО, я на мешках с луком в самолете-"транспортнике" прилетел в Кабул. Перво-наперво стал знакомиться с новым местом службы, со своим квартирно-эксплуатационным "хозяйством".
Афганистан - страна своеобразная и в историческом, и в политико-экономическом, и в географическом отношениях. Она, занимая территорию больше, чем Франция, Нидерланды, Бельгия и Дания, вместе взятые (655 тыс. кв. км), очень бедна и не может похвастаться ни развитой дорожной сетью, ни современной экономикой.
Советские воинские части не входили в населенные пункты и располагались практически в "чистом поле" - точнее, в пустыне, горах, в палатках, вагончиках. Наши войска дислоцировались в 14 провинциях, 25 городах Афганистана (всего - свыше 320 тыс. га). В первую очередь капитально обустраивались военные городки вокруг авиационных баз, аэродромов - Баграм, Кабул, Кундуз, Кандагар. В страну, где нет железных дорог, а горные перевалы зимой закрыты снегом, именно через эти "воздушные ворота" шел основной поток грузов из Союза.
Началом обустройства крупных гарнизонов нужно считать дату выхода в свет директивы штаба ТуркВО от 10 января 1980 г., согласно которой создавались Баграмская КЭЧ (обслуживала военные городки Баграм, Руха, Джабаль-Уссарадж, Калавуланг, Чирикар, Саланг), Кабульская КЭЧ и Шиндандская КЭЧ (гарнизоны Шинданд, Адраскан, Фарахруд). Чуть позже, в июне того же года, организовали Кундузскую КЭЧ. Одновременно для обеспечения нормальной эксплуатации и ремонта вводимых в строй казарменно-жилищного фонда, коммунальных сооружений и инженерных сетей в военных городках при КЭЧ районов формировались отдельные эксплуатационно-технические роты.
По мере того как войска интенсивно обустраивались, происходило развертывание еще целого ряда квартирно-эксплуатационных частей (Кандагарская, Пули-Хумрийская, Гардезская, Хайратонская и другие), складов квартирного имущества и отдельных эксплуатационно-технических подразделений. К середине 1980-х гг. "на балансе" Ограниченного контингента советских войск в Афганистане (ОКСВА) находилось 376 казарм, 827 общежитий и комплексных зданий, 180 столовых, 154 штаба, 65 клубов, 114 медицинских и лечебных зданий, 31 банно-прачечный комбинат,18 хлебозаводов и ряд других объектов. Все это было построено силами военно-строительных отрядов и хозяйственным способом самими воинскими частями. Причем сложный строительно-хозяйственный и квартирно-эксплуатационный механизм постоянно совершенствовался.
БЕЗ ВИНЫ ВИНОВАТЫЕ
С самого начала своей офицерской службы я привык отвечать за порученный участок работы, за то, что входит в мои обязанности. Но, честно говоря, в Афганистане впервые столкнулся с ситуацией, когда меня попытались сделать чуть ли не козлом отпущения за срыв важной боевой операции. И главное - из-за, казалось бы, совершенного " пустяка". Впрочем, все по порядку.
На первом же заседании военного совета армии, на которое я попал, прибыв в Кабул, командарм генерал-лейтенант Виктор Ермаков проводил разбор неудачной для нас боевой операции. На вопросы командующего отвечал командир одного из полков:
- Почему вы допустили потери личного состава?
- Вертолетчики меня не поддержали.
- Командир вертолетного полка, почему вертолетов не было?
И вдруг последовал совершенно неожиданный, зато имеющий прямое отношение ко мне ответ:
- У нас кондиционеры в помещениях не работают. Летчики сильно устали накануне, не выспались и к полетам были не готовы.
- Начальник КЭУ! В чем дело?
Естественно, я не смог тогда доложить командарму, почему у вертолетчиков неисправны кондиционеры, но после этого случая стал основательно готовиться к подобного рода совещаниям. Под личный контроль взял распределение по воинским частям кондиционеров, а также другого дефицитного оборудования - глубинных насосов, дизельных электростанций.
С организацией электроснабжения военных городков вышла отдельная история. Вначале ставку сделали на табельные средства малой мощности. Но поскольку нагрузка была велика, их моторесурс вырабатывался очень быстро. Несмотря на то, что ежегодно армия получала до ста дизельных электростанций (ДЭС), многие гарнизоны - Герат, Гардез, Газни и другие - сидели без света.
Инженерная служба закупила большую партию ДЭС в Чехословакии. Согласно бумагам они вроде бы должны были работать в условиях жаркого климата безукоризненно и, как уверяли нас чешские товарищи, уже прекрасно показали себя в Африке. Вот только в Афганистане с этими станциями произошла накладка: они то и дело выходили из строя. ДЭС оказались совершенно неприспособленными к резким перепадам температуры, сильной запыленности (однажды в районе Кундуза мне пришлось попасть в песчаную бурю, когда не было видно впереди идущую машину на расстоянии трех метров).
Сделали ставку на наше отечественное оборудование - и не ошиблись. Хорошо зарекомендовали себя, кстати, быстроходные дизельные электростанции, которые стоят на торпедных катерах.
Для освещения палаток и опорных пунктов применяли и портативные западногерманские лампы - трофеи, добытые у душманов. Чуть позже по отправленным образцам в Союзе наладили производство этих ламп на наших предприятиях...
...Когда я уезжал из Афганистана, то подавляющее большинство военных городков имело надежное энергоснабжение. Приятно было, например, посмотреть по вечерам в Шинданде (здесь квартировала 5-я мотострелковая дивизия) на россыпи огоньков в военных городках. Чистые, аккуратные дорожки, домики. А еще недавно все это тонуло во мраке, нагоняло тоску жуткой необустроенностью. Вот уж действительно: русский солдат неприхотлив, выживет и приспособится к жизни в любых условиях.
ВОДА - ВСЕМУ ГОЛОВА
Жизненно важной задачей в Афганистане было обеспечение частей и подразделений водой. Особенно острый недостаток в ней испытывали войска в первые месяцы пребывания в стране. Во многих гарнизонах, включая и Кабул, приходилось отмахивать десятки и сотни километров, попадать под обстрелы мятежников, чтобы привезти воду. Не хватало емкостей для ее транспортировки и хранения, для этого использовались даже ассенизационные машины.
Бурение артезианских скважин затруднялось из-за отсутствия геологических карт. Поэтому вначале приходилось проводить георазведку. Однако зачастую если даже удавалось найти воду, она оказывалась непригодной для использования из-за высокого содержания солей. Или же в этом районе активно действовали душманы. Забор же воды из случайных источников приводил, как правило, к массовым инфекционным заболеваниям. Опять же в данном случае "все шишки" сыпались на нашу голову.
Но уже через пару лет у нас функционировало более 160 скважин. Как правило, возле них мы создавали большие запасы воды, окружали эти "водохранилища" колючей проволокой, минными полями, брали под охрану и оборону. Уже отсюда воду доставляли в емкостях или по водопроводу в военные городки, опорные пункты, на блокпосты.
Хорошо, кстати, что у мусульман большим грехом считалось осквернять воду. Я не помню ни одного случая отравления источников афганцами. Хотя на транспорты с водой бандиты нападали, разрушали и водопроводы.
Однажды душманы взорвали фугас под водопроводом, который снабжал штаб армии. Созданный на такой случай резерв в стационарных емкостях быстро закончился. Отправили за водой машину, но она наехала на мину.
Меня вызвал к себе командарм Виктор Ермаков:
- Какая помощь нужна тебе, чтобы обеспечить городок водой?
- Дайте несколько бронетранспортеров. Они прикроют нас, пока мы будем устранять повреждение.
Через некоторое время под прикрытием брони мы выдвинулись в кишлак, к месту подрыва. Огромная воронка была наполнена до краев водой. Поэтому вначале перекрыли ее подачу, связавшись по рации с командиром взвода, охранявшего скважину. Потом выставили по бокам БТРы, откачали воду из воронки, вырезали поврежденный кусок трубы и вставили новый. К этому времени уже сгустились сумерки, надо было торопиться. В любой момент из-за дувалов могли прозвучать выстрелы из гранатомета, автомата. По сути уже в темноте засыпали воронку землей и сверху щебенкой. Потом, прикрываясь бронетранспортерами, благополучно вернулись в военный городок.
ПАНДЖШЕРСКОЕ УШЕЛЬЕ И САЛАНГ
После одной из боевых операций в Панджшерской долине я получил команду вылететь на только что освобожденную территорию и вместе с начальником строительного управления армии полковником (впоследствии генералом) Лепилкиным проработать вопросы размещения там наших частей на постоянной основе.
Сели в Баграме и, забрав с собой начальников УНР и КЭЧ, отправились на вертолете в только что отбитый у Ахмад Шаха Масуда район. Пилоты, не разобравшись, доставили нас в расположение афганского полка, где никто не говорил по-русски. Только некоторое время спустя на нас вышли наши военные советники. Мы очень обрадовались, увидев родные российские физиономии, услышав родную речь. Советники любезно предоставили нам джип, и мы отправились на поиски оперативной группы армии. Прибыв туда, целый день разбирались, как будут расквартированы наши войска в кишлаке и в его окрестностях. Надо сказать, что все вокруг было основательно разрушено, местные жители ушли в горы. Кроме вопросов размещения частей в этом высокогорном районе, следовало решать, каким образом наладить бесперебойное снабжение гарнизонов, опорных пунктов.
Наконец, все удалось согласовать, и мы, переночевав в кишлаке, попросили у командующего прислать за нами вертолет. Но первая машина не смогла нас забрать. Летчик, по всей вероятности, струсил, не стал совершать посадку в ущелье, на крошечный пятачок. И лишь второй вертолет удачно приземлился и забрал нас из вотчины Панджшерского льва - Масуда.
Еще одной болевой точкой для руководства 40-й армии был перевал Саланг. Он имел для нас стратегическое значение. Построенный здесь в свое время с помощью советских специалистов почти трехкилометровый туннель являлся своего рода "дорогой жизни" для Афганистана и для наших войск. Через него в течение всего года шла большая часть грузов из Термеза в Кабул. Теперь уже трудно судить, почему с первых дней не была организована сильная комендантская служба на перевале. Скорее всего все дело в нашей безалаберности. Как говорится, пока гром не грянет, русский мужик не перекрестится.
И такой "гром" шарахнул в 1983 г., когда почти 60 водителей задохнулись, надышавшись выхлопных газов. Банальная ситуация: автоколонна остановилась в туннеле. Вместо того чтобы выключить двигатели и выбраться бегом наружу, солдаты и старшие машин остались в автомобилях, находились близ них. А моторы между тем работали...
После того случая на Саланг посадили специальное подразделение, создали комендатуру. Нам же прибавилось головной боли с организацией быта и службы новых подразделений. Работники КЭУ часто ездили туда, особенно зимой, когда снега наметало метра на полтора. Нам пришлось готовить и многочисленные указатели на русском языке и фарси, выполнять другие несвойственные работы. Но главное - больше трагедий, аналогичных беде 1983 г., на перевале уже не было.
МЕБЕЛЬ НА ДРОВА
Когда я ознакомился со всеми КЭЧ районов и созданными при них базами снабжения, то убедился, что последние могут давать войскам только бесплатные советы: на них не было ни гвоздя. И это при том, что ГлавКЭУ старалось в первую очередь снабжать армию в Афганистане всем необходимым. Куда все девалось? Оказалось, что квартирно-эксплуатационное управление ТуркВО нагло обманывало Москву, забирая себе все "афганские" поставки.
Пришлось мне выходить напрямую на начальника ГлавКЭУ МО генерал-полковника Федорова, делать резкие доклады. Положение вскоре изменилось в лучшую сторону. Склады стали наполняться квартирным имуществом, строительными и отделочными материалами.
Мне потом говорили: "Другой на твоем месте вряд ли бы что получил. Ты ведь - из ГлавКЭУ, всех там знаешь. В случае чего можешь напрямую обратиться к Федорову, его заму генералу Лиханину и решать вопросы". Наверное, в этом плане мне действительно было "легче". Особенно, если учесть еще один момент: в 40-ю армию за год приезжало до 70 комиссий.
Многое из имущества, поставляемого из Союза, было, скажем так, малопригодным для использования в условиях Афганистана. Например, выпускаемая 27-м деревообрабатывающим заводом в Москве мебель после доставки ее нам превращалась в... груду дров. Снова вышел на ГлавКЭУ, попросил помочь. И действительно, меры были приняты, нам стали поставлять мебель на металлической основе.
Возник острый вопрос и с транспортировкой. Дело в том, что, несмотря на неоднократные указания, тыловые службы в первую очередь развозили боеприпасы, продовольствие, вещевое имущество и только в последнюю очередь грузы КЭУ. А в это время наши базы в Хайратоне и Туругунди были переполнены имуществом.
Пришлось создавать "подпольную" колонну из выделенных ГлавКЭУ грузовых автомобилей, укомплектовав их водителями-добровольцами. Надо сказать, что развозить имущество по воинским частям было и трудно, и связано с риском для жизни. Мы несли потери. Так, во время одного из рейсов подверглась нападению душманов наша колонна. Погибли старший лейтенант Шевченко и прапорщик Кокоулин. По моему представлению оба они были посмертно награждены орденом Красной Звезды.
...С болью в душе слушал потом рассказы очевидцев вывода наших войск из Афганистана в 1989 г. Сколько труда, солдатского пота стоили постройка и благоустройство военных городков - чистеньких, аккуратных, как игрушки! А в итоге они достались душманам, были разграблены, разгромлены, сожжены. Грустно становится, когда думаешь о том, какие громадные народные деньги оказались выброшены на ветер.