0
976
Газета История Интернет-версия

18.07.2002 00:00:00

Императорский PR

Тэги: PR, император


Уортман Р.С. Сценарии власти. Мифы и церемонии русской монархии. Т. 1. От Петра Великого до смерти Николая I. - М., О.Г.И., 2002, 608 с. Серия "Материалы и исследования по истории русской культуры", вып. 8.

Заснула чернь. Зияет
площадь аркой.

О.Э. Мандельштам

Существует несколько основных стратегий написания исторических сочинений. Повествовательная: "Князь Х сказал графу У, что виконт Z - дурак". Политэкономическая: "Безответственность деградирующей элиты привела к обнищанию масс". Герменевтическая: "В силу семантической иерархии этого времени виконт Z считался дураком". Социально-антропологическая: "Называя виконта Z дураком, князь Х тем самым выстраивал структуру сообщества". Летописное повествование лишь на первый взгляд кажется бесхитростным рассказом. Любой текст - уже конструкция, а конструирование невозможно без аналитического подхода. Но в основе успеха любого исторического труда лежит гармония между фактурой и объяснительными конструкциями.

В книге Ричарда Уортмана такая основа присутствует в полной мере. По предложенной классификации эту историческую монографию можно отнести к трудам, написанным на стыке социально-антропологического и герменевтического подходов, ставших в последнее время научным мейнстримом. Но в отличие от многочисленных работ о "повседневной жизни", сделанных наспех, монография Уортмана - труд достаточно выверенный, основанный на прекрасном знании классики жанра и его истоков.

Как высшая власть в России от времени ее формирования до конца царствования Николая I видела свой собственный образ и как экстраполировала его на другие слои общества, выстраивая тем самым социальные коммуникации? По Уортману, в основе образа высшей власти в России лежит сакральность, легитимизирующаяся через миф о своем иностранном происхождении. Американский славист в особенности настаивает на том, что самоидентификация высшей власти в России как власти иноземной является ключом к пониманию специфики всей русской истории. Автор даже утверждает, что "в изображении политического и культурного превосходства правителя чужеземные черты вели к положительной оценке, отечественные - к нейтральной или отрицательной". Это утверждение представляется более чем спорным. Во-первых, любая власть утверждает свою "отличность", устанавливая иерархическую дистанцию, ссылаясь на различные причины этой "отличности": древнее, иноземное, внеземное происхождение, божественную или народную избранность, моральное, интеллектуальное, силовое превосходство. И ссылки русских царей на свое иноземное происхождение не являются исключением в европейской истории. Национальные же коннотации в пропагандистской политике царской власти зачастую даже актуальнее, чем отсылки к иностранному происхождению. Странно, что Уортман этого не замечает, описывая московские коронации русских императоров. Да и в самих этих отсылках к византийскому или варяжскому происхождению власти подчеркивалась не иноземность, а историчность, преемственность - ведь никто из российских императоров не акцентировал внимания на своем германском происхождении. Поэтому сравнение мифологии происхождения власти русских императоров с "героической историей" полинезийских вождей является эффектным, но некорректным, а основной концептуальный тезис монографии - сомнительным. Тем не менее это обстоятельство не вредит поистине оригинальной работе Уортмана.

Анализ эволюции идеологии и образа царской власти Ричард Уортман сопровождает описанием механизма его репрезентации. Автор точно и подробно воссоздает ритуалы этой репрезентации, не упуская из виду множество деталей - одежда, девизы на триумфальных арках, гравюры, изображающие торжества, тексты гимнов и од. Основными механизмами экстраполяции образа царской власти были массовые мероприятия, эстетика которых призвана инсценировать отличие власти от простых смертных и ее сходство с богами, святыми и героями, создавая тем самым иерархические дистанции. Такая система иерархических дистанций позволяла эффективно и беспрепятственно проходить управленческой информации сверху вниз, доводя царскую волю до подданных без ущерба для императорского величия. Эта жесткая система коммуникативных шлюзов нарушалась лишь в исключительных случаях, так же, впрочем, ритуализированных. Непосредственное общение императора с народом, например, с "красного крыльца" в Кремле - классика государственного пиара на все времена.

Мероприятий по поддержанию и репрезентации имперской иерархии было множество: коронация, триумфальный въезд, церемонии триумфа, парадов, придворных праздников и даже траура и похорон императора. Процесс превращения мифа в структуры, призванные управлять восприятием, достаточно убедительно показан автором, причем в динамике. Последовательно проходя путь от анализа сценариев царствования при Петре I до сценариев Николая I, Уортман убедительно показывает, что "ритуал - это не маска силы, а тип власти".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2103
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4811
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2635
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3033

Другие новости