0
3053
Газета История Интернет-версия

19.09.2002 00:00:00

Сословие, которого не было?

Тэги: Виртшафтер


Виртшафтер Э.К. Социальные структуры: разночинцы в Российской империи /Пер. с англ. Т.П. Вечериной. - М.: Логос, 2002, 272 с.

Герменевтический подход является самым модным сейчас историческим методом. Считается, что он позволяет наиболее адекватно описывать объект, полностью отказавшись от оценочных характеристик и субъективного волюнтаризма автора. Объектом исследования Элис Виртшафтер стал такой мало изученный предмет, как разночинцы в Российской империи. Более неструктурированного, изменчивого сословия (да и можно ли разночинцев называть сословием?), с трудно определяемыми границами, расфокусированной норматикой, ценностями, идентичностью невозможно себе представить. Ведь сословие для того и существует, чтобы поддерживать внутреннюю и внешнюю иерархию, наделяя индивидуума четкой социальной ролью. Становясь же разночинцем, человек терял свою традиционную роль, но и не обретал в полной мере новой.

Совершенно справедливыми являются слова Карла Германа, взятые Э.Виртшафтер в качестве эпиграфа к одной из глав: "...разночинцы составляют некий класс, о котором трудно сказать что-то определенное". Но автору монографии все же удается, подвергая анализу категорию, понятие "разночинец" в различных контекстах - правовом, административном, экономическом, культурном - скрупулезно проследить эволюцию этой категории от правовых определений XVIII века через представления о разночинцах как о чужаках и образованных простолюдинах к их отождествлению с радикальной демократической интеллигенцией пореформенной России. Виртшафтер прекрасно описывает размытую идентичность разночинцев, сложности с их правовой и социокультурной идентификацией. Но честно разобрав все эти запутанные процессы, исследователь, видимо, несколько растерялся, столкнувшись со столь сложной реальностью. И решил, что раз существует такое непонятное, неструктурированное сословие, то и все российское общество такое. Без всякой структуры. Все русское общество по своей сути разночинное - утверждается без обиняков. Двор, аристократия, дворянство, купечество, крестьянство, да что уж там, сами государи-императоры, несмотря на все поверхностные различия, в общем-то, разночинцы.

"Похоже на цивилизацию майя в Новой Испании, это было общество, где правовые и незаконные экономические отношения соединялись с произвольными процессами социально-культурного самоопределения, чтобы породить частичное совпадение и переплетение сословий, народов и культурных идентичностей. Результатом была текучая, размытая социальная ткань с явным отсутствием структуры, предсказуемости и безопасности". Такая вот была императорская Россия - "не сходная с европейскими, доиндустриальная империя", что-то вроде колониальной Мексики. Да еще и без "гражданского общества", которое в Америке, надо полагать, возникло еще в XVIII веке на юге. Это верно так же, как и то, что Россия в XVIII-XIX веках существовала на периферии европейской истории, со структурой общества, напоминающей каннибалов Полинезии. Становится страшно и холодно даже от одного изучения такого дикого и неструктурированного государства. Хочется закутаться в плед и съесть гамбургер.

Сложность социальной структуры не означает, что структура отсутствует вовсе, как это безапелляционно утверждает автор. Да, действительно, разночинство в России - это маргинальное состояние в своеобразном буферном социальном пространстве. Но невозможно на этом основании делать вывод, что все общество состояло из маргиналов. Это пространство, предлагая нишу маргинальности, удерживало личность от полной деградации и девиантности, позволяло через образование обрести позитивный, социально одобряемый образ, перейти в новый статус. Как раз наличие такого своеобразного сословия свидетельствует о жесткой социальной структуре общества, где "всяк сверчок знай свой шесток", где интонации речи менялись в зависимости от чина собеседника.

Анализируя изначально и по своей сути аморфное состояние "разночинства" и делая это достаточно умело, Элис Виртшафтер приходит к декларативному выводу о полном отсутствии структуры во всем русском обществе, допуская, по сути, студенческую ошибку экстраполяции результатов ограниченного исследования на всю систему в целом. В данном случае - экстраполируя аморфность разночинного состояния на состояние всего русского общества.

В результате от монографии Виртшафтер остается двойственное впечатление. С одной стороны, детальное знание источников, в которых хотя бы вскользь упоминается слово "разночинец", а с другой - априорные идеологические установки, почти пропагандистские журналистские клише. Такого непонимания исторических реалий, даже страха перед ними, такого навязывания собственных представлений, интеллектуального провинциализма, давно не приходилось встречать в научной литературе о России. Причина этого контраста видится в отходе от избранной методологии. Если бы автор ограничился только анализом категории "разночинец" в различных контекстах, о чем было заявлено в предисловии, а не выстраивал глобальные обобщения, то текст монографии получился бы более органичным. Впрочем, несомненная польза от книги Элис Виртшафтер существует - очень хочется узнать, кто же такие были разночинцы на самом деле?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2060
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4752
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2603
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2990

Другие новости