0
1498
Газета История Интернет-версия

05.12.2002 00:00:00

О старом и новом

Тэги: Кириченко


Олег Кириченко. Дворянское благочестие. XVIII век. - М.: Паломникъ, 2002, 464 с.

История - это политика, опрокинутая в прошлое, история - это идеология. Как бы ни старались историки уйти от узости суждений, все они так или иначе ведомы в своих исследованиях личными представлениями о жизни, личными чувствами и эмоциями, своей собственной, личной идеологией. И как бы ни относился читатель к этой конкретной идеологии, дурного здесь нет - наоборот, честность "личного" обнажает скрываемую обычно истину: истории не существует, история - это историки. Книга Олега Кириченко представляет нам один из таких примеров откровенного субъективизма - мы можем наблюдать, как на смену уже почти мифическому "историку-марксисту" приходит новый зверь - "православный историк".

Послепетровское время никогда, кажется, не считалось хорошим временем для Русской Православной Церкви. Патриаршество отменили, во главе церковной иерархии поставили светского человека, чиновника, церковные имущества отобрали в казну, расформировали множество монастырей, европейская культура наступала со всех сторон. Эпоха светского - какое уж тут благочестие! В этом отношении позиция Кириченко выглядит чуть ли не революционной - вместо того, чтобы вмешиваться на чьей-либо стороне в старый спор славянофилов и западников, он смотрит на все произошедшее с точки зрения, которую считает единственно возможной для православного: если царь - помазанник Божий, то все, что он делает, - от Бога, а значит, на благо Православной Церкви. XVIII век оказывается, таким образом, временем расцвета православия под мудрым отеческим попечением царской власти. И противопоставить этому в общем-то ничего нельзя. Действительно, век реформ, а значит, много улучшающих преобразований, действительно, Петр и все последующие императоры были православными и активно утверждали православную религию как государственную - не суть важно, из благочестия или как эффективный инструмент управления.

Есть искушение - сказать, что всякая власть от Бога, а значит, и та, что притесняла православие после 1917-го, что нечего тогда посылать проклятия и сокрушаться по поводу каких бы то ни было действий какой бы то ни было власти, но ясно, что православный историк с легкостью опровергнет подобное еретическое суждение. Каждый из нас может объяснить все, каждый - по своей вере. Ведь объясняет же нам Кириченко, что "в послепетровской России был создан не колосс на глиняных ногах, состоящий из бюрократии, а живой православный чиновничий имперский аппарат". И что в народе утвердилось представление о Петре как об истинно православном царе. Ни слова об Антихристе - как будто не было никогда и намека на подобное восприятие. Правда, примеры, приводимые автором, до боли напоминают какие-нибудь "Народные сказки о Ленине и Сталине".

Посвятив первую главу государственной политике в отношении церкви, Кириченко обращается затем к бытованию православной традиции в дворянской среде. Надо отдать автору должное - материал он собрал огромный, в основном, правда, мемуарный. Интерес этот материал не может не вызвать, вне зависимости от степени пристрастности читателя, и чувство умиления перед лицом живой веры возникает - так что во многом авторская цель достигнута. Но читатель ведь все-таки не слепой, и если книга эта написана ученым и претендует на некую научность, на новый подход к освещению русской истории, то должна же быть какая-то критика источников, не может автор не сознавать, что и мемуары, и художественные произведения, используемые им, строятся по определенному канону. В основе данной работы - не столько анализ, сколько простое перечисление. Отступать от этого принципа приходится в случае явного разрушения умильной картины, при необходимости объяснять "патологию" - погружение части дворянства в пучину философских страстей века Просвещения, членство в масонских ложах, участие в дуэлях. Последнее - характерный пример попытки соединить несоединимое. Участие в дуэли для автора - духовная смерть, меж тем, согласно его же собственной концепции, приводившее к дуэлям дворянское понятие чести в этот период уже было не "честью места", "честью рода", а личной честью слуги Отечества, частью полученной им от царя чести царской, крупицей благодати, присущей Божию помазаннику. И как всегда в подобных случаях, бессилие интерпретатора, растерянность, родственная, вероятно, растерянности многих людей того времени, пытавшихся точно так же примирить непримиримые вещи, окончательно уводит его в область моральных оценок.

Сама книга, таким образом, заставляет сомневаться в том, что попытка создать "православного историка" увенчалась успехом. Если многие авторские замечания во введении звучат здраво и могут быть изложены современным научным языком, то в основной части всякая научность довольно скоро заканчивается - перед нами всего лишь просветительская брошюра вполне определенного рода. Такая книга, разумеется, найдет своего читателя, вот только бы не послужила она в дальнейшем базой для создания новых школьных программ - тогда придется еще не один раз вспомнить об "историке-марксисте".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1890
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4521
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2463
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2820

Другие новости