0
844
Газета История Интернет-версия

28.03.2003 00:00:00

Дело не только в подготовке

Игорь Перов

Об авторе: Игорь Сергеевич Перов - инженер-конструктор спецтехники.

Тэги: россия, техника, развитие, отставание


Причин тяжких неудач советских войск в начальный период Великой Отечественной войны можно назвать немало. Поэтому с утверждением авторов статьи "Поражение было неизбежным" о том, что "вермахт превосходил Красную Армию решительно по всем показателям подготовки к войне: лучше были генералы, старшие и младшие офицеры, унтер-офицерский состав, специалисты всех родов войск", нельзя не согласиться. Но заявление о том, что боевая техника Красной Армии была "отнюдь не такой уж плохой", представляется весьма спорным.

НАЧНЕМ С АВИАЦИИ

В истории развития военной техники нередко можно обнаружить какой-либо год, который оказывается удобной точкой отсчета. Для истории развития военной авиации им стал год 1918-й, когда появились самолеты, которые можно принять за машины первого поколения. Их классические образцы - истребители-бипланы ВВС "Антанты" с двигателем "либерти" мощностью свыше 300 л.с. Именно мощный и легкий двигатель явился главным условием для создания истребителя первого поколения. Кстати, за всю Первую мировую войну было построено около 100 тыс. аэропланов и около 180 тыс. авиамоторов.

Конец 1920-х гг. ознаменовался производством самолетов второго поколения сразу в нескольких странах. Эти машины оснащались двигателями мощностью порядка 500-600 л.с., имели некоторые основные элементы фюзеляжа из алюминиевых сплавов. СССР удалось запустить в серию подобные самолеты только в середине 1930-х гг., но при этом двигатели и значительная часть авиаматериалов либо импортировались, либо изготавливались по лицензиям.

Серийный выпуск самолетов третьего поколения начинается в 1937 г. в Германии. Речь идет о истребителях Ме-109, пикировщиках Ю-87, других чуть более поздних машинах, построенных с широким применением алюминиевых конструкционных материалов, с двигателями мощностью свыше 1000 л.с., качественными приборами и авиамеханизмами. Одновременно к серийному производству машин третьего поколения приступают США и Великобритания.

Как ни странно, Советскому Союзу - стране с очень низким общим уровнем машиностроения - удалось совершить невозможное: к 1941 г. сконструировать и серийно производить такие же самолеты, как на Западе. Конечно же, их двигатели отличались малым моторесурсом, алюминиевых сплавов в конструкциях планеров было явно недостаточно, но главное - строительство авиации третьего поколения началось. То есть в самой важной и высокотехнологичной промышленной отрасли того времени СССР сократил отставание от ведущих стран до 3-4 лет, обеспечив предпосылки для дальнейшего прогресса в этой сфере.

ТЕПЕРЬ О ТАНКАХ

Танки первого поколения также появились в конце Первой мировой войны. Лучшим среди них, безусловно, следует считать легкий французский "Рено FТ-17" и тяжелый английский Мк-5. В начале 1930-х гг. начинается производство танков второго поколения. Пожалуй, наиболее совершенными машинами здесь были немецкий "легковес" Т-2 и тяжелая англичанка "Матильда".

СССР, отстав на 3-4 года, также смог создать танки второго поколения: Т-26 (прототип - английский "Виккерс") и БТ ("детище" американского инженера Кристи, продавшего нашей стране лицензию). Качество изготовления этих машин было низким, лицензионные авиационные двигатели "либерти" на танках БТ "славились" такой пожароопасностью, что запускать их разрешалось с соблюдением особых правил; с Т-26 часто слетали гусеницы, о тонкостях при переключении передач ходили легенды; и все же это были уже машины второго поколения.

Рождение танков третьего поколения относится к середине 1930-х гг. Пионером здесь стала Франция, создавшая очень неплохой 20-тонный средний танк S-35 с хорошей лобовой броней и 47-мм пушкой. В 1939 г. тип бронированной машины третьего поколения окончательно сформировался, а лучшими образцами считались немецкие Т-3 и Т-4. Необходимо также отметить, что на сей раз англичане и американцы здорово опоздали.

Невероятно, но настоящий танкостроительный прорыв был совершен в СССР - в стране, где технический потенциал в лучшем случае позволял производить машины второго поколения, рождаются средние и тяжелые танки четвертого поколения - Т-34 и КВ. Да, в начале 1940 г. при постановке на конвейер это были еще очень сырые машины с длинным перечнем недостатков. Но уже через год Т-34 получил более совершенную пушку, сумели избавиться от явных дефектов дизеля, а в 1942 г. на танке появилась командирская башенка, пятискоростная коробка передач, эффективная система очистки воздуха, износостойкие траки. В начале 1944 г. после установки 85-мм орудия и усиления бронезащиты Т-34 стал классической машиной четвертого поколения.

Примерно также шло строительство и тяжелых танков. В том же 1944 г. заявил о себе ИС-2 - отличная машина с повышенной бронезащитой, надежным дизельным двигателем, мощной 122-мм пушкой.

НЕИЗБЕЖНОЕ ПОРАЖЕНИЕ

Благодаря господству в воздухе, отличному взаимодействию ВВС с сухопутными войсками вермахт и в Польше, и во Франции, и в начальный период войны с СССР успешно прорывал даже хорошо укрепленные линии обороны и проводил глубокие наступательные операции. И ничего удивительного здесь нет. Пикирующие бомбардировщики и не имеющие конкурентов истребители люфтваффе практически без противодействия расчищали путь наступающим танкам и мотопехоте.

На рассвете 22 июня 1941 г. немцы провели успешную атаку советских передовых аэродромов. Но полными хозяевами неба они стали бы через день-два и без этого удара, т.к. в западных военных округах машин Як-1 и ЛаГГ-3, способных хоть как-то противостоять в воздушном бою германским истребителям, насчитывалось всего несколько десятков. Находившиеся в приграничных полках МиГ-3 (около 1 тыс.) по своим боевым возможностям значительно уступали немецким машинам.

В то же время надо отдать должное советским авиаконструкторам. Прекрасно понимая, что создать истребители, способные бороться с Ме-109, пока не позволяет технический уровень страны, они спроектировали "специализированные" машины третьего поколения. Так, недостаточно маневренный МиГ-3 имел большую перегоночную дальность полета и был, по сути, перехватчиком бомбардировщиков, что в начальный период войны, особенно при обороне Москвы, оказалось очень важным. А первые модели истребителей Яковлева и Лавочкина в отличие от немецких, способных нести до 200 кг бомб, строились исключительно для ведения воздушного боя. Но все равно уступали "мессерам" по многим параметрам, в частности, и по такой важнейшей характеристике, как скороподъемность.

В начале войны Красная Армия имела некоторое качественное и количественное превосходство в бронетехнике. Но новые танки не могли принципиально изменить положение на фронте. Летом 1941 г. все решало господство в воздухе. Кстати, из 1861 нового танка, выпущенного перед войной, в приграничных округах оказалось не более половины.

Поэтому в статье "Поражение было неизбежным" вызвал удивление абзац о 12-м мехкорпусе, "с которым можно было штурмом взять Кенингсберг". Да ничего с ним, как и со многими другими танковыми соединениями Красной Армии, за исключением трех-четырех дивизий, взять не удалось бы. Так, 23-я тд, входившая в состав 12-го мк и сформированная в марте 1941 г., имела на вооружении устаревшие и крайне изношенные Т-26 (333 единицы). За две недели боев дивизия потеряла от огня противника 144 машины, а по техническим причинам - 122, остальным танкам требовался ремонт. Немногим лучше было положение в 28-й тд того же 12-го мехкорпуса. Сформированная в феврале 1941 г., она получила в основном танки БТ-7 (210 единиц) и к 6 июля лишилась 133 машин, подбитых огнем врага, и еще 68 - по техническим причинам. В 202-й моторизованной дивизии 12-го мк картина была столь же нерадостной.

Впрочем, авторы статьи в "НВО" тоже оказались в плену у мифов, сочиненных работниками отечественного военно-промышленного комплекса России. Им как-то удавалось и удается сейчас убеждать сограждан, что наша техника была и есть одна из лучших в мире. Однако усомниться в этом достаточно просто. Нужно только критично, осмысленно и внимательно посмотреть на характеристики и конструктивные особенности сравниваемых образцов. И тогда окажется, что даже "плохие" немецкие танки имели великолепные прицелы и средства связи, надежные коробки передач и двигатели, отличные бронебойные снаряды.

То же самое можно сказать и про авиационную технику. Ну не могут деревянные планеры со слабыми и ненадежными моторами побеждать в воздушном бою. Не способна отсталая в машиностроительном отношении страна создать широкий спектр качественных образцов боевой техники. А частные удачи (Т-34 и КВ) или, наоборот, частные неудачи (плохие танки накануне Второй мировой войны в технически высокоразвитых США и Англии) иногда, конечно же, случаются. Но только иногда.

Причин поражений Красной Армии в начальный период войны было немало. Это, конечно же, и качественное превосходство вермахта, и сталинские репрессии, и внезапность нападения, и просто традиционная некомпетентность российских верхов, и многое другое. Но все же главной причиной трагедии 1941 г. было качественное техническое отставание РККА по многим видам боевой техники, особенно по фронтовой авиации. И лишь весной 1943 г. в боях на Кубани новые модификации Яков, Ла-5 и ленд-лизовские "аэрокобры" смогли впервые противостоять истребителям "Люфтваффе". Почти двухлетняя доводка конструкций наконец-то дала результаты.

В заключение приходится говорить, в общем-то, банальные вещи. С 30-х гг. ХIХ в. началась глобальная научно-техническая гонка. Увы, Россия фактически включилась в нее только в 1930-х гг., с опозданием на столетие. Но быстрых успехов в данной сфере не бывает. В Великую Отечественную войну за отставание пришлось расплачиваться жизнями многих миллионов солдат. И сегодня с сожалением приходится констатировать: если на Западе интерес к развитию техники и технологий не прекращался никогда, то у нас он в действительности закончился много лет тому назад. Какое в результате будущее ожидает нашу отчизну - известно лишь одному Господу Богу.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1890
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4521
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2463
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2819

Другие новости