0
3166
Газета История Интернет-версия

04.04.2003 00:00:00

Военные кафедры сегодня

Анатолий Руг

Об авторе: Анатолий Витальевич Руг - кандидат технических наук, полковник.

Тэги: минобороны, военная кафедра, студенты


Руководство Минобороны России уже неоднократно поднимало вопрос по так называемой "проблеме военных кафедр" - структурных подразделений гражданских высших учебных заведений, осуществляющих обучение студентов по программам подготовки офицеров запаса.

Обучение студентов на военных кафедрах, по замыслу, имеет целью формирование мобилизационного ресурса армии и флота в младших офицерах для дополнительного пополнения офицерского корпуса на случай возникновения крупномасштабной войны. Однако в последнее время такое обучение все более и более становится законным и вполне безопасным способом уклонения граждан от призыва на военную службу, что не может не вызывать беспокойства в армейских структурах.

Особую озабоченность вызывает тот факт, что будущему отказнику за счет государственных средств даются вполне приличные знания эксплуатации военной техники, выплачивается дополнительная стипендия, в масштабах государства составляющая приличную сумму расходов, а также содержится значительный штат преподавательского и обслуживающего персонала военных кафедр. А это миллионы и миллионы государственных средств. Но при этом только незначительное количество выпущенных офицеров идет в дальнейшем на военную службу по призыву.

Предлагаются различные меры борьбы с этим явлением, вплоть до полного отказа от содержания военных кафедр и передачи всей подготовки офицеров запаса в военно-учебные заведения. В противовес этой позиции сторонники военных кафедр, среди которых существенную роль играет ректорский корпус высших учебных заведений, а также сами студенты, считают сложившуюся форму подготовки офицеров запаса вполне успешной и соответствующей интересам и экономическим возможностям государства.

Аргументы той и другой стороны вполне понятны и очевидны. Основываются они на сложившихся стереотипах по отношению к военным кафедрам и их предназначению.

С одной стороны, военное ведомство рассматривает военные кафедры как потенциальный источник пополнения должностей младших офицеров в войсках. И роль этого источника сейчас, когда из армии и флота увольняется офицеров больше, чем выпускается из военных вузов, приобретает особую значимость. Также в Министерстве обороны озабочены тем фактом, что рост числа студентов на военных кафедрах снижает численность потенциальных призывников в Вооруженные силы. Тем самым обостряется и без того сложная проблема призыва на военную службу рядового и сержантского состава.

С другой стороны, в противовес такой позиции утверждается о совершенно ином предназначении военных кафедр. Ведь в свое время они создавались и продолжают функционировать исключительно в интересах массовой подготовки офицеров запаса на случай возникновения крупномасштабной войны, и с этой своей задачей военные кафедры сегодня вполне успешно справляются. Также утверждается, что призыв офицеров запаса в мирное время есть необходимая и вынужденная мера, которая должна осуществляться в исключительных случаях по мотивированным указам президента России. И такие аргументы сторонников сохранения военных кафедр в неизменном виде вполне логичны, понятны и объяснимы. Так где же истина? И что надо делать с военными кафедрами? И надо ли что-то делать вообще?

В 1993 г. Вооруженные силы перешли на контрактный (добровольный) принцип комплектования офицерами. Кроме того, в период с 1991 г. по настоящее время произошло существенное сокращение их штатной численности. В результате проведенных мероприятий прохождение военной службы офицерами стало характеризоваться следующими особенностями.

Во-первых, массовое досрочное увольнение младших офицеров привело к существенному пополнению мобилизационного ресурса этой категорией военнослужащих.

Во-вторых, переход на добровольный принцип комплектования армии офицерами ставит под сомнение необходимость и целесообразность призыва на военную службу офицеров запаса.

В-третьих, тот же самый переход на добровольный принцип комплектования армии привел к тому, что ежегодное увольнение офицеров стало существенно превышать их выпуск из военно-учебных заведений.

Из всего этого можно сделать вывод о том, что в перспективе, даже при условии значительного повышения жизненного уровня наших офицеров ожидать снижения количества увольняемых офицеров не следует. А это, в свою очередь, означает, что проблему комплектования армии офицерами только мерами социального характера не решить.

Исходя из этих объективно сложившихся в настоящее время особенностей прохождения военной службы офицерами, следует признать, что две задачи военных кафедр - осуществление массовой подготовки мобилизационного ресурса младших офицеров и комплектование отдельных первичных должностей офицерами запаса - потеряли свою актуальность и приоритетность.

Одновременно с этим особую остроту приобрела другая задача, связанная с необходимостью восполнения постоянно растущего некомплекта Вооруженных сил в офицерах.

Однако, несмотря на такое, поистине кардинальное изменение приоритетов и задач обеспечения потребностей Вооруженных сил в офицерах на мирное и военное время, сеть военных кафедр продолжает существовать в том же виде, в котором она сложилась в 1970-1980 гг. Более того, порядок подготовки офицеров запаса, отвечающий интересам и экономическим возможностям государства советского периода, получил свое законодательное подтверждение в Федеральном законе 1998 года "О воинской обязанности и военной службе", а сеть военных кафедр в период с 1994 по 1998 год увеличилась почти в три раза. Все это позволяет сделать вывод о том, что существующая система подготовки офицеров запаса в гражданских вузах на сегодняшний день не отвечает ни интересам российских Вооруженных сил, ни интересам и экономическим возможностям государства и требует своего совершенствования.

Исходя из основных задач военных кафедр, целесообразно предложить следующие возможные направления преобразований системы подготовки офицеров запаса.

Первое направление: внедрение в гражданских вузах принципиально новой схемы военного обучения студентов - целенаправленной подготовки офицеров для последующего прохождения ими военной службы по контракту.

В качестве варианта такой подготовки можно предложить следующее. Министерство обороны берет на себя обязательство оплатить обучение студента в вузе, а также осуществить ряд дополнительных выплат: например, продовольственное обеспечение, дополнительная стипендия, оплата проезда в отпуска и др. Студент обязуется получить образование, а после окончания учебы заключить пятилетний контракт на прохождение службы в Вооруженных силах. В случае отказа от прохождения военной службы по контракту студент зачисляется в запас и может быть призван на военную службу на общих основаниях, но при этом он возмещает Министерству обороны дополнительные затраты на его подготовку. Все эти обязательства закрепляются соответствующим договором (контрактом).

При такой схеме все стороны - Министерство обороны, учебное заведение и студент - будут иметь взаимные обязательства и нести полную ответственность за их выполнение. Отказ от выполнения обязательств будет нести за собой соответствующую гражданско-правовую ответственность, установленную законом. Это является принципиальным отличием данной схемы от существующей практики подготовки офицеров запаса. Вторым принципиальным отличием является то, что при такой схеме студент, идущий на военную кафедру, изначально ориентируется не на возможность уклонения от военной службы по призыву, а на добровольно принятое на себя обязательство заключить контракт о прохождении военной службы и эту службу пройти.

Второе направление: внедрение в практику подготовки офицеров запаса механизма лицензирования образовательной деятельности по военным программам, как это предусмотрено действующим законодательством для дополнительных образовательных программ. Это позволит постепенно, продуманно и объективно подойти к решению вопроса о сокращении ряда военных кафедр, не обладающих необходимой материально-технической базой и не решающих важные для Министерства обороны задачи.

Третье направление: интеграция сложившихся механизмов управления военно-учебными заведениями и военными кафедрами гражданских вузов. Такая интеграция предполагает объединение под единым началом всех вопросов подготовки офицеров как в гражданских высших учебных заведениях, так и в военных вузах, в том числе вопросов совместного использования материально-технической базы. Такой подход позволит повысить качество военного обучения студентов, сэкономить бюджетные средства, выделяемые на содержание ряда военных кафедр, не ликвидируя их как структурные единицы, но осуществляя учебный процесс на материально-технической базе близлежащего военного вуза.

Реализация указанных направлений предполагает выполнение комплекса мероприятий организационно-технического и нормативно-правового характера, осуществляемых по единому замыслу и под единым началом. Первоочередными из них представляются мероприятия по проведению широкомасштабного эксперимента, связанного с апробацией механизма подготовки офицеров для последующего прохождения ими военной службы по контракту на базе гражданских вузов, а также закрепление результатов эксперимента в соответствующих нормативных правовых актах.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Запад объявил об очередной глобальной гонке вооружений

Запад объявил об очередной глобальной гонке вооружений

Михаил Сергеев

Ядерное противостояние вытеснено войной чипов

0
553
Вокруг Путина началась большая рокировка

Вокруг Путина началась большая рокировка

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Приход Белоусова в Минобороны ставит вопрос о новом месте работы Патрушева

0
639
Обновленный кабинет министров обещает новую модель экономического роста

Обновленный кабинет министров обещает новую модель экономического роста

Ольга Соловьева

Госдума выполнила свою конституционную обязанность – утвердила состав вице-премьеров

0
564
Коммунистам и эсэрам разрешили уйти в оппозицию правительству

Коммунистам и эсэрам разрешили уйти в оппозицию правительству

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Расцвет демократии в Госдуме при утверждении вице-премьеров выглядит политической спецоперацией

0
457

Другие новости