О ТРОФЕЙНОЙ службе не пишут книг, не снимают фильмов, очень редко вспоминают о ней в средствах массовой информации. Поэтому многие не знают, что такая служба существовала в составе Красной Армии в период Великой Отечественной войны. Возможно, она пригодилась бы и сегодня при проведении локальных войн, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций.
Между тем значение трофеев трудно переоценить. За годы войны, к примеру, трофейная служба собрала 24 612 танков и САУ, которых хватило бы для укомплектования 120 немецких танковых дивизий. 72 204 орудия, захваченных на полях сражений, могли бы составить артвооружение 300 пехотных артиллерийских дивизий.
ТРОФЕЙНОЕ ДЕЛО
В начале войны Красная Армия не имела самостоятельной службы, поэтому сбором и реализацией трофейного имущества занимались трофейные комиссии, создаваемые из представителей довольствующих служб. Лишь в августе 1941 г. была сделана первая попытка объединения трофейного дела в руках единого органа. В центре таким органом стал отдел эвакуации штаба тыла Красной Армии, сформированный из экономического отдела Генерального штаба, а во фронтах - эвакоотделы в управлениях тыла и уполномоченные по сбору трофейного и негодного имущества при командующих родами войск и начальниках довольствующих служб. В армиях формировались эвакоотделения, в управлениях тыла назначались уполномоченные по сбору трофейного и негодного имущества, создавались склады негодного имущества.
Одновременно в войсках вводились трофейно-эвакуационные отделения при штабах дивизий и уполномоченные по сбору трофейного и негодного имущества в полках. С конца сентября 1941 г. в стрелковых и артиллерийских частях формировались постоянные рабочие команды по сбору военного имущества на поле боя и эвакуации трофейного, негодного имущества и металлолома.
Принятая структура первоначально отвечала задачам эвакуации военных баз из угрожаемых районов и оказания помощи гражданским органам в передислоцировании промышленности на восток. Но после Московской битвы, когда противник бросил на полях сражений большое количество вооружения, боевой техники и имущества, эвакоорганы были не готовы к решению таких задач, как сбор трофейного вооружения, имущества и металлолома. Только за период с 16 ноября по 10 декабря 1941 г. противник потерял 870 автомашин, 1434 танка, 575 орудий, 339 минометов, 5416 пулеметов и десятки тысяч автоматов и винтовок. Учитывая это, пришлось создавать нештатные команды по сбору и эвакуации трофеев. Постановление ГКО от 23 марта 1942 г. # 1481 "Об организации сбора и вывоза трофейного имущества и лома черных и цветных металлов" решило проблему сбора, учета и вывоза в глубокий тыл трофеев. Учреждалась стройная система трофейных органов снизу доверху со специальными частями и учреждениями. В соответствии с этим постановлением при ГКО были созданы Центральная комиссия по сбору трофейного вооружения и имущества под председательством маршала Советского Союза Семена Буденного и Центральная комиссия по сбору черных и цветных металлов в прифронтовой полосе под председательством Николая Шверника. В Главном управлении тыла сформировано Управление по сбору и использованию трофейного оружия, имущества и металлолома, а во фронтах и общевойсковых армиях - аналогичные отделы в составе 8-12 человек. В дивизиях - отделения трофейного имущества и сбора металлолома.
Управлениям тыла фронтов и армий предоставлялось право привлечения местного населения и автогужтранспорта для организации сбора и вывоза трофейного вооружения, имущества и металлического лома, а также производить премирование командного и рядового состава подразделений, отличившихся в проведении сбора металлического лома, из средств, выделяемых Наркомчерметом и Наркомцветметом. Был установлен фонд премирования в размере 15% от стоимости отгруженного лома черных и 5% от стоимости отгруженного лома цветных металлов.
Расширение объема работ с трофейным вооружением, боеприпасами и взрывчатыми веществами вызвало необходимость проведения мероприятий по предотвращению взрывов. Так, приказом НКО СССР от 3 июня 1942 г. отмечался случай грубого нарушения правил взрывобезопасности при отправке трофейных боеприпасов. Этим же приказом вводились "удостоверения на взрывоопасность" за подписью специалиста-пиротехника.
Помимо выполнения своих функциональных задач, трофейная служба занималась выявлением, учетом, охраной и эвакуацией бесхозного военного и гражданского имущества, ремонтом автомашин, сбором и отправкой кож павших животных, утильрезины, стальных шлемов, гильз и спецукупорки, запчастей и деталей.
После разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом и последующего зимнего наступления Красной Армии перед трофейной службой встали новые задачи по очистке полей сражений от боевой техники и вооружения.
РЕОРГАНИЗАЦИЯ
В целях дальнейшего совершенствования трофейной службы при ГКО взамен двух комиссий был создан Трофейный комитет во главе с Маршалом Советского Союза Климентом Ворошиловым. Управление по сбору и использованию трофейного вооружения, имущества и металлолома, возглавлявшееся генерал-лейтенантом Федором Вахитовым, было реорганизовано в Главное трофейное управление и подчинено этому комитету. Соответствующая реорганизация была проведена в оперативном и войсковом звеньях.
Наряду с реорганизацией органов управления трофейной службы началось формирование новых трофейных частей. Усиливалось армейское звено за счет создания трофейных батальонов и специальных демонтажных взводов при трофейных складах. Воздушным армиям были приданы специальные технические трофейные роты, во фронтах сформированы трофейные бригады. Приказом НКО СССР от 5 января 1943 г. введен институт комендантских постов с задачей своевременного выявления, учета, сбора, хранения и вывоза трофейного и оставленного войсками отечественного оружия, имущества, фуража и металлолома с освобожденных территорий.
Постановлением Государственного Комитета Обороны от 5 апреля 1943 г. # 323 "О Трофейном комитете при Государственном Комитете Обороны" Управление по сбору трофейного вооружения, имущества и металлолома было изъято из состава Главного управления тыла Красной Армии и передано Трофейному комитету при Государственном Комитете Обороны.
Однако, несмотря на принимаемые меры, отдельные командиры войсковых частей вопреки существующему порядку распоряжались трофеями, отдавали их местным гражданским организациям и использовали трофеи без учета. Безучетное и безнарядное расходование трофеев рассматривалось как расхищение государственной собственности, за что виновные лица должны были привлекаться к строгой ответственности.
Важным шагом на пути наращивания сил и средств трофейной службы стало формирование 5 железнодорожных эвакопоездов, в каждом из которых имелись команда из двухсот человек и двадцать мощных тракторов-тягачей. Они были оснащены также подъемно-такелажным и водолазным оборудованием. Это позволило отправить в 1943 г. в глубокий тыл 21 114 вагонов с вооружением и имуществом и 112 685 - с металлоломом.
Характер и масштабы наступательных операций 1944 г. потребовали повышения оперативности и мобильности трофейной службы. Для этого танковым, механизированным и кавалерийским соединениям, которые, как правило, первыми выходили в тыл противника и раньше других обнаруживали трофейные объекты, были приданы трофейные роты, демонтажные взводы и трофейные склады. Кроме того, дополнительно сформированы 3 отдельных эвакоподъемных отряда для выполнения сложных подъемно-такелажных работ, особенно по извлечению затонувшей или застрявшей боевой техники.
Важную роль в дальнейшем совершенствовании трофейной службы сыграло новое "Положение о трофейных органах, частях и учреждениях Красной Армии", утвержденное председателем Трофейного комитета ГКО и объявленное в приказе заместителя Народного комиссара обороны СССР от 28 апреля 1944 г. В этом положении, обобщающем опыт деятельности трофейных органов, была дана наиболее исчерпывающая формулировка задач трофейной службы: "Трофейные органы, части и учреждения Красной Армии обеспечивают сбор, охрану, учет, вывоз и сдачу трофейного вооружения, боеприпасов, боевой техники, продфуража, горючего и других военных и народнохозяйственных ценностей, захваченных Красной Армией у противника".
Этим положением были определены трофейные органы в Красной Армии: в центре - Главное управление трофейного вооружения Красной Армии при Трофейном комитете ГКО; во фронтах - Управления трофейного вооружения фронтов; в армиях - отделы трофейного вооружения армий; в войсках - соединения действующей армии - трофейные отделения корпуса, дивизии, бригады.
ЗНАЧЕНИЕ И АКТУАЛЬНОСТЬ СЛУЖБЫ
По окончании войны в Европе для трофейной службы наступил особый период. Наряду с завершением работ по очистке театра военных действий, эвакуации и реализации остатков трофейного имущества на нее было возложено решение задач по военно-экономическому разоружению фашистской Германии, осуществляемому в соответствии с решением Потсдамской конференции. В связи с этим в июне 1945 г. на базе трофейных управлений фронтов были организованы отдельные трофейные управления. После создания системы военного управления трофейные управления были усилены и вошли в состав групп войск с подчинением командующим.
Об огромном военно-экономическом значении трофеев можно судить по таким фактам. К концу войны из всего автомобильного парка Красной Армии 9% (60 626 ед.) составляли трофейные. 7% всех снабженческих перевозок, выполненные морским и речным транспортом, составили трофейные грузы. Только за один год со 2 марта 1945 г. по 2 марта 1946 г. было демонтировано и вывезено с трофейных предприятий 214 300 шт. металлорежущих станков, 136 381 шт. электромоторов, 29 заводов черной металлургии производительностью в 6 126 500 т проката и другое имущество. Общая стоимость отгруженного оборудования исчислялась в 2 млрд. долл. (около 10 млрд. руб.), а отгруженного различного металла на сумму более 1 млрд. руб. в государственных ценах СССР.
В ходе войны трофейная служба собрала и отправила в глубокий тыл 6 008 285 т металлолома, в том числе 165 605 т цветного. Кроме того, было отгружено 507 294 т пригодного для производства черных и цветных металлов. Много это или мало, можно судить по тому, что для получения 1 т стали из чугуна необходимо было переплавить 25 т руды и израсходовать 2 т кокса. Для получения же 1 т стали из металлолома не требовалось ни руды, ни кокса, а лишь 690 кг металлолома, 460 кг чугуна и 80 кг флюса.
На заключительном этапе войны не менее важной задачей трофейной службы стала охрана исторических и культурных ценностей (музеев, картинных галерей и прочее) на освобожденной от врага территории. В этом сказалось одно из проявлений освободительной миссии Красной Армии.
Опыт Великой Отечественной войны убедительно показал, что в случае крупномасштабных военных конфликтов, локальных войн, а также при проведении контртеррористических операций в составе действующих группировок войск, в зависимости от объема выполняемых задач, необходимо иметь соответствующую трофейную службу со своими органами управления, частями и учреждениями, укомплектованными квалифицированными кадрами и оснащенными современной эвакуационной техникой. Это, безусловно, позволило бы исключить бесконтрольное использование трофейного и другого имущества, обеспечить надежную охрану, строгий учет, своевременный вывоз и сдачу трофейного вооружения, боеприпасов, боевой техники, продовольствия, вещевого имущества, горючего и других военных и народнохозяйственных ценностей, захваченных у противника (бандформирований) и способствовало бы существенному сокращению расходов государства по обеспечению боевых действий войск (сил).