0
3524
Газета История Интернет-версия

30.05.2003 00:00:00

Войска "мирового правительства"

Юрий Сердюк

Об авторе: Юрий Олегович Сердюк - преподаватель кафедры геополитики Военного университета.

Тэги: оон, миротворцы


ООН учредило новый праздник - Международный день миротворцев ООН. Их первая акция - наблюдение за выполнением условий перемирия (ОНВУП) в Палестине. За это время до начала 2003 г. первая Организация по поддержанию мира (ОПМ) ООН организовала и провела символичное число операций - 55 - равное количеству лет со дня рождения миротворчества под голубым флагом.

ООН сегодня не является единственным организатором миротворческого процесса в мире, но тем не менее проводившиеся и продолжающиеся в наши дни ОПМ НАТО, Содружества Независимых Государств (СНГ), Организации африканского единства (ОАЕ), Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Европейского союза (ЕС), Экономического сообщества западно-африканских государств (ЭКОВАС) и ряда других международных организаций и объединений во многом дублируют функции "мирового правительства" в деле нормализации отношений между странами и поддержания мира в отдельных регионах.

Термин "поддержание мира", по определению Международной академии мира, означает "предотвращение, сдерживание, смягчение и прекращение военных действий между государствами или в пределах государства посредством вмешательства третьей стороны, организуемого и проводимого международным сообществом с использованием многонациональных сил, состоящих из военнослужащих, полиции и гражданских лиц, с целью восстановления и поддержания мира". Операции по поддержанию мира - это особые действия войск, военных наблюдателей, представителей гражданской полиции и других участников миротворческой миссии, которые не принимают участия в боевых действиях (единственное исключение - в случае самообороны войскам дается возможность применить оружие для отражения нападения) и выполняют роль нейтрального наблюдателя.

За 55 лет своей истории операции по поддержанию мира ООН проводились на всех континентах. В них приняли участие более 1 миллиона военных и гражданских служащих из более чем 140 стран мира. До 31 августа 2002 г. в ОПМ погибли 1762 участника. С 1948 по 2002 г. на их проведение было истрачено приблизительно 26,1 млрд. долл. Утвержденные бюджеты действующих миротворческих миссий ООН на период с 1 июля 2002 по 30 июня 2003 г. должны составить еще 2,63 млрд. долл.

Наибольшее число ОПМ, организованных ООН за эти годы, проведено в Азии и Африке - по 19 операций на каждом из континентов (38 из общего числа - около 70% всех операций ООН). Начавшись 55 лет назад, самая старая миссия, созданная ООН для наблюдения в Палестине и урегулирования арабо-израильского конфликта, продолжается и сегодня. На полгода ее моложе еще одна из ныне действующих миссий - Группа военных наблюдателей Организации Объединенных Наций в Индии и Пакистане (ГВНООНИП), - призванная наблюдать за урегулированием индо-пакистанского конфликта из-за Кашмира.

В течение первых 30 лет ООН учредила всего 13 операций по поддержанию мира, 10 из которых проводились в Азии, по одной - в Африке, Латинской Америке и Океании. 6 операций в это время были связаны с миротворчеством в арабо-израильском конфликте. Период после окончания Второй мировой войны и до конца 80-х годов прошлого столетия был связан с распадом западной колониальной системы в Азии и Африке. Существовавшая в это время биполярная политическая система была сама по себе хорошим механизмом урегулирования политических и военных конфликтов в различных регионах мира путем создания баланса сил противоборствующих сторон любого конфликта. СССР и США поддерживали противоборствующие стороны. СССР - арабов и индусов, США - израильтян и пакистанцев. Система принятия решения, позволявшая великим державам (СССР, США, Китаю, Великобритании и Франции) налагать вето на решения Совета Безопасности по учреждению новых миротворческих миссий, предохраняла от вмешательства ООН в большинство из войн и конфликтов того времени.

Начиная с 1988 г. государства - члены ООН увеличили свои усилия по восстановлению мира в большом количестве стран. На стыке 80-90-х годов в географии миротворческой активности отмечается крен в сторону "постсоветского пространства". Распад социалистической системы сопровождался многочисленными политическими, этническими и религиозными конфликтами, переросшими в вооруженные столкновения. Основное внимание ООН в 90-е годы было сконцентрировано на евразийском пространстве. Почти половина ОПМ ООН в 90-е годы проводилась в Африке - 18 миссий.

В августе 1993 г. ООН начала первую свою операцию на территории бывшего СССР. Была учреждена Миссия ООН по наблюдению в Грузии, ведущая свою работу совместно с российским воинским контингентом миротворческих сил СНГ до сегодняшнего дня. В декабре 1994 г. в условиях продолжающейся гражданской войны в Таджикистане ООН учредила миссию наблюдателей в этой стране. Благодаря совместной деятельности миротворцев ООН, СНГ и ОБСЕ, сопровождавшихся активным поиском политического решения внутритаджикского конфликта всеми заинтересованными сторонами, включая Российскую Федерацию, вооруженная стадия конфликта закончилась, и в мае 2000 г. работа Миссии наблюдателей ООН в Таджикистане была завершена.

Советский Союз, а затем и Россия получили огромный опыт проведения операций по поддержанию мира как в составе международных организаций, так и самостоятельно. Первая группа советских военных наблюдателей прибыла на Ближний Восток почти сразу же после окончания арабо-израильской войны 1973 г. В составе этой группы, прибывшей в Египет в ноябре 1973 г., было 36 военных наблюдателей из СССР. С того времени советские и российские военные принимали участие в ОПМ в следующих азиатских и африканских странах: Египте, Сирии, Ливане, Иордании и Израиле; Камбодже; Намибии; Западной Сахаре; Ираке и Кувейте; Анголе; Мозамбике; Руанде и Уганде; Грузии; Сьерра-Леоне; Конго; Эфиопии и Эритрее и на Восточном Тиморе.

Современный спад миротворческой активности ООН связан с завершением ОПМ в Боснии и на Превлакском полуострове (декабрь 2002 г.), приостановлением работы миссии ООН в демилитаризованной зоне на иракской и кувейтской границе в марте 2003 г. Но тем не менее основная причина происходящего в настоящий момент уменьшения числа участников - очередной финансовый кризис в системе ООН, напрямую связанный с экономической ситуацией в большинстве развитых государств мира. На 30 ноября 2002 г. долг различных государств - членов ООН на взносы для операций по поддержанию мира составил 1 млрд. 458 млн. долл. К 31 марта 2003 г. численность военных участников миротворческих операций ООН сократилась до 37 105 человек.

Международное сообщество накопило опыт в деле поддержания мира: во-первых, ООН разработала правовой механизм урегулирования международных и внутренних конфликтов на различных континентах и во множестве стран. Более 100 стран мира выделяли и продолжают выделять ООН гражданский и военный персонал для ведения операций по поддержанию мира.

Во-вторых, были созданы органы планирования и контроля миротворческой деятельности ООН. Непосредственное руководство миротворческими операциями осуществляют Генеральный секретарь, Секретариат ООН, Департамент операций по поддержанию мира (ДОПМ), личные представители Генерального секретаря в зоне конфликтов, Командующие силами, Главные военные наблюдатели (начальники штаба). Созданная система управления позволяет осуществлять политический, административный и военный контроль за действиями миротворцев, а также получать объективную информацию из района действия миссии в режиме реального времени.

В-третьих, были расширены функции и полномочия участников миротворческих операций. Помимо "классического" разделения противников, наблюдения за выполнением сторонами конфликта условий соглашения и доклада Генеральному секретарю о всех их нарушениях, участники ОПМ стали принимать участие в оказании гуманитарной помощи, разоружении, сборе и складировании оружия и боевой техники враждующих сторон, разминировании местности, восстановлении гражданской инфраструктуры, поддержании порядка, административном управлении, проведении выборов и референдумов, решении проблем беженцев, наблюдением за соблюдением прав человека, поиске и аресте военных преступников, оказании помощи в восстановлении экономики и т.д.

В-четвертых, Объединенные Нации накопили уникальный опыт взаимодействия ОПМ между различными агентствами и управлениями ООН а также региональными международными организациями, неправительственными организациями и фондами в вопросах привлечения их сил и средств для решения оперативных и стратегических проблем.

ООН обладает на сегодняшний день финансовыми, материальными и другими ресурсами, позволяющими в короткий срок развернуть миротворческую миссию в любой части земного шара. В распоряжении ООН имеются подготовленные резервы и материальные запасы, необходимые для такого развертывания. Созданным в 1992 г. Департаментом операций по поддержанию мира разработана концепция развития материально-технической базы миротворчества. Отдельными государствами созданы резервы для быстрого пополнения людских и материальных ресурсов для операций по поддержанию мира.

Однако наряду с положительным в миротворческой деятельности ООН накопилось большое количество "шлаков", мешающих очистке международного организма от негативных явлений и качественному выполнению задач по поддержанию и восстановлению международного мира. К числу наиболее ярких отрицательных черт операций по поддержанию мира под флагом главной международной организации относятся:

Во-первых, слишком большая бюрократическая машина ООН, требующая на свое поддержание огромных материальных средств. Так, зарплата трех старших гражданских руководителей Органа ООН по наблюдению за выполнением условий перемирия, работающих в Иерусалиме, составляет около 500 тыс. долл. в год (бюджет миссии на 2003 г. - 25,9 млн. долл.), что превышает сумму командировочных выплат за один месяц 154 военным наблюдателям почти в два раза. Бюрократический аппарат ООН, задействованный в миротворческих операциях, обслуживает сам себя, производя на свет огромное количество второстепенных документов, затрудняющую работу "в поле".

Во-вторых, проблема отставания в принятии оперативных решений от развития ситуации в зоне ответственности миссии. Можно сказать, что политические решения ООН являются следствием изменения ситуации, и практически никогда ее не опережают. Представители ООН в зоне конфликта предпочитают пассивно наблюдать за развитием обстановки, чем создавать условия для ликвидации причин конфликта. Подобное "невмешательство", как это было в Боснии и Герцеговине и Хорватии, ведет к увеличению жертв конфликта, снижая и без того невысокий у конфликтующих сторон авторитет ООН.

В-третьих, наличие в Совете Безопасности 5 постоянных членов, обладающих правом вето на принятие решения по вопросам проведения миротворческих операций, а также зависимость бюджета операций по поддержанию мира от взносов наиболее богатых стран, как правило, не всегда лично заинтересованных в результатах операций (или наоборот, заинтересованных в их срыве), является причиной снижения эффективности ОПМ. Взносы 7 наиболее экономически развитых держав мира в бюджет ООН составляют почти 71% от всего объема взносов. Принцип "кто платит, тот и заказывает музыку" наиболее ярко проявляется при решении конкретных оперативных вопросов в миротворчестве. В руководстве ОПМ находятся представители наиболее влиятельных мировых держав или те, кто их поддерживает. На долю России приходится только 1,2% взносов в бюджет ООН, Китая - около 1,5%. Для сравнения, Корея платит почти 1,9%, Нидерланды - около 1,7%, Япония - 19,5%, а США должны оплачивать 22% расходов этой международной организации.

В-четвертых, ряд стран, в том числе США, делают условия своего участия в миротворческих операциях практически неприемлемыми для других партнеров, решая свои личные задачи в том или ином регионе мира. Именно операции в Боснии и Сомали, где использовались ВС США, считаются самыми неудачными из ОПМ первой половины 90-х годов. Отказ США выполнять распоряжения командующих силами из "ненатовских" стран снижает оперативную эффективность миссий ООН, заставляет США и их союзников выходить за рамки этой международной организации и решать свои национальные задачи, зачастую игнорируя решения ООН.

В-пятых, кризис, разразившийся во всей системе международных отношений в период подготовки США и их антииракской коалиции к ведению войны, вызвал раскол в сложившейся мировой системе, который уже ударил по авторитету ООН. Вероятно сегодня мир стоит на грани крупнейшего системного кризиса в главной международной организации земного шара. Этот кризис не может не задеть ооновскую систему миротворчества. В Ираке (а еще чуть раньше - в Афганистане) США проверили на практике свои возможности по самостоятельному решению задачи смены политического режима в отдельных странах. Действуя подобным образом, прибегая при этом к помощи только ограниченного числа членов международного сообщества, США могут попытаться взять на себя также ответственность за миротворчество в "жизненно важных" для себя регионах мира, заменив там силы ООН.

Безусловно, подвергнется ревизии и философия миротворчества. Анализ причин неудач при проведении ОПМ позволит скорректировать работу задействованных в миротворчестве организаций. На национальном уровне (это относится в первую очередь к России) ощущается отсутствие сбалансированной концепции миротворчества, отражающей реальные возможности государства в проведении ОПМ. Наиболее ярко это проявляется в позиции военно-политического руководства России по отношению к участию Вооруженных сил нашей страны в составе миротворческих операций НАТО в Косово и Боснии и Герцеговине.

Действия ООН доказали на практике аксиому международной политики - невозможно решить проблему, используя только военную силу (даже в случае ее мирного использования). Любой из существующих военных конфликтов требует комплексного подхода в их урегулировании, где операция по поддержанию мира - только одна из важнейших его составляющих.

Хронология операций ООН по поддержанию мира.1948-2003 годы

# п/п Континент Место проведения Название операции Сроки проведения
1 Азия Ближний Восток Орган Организации Объединенных Наций по наблюдению за выполнением условий перемирия (ОНВУП) Июнь 1948 года - настоящее время
2 Азия Индия/Пакистан Группа военных наблюдателей Организации Объединенных Наций в Индии и Пакистане (ГВНООНИП) Январь 1949 года - настоящее время
3 Азия Ближний Восток Первые чрезвычайные вооруженные силы Организации Объединенных Наций (ЧВСООН I) Ноябрь 1956 года - июнь 1967 года
4 Азия Ливан Группа Организации Объединенных Наций по наблюдению в Ливане (ГООННЛ) Июнь - декабрь 1958 года
5 Африка Конго Операция Организации Объединенных Наций в Конго (ОНУК) Июль 1960 года - июнь 1964 года
6 Океания Папуа-Новая Гвинея Силы безопасности Организации Объединенных Наций в Западной Новой Гвинее (Западном Ириане) (СБООН) Октябрь 1962 года - апрель 1963 года
7 Азия Йемен Миссия Организации Объединенных Наций по наблюдению в Йемене (МООННЙ) Июль 1963 года - сентябрь 1964 года
8 Азия Кипр Вооруженные силы Организации Объединенных Наций по поддержанию мира на Кипре (ВСООНК) Март 1964 года - настоящее время
9 Америка Доминиканская Республика Миссия Представителя Генерального секретаря в Доминиканской Республике (ДОМРЕП) Май 1965 года - октябрь 1966 года
10 Азия Индия/Пакистан Индо-пакистанская миссия Организации Объединенных Наций по наблюдению (ЮНИПОМ) Сентябрь 1965 года - март 1966 года
11 Азия Ближний Восток Вторые чрезвычайные вооруженные силы Организации Объединенных Наций (ЧВСООН II) Октябрь 1973 года - июль 1979 года
12 Азия Сирия (Голанские высоты) Силы Организации Объединенных Наций по наблюдению за разъединением (СООННР) Июнь 1974 года - настоящее время
13 Азия Ливан Временные силы Организации Объединенных Наций в Ливане (ВСООНЛ) Март 1978 года - настоящее время
14 Азия Афганистан/Пакистан Миссия добрых услуг Организации Объединенных Наций в Афганистане и Пакистане (ЮНГОМАП) Май 1988 года - март 1990 года
15 Азия Иран/Ирак Ирано-иракская группа военных наблюдателей Организации Объединенных Наций (ИИГВНООН) Август 1988 года - февраль 1991 года
16 Африка Ангола Контрольная миссия Организации Объединенных Наций в Анголе I (КМООНА I) Январь 1989 года - июнь 1991 года
17 Африка Намибия Группа Организации Объединенных Наций по оказанию помощи в переходный период (ЮНТАГ) Апрель 1989 года - март 1990 года
18 Америка Центральная Америка Группа наблюдателей Организации Объединенных Наций в Центральной Америке (ГНООН в ЦА) Ноябрь 1989 года - январь 1992 года
19 Африка Западная Сахара Миссия Организации Объединенных Наций по проведению референдума в Западной Сахаре (МООНРЗС) Апрель 1991 года - настоящее время
20 Азия Ирак/Кувейт Ирако-кувейтская миссия Организации Объединенных Наций по наблюдению (ИКМООНН) Апрель 1991 года - настоящее время*
21 Африка Ангола Контрольная миссия Организации Объединенных Наций в Анголе II (КМООНА II) Июнь 1991 года - февраль 1995 года
22 Америка Сальвадор Миссия наблюдателей Организации Объединенных Наций в Сальвадоре (МНООНС) Июль 1991 года -апрель 1995 года
23 Европа Бывшая Югославия Силы Организации Объединенных Наций по охране (СООНО) Март 1992 года -декабрь 1995 года
24 Азия Камбоджа Передовая миссия Организации Объединенных Наций в Камбодже (ПМООНК) Октябрь 1991 года - март 1992 года
25 Азия Камбоджа Временный орган Организации Объединенных Наций в Камбодже (ПМООНК) Март 1992 года - сентябрь 1993 года
26 Африка Сомали Операция Организации Объединенных Наций в Сомали I (ЮНСОМ I) Апрель 1992 года - март 1993 года
27 Африка Мозамбик Операция Организации Объединенных Наций в Мозамбике (ЮНОМОЗ) Декабрь 1992 года - декабрь 1994 года
28 Африка Сомали Операция Организации Объединенных Наций в Сомали II (ЮНСОМ II) Март 1993 года - март 1995 года
29 Африка Руанда/Уганда Миссия наблюдателей Организации Объединенных Наций Уганда-Руанда (МНООНУР) Июнь 1993 года - сентябрь 1994 года
30 Азия Грузия (Абхазия) Миссия Организации Объединенных Наций по наблюдению в Грузии (МООННГ) Август 1993 года - настоящее время
31 Африка Либерия Миссия наблюдателей Организации Объединенных Наций в Либерии (МНООНЛ) Сентябрь 1993 года -сентябрь 1997 года
32 Америка Гаити Миссия Организации Объединенных Наций в Гаити (МООНГ) Сентябрь 1993 года -сентябрь 1996 года
33 Африка Руанда Миссия Организации Объединенных Наций по оказанию помощи Руанде (МООНПР) Октябрь 1993 года - март 1996 года
34 Африка Чад/Ливия Группа наблюдателей Организации Объединенных Наций в полосе Аозу (ГНООНПА) Май - июнь 1994 года
35 Азия Таджикистан Миссия наблюдателей Организации Объединенных Наций в Таджикистане (МНООНТ) Декабрь 1994 года - май 2000 года
36 Африка Ангола Контрольная миссия Организации Объединенных Наций в Анголе III (КМООНА III) Февраль 1995 года - июнь 1997 года
37 Европа Хорватия Операция Организации Объединенных Наций по восстановлению доверия в Хорватии (ОООНВД) Март 1995 года - январь 1996 года
38 Европа Македония Силы превентивного развертывания Организации )Объединенных Наций (СПРООН Март 1995 года -февраль 1999 года
39 Европа Босния и Герцеговина Миссия Организации Объединенных Наций в Боснии и Герцоговине (МООНБГ) Декабрь 1995 года - декабрь 2002 года
40 Европа Хорватия Временная администрация Организации Объединенных Наций для Восточной Славонии, Бараньи и Западного Срема (ВАООНВС) Январь 1996 года - январь 1998 года
41 Европа Хорватия Миссия наблюдателей Организации Объединенных Наций на Превлакском полуострове (МНООНПП) Январь 1996 года - декабрь 2002 года
42 Америка Гаити Миссия Организации Объединенных Наций по поддержке в Гаити (МООНПГ) Июль 1996 года -июль 1997
43 Америка Гватемала Контрольная миссия Организации Объединенных Наций в Гватемале (МИНУГУА) Январь-май 1997 года
44 Африка Ангола Миссия наблюдателей Организации Объединенных Наций в Анголе (МНООНА) Июль 1997 года - февраль 1999 года
45 Америка Гаити Переходная миссия Организации Объединенных Наций в Гаити (ПМООНГ) Август 1997 года - ноябрь 1997 года
46 Америка Гаити Гражданская полицейская миссия Организации Объединенных Наций в Гаити (ГПМООНГ) Декабрь 1997 года - март 2002
47 Африка Сьерра-Леоне Миссия наблюдателей Организации Объединенных Наций в Сьерра-Леоне (МНООНСЛ) Июль 1998 года - октябрь 1999 года
48 Европа Хорватия Группа Организации Объединенных Наций по поддержке гражданской полиции (ГППООН) Январь-октябрь 1998 года
49 Африка Центрально-Африканская Республика Миссия Организации Объединенных Наций в Центрально-Африканской Республике (МООНЦАР) Апрель 1998 года - февраль 2000 года
50 Европа Косово (Югославия) Миссия ООН по делам временной администрации в Косово (МООНВАК) Июнь 1999 года -настоящее время
51 Азия Восточный Тимор Временная администрация ООН в Восточном Тиморе (ВАООНВТ) Октябрь 1999 года - май 2002 года
52 Африка Сьерра-Леоне Миссия Организации Объединенных Наций в Сьерра-Леоне (МООНСЛ) Ноябрь 1999 года - настоящее время
53 Африка Демократическая Республика Конго Миссия Организации Объединенных Наций в Демократической Республике Конго (МООНДРК) Ноябрь 1999 года - настоящее время
54 Африка Эфиопия/Эритрея Миссия Организации Объединенных Наций в Эфиопии и Эритрее (МООНЭЭ) Июль 2000 года - настоящее время
55 Азия Восточный Тимор Миссия ООН по поддержке в Восточном Тиморе (МООНПВТ) Май 2002 года - настоящее время

* Приостановлена в марте 2003 года в связи с началом боевых действии США и их союзников против Ирака


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1289
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3419
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1938
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2233

Другие новости