0
4421
Газета История Интернет-версия

27.02.2004 00:00:00

В традициях Андреевского флага

Тэги: история, корабль, китобой, Андреевский флаг


Судьба не столь героическая, как у крейсера "Варяг", но весьма поучительная: патриотическая история маленького русского корабля "Китобой" (230 т), начавшего свою службу под Андреевским флагом в начале XX века и, несмотря на все перипетии, войны и потрясения мирового масштаба, закончившего свой путь под этим же флагом благодаря людям, служившим своему Отечеству, а не конъюнктуре. "Китобой", наверное, так бы и остался в небытии, как многие корабли большего водоизмещения и больших заслуг, если бы не небольшая публикация русского морского офицера мичмана Николая Боголюбова в журнале "Военная быль" # 107 за 1970 г. Журнал издавался за границей, в Париже, и некоторые статьи - воспоминания русских морских офицеров о событиях, участниками которых они были, доходят до нас только сейчас, по прошествии многих лет. Но ценность их от этого не падает. Главное в таких материалах - духовность, любовь к своему Отечеству, Флоту и Флагу, которые с петровских времен отличали русского морского офицера, на каком бы корабле он ни служил - на дредноуте или маленьком катере. Главное, чтобы над ним развевался Андреевский, позднее Военно-морской, а сегодня опять Андреевский флаг с голубым косым крестом. Традиции отечественного Флага должны быть незыблемы, тогда и Отчизна непоколебима.

ПОСЫЛЬНОЕ СУДНО "КИТОБОЙ"

Спущенный на воду в 1907 г. с Санкт-Петербургских верфей, маленький "Китобой", попавший в отряд сторожевых судов, пережил и отобразил своей службой всю трагическую историю русского флота начала XX века - Первую мировую войну, развал самодержавия, смену множества властей, Гражданскую войну. Испытал на себе грабеж "джентльменов"-союзников и стойкость своего экипажа. За свою короткую 16-летнюю жизнь побывал под флагом пяти иностранных держав, но остался верен своему российскому Андреевскому флагу.

В одних источниках "Китобой" называют тральщиком, в других - посыльным судном, но то, что на нем было два морских орудия, и он носил военно-морской Андреевский флаг, делало его полноценным военным кораблем.

Политическое и военное положение России в годы смуты 1917-1920 гг. по многим причинам было столь сложным и запутанным, что разобраться в нем и сегодня весьма сложно. Флот, особенно Балтийский, играл в революционных (сегодня эти события больше подходят под термин "контрреволюция". - В.К.) событиях весьма существенную роль, и даже малый боевой корабль был на счету у каждой из сторон. И хотя Центробалт железной рукой держал личный состав под красным флагом, многие были недовольны его действиями и были переходы кораблей с одной стороны на другую, иногда с жестоким уничтожением части команд.

13 июня 1919 г. "Китобой", находясь в дозоре между маяками Толбухина и Шепелевским, был свидетелем перехода на сторону белых форта Красная Горка и его артиллерийской дуэли с линкорами "Петропавловск" и "Андрей Первозванный". В 16 часов того же дня "Китобой" в дозоре сменил сторожевик "Якорь", откуда на "Китобой" перешел начальник 3-го дивизиона сторожевых кораблей лейтенант Николай Моисеев. "Китобой" после смены должен был следовать в Кронштадт, но после небольшого совещания в кают-компании начальника дивизиона, командира корабля мичмана Владимира Сперанского и дивизионного механика мичмана Сергея Чистякова было принято решение перейти на сторону белых. Безрассудные действия Троцкого за год после "Ледового похода" Балтфлота из Гельсингфорса в Кронштадт, особенно необоснованная расправа над Щастным, оттолкнула грамотных флотских офицеров от Красного флота.

Наступил острый психологический момент. Настроение у команды нерешительное и встревоженное. На вопрос начальника дивизиона (лейтенанта Моисеева) с мостика: "Куда идти?" - боцман и несколько матросов уверенно показали на запад. В 19 часов 35 минут был спущен красный и поднят Андреевский флаг. Преследование "Китобоя" красными было безуспешным.

Переход "Китобоя" к белым сопровождался первоначальным захватом его англичанами, которые буквально ограбили сдавшийся им корабль, не пощадив даже частные вещи офицеров и команды, а через несколько дней передали тральщик, как судно не имеющее боевого значения, в распоряжение Морского управления Северо-Западной армии белых.

Кроме нескольких специалистов на "Китобой" был назначен новый экипаж из офицеров и добровольцев, который возглавил достойный офицер, лейтенант Оскар Ферсман. Ему было суждено еще не раз поддерживать честь Андреевского флага, а его маленькому судну быть последним носителем этого флага на водах Балтийского моря (20 июля 1920 г. "Китобой" покинул воды Балтийского моря под Андреевским флагом).

В конце 1919 г. команда "Китобоя", стоявшего в Ревеле (Таллин), боясь захвата судна эстонцами, дезертировала. Для того чтобы спасти корабль для России под Андреевским флагом, боевой контр-адмирал Владимир Пилкин отдал приказ об укомплектовании его экипажа холостыми морскими офицерами, собрав их со всех остатков армии, снабдил корабль некоторым количеством денег, запасами топлива (сырыми дровами, купленными на рынке. - В.К.) и некоторой провизией, достаточными для перехода до Копенгагена, и приказал, если окажется возможным, пройти оттуда до Мурманска. Приказ давал свободу действия командиру: "В зависимости от обстановки вам представляется менять по вашему усмотрению как маршрут, так и порт назначения, а в случае выяснения невозможности похода, вам разрешается передать корабль, условно или совсем, предпочтительно французскому морскому командованию или продать его┘ В иностранных портах вам придется быть особенно осторожным, так как вы не имеете достаточно сил и средств, чтобы защитить Флаг и русское имя от оскорблений┘". Адмирал Владимир Пилкин не ошибся в морском офицере Оскаре Ферсмане, а тот не воспользовался крайними рекомендациями, предписанными в приказе, и пока он командовал "Китобоем", а это до списания его из флота (30 октября 1924 г. был спущен Андреевский флаг на всей Бизертской эскадре), над судном всегда был Андреевский флаг - символ военно-морского флота России.

Около полудня 15 февраля 1920 г., обманув эстонских часовых, которые стерегли судно, по личному приказу адмирала Пилкина "Китобой" вышел из порта на полузамерший Ревельский рейд, приготовив к бою свои два 75-мм орудия, подав к ним весь 30-снарядный боезапас - все свое вооружение. Корабли эстонского ВМФ не могли его преследовать из-за разборки своих машин на ремонт. Идя на сырых дровах четырехузловым ходом (эстонцы отказали судну в угле) через не протраленные минные поля, "Китобой" благополучно дошел до Либавы.

После столкновения с местными латвийскими властями, которые положили глаз на маленький кораблик (Либава была в руках латышей, но фактически правили англичане. - В.К.), удалось получить уголь от англичан и продолжить путь на Копенгаген, куда "Китобой" вошел на рейд 27 февраля 1920 г. Здесь узнали, что Северного фронта уже не существует и пути на Мурманск нет.

Тем временем англичане всеми силами препятствовали появлению Андреевского флага в европейских водах и попытались захватить "Китобой" на Копенгагенском рейде на основании того, что он якобы был их "призом" в июне 1919 г. На ультиматум английского контр-адмирала Кована, командира 2-й бригады крейсеров английского флота, спустить Андреевский флаг, так как этот флаг не признается английским правительством, командир "Китобоя" лейтенант Ферсман ответил, что он этого не сделает. Отвергнув все требования и отказавшись допустить на борт прибывшую английскую ремонтную команду, лейтенант Ферсман через российского посланника в Дании и морского агента в Лондоне предъявил протест против действий англичан и заявил, что без боя он "Китобой" не сдаст. В ожидании попыток захвата корабля силой экипаж подготовил его к взрыву.

Только благодаря вмешательству вдовствующей государыни императрицы Марии Федоровны, находящейся в то время в Копенгагене, конфликт удалось уладить. Адмирал Кован был вынужден посетить "Китобой". Осмотрел его, но не извинился за хамство, а с английской двуличностью заявил: "Я надеюсь, что каждый английский морской офицер в подобном положении (предъявление ультиматума. - В.К.) поступил бы столь же доблестно, как это сделали вы".

Заботами Марии Федоровны "Китобой" был снабжен углем и провизией для дальнейшего следования, изменив пункт назначения на Севастополь. Простояв в Копенгагене пять месяцев, до июля 1920 г. (под Андреевским флагом), "Китобой" наконец начал свой долгий путь вокруг воюющей Европы в Черное море. Немцы отказали ему в проходе через Кильский канал, и корабль вынужден был огибать весь Ютландский полуостров, чтобы выйти в Северное море.

Частая волокита с выдачей средств, надуманные формальности, поломки изношенной материальной части, недостаток опытных кочегаров (не такая это простая профессия - держать пар) и машинной команды, многие другие неприятности послужили причиной того, что маленький кораблик, обогнув всю Европу, добрался до Севастополя только 15 ноября 1920 г., в разгар эвакуации Белой армии из Крыма, в чем и принял участие.

К чести белого русского Черноморского флота, эвакуация армии Врангеля из Крыма в 1920 г. прошла весьма организованно и не была похожа на бегство, как нам все время твердили об этом официально. На сегодня все это списывается на "издержки изобразительного искусства" (к\ф "Бег").

Приказом командующего Черноморским флотом вице-адмирала Кедрова # 11 от 21 ноября 1920 г. флот был преобразован в Русскую эскадру, состоявшую в основном из 4-х отрядов. В 3-й отряд кораблей вошел и тральщик "Китобой". Русская эскадра покинула Константинополь 8 декабря и пришла в Бизерту 22-23 декабря 1920 г. В составе ее до конца оставался и маленький "Китобой" с честью державший над собой славный Андреевский флаг.

В храме-памятнике, воздвигнутом русскими моряками в Бизерте, сооружена мраморная доска, на которой вырезаны имена всех кораблей, пришедших из Крыма в африканские воды на Рождество 1920 г. Есть там и имя славного небольшого корабля "Китобой", с честью демонстрирующего российский Андреевский Флаг.

ДЕМОНСТРАЦИЯ ФЛАГА

В начале XX века последними были спущены Андреевские флаги на кораблях Русской эскадры в Бизерте 30 октября 1924 г. Россию (Советский Союз) на морях стал представлять бело-голубой Военно-морской флаг СССР. Но вот не стало Союза, и над российскими кораблями вновь (21 июня 1992 г. указом президента РФ) взвился Андреевский флаг. К чести сказать, флаг ВМФ СССР не посрамил традиций Андреевского флага, а наоборот, их славно приумножил.

Андреевский флаг всегда был бельмом на глазу у так называемых морских держав, особенно Англии. Его не раз пытались унизить, не обращая внимания на международное морское право. Ярко это выражалось в периоды, когда Россия становилась слабой в военном отношении, в периоды смут и разладов┘ Как свидетельствуют морские офицеры бывшей белой армии, иногда требования англичан, японцев и прочих больших и малых интервентов доходили до наглости.

Мичман, писатель Александр Гефтер в своих воспоминаниях о целях союзников пишет: "С каждым днем моего пребывания на Мурмане приходится все больше убеждаться в правильности возникшего предположения о цели прибытия англичан. Они прибыли не для помощи русским, а для овладения богатым районом┘ Для них безразлично, кто такие русские, с которыми они имеют дело, большевики или нет, - и те и другие должны быть под эгидой английской власти┘".

Один из примеров, в некоторой мере похожий на историю с "Китобоем". В дни эвакуации порта Петровск для Каспийской флотилии (белых. - В.К.), казалось, было два выхода: а) предложение англичан использовать Энзели как базу флота, где русские суда останутся под Андреевским флагом в полной боевой готовности, и б) предложение азербайджанского правительства воспользоваться портом в Баку и первая реальная помощь - снабжение судов флотилии нефтью.

Командующий флотилией адмирал Сергеев приказал судам идти в Энзели. Перед входом в порт англичане предъявили новые требования интернирования, состоящие из четырех пунктов: 1) спустить Андреевские флаги, 2) передать замки от орудий англичанам, 3) командному составу оставить личное оружие на судах и 4) занять представленные бараки, где все будут содержаться на положении военнопленных. Командующий флотилией приказал поднять сигнал и флотилии в полном составе идти в Баку┘.

В период расцвета Советского флота (70-80-е годы прошлого столетия) мне пришлось служить в оперативном Управлении штаба флота и оформлять боевые распоряжения на походы наших кораблей, где одним непременным пунктом было: демонстрация военно-морского флага Союза. Это не означало угрозы кому-то, но подчеркивало значимость морских сил страны. И наш флаг уважали!

Сегодня почему-то этот термин исчез не только со страниц прессы, но даже и из справочников. Это что? Недальновидность наших политиков или, попросту говоря, отсутствие всякого патриотизма в наших эшелонах власти?

Есть моменты, которые надо афишировать, а о них скромно умалчивают. Например, в 2002 г. учебный корабль "Смольный" показал Андреевский флаг в Средиземном море, где его не видели с середины 90-х годов прошлого века (командир - капитан 1 ранга Валерий Глущенко).

В прошлом году завершился трехмесячный поход ОБК (отряд боевых кораблей) ЧФ и ТОФ. Событие, прямо скажем, неординарное в новейшей истории российского ВМФ. ОБК участвовал в совместном учении ВМС Индии, заходил в иностранные порты, но нигде, ни в какой прессе не отмечалось, что корабли демонстрировали флаг ВМФ России - Андреевский. А это, пожалуй, главное - развевается флаг Андреевский над морем, значит, живет и Военно-морской флот России.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
940
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1274
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
978
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
810

Другие новости