0
4696
Газета История Интернет-версия

27.02.2004 00:00:00

В традициях Андреевского флага

Тэги: история, корабль, китобой, Андреевский флаг


Судьба не столь героическая, как у крейсера "Варяг", но весьма поучительная: патриотическая история маленького русского корабля "Китобой" (230 т), начавшего свою службу под Андреевским флагом в начале XX века и, несмотря на все перипетии, войны и потрясения мирового масштаба, закончившего свой путь под этим же флагом благодаря людям, служившим своему Отечеству, а не конъюнктуре. "Китобой", наверное, так бы и остался в небытии, как многие корабли большего водоизмещения и больших заслуг, если бы не небольшая публикация русского морского офицера мичмана Николая Боголюбова в журнале "Военная быль" # 107 за 1970 г. Журнал издавался за границей, в Париже, и некоторые статьи - воспоминания русских морских офицеров о событиях, участниками которых они были, доходят до нас только сейчас, по прошествии многих лет. Но ценность их от этого не падает. Главное в таких материалах - духовность, любовь к своему Отечеству, Флоту и Флагу, которые с петровских времен отличали русского морского офицера, на каком бы корабле он ни служил - на дредноуте или маленьком катере. Главное, чтобы над ним развевался Андреевский, позднее Военно-морской, а сегодня опять Андреевский флаг с голубым косым крестом. Традиции отечественного Флага должны быть незыблемы, тогда и Отчизна непоколебима.

ПОСЫЛЬНОЕ СУДНО "КИТОБОЙ"

Спущенный на воду в 1907 г. с Санкт-Петербургских верфей, маленький "Китобой", попавший в отряд сторожевых судов, пережил и отобразил своей службой всю трагическую историю русского флота начала XX века - Первую мировую войну, развал самодержавия, смену множества властей, Гражданскую войну. Испытал на себе грабеж "джентльменов"-союзников и стойкость своего экипажа. За свою короткую 16-летнюю жизнь побывал под флагом пяти иностранных держав, но остался верен своему российскому Андреевскому флагу.

В одних источниках "Китобой" называют тральщиком, в других - посыльным судном, но то, что на нем было два морских орудия, и он носил военно-морской Андреевский флаг, делало его полноценным военным кораблем.

Политическое и военное положение России в годы смуты 1917-1920 гг. по многим причинам было столь сложным и запутанным, что разобраться в нем и сегодня весьма сложно. Флот, особенно Балтийский, играл в революционных (сегодня эти события больше подходят под термин "контрреволюция". - В.К.) событиях весьма существенную роль, и даже малый боевой корабль был на счету у каждой из сторон. И хотя Центробалт железной рукой держал личный состав под красным флагом, многие были недовольны его действиями и были переходы кораблей с одной стороны на другую, иногда с жестоким уничтожением части команд.

13 июня 1919 г. "Китобой", находясь в дозоре между маяками Толбухина и Шепелевским, был свидетелем перехода на сторону белых форта Красная Горка и его артиллерийской дуэли с линкорами "Петропавловск" и "Андрей Первозванный". В 16 часов того же дня "Китобой" в дозоре сменил сторожевик "Якорь", откуда на "Китобой" перешел начальник 3-го дивизиона сторожевых кораблей лейтенант Николай Моисеев. "Китобой" после смены должен был следовать в Кронштадт, но после небольшого совещания в кают-компании начальника дивизиона, командира корабля мичмана Владимира Сперанского и дивизионного механика мичмана Сергея Чистякова было принято решение перейти на сторону белых. Безрассудные действия Троцкого за год после "Ледового похода" Балтфлота из Гельсингфорса в Кронштадт, особенно необоснованная расправа над Щастным, оттолкнула грамотных флотских офицеров от Красного флота.

Наступил острый психологический момент. Настроение у команды нерешительное и встревоженное. На вопрос начальника дивизиона (лейтенанта Моисеева) с мостика: "Куда идти?" - боцман и несколько матросов уверенно показали на запад. В 19 часов 35 минут был спущен красный и поднят Андреевский флаг. Преследование "Китобоя" красными было безуспешным.

Переход "Китобоя" к белым сопровождался первоначальным захватом его англичанами, которые буквально ограбили сдавшийся им корабль, не пощадив даже частные вещи офицеров и команды, а через несколько дней передали тральщик, как судно не имеющее боевого значения, в распоряжение Морского управления Северо-Западной армии белых.

Кроме нескольких специалистов на "Китобой" был назначен новый экипаж из офицеров и добровольцев, который возглавил достойный офицер, лейтенант Оскар Ферсман. Ему было суждено еще не раз поддерживать честь Андреевского флага, а его маленькому судну быть последним носителем этого флага на водах Балтийского моря (20 июля 1920 г. "Китобой" покинул воды Балтийского моря под Андреевским флагом).

В конце 1919 г. команда "Китобоя", стоявшего в Ревеле (Таллин), боясь захвата судна эстонцами, дезертировала. Для того чтобы спасти корабль для России под Андреевским флагом, боевой контр-адмирал Владимир Пилкин отдал приказ об укомплектовании его экипажа холостыми морскими офицерами, собрав их со всех остатков армии, снабдил корабль некоторым количеством денег, запасами топлива (сырыми дровами, купленными на рынке. - В.К.) и некоторой провизией, достаточными для перехода до Копенгагена, и приказал, если окажется возможным, пройти оттуда до Мурманска. Приказ давал свободу действия командиру: "В зависимости от обстановки вам представляется менять по вашему усмотрению как маршрут, так и порт назначения, а в случае выяснения невозможности похода, вам разрешается передать корабль, условно или совсем, предпочтительно французскому морскому командованию или продать его┘ В иностранных портах вам придется быть особенно осторожным, так как вы не имеете достаточно сил и средств, чтобы защитить Флаг и русское имя от оскорблений┘". Адмирал Владимир Пилкин не ошибся в морском офицере Оскаре Ферсмане, а тот не воспользовался крайними рекомендациями, предписанными в приказе, и пока он командовал "Китобоем", а это до списания его из флота (30 октября 1924 г. был спущен Андреевский флаг на всей Бизертской эскадре), над судном всегда был Андреевский флаг - символ военно-морского флота России.

Около полудня 15 февраля 1920 г., обманув эстонских часовых, которые стерегли судно, по личному приказу адмирала Пилкина "Китобой" вышел из порта на полузамерший Ревельский рейд, приготовив к бою свои два 75-мм орудия, подав к ним весь 30-снарядный боезапас - все свое вооружение. Корабли эстонского ВМФ не могли его преследовать из-за разборки своих машин на ремонт. Идя на сырых дровах четырехузловым ходом (эстонцы отказали судну в угле) через не протраленные минные поля, "Китобой" благополучно дошел до Либавы.

После столкновения с местными латвийскими властями, которые положили глаз на маленький кораблик (Либава была в руках латышей, но фактически правили англичане. - В.К.), удалось получить уголь от англичан и продолжить путь на Копенгаген, куда "Китобой" вошел на рейд 27 февраля 1920 г. Здесь узнали, что Северного фронта уже не существует и пути на Мурманск нет.

Тем временем англичане всеми силами препятствовали появлению Андреевского флага в европейских водах и попытались захватить "Китобой" на Копенгагенском рейде на основании того, что он якобы был их "призом" в июне 1919 г. На ультиматум английского контр-адмирала Кована, командира 2-й бригады крейсеров английского флота, спустить Андреевский флаг, так как этот флаг не признается английским правительством, командир "Китобоя" лейтенант Ферсман ответил, что он этого не сделает. Отвергнув все требования и отказавшись допустить на борт прибывшую английскую ремонтную команду, лейтенант Ферсман через российского посланника в Дании и морского агента в Лондоне предъявил протест против действий англичан и заявил, что без боя он "Китобой" не сдаст. В ожидании попыток захвата корабля силой экипаж подготовил его к взрыву.

Только благодаря вмешательству вдовствующей государыни императрицы Марии Федоровны, находящейся в то время в Копенгагене, конфликт удалось уладить. Адмирал Кован был вынужден посетить "Китобой". Осмотрел его, но не извинился за хамство, а с английской двуличностью заявил: "Я надеюсь, что каждый английский морской офицер в подобном положении (предъявление ультиматума. - В.К.) поступил бы столь же доблестно, как это сделали вы".

Заботами Марии Федоровны "Китобой" был снабжен углем и провизией для дальнейшего следования, изменив пункт назначения на Севастополь. Простояв в Копенгагене пять месяцев, до июля 1920 г. (под Андреевским флагом), "Китобой" наконец начал свой долгий путь вокруг воюющей Европы в Черное море. Немцы отказали ему в проходе через Кильский канал, и корабль вынужден был огибать весь Ютландский полуостров, чтобы выйти в Северное море.

Частая волокита с выдачей средств, надуманные формальности, поломки изношенной материальной части, недостаток опытных кочегаров (не такая это простая профессия - держать пар) и машинной команды, многие другие неприятности послужили причиной того, что маленький кораблик, обогнув всю Европу, добрался до Севастополя только 15 ноября 1920 г., в разгар эвакуации Белой армии из Крыма, в чем и принял участие.

К чести белого русского Черноморского флота, эвакуация армии Врангеля из Крыма в 1920 г. прошла весьма организованно и не была похожа на бегство, как нам все время твердили об этом официально. На сегодня все это списывается на "издержки изобразительного искусства" (к\ф "Бег").

Приказом командующего Черноморским флотом вице-адмирала Кедрова # 11 от 21 ноября 1920 г. флот был преобразован в Русскую эскадру, состоявшую в основном из 4-х отрядов. В 3-й отряд кораблей вошел и тральщик "Китобой". Русская эскадра покинула Константинополь 8 декабря и пришла в Бизерту 22-23 декабря 1920 г. В составе ее до конца оставался и маленький "Китобой" с честью державший над собой славный Андреевский флаг.

В храме-памятнике, воздвигнутом русскими моряками в Бизерте, сооружена мраморная доска, на которой вырезаны имена всех кораблей, пришедших из Крыма в африканские воды на Рождество 1920 г. Есть там и имя славного небольшого корабля "Китобой", с честью демонстрирующего российский Андреевский Флаг.

ДЕМОНСТРАЦИЯ ФЛАГА

В начале XX века последними были спущены Андреевские флаги на кораблях Русской эскадры в Бизерте 30 октября 1924 г. Россию (Советский Союз) на морях стал представлять бело-голубой Военно-морской флаг СССР. Но вот не стало Союза, и над российскими кораблями вновь (21 июня 1992 г. указом президента РФ) взвился Андреевский флаг. К чести сказать, флаг ВМФ СССР не посрамил традиций Андреевского флага, а наоборот, их славно приумножил.

Андреевский флаг всегда был бельмом на глазу у так называемых морских держав, особенно Англии. Его не раз пытались унизить, не обращая внимания на международное морское право. Ярко это выражалось в периоды, когда Россия становилась слабой в военном отношении, в периоды смут и разладов┘ Как свидетельствуют морские офицеры бывшей белой армии, иногда требования англичан, японцев и прочих больших и малых интервентов доходили до наглости.

Мичман, писатель Александр Гефтер в своих воспоминаниях о целях союзников пишет: "С каждым днем моего пребывания на Мурмане приходится все больше убеждаться в правильности возникшего предположения о цели прибытия англичан. Они прибыли не для помощи русским, а для овладения богатым районом┘ Для них безразлично, кто такие русские, с которыми они имеют дело, большевики или нет, - и те и другие должны быть под эгидой английской власти┘".

Один из примеров, в некоторой мере похожий на историю с "Китобоем". В дни эвакуации порта Петровск для Каспийской флотилии (белых. - В.К.), казалось, было два выхода: а) предложение англичан использовать Энзели как базу флота, где русские суда останутся под Андреевским флагом в полной боевой готовности, и б) предложение азербайджанского правительства воспользоваться портом в Баку и первая реальная помощь - снабжение судов флотилии нефтью.

Командующий флотилией адмирал Сергеев приказал судам идти в Энзели. Перед входом в порт англичане предъявили новые требования интернирования, состоящие из четырех пунктов: 1) спустить Андреевские флаги, 2) передать замки от орудий англичанам, 3) командному составу оставить личное оружие на судах и 4) занять представленные бараки, где все будут содержаться на положении военнопленных. Командующий флотилией приказал поднять сигнал и флотилии в полном составе идти в Баку┘.

В период расцвета Советского флота (70-80-е годы прошлого столетия) мне пришлось служить в оперативном Управлении штаба флота и оформлять боевые распоряжения на походы наших кораблей, где одним непременным пунктом было: демонстрация военно-морского флага Союза. Это не означало угрозы кому-то, но подчеркивало значимость морских сил страны. И наш флаг уважали!

Сегодня почему-то этот термин исчез не только со страниц прессы, но даже и из справочников. Это что? Недальновидность наших политиков или, попросту говоря, отсутствие всякого патриотизма в наших эшелонах власти?

Есть моменты, которые надо афишировать, а о них скромно умалчивают. Например, в 2002 г. учебный корабль "Смольный" показал Андреевский флаг в Средиземном море, где его не видели с середины 90-х годов прошлого века (командир - капитан 1 ранга Валерий Глущенко).

В прошлом году завершился трехмесячный поход ОБК (отряд боевых кораблей) ЧФ и ТОФ. Событие, прямо скажем, неординарное в новейшей истории российского ВМФ. ОБК участвовал в совместном учении ВМС Индии, заходил в иностранные порты, но нигде, ни в какой прессе не отмечалось, что корабли демонстрировали флаг ВМФ России - Андреевский. А это, пожалуй, главное - развевается флаг Андреевский над морем, значит, живет и Военно-морской флот России.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Утопить ненависть в море любви

Утопить ненависть в море любви

Евгений Лесин

Андрей Щербак-Жуков

Константин Кедров – настоящий поэт еще и потому, что поэзия для него прежде всего игра и головоломка

0
693
И розовый бантик

И розовый бантик

Вячеслав Харченко

Истории про бокалы для шампанского

0
359
Как волшебство уживалось с пуританством

Как волшебство уживалось с пуританством

Гедеон Янг

Про далекое эхо Средневековья

0
314
Когтистые лапы с плавниками

Когтистые лапы с плавниками

Анна Аликевич

Научный каталог мифологических существ

0
89

Другие новости