Сто лет назад, 27 января (9 февраля) 1904 г., началась Русско-японская война. В этот же день крейсер "Варяг" (командир - капитан 1 ранга Руднев) и канонерская лодка "Кореец" (командир - капитан 2 ранга Беляев) на выходе из корейского порта Чемульпо (ныне Инчхонь) вступили в неравный бой с многократно превосходящей по силам японской эскадрой крейсеров (2 броненосных, 4 бронепалубных крейсеров, 8 миноносцев).
НЕРАВНЫЙ БОЙ
Командующий японской эскадрой крейсеров контр-адмирал Уриу получил приказ от адмирала Того: "Преподнести "Варяг" в подарок императору!" и, возбуждаемый боевым "самурайским" духом и соответствующим "зарядом" саке, до которой был, как это зафиксировано в ряде исторических хроник, весьма охочим, ринулся выполнять этот приказ, уверенный в легкости его исполнения. В таком же "самурайском" экстазе находились большинство командиров кораблей и команд японской эскадры.
В этом отношении характерна запись в дневнике одного из командиров японских крейсеров: "Мы не будем объявлять войну - это совершенно нелепый и глупый европейский обычай┘ Я заранее радуюсь смерти каждого русского, так как ненавижу эту нацию. Она мешает величию Японии". Вот такими были на самом деле еще вчера прикидывающиеся друзьями японцы.
В 2 ч. 30 мин. 27 января командиры иностранных кораблей, находившихся в порту Чемульпо, и командир "Варяга" получили ультиматум Уриу о нападении на русские корабли, если они до 12 ч. 00 мин. не покинут порт. Далее хроника событий следующая.
В 10 ч. 15 мин. Руднев провел совещание офицеров "Варяга" и "Корейца". Принято единогласное решение идти на прорыв, в случае неудачи взорвать корабли. В 11 ч. 00 мин. Руднев обратился с речью к экипажам кораблей: "Мы идем на прорыв и вступим в бой с японской эскадрой, как бы она ни была сильна. Мы не сдадим ни корабли, ни себя, сражаясь до последней капли крови". Экипажи кораблей так же единогласно поддержали командира крейсера, после чего все переоделись в "чистое". Корабельный священник отец Михаил (тоже Руднев, однофамилец командира) отслужил молебен "За дарование победы".
В 11 ч. 20 мин. крейсер "Варяг", за ним в кильватер канлодка "Кореец" под звуки гимна двинулись на выход из порта. На иностранных кораблях выстроенные на палубах экипажи провожали русские корабли криками "Ура!". Все понимали, что русские моряки идут на смерть. На "Варяге" поднят флажный сигнал по международному своду: "Не поминайте лихом".
Двум нашим кораблям с 15 орудиями крупного ("главного" по-современному) калибра (2 - 203-мм, 13 - 152-мм) противостояла артиллерия шести крейсеров, из них два броненосных (флагманский корабль "Асама и "Чиода") - всего 58 стволов крупного калибра (4 - 203-мм, 38 - 152-мм, 16 - 120-мм), не считая артиллерии миноносцев. Превосходство японцев в огневой мощи было многократным. Как звучит известный афоризм: "Много врагов - много чести!" Действительно, японцы оказали нашим двум кораблям исключительную честь.
В 11 ч. 40 мин. на флагманском корабле японской эскадры поднят флажный сигнал с предложением сдаться. В ответ на русских кораблях взвились боевые флаги: на реях - красные (по флажному азбучному обозначению буква "Н" ("наш"), по однофлажному своду сигналов приказ: "Открыть артиллерийский огонь!", или доклад: "Веду артиллерийский огонь", а на гафелях и стеньгах - Андреевские флаги.
В 11 ч. 45 мин. "Асама" произвел первый залп по "Варягу", в 11 ч. 47 мин. - ответный залп "Варяга" по "Асама". Далее японские корабли, свободно маневрируя на широком плесе, набросились на два наших корабля, которые к тому же были стеснены в маневре из-за прохода фарватеров внешнего рейда, рискуя из-за малейшего отклонения курса оказаться на изобилующих кругом камнях или отмелях. Из-за этого в начале боя "Варяг" мог вести стрельбу только из трех-четырех орудий носовых секторов обстрела. В ходе боя "Варяг" с "Корейцем" потопили миноносец и повредили два крейсера, в том числе флагманский закованный в броню "Асама" (пожар на ходовом мостике, выведена из строя кормовая башня).
В 13 ч. 45 мин. израненные корабли вынуждены были возвратиться во внутреннюю гавань Чемульпо. Потери экипажей: убитых 32, раненых 180 человек, в том числе командир "Варяга" (в голову). Командир французского крейсера "Паскаль", побывавший на "Варяге", докладывал своему командованию: "Палуба залита кровью, всюду трупы и части тел, борта обожжены, восемь из двенадцати орудий сбиты, палуба пробита во многих местах". Кроме того, корабль набирал через пробоины бортов ниже ватерлинии воду и постепенно погружался.
ПРОСЧЕТЫ И УРОКИ
Наиболее пагубные, роковые ошибки, обусловившие небоеспособность, вернее, беззащитность наших кораблей в артиллерийских боях с японскими, были допущены в боевых характеристиках боеприпасов и приборном оснащении корабельной артиллерии. Морские артиллеристы из Морского технического комитета флота сделали неверную ставку на снаряд "малого веса" в интересах настильности траектории стрельбы, что повышало ее меткость (но только на малых дистанциях - до 30-40 кабельтовых). Имея изобретенный адмиралом Макаровым в 1880-х годах "бронебойный снаряд" и установив оптимальную дальность стрельбы именно 30-40 кабельтовых, на которой таким снарядом пробивалась броневая плита толщиной более 200 мм, наши артиллеристы не учли, что к началу ХХ века дальность стрельбы нового крупного калибра морской артиллерии возросла до 60-70 кабельтовых.
Японцы, наоборот, оснастили свою артиллерию мощными снарядами с ВВ типа "шимоза". Имея новейшие по тому времени оптические дальномеры и прицелы, они освоили эффективную стрельбу на фантастических для тех времен во всех флотах мира дистанциях до 70-80 кабельтовых. Маневрируя на таких дистанциях, пользуясь преимуществами в скорости хода, японцы в Цусимском сражении и других боях фактически безнаказанно расстреливали российские корабли. К сожалению, на большинстве русских кораблей артустановки не имели оптических прицелов и дальномеров. На известной картине художника Мальцева "Крейсер "Варяг" израненные комендоры-наводчики орудий прильнули к оптическим прицелам. Но здесь художник сфантазировал - не было таких прицелов на орудиях "Варяга". Прицеливались через "прорезь с мушкой" или по примитивному прицельному устройству. Кстати, "Варяг" повредил броненосный крейсер "Асаму" именно потому, что бой шел на дистанциях 30-40 кабельтовых, при которых наш снаряд "малого веса" обладал поражающими качествами.
После войны японцы подняли "Варяг", отремонтировали и под именем "Сойя" ввели в состав флота как учебный корабль, оставив на борту и его прежнее имя "Варяг". На примере героизма экипажа русского крейсера японцы, используя его как пример и своего рода мемориал доблести противника в морском бою, воспитали не одно поколение своих кадетов и матросов-новобранцев. Каждую новую учебную команду, прибывающую на корабль, командир выстраивал на палубе и объявлял, что они будут обучаться на героическом русском корабле, принявшем бой с целой японской эскадрой. Японцы держали под неусыпным государственным "оком" идеологическое воспитание своего воинства и молодежи в патриотическом духе (то же они продолжают и в наши дни).