0
7458
Газета История Интернет-версия

16.04.2004 00:00:00

От листового железа до стратегических ракет

Игорь Шестаков

Об авторе: Игорь Авенирович Шестаков - ведущий инженер-технолог по механообработке ОАО "ИЖМАШ", г. Ижевск.

Тэги: Воткинский завод, опк, ссср


Государственное производственное объединение "Воткинский завод" (ГПО "ВЗ") в прошлом - один из лидеров военно-промышленного комплекса Советского Союза. История завода типична для подобных предприятий и полна неожиданностей, так, за 242 года существования завод трижды резко менял специализацию.

ПОСТРОЕН ШУВАЛОВЫМ

Завод был построен известным российским государственным и военным деятелем середины XVIII в. Шуваловым. Причиной его закладки послужил своеобразный энергетический кризис на металлургических предприятиях Урала. В то время топливом для заводских печей служили дрова и древесный уголь. Леса вблизи заводов были вырублены, поэтому дрова приходилось завозить издалека, а это значительно удорожало продукцию. Как выход, на старых заводах было решено оставить только выплавку чугуна, а для производства железа в местах, богатых лесом, построить новые. Так 1 ноября 1759 г. на берегу реки Вотки (притока 2-го порядка реки Кама) был официально открыт Воткинский железоделательный завод, впоследствии Воткинский машиностроительный завод (ВМЗ), а ныне ГПО "Воткинский завод". В 1763 г., после смерти Шувалова, завод за долги отошел в казну и с тех пор остается государственным предприятием.

Указом императрицы Екатерины II от 1773 г. Воткинскому заводу предписывалось освоить выпуск якорей для Военно-морского флота. В первой половине XIX в. на долю завода приходилось до 62% общего объема якорного производства в России.

В 1811 г. на заводе освоили выпуск литой стали по методу талантливого металлурга-самоучки Бадаева. Эта высококачественная сталь шла на изготовление различных инструментов (металлорежущих, медицинских, штампов). В 1858 г. воткинские мастеровые выполнили ответственный заказ на изготовление каркаса шпиля для собора Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге.

Со временем металлургическое производство постепенно совершенствовалось. В 1871 г. запустили вторую в России и первую на Урале мартеновскую печь. Из мартеновской стали наладили прокат железнодорожных рельсов.

Завод выступил пионером в производстве броневой стали для нужд ВМФ. Воткинской броней были защищены первые броненосные корабли, такие, как канонерские лодки "Чародейка" и печально знаменитая "Русалка", броненосные фрегаты "Адмирал Лазарев" и "Адмирал Чичагов", броненосец береговой обороны "Вице-адмирал Попов" и др.

В 40-х годах XIX в. при заводском начальнике Илье Чайковском (это отец знаменитого русского композитора Петра Чайковского, родившегося в Воткинске) предприятие меняет специализацию и из чисто металлургического превращается в машиностроительное. В 1847 г. начато производство пароходов, а в 1868 г. - паровозов. Уникальность этих начинаний в том, что завод находился на берегах небольшой мелкой речки, в 12 км по прямой от полноводной Камы, и не был связан с железнодорожной сетью страны. Поэтому пароходы и другие суда строились с условием окончания срока постройки к началу весеннего половодья. На территории предприятия возвели специальную плотину для создания небольшого накопительного пруда. Весной вода заполняла этот пруд и затопляла территорию судоверфи. Построенные суда всплывали. Тогда открывали ворота на плотине накопительного пруда, и пароходы с большой водой по реке Вотка уходили в реку Сива, а уже по ней в Каму. Всего заводом было построено около 400 судов различных типов.

Точно так же, по большой воде, отправляли с предприятия паровозы. Сначала их грузили на специальную баржу, далее по рекам Вотка, Сива, Кама они плыли до ближайшей железнодорожной станции. Так продолжалось до 1916 г., когда Воткинский завод соединился с железнодорожной сетью страны. Всего на предприятии построили 631 паровоз широкой колеи разных серий.

В конце XIX в., в связи со строительством Транссибирской магистрали, завод освоил выпуск новой продукции - железнодорожных мостов. По общей длине построенных железнодорожных мостов в 1915 г. Воткинский завод вышел на первое место в России.

Постепенно из всех заводских производств на первое место вышло паровозостроение, которое занимало около 40% производственных мощностей.

Но грянула Октябрьская революция, а за ней Гражданская война. Завод оказался в зоне боевых действий, переходил из рук в руки. Заводское оборудование активно вывозилось как белыми, так и красными.

ВТОРОЕ РОЖДЕНИЕ

9 сентября 1925 г. состоялось открытие завода, а фактически его второе рождение. Восстановление производства начали с выпуска сельскохозяйственных орудий.

В 1930 г. завод был передан в ведение Всесоюзного объединения тяжелой промышленности и получил задание освоить выпуск высокопроизводительных паровых экскаваторов и золотодобывающих драг. За 7 лет производства этой техники была выпущена и отправлена на стройки страны 271 машина.

Но все планы мирного развития завода были перечеркнуты с его передачей в 1937 г. в Наркомат оборонной промышленности. Завод стал артиллерийским. Выпуск гражданской продукции постепенно свернули, а на освободившихся площадях развернули производство 152-мм гаубицы обр. 1938 г. (М10). С началом в 1941 г. Великой Отечественной войны возникла острая потребность в противотанковых пушках. Выпуск гаубиц прекратили и освоили производство пушек.

Всего же за годы войны воткинские машиностроители дали фронту 52 000 пушек, что составило около 11% от общего выпуска артиллерийских орудий в стране.

С окончанием войны из военной продукции на заводе осталась только противотанковая пушка ЗиС-2 (выпускалась до 1956 г.). Надо было восстанавливать разрушенное войной народное хозяйство, и предприятие развернуло выпуск локомобилей для сельского хозяйства и снова паровозов. Только теперь узкоколейных для лесной промышленности. Другой гражданской продукцией, освоенной в это время, были багерно-элеваторные машины для торфоразработок и башенные краны.

В 1949 г. на заводе закончилась эпоха "большой" металлургии. Работу старых мартеновских печей признали экономически нецелесообразной, их погасили и разобрали. На предприятии осталась "малая" металлургия: выпуск сортового проката и литье. В 1956 г. по решению министерства на заводе начинается развитие станкостроения.

Развивалось и военное производство. В 1950 г. начат выпуск новых артиллерийских орудий: 100-мм зенитной пушки КС-19 и 57-мм противотанковой авиадесантной пушки 4-26. Были проведены большие работы по модернизации пушек ЗиС-3 и ЗиС-2 ранних лет выпуска.

ВЫПУСК РАКЕТ

Но в 1957 г. в истории завода произошел очередной крутой поворот. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР предприятие было перепрофилировано на выпуск баллистических ракет. В связи с этим свернули производство пушек, паровозов, локомобилей. Первой освоенной ракетой была оперативно-тактическая 8А61 с жидкостным двигателем и с дальностью полета до 150 км. 28 декабря 1958 г. успешно прошел пуск контрольной ракеты из первой партии выпущенной заводом. Уже в следующем году началось производство более совершенного изделия 8К11, а в 1960 г. на смену 8К11 пришла знаменитая оперативно-тактическая ракета 8К14 с дальностью полета до 300 км. Она выпускалось серийно более 25 лет и более 30 лет стояла на вооружении Советской Армии. В составе мобильного комплекса 9К72 ракета экспортировалась в страны Варшавского договора, в Ливию, Египет, Сирию, Афганистан, Северную Корею, Ирак и др. 8К14 успешно применялась в арабо-израильской войне 1973 г., в войне в Афганистане, в войне в Персидском заливе и до сих пор стоит на вооружении в армиях как минимум 12 государств.

В 1962 г. по постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР на Воткинском машиностроительном заводе началось освоение более мощной оперативно-тактической ракеты 9М76, входящей в состав комплекса 9К76 "Темп С". Он стал первым твердотопливным ракетным комплексом, принятым на вооружение Советской Армии. Впоследствии эти ракеты были уничтожены в соответствии с Договором о ликвидации ракет средней и меньшей дальности от 8 декабря 1987 г.

В 1966 г. начался новый этап в развитии завода, связанный с началом освоения производства стратегических ракет. Для этого были построены новые цеха, освоены новые технологии. На основе комплекса "Темп 2С" МИТ создал комплекс мобильного базирования "Пионер" с двухступенчатой стратегической ракетой средней дальности (до 4500 км), более известной под натовским обозначением SS-20.

Параллельно велось освоение новых оперативно-тактических изделий. В 1977 г. начался выпуск опытной партии твердотопливных ракет 9М714 комплекса "Ока", которая должна была заменить в войсках 8К14. В начале 90-х годов на заводе освоили выпуск ракет 9М79-1 оперативно-тактического комплекса 9К79-1 "Точка-У".

В начале 80-х годов МИТу удалось реализовать все идеи, заложенные в комплексе "Темп 2С". Так родился новый мобильный комплекс "Тополь" с трехступенчатой МБР и дальностью полета до 10 500 км, принятый на вооружение в 1986 г. В дальнейшем комплекс модернизировали, и под названием "Тополь-М" он используется российскими ВС как в мобильном, так и в шахтном вариантах базирования. В настоящее время ракета выпускается серийно, по несколько штук в год. На базе боевых ракет "Тополь" и "Тополь-М" созданы и выпускаются серийно космические ракеты-носители "Старт" и "Старт-1", которые уже вывели на орбиту несколько спутников.

Необходимо отметить, что кроме ракет Воткинский машиностроительный завод выпускал к ним самые разнообразные боеголовки, в том числе и разработки собственного ОКБ.

В связи с сокращением заказов на баллистические ракеты предприятию пришлось освоить выпуск новой военной продукции - ракетоторпеды противолодочного комплекса "Медведка", разработки МИТ.

ГРАЖДАНСКАЯ ПРОДУКЦИЯ

Но не прекращался выпуск гражданской продукции (скорее всего для маскировки). Особо следует выделить станкостроение. Всего на предприятии выпущено более 30 000 станков. В 1955-1962 гг. выпущена партия научно-исследовательских атомных реакторов, часть их поставлена на экспорт.

С 1963 г. выпускаются детские коляски, а с 1965 г. - автомобильные детали и узлы для Ижевского автозавода. В 1975 г. запущена автоматическая линия немецкой фирмы "КUKА" для производства радиаторов и отопителей автомобиля "ИЖ". С 1982 г. ведется выпуск малогабаритной стиральной машины "Фея" и с 1985 г. - малогабаритной центрифуги "Юла".

С началом перестройки и снижения военных заказов завод увеличил выпуск гражданской продукции. Освоен выпуск рефрижераторных контейнеров, холодильных машин, оборудования для нефтяной промышленности, фасовочно-укупорочных автоматов для разлива молока, установок пастеризации молока, мотоблоков, настольных токарных и сверлильных станков...

Сейчас ГПО "Воткинский завод" переживает не самые лучшие времена, как и вся "обороннка". Общий объем производства по сравнению с доперестроечным периодом упал почти в 10 раз. Количество работающих сократилось более чем на треть. И перспективы дальнейшего развития неясны.

Но самое страшное - потеря квалифицированных кадров и высоких технологий. Опытные работники постепенно уходят, стареет оборудование, а замены ни людям, ни станкам нет.

Но, может быть, придет новый энергичный руководитель, который сможет максимально реализовать производственный потенциал. Тогда завод снова возродится, возможно, с новой специализацией, и встретит свое 250-летие (в 2009 г.) на подъеме производства.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1510
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1715
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1819
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4156

Другие новости