0
7533
Газета История Интернет-версия

16.04.2004 00:00:00

От листового железа до стратегических ракет

Игорь Шестаков

Об авторе: Игорь Авенирович Шестаков - ведущий инженер-технолог по механообработке ОАО "ИЖМАШ", г. Ижевск.

Тэги: Воткинский завод, опк, ссср


Государственное производственное объединение "Воткинский завод" (ГПО "ВЗ") в прошлом - один из лидеров военно-промышленного комплекса Советского Союза. История завода типична для подобных предприятий и полна неожиданностей, так, за 242 года существования завод трижды резко менял специализацию.

ПОСТРОЕН ШУВАЛОВЫМ

Завод был построен известным российским государственным и военным деятелем середины XVIII в. Шуваловым. Причиной его закладки послужил своеобразный энергетический кризис на металлургических предприятиях Урала. В то время топливом для заводских печей служили дрова и древесный уголь. Леса вблизи заводов были вырублены, поэтому дрова приходилось завозить издалека, а это значительно удорожало продукцию. Как выход, на старых заводах было решено оставить только выплавку чугуна, а для производства железа в местах, богатых лесом, построить новые. Так 1 ноября 1759 г. на берегу реки Вотки (притока 2-го порядка реки Кама) был официально открыт Воткинский железоделательный завод, впоследствии Воткинский машиностроительный завод (ВМЗ), а ныне ГПО "Воткинский завод". В 1763 г., после смерти Шувалова, завод за долги отошел в казну и с тех пор остается государственным предприятием.

Указом императрицы Екатерины II от 1773 г. Воткинскому заводу предписывалось освоить выпуск якорей для Военно-морского флота. В первой половине XIX в. на долю завода приходилось до 62% общего объема якорного производства в России.

В 1811 г. на заводе освоили выпуск литой стали по методу талантливого металлурга-самоучки Бадаева. Эта высококачественная сталь шла на изготовление различных инструментов (металлорежущих, медицинских, штампов). В 1858 г. воткинские мастеровые выполнили ответственный заказ на изготовление каркаса шпиля для собора Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге.

Со временем металлургическое производство постепенно совершенствовалось. В 1871 г. запустили вторую в России и первую на Урале мартеновскую печь. Из мартеновской стали наладили прокат железнодорожных рельсов.

Завод выступил пионером в производстве броневой стали для нужд ВМФ. Воткинской броней были защищены первые броненосные корабли, такие, как канонерские лодки "Чародейка" и печально знаменитая "Русалка", броненосные фрегаты "Адмирал Лазарев" и "Адмирал Чичагов", броненосец береговой обороны "Вице-адмирал Попов" и др.

В 40-х годах XIX в. при заводском начальнике Илье Чайковском (это отец знаменитого русского композитора Петра Чайковского, родившегося в Воткинске) предприятие меняет специализацию и из чисто металлургического превращается в машиностроительное. В 1847 г. начато производство пароходов, а в 1868 г. - паровозов. Уникальность этих начинаний в том, что завод находился на берегах небольшой мелкой речки, в 12 км по прямой от полноводной Камы, и не был связан с железнодорожной сетью страны. Поэтому пароходы и другие суда строились с условием окончания срока постройки к началу весеннего половодья. На территории предприятия возвели специальную плотину для создания небольшого накопительного пруда. Весной вода заполняла этот пруд и затопляла территорию судоверфи. Построенные суда всплывали. Тогда открывали ворота на плотине накопительного пруда, и пароходы с большой водой по реке Вотка уходили в реку Сива, а уже по ней в Каму. Всего заводом было построено около 400 судов различных типов.

Точно так же, по большой воде, отправляли с предприятия паровозы. Сначала их грузили на специальную баржу, далее по рекам Вотка, Сива, Кама они плыли до ближайшей железнодорожной станции. Так продолжалось до 1916 г., когда Воткинский завод соединился с железнодорожной сетью страны. Всего на предприятии построили 631 паровоз широкой колеи разных серий.

В конце XIX в., в связи со строительством Транссибирской магистрали, завод освоил выпуск новой продукции - железнодорожных мостов. По общей длине построенных железнодорожных мостов в 1915 г. Воткинский завод вышел на первое место в России.

Постепенно из всех заводских производств на первое место вышло паровозостроение, которое занимало около 40% производственных мощностей.

Но грянула Октябрьская революция, а за ней Гражданская война. Завод оказался в зоне боевых действий, переходил из рук в руки. Заводское оборудование активно вывозилось как белыми, так и красными.

ВТОРОЕ РОЖДЕНИЕ

9 сентября 1925 г. состоялось открытие завода, а фактически его второе рождение. Восстановление производства начали с выпуска сельскохозяйственных орудий.

В 1930 г. завод был передан в ведение Всесоюзного объединения тяжелой промышленности и получил задание освоить выпуск высокопроизводительных паровых экскаваторов и золотодобывающих драг. За 7 лет производства этой техники была выпущена и отправлена на стройки страны 271 машина.

Но все планы мирного развития завода были перечеркнуты с его передачей в 1937 г. в Наркомат оборонной промышленности. Завод стал артиллерийским. Выпуск гражданской продукции постепенно свернули, а на освободившихся площадях развернули производство 152-мм гаубицы обр. 1938 г. (М10). С началом в 1941 г. Великой Отечественной войны возникла острая потребность в противотанковых пушках. Выпуск гаубиц прекратили и освоили производство пушек.

Всего же за годы войны воткинские машиностроители дали фронту 52 000 пушек, что составило около 11% от общего выпуска артиллерийских орудий в стране.

С окончанием войны из военной продукции на заводе осталась только противотанковая пушка ЗиС-2 (выпускалась до 1956 г.). Надо было восстанавливать разрушенное войной народное хозяйство, и предприятие развернуло выпуск локомобилей для сельского хозяйства и снова паровозов. Только теперь узкоколейных для лесной промышленности. Другой гражданской продукцией, освоенной в это время, были багерно-элеваторные машины для торфоразработок и башенные краны.

В 1949 г. на заводе закончилась эпоха "большой" металлургии. Работу старых мартеновских печей признали экономически нецелесообразной, их погасили и разобрали. На предприятии осталась "малая" металлургия: выпуск сортового проката и литье. В 1956 г. по решению министерства на заводе начинается развитие станкостроения.

Развивалось и военное производство. В 1950 г. начат выпуск новых артиллерийских орудий: 100-мм зенитной пушки КС-19 и 57-мм противотанковой авиадесантной пушки 4-26. Были проведены большие работы по модернизации пушек ЗиС-3 и ЗиС-2 ранних лет выпуска.

ВЫПУСК РАКЕТ

Но в 1957 г. в истории завода произошел очередной крутой поворот. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР предприятие было перепрофилировано на выпуск баллистических ракет. В связи с этим свернули производство пушек, паровозов, локомобилей. Первой освоенной ракетой была оперативно-тактическая 8А61 с жидкостным двигателем и с дальностью полета до 150 км. 28 декабря 1958 г. успешно прошел пуск контрольной ракеты из первой партии выпущенной заводом. Уже в следующем году началось производство более совершенного изделия 8К11, а в 1960 г. на смену 8К11 пришла знаменитая оперативно-тактическая ракета 8К14 с дальностью полета до 300 км. Она выпускалось серийно более 25 лет и более 30 лет стояла на вооружении Советской Армии. В составе мобильного комплекса 9К72 ракета экспортировалась в страны Варшавского договора, в Ливию, Египет, Сирию, Афганистан, Северную Корею, Ирак и др. 8К14 успешно применялась в арабо-израильской войне 1973 г., в войне в Афганистане, в войне в Персидском заливе и до сих пор стоит на вооружении в армиях как минимум 12 государств.

В 1962 г. по постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР на Воткинском машиностроительном заводе началось освоение более мощной оперативно-тактической ракеты 9М76, входящей в состав комплекса 9К76 "Темп С". Он стал первым твердотопливным ракетным комплексом, принятым на вооружение Советской Армии. Впоследствии эти ракеты были уничтожены в соответствии с Договором о ликвидации ракет средней и меньшей дальности от 8 декабря 1987 г.

В 1966 г. начался новый этап в развитии завода, связанный с началом освоения производства стратегических ракет. Для этого были построены новые цеха, освоены новые технологии. На основе комплекса "Темп 2С" МИТ создал комплекс мобильного базирования "Пионер" с двухступенчатой стратегической ракетой средней дальности (до 4500 км), более известной под натовским обозначением SS-20.

Параллельно велось освоение новых оперативно-тактических изделий. В 1977 г. начался выпуск опытной партии твердотопливных ракет 9М714 комплекса "Ока", которая должна была заменить в войсках 8К14. В начале 90-х годов на заводе освоили выпуск ракет 9М79-1 оперативно-тактического комплекса 9К79-1 "Точка-У".

В начале 80-х годов МИТу удалось реализовать все идеи, заложенные в комплексе "Темп 2С". Так родился новый мобильный комплекс "Тополь" с трехступенчатой МБР и дальностью полета до 10 500 км, принятый на вооружение в 1986 г. В дальнейшем комплекс модернизировали, и под названием "Тополь-М" он используется российскими ВС как в мобильном, так и в шахтном вариантах базирования. В настоящее время ракета выпускается серийно, по несколько штук в год. На базе боевых ракет "Тополь" и "Тополь-М" созданы и выпускаются серийно космические ракеты-носители "Старт" и "Старт-1", которые уже вывели на орбиту несколько спутников.

Необходимо отметить, что кроме ракет Воткинский машиностроительный завод выпускал к ним самые разнообразные боеголовки, в том числе и разработки собственного ОКБ.

В связи с сокращением заказов на баллистические ракеты предприятию пришлось освоить выпуск новой военной продукции - ракетоторпеды противолодочного комплекса "Медведка", разработки МИТ.

ГРАЖДАНСКАЯ ПРОДУКЦИЯ

Но не прекращался выпуск гражданской продукции (скорее всего для маскировки). Особо следует выделить станкостроение. Всего на предприятии выпущено более 30 000 станков. В 1955-1962 гг. выпущена партия научно-исследовательских атомных реакторов, часть их поставлена на экспорт.

С 1963 г. выпускаются детские коляски, а с 1965 г. - автомобильные детали и узлы для Ижевского автозавода. В 1975 г. запущена автоматическая линия немецкой фирмы "КUKА" для производства радиаторов и отопителей автомобиля "ИЖ". С 1982 г. ведется выпуск малогабаритной стиральной машины "Фея" и с 1985 г. - малогабаритной центрифуги "Юла".

С началом перестройки и снижения военных заказов завод увеличил выпуск гражданской продукции. Освоен выпуск рефрижераторных контейнеров, холодильных машин, оборудования для нефтяной промышленности, фасовочно-укупорочных автоматов для разлива молока, установок пастеризации молока, мотоблоков, настольных токарных и сверлильных станков...

Сейчас ГПО "Воткинский завод" переживает не самые лучшие времена, как и вся "обороннка". Общий объем производства по сравнению с доперестроечным периодом упал почти в 10 раз. Количество работающих сократилось более чем на треть. И перспективы дальнейшего развития неясны.

Но самое страшное - потеря квалифицированных кадров и высоких технологий. Опытные работники постепенно уходят, стареет оборудование, а замены ни людям, ни станкам нет.

Но, может быть, придет новый энергичный руководитель, который сможет максимально реализовать производственный потенциал. Тогда завод снова возродится, возможно, с новой специализацией, и встретит свое 250-летие (в 2009 г.) на подъеме производства.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
1183
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
1455
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
1323
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
1296

Другие новости