В период с 28 мая по 7 июня 1954 г. отряд кораблей Черноморского флота (ЧФ) в составе крейсера "Адмирал Нахимов" и эскадренных миноносцев "Буйный" и "Беспощадный" под командованием адмирала Горшкова совершил официальный визит в Народную Республику Албанию. Это был первый послевоенный поход советских кораблей в страны Средиземноморья.
Первое послевоенное десятилетие Черноморский флот восстанавливал силы - пополнялся трофеями и принимал от отечественных предприятий военные корабли, заложенные еще до 1941 г. С 1951 г. корабелы Николаевского судостроительного завода имени Носенко начали сдавать флоту легкие крейсера проекта 68-бис. Они предназначались для действий в составе эскадры при выводе легких сил в атаку, а также для поддержки корабельного дозора и разведки, охранения эскадры от атак легких сил противника.
В течение трех с половиной лет (1952-1955 гг.) для Черноморского флота было построено 9 таких крейсеров (всего же ВМФ СССР получил 14 подобных кораблей, названных по первому вступившему в строй крейсерами типа "Свердлов").
С 1949 г. на другом николаевском заводе - имени 61-го коммунара - началось строительство эскадренных миноносцев проекта 30-бис. Всего для ЧФ завод построил 21 корабль этого проекта.
Несмотря на то что дальность плавания и мореходность позволяли советским кораблям выполнять задачи на значительном удалении от своих баз, на юге СССР флот до 1954 г. не выходил за пределы Черного моря. Хотя, по некоторым данным, в первые послевоенные годы советские корабли заходили во французский порт Марсель с целью передачи военного снаряжения испанским революционерам. Но данный факт еще не до конца исследован. Нельзя считать выходом в Средиземное море и нахождение советских тральщиков на острове Мальта во время перехода в Черное море в 1946 г., и поднятие в начале 1949 г. морского флага СССР на итальянских кораблях, которые передавались Советскому Союзу, и участие советских военных моряков в разминировании прибрежных вод Албании, и штурманский поход (1953 г.) торпедных катеров ЧФ от Батуми до Принцевых островов в Мраморном море.
ПРИЧИНЫ ЗАТОЧЕНИЯ
Почему целое десятилетие флот был заперт в Черном море? Вряд ли в основе этого лежали чисто экономические соображения. Флоту было что продемонстрировать новым союзникам и врагам в зарождающейся холодной войне. Представляется, что в сложившейся ситуации значительную роль сыграл ряд негативных для СССР факторов. К ним можно отнести активное американо-британское военное присутствие в Средиземном море, неудачи советской дипломатии в вопросе приобретения военно-морской базы в Черноморских проливах или в другом месте Средиземного моря, повлекшие ухудшение отношений с Турцией. Не последнюю роль играли и возрастающие противоречия между СССР и Югославией, поражение левых сил в Греции и Италии, "разочарование" в Государстве Израиль, созданном не без советской политической и военной помощи.
Определенную роль сыграло и то, что взгляды на роль и место флота в то время формировались под влиянием опыта Второй мировой войны и победы над сильным континентальным противником. В начале холодной войны советское руководство недооценивало угрозу СССР с юго-западного морского направления. Сталин, к примеру, в октябре 1946 г., отвечая на вопрос президента американского агентства Юнайтед Пресс Хью Бейли о том, каково отношение правительства СССР к присутствию американских военных судов в Средиземном море, сказал однозначно: "Безразличное".
АТАКИ ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ
Тем временем именно в Средиземноморье закладывались основы неблагоприятной для советского государства военно-политической ситуации, плоды которой наиболее остро ощущаются современной Россией. Трехсторонний альянс военного времени (СССР-США-Англия) сменился новой схемой - двое против одного. Географически первыми актами холодной войны стало активное американское "вторжение" в Турцию и Грецию. Оно шло прежде всего через американскую военно-морскую мощь. 1 апреля 1946 г. отряд американских кораблей во главе с линкором "Миссури" через Гибралтарский пролив вошел в Средиземное море. 5 апреля корабли зашли с официальным визитом в Стамбул. Морские катера бесплатно доставляли стамбульское население на борт линкора для его осмотра. В сознание турецкого народа вносилась идея, что нет и не может быть в мире государства сильнее Америки. Покинув турецкие воды, американские корабли попутно совершили "визит вежливости" в греческий порт Пирей.
В октябре 1946 г. два английских военных корабля, нарушив суверенитет Албании, вошли в пролив Корфу и подорвались на минах, поставленных немцами во время войны. Этот инцидент в дальнейшем рассматривался на заседании СБ ООН и в Международном суде. В апреле 1948 г. американские корабли оказали непосредственное давление на ход выборов в итальянский парламент.
Деятельность ВМС западных стран, особенно США, еще более активизировалась после создания НАТО. О том, что в планах этого военного блока Средиземноморью отводилась далеко не последняя роль, говорит хотя бы тот факт, что штабы двух из четырех региональных командований вооруженных сил НАТО в Европе располагались в акватории Средиземного моря. За 7 месяцев 1953 г. Черноморские проливы посетило более 60 иностранных кораблей. В том же году НАТО создало в Средиземном море объединение ВМС из состава флотов Англии, Франции, Италии, Греции и Турции. Оно регулярно проводило широкомасштабные маневры (с участием до 100 тыс. человек) с явной антисоветской направленностью.
В этих условиях Москва не могла не начать поиски путей нейтрализации угрозы, исходящей из Средиземноморья. Наиболее приемлемым инструментом для решения этой проблемы мог служить флот. Но советский ВМФ был лишен возможности прямого выхода в Средиземное море, так как не имел надежной береговой инфраструктуры для обеспечения своей деятельности. Теоретически флот мог закрепиться лишь в Албании и Югославии, где после Второй мировой войны к власти пришли коммунисты. Но в этих странах в отличие от Польши, Чехословакии, Венгрии, Восточной Германии, Румынии и Болгарии не было советских войск, что, естественно, затрудняло создание на их территории военных баз или объектов. При этом советско-югославские отношения год от года ухудшались. В начале 1953 г. по инициативе США был создан так называемый Багдадский пакт, в состав которого наряду с членами НАТО, Грецией и Турцией вошла и Югославия. В этот же период было подписано американо-югославское соглашение по военно-техническому сотрудничеству. Советский Генштаб однозначно утверждал, что югославские порты приспосабливаются для базирования американских кораблей и подводных лодок, хотя официальный Белград это категорически отрицал.
Таким образом, оставалась лишь Албания как страна, где советское влияние было значительным и перспективы для закрепления флота казались вполне реальными. Поэтому первый послевоенный официальный визит советских кораблей в порты этой страны можно считать закономерным.
ПОДГОТОВКА К ПОХОДУ
Выходу в Средиземноморье предшествовал визит отряда черноморских кораблей в западные причерноморские страны - Болгарию и Румынию. В период с 15 по 25 октября 1953 г. порты Констанца и Варна посетили крейсеры "Куйбышев", "Фрунзе" и четыре эсминца проекта 30-бис.
В это же время Черноморский флот посетили председатель Совета Министров СССР Маленков и главком ВМФ СССР адмирал флота Кузнецов. Во время обмена мнениями на борту крейсера "Адмирал Нахимов" по поводу необходимости визитов наших кораблей в иностранные порты командующий ЧФ получил указания по подготовке кораблей к дальним походам в Средиземное море. Выход кораблей ЧФ в Средиземное море, отмечали московские "гости", должен подкрепить дипломатические усилия Советского Союза в некоторых странах Средиземноморского региона очевидной военно-морской силой.
Поэтому флагманским кораблем похода был выбран новейший по тем временам крейсер "Адмирал Нахимов". Его командиром был участник войны, опытный артиллерист капитан 2 ранга Чулков. Перед назначением на новый корабль с ним беседовал главком ВМФ, а решение принималось в ЦК КПСС. Становление экипажа проходило в сложных условиях. Для освоения нового корабля по директиве командующего флотом было предписано выделить из состава ВМФ СССР лучших старшин и матросов. На деле же по сложившейся "традиции" туда списали всех нарушителей. "Создать сплоченный и здоровый экипаж, - вспоминает бывший командир артиллерийской боевой части корабля контр-адмирал в отставке Безпальчев, - помогла патриотическая кампания в стране по признанию заслуг адмирала Нахимова (в 1952 г. исполнилось 150 лет со дня рождения адмирала, а в следующем году - 100 лет победы под Сипом. - "НВО")".
В 1952 г. крейсер пришел из Николаева на севастопольский рейд и был окрещен моряками и жителями города "красавцем". Уже в следующем году по итогам боевой и политической подготовки экипаж "Нахимова" занял первое место в ВМФ.
Второй немаловажной причиной того, что выбор пал именно на крейсер проекта 68-бис явился, по всей видимости, положительный опыт, приобретенный в ходе визита в 1953 г. в Англию его собрата - балтийского крейсера "Свердлов".
Подготовка к походу шла под личным контролем командующего флотом. По распоряжению, данному адмиралом Горшковым, всем офицерам - участникам похода были сшиты новые форменные тужурки из бостона. По договоренности с виноделами Массандры на каждый корабль погрузили по ящику марочного вина 1939 г., сохраненного в годы войны в замурованных подвалах Крыма.
28 мая 1954 г. отряд вышел из Севастополя. С проходом кораблями Черноморских проливов за ними активно и с достаточно близкого расстояния начали вести наблюдение корабли и самолеты ВМС США и других стран НАТО.
По воспоминаниям одного из участников похода, штурмана эсминца "Буйный" Захарова, Республика Албания встретила советских моряков ликованием. "В один из дней стоянки кораблей на рейде порта Дуррес на наш эсминец прибыли командующий флотом адмирал Горшков и министр обороны Албании генерал-полковник Бекир-Балуку. Мы подняли якорь и срочно вышли на юг во Влерский залив, где высокое начальство на торпедном катере обошло прекрасно расположенную естественную бухту. Влерский залив Адриатики действительно удобен для базирования кораблей, в свое время бухта использовалась итальянскими ВМС", - отмечает бывший штурман.
На обратном пути корабли выполняли не менее ответственную миссию. На борту крейсера следовали в Советский Союз лидер Албании Энвер Ходжи и сопровождавшие его лица. Тем не менее адмирал Горшков, проявляя большой интерес к изучению малознакомых для нашего флота районов плавания, провел отряд к греческому острову Крит и проследовал вдоль его берегов. С флагманского крейсера последовала команда штурманам и гидрографам изучать район.
РЕЗУЛЬТАТЫ ВИЗИТА
Результаты визита имели далеко идущие последствия. В мае-июне 1956 г. отряд черноморских кораблей в составе крейсера "Михаил Кутузов", эсминцев "Безукоризненный" и "Бессменный" во главе с адмиралом Касатоновым вновь посетили албанский порт Дуррес с официальным визитом. 25 августа 1957 г. деловой заход в Албанию совершил отряд кораблей Черноморской эскадры в составе крейсера "Михаил Кутузов" и двух сторожевых кораблей под флагом командующего эскадрой контр-адмирала Чалого.
К концу 50-х годов, став уже во главе всего советского ВМФ, Горшков реализовал свою идею о базировании наших кораблей во Влере. В соответствии с советско-албанским соглашением, в 1958 г. здесь была развернута радиодальномерная гидрографическая партия "Координатор" и другие гидрофизические партии 8-го отдельного Краснознаменного маневренного дивизиона гидрографического обеспечения ЧФ.
Летом 1958 г. совершили переход с Балтийского моря и ошвартовались в бухте Паши-Лиман Влерского залива четыре советские подводные лодки (для передачи ВМС Албании и обучения албанских экипажей) и плавбаза "Немчинов". Так как соглашение предусматривало базирование во Влере и группы советских подводных лодок, то через полгода в Средиземное море пришли еще 8 лодок (четыре из которых с ЧФ) и плавбаза "В.Котельников". Подводные корабли и надводные плавсредства были сведены в 40-ю отдельную бригаду подводных лодок. Все корабли в целях маскировки несли албанские флаги. К началу 1959 г. на берегах Влеры вырос одноэтажный поселок, куда стали прибывать семьи советских моряков.
В марте 1959 г. место базирования кораблей посетил главком ВМФ СССР, прибывший в Албанию на черноморском эсминце "Благородный". В июне того же года состоялся официальный визит в Албанию генерального секретаря ЦК КПСС Хрущева, который в сопровождении албанских руководителей Ходжи и Шеху посетил советские корабли. Руководители стран даже выходили в Адриатическое море на плавбазе "Немчинов". В 1960 г. бригада продолжала пополняться кораблями: в январе с ЧФ прибыл корабль радиотехнической разведки "Угорь", осенью того же года в Албанию пришел второй корабль - разведчик "Краб". На ЧФ был сформирован морской радиоотряд, который до декабря 1960 г. базировался на албанском острове Сазан. В базе разместилась также бригада кораблей охраны водного района, имевшая в своем составе дивизион тральщиков.
Визиты в 1959 г. Горшкова и Хрущева стали последними в истории контактов военных и политических руководителей двух стран. Идеологические расхождения лидеров СССР и Албании со временем переросли в отчуждение и вражду.
Весной 1961 г. началась эвакуация советского пункта базирования и кораблей. Прибывший для ее прикрытия в мае советский крейсер под флагом командующего ЧФ адмирала Касатонова албанцы в залив не пустили. Адмиралу пришлось добираться на транспорте "Золотой Рог". В результате к лету 1961 г. первый советский пункт базирования на Средиземном море был оставлен. На основании советско-албанского соглашения во Влере были оставлены 4 подводные лодки, плавбаза "Немчинов" и береговая инфраструктура. Так закончилась "албанская страница" летописи советского ВМФ. В декабре 1961 г. Албания разорвала дипломатические отношения с СССР. Они были восстановлены в середине 90-х годов, но это никоим образом не отразилось на улучшении связей между флотами Албании и современной России.