0
4624
Газета История Интернет-версия

04.06.2004 00:00:00

Высадка союзников в Нормандии застала противника врасплох

Тэги: нормандия, вов, высадка


Ранним утром 19 августа 1942 г. в районе небольшого портового города Дьеппа, расположенного в 8 км северо-восточнее устья Сены, проводилась десантная операция союзных войск силой до дивизии. Это был диверсионно-разведывательный рейд. Английское командование хотело кроме этого испытать свои новые десантные средства и приобрести опыт в технике проведения операций по десантированию. Поддержанные крупными силами авиации и соединений кораблей десантные части высадились в четырех пунктах побережья под огнем немецких батарей. К 16 часам десант, понеся большие потери, был сброшен в море. Скорее всего этот неудачный рейд заставил союзников серьезно готовиться к крупной десантной операции, а немецкое командование увериться в своем превосходстве.

ПОДГОТОВКА К ОТКРЫТИЮ ВТОРОГО ФРОНТА

На Тегеранской конференции в 1943 г. англичане и американцы обязались открыть второй фронт в мае 1944 г. Немцы считали наиболее вероятным, что высадка будет предпринята на побережье Ла-Манша, во всяком случае, севернее устья Соммы, поскольку там путь через пролив был самым коротким, а дорога к Рурскому бассейну - самой прямой. В расчете на это этот район был укреплен более всего. К июню 1944 г. во Франции, Бельгии и Нидерландах дислоцировались 58 немецких дивизий в том числе: 42 пехотные, 9 танковых и 4 авиаполевые. Они объединялись в 2 группы "Б" и "Г" и были подчинены командованию "Запад" (главнокомандующий генерал-фельдмаршал Рундштедт). Группа армий "Б" (командующий генерал-фельдмаршал Роммель) располагалась во Франции, Бельгии и Нидерландах, включала 7-ю, 15-ю армии и 88-й отдельный армейский корпус - всего 38 дивизий. Из них 3 дивизии составляли резерв. Участок обороны 15-й армии (18 дивизий) протяженностью около 460 км простирался от северной границы Бельгии до Кабура. На побережье Нормандии и Бретани, от Кабура до устья реки Луара - 840 км, были развернуты соединения 7-й армии, имевшей в своем составе 14 дивизий.

Группа армий "Г" (командующий генерал Бласковиц) в составе 1-й и 19-й армий (всего 11 дивизий) находилась на побережье Бискайского залива и Южной Франции. 1-я армия силами четырех дивизий обороняла побережье Бискайского залива от Нанта до франко-испанской границы - около 500 км. 19-я армия в составе 7 дивизий занимала оборону на побережье Южной Франции - около 450 км. В резерве группы армий "Г" имелось 3 дивизии. Кроме войск, входивших в состав групп армий, 4 дивизии составляли резерв командования "Запад". Боеспособность соединений на Западе была невысокой: 33 дивизии считались "стационарными", то есть не имели автотранспорта, до 18 дивизий только формировались или восстанавливались. Начальник штаба командования "Запад" генерал Вестфаль в связи с этим писал: "Общеизвестно, что боеспособность немецких войск на Западе уже к моменту высадки была намного ниже, чем боеспособность дивизий, действовавших на Востоке и в Италии. Значительное количество находившихся во Франции соединений сухопутных войск, так называемые "стационарные дивизии", были очень скудно оснащены вооружением и автотранспортом и состояли из солдат старших возрастов". 3-й немецкий воздушный флот, находившийся на Западе, имел в своем составе 160 боеспособных самолетов. Значительная часть немецких военно-морских сил группы "Запад", выполнявших задачи противодесантной обороны побережья, находилась в базах Атлантического побережья (49 подводных лодок, 5 эсминцев, 34 торпедных катера, 163 тральщика, 57 сторожевых кораблей и 42 артиллерийские баржи).

Гитлер и Роммель не верили в техническую осуществимость высадки в Нормандии и не считали ее с оперативной точки зрения возможной. Гитлер считал, что высадка в Нормандии или на полуострове Котантен явится лишь отвлекающим маневром, за которым последует основная десантная операция в другом пункте, возможно, в районе Па-де-Кале. Однако в 1944 г. Германия уже не имела возможности держать во Франции силы, достаточные для отражения высадки американо-английских войск и надежно укрепить оборону Атлантического побережья. К 20 мая 1944 г. план инженерных оборонительных работ в полосе 15-й армии был выполнен на 68%, а в полосе 7-й армии всего на 18%. Гитлеровцы стремились прежде всего укрепить побережье на участке пролива Па-де-Кале, где они ожидали высадку главных сил противника, создать систему обороны крупнейших портов Франции, Бельгии и Нидерландов. Противодесантная оборона побережья Северной Франции представляла систему опорных пунктов, большинство которых не имело между собой огневой связи. Долговременные инженерные сооружения были лишь на отдельных участках. Следовательно, "Атлантический вал", о котором в то время много говорилось в немецкой и англо-американской прессе, в действительности оказался не таким, как его рисовали. По свидетельству генерал-фельдмаршала Рундштедта, "Атлантический вал" был иллюзией, выдуманной для того, чтобы ввести в заблуждение как немецкий народ, так и противника. "Меня всегда злило - говорил он, - когда я читал легенды о непреодолимой обороне. Было нелепо называть это валом. Гитлер никогда не посещал его и не видел, что представлял он в действительности".

Но главную мысль в отношении положения Германии высказал другой немецкий генерал Мюллер-Гиллебранд: "1943 год показал, что Германия более не располагала силами для того, чтобы одержать решающий воинский успех на каком либо театре военных действий. Крушение Германии являлось уже лишь вопросом времени и зависело от того, насколько большие усилия приложит для этого противник, в каком направлении и какой последовательности мыслится им предпринять наступательные действия".

Выбор союзников пал на северное побережье Нормандии. Американский генерал Эйзенхауэр как главнокомандующий всеми союзными войсками и английский генерал Монтгомери как командующий сухопутными силами решили высадить сразу пять дивизий. Предполагалось, что такой район высадки, как полуостров Котантен, до участка побережья восточнее Курсель вплоть до устья реки Орн не даст немцам возможности создать прочную оборону. Командование союзников стремилось прежде всего не допустить, чтобы боевые действия высадившихся на континенте войск приняли позиционный характер. Эйзенхауэр считал, что самый верный путь избежать этого - высадиться одновременно в Нормандии и в Южной Франции на побережье Средиземного моря. Но для двух одновременных операций не хватало транспортных и десантных средств. Поэтому высадка на юге была отложена до августа 1944 г. Одной из главных проблем десантирования была проблема портов. Предпринимавшиеся до сих пор высадки в Северной Африке, Сицилии и Южной Италии показали, что без портов высадка и снабжение крупных соединений неосуществима. Совершенно иными были условия высадки во Франции, так как здесь порты были сильно укреплены и овладеть ими с моря не представлялось возможным. Задача осложнялась еще и тем, что в Атлантике даже летом свирепствуют сильные штормы. Из всего этого был найден поистине гениальный выход, явившись в высшей степени неприятным сюрпризом для немецкой обороны. Решение заключалось в сооружении искусственных портов в районах высадки. Было разработано и подготовлено два вида портов, которым союзники дали условное обозначение "Гузбери" (крыжовник) и "Малбери" (тутовая ягода). "Гузбери" представлял собой затопленные вплотную друг возле друга суда, которые подобно молу защищали огражденный ими прибрежный участок моря от ветра, создавая спокойную воду, что позволяло разгружать небольшие корабли и десантные суда даже при среднем волнении на море.

"Малбери" был настоящим портом, секции которого изготовлялись в Англии и доставлялись через пролив. Основу этого порта составляли крупные железобетонные кессоны, также затоплявшиеся вплотную друг к другу. На них монтировались все необходимые для разгрузки судов приспособления. Для обеих, предназначавшихся для высадки армий было подготовлено по одному порту такого типа: кроме того, для каждого из пяти пунктов высадки предусматривался один "Гузбери". Этих сооружений было достаточно, чтобы обеспечить высадку и снабжение всех перебрасывавшихся в первую очередь сил, пока не будет захвачен первый порт. Другим техническим совершенным сооружением явилась прокладка летом 1944 г. бензопровода из Англии во Францию по дну пролива, благодаря чему простейшим образом была решена проблема с горючим, которую испытывали полностью моторизованные армии союзников. Образцово, учитывая трудности, постоянно присущие всякой коалиции, была организована и система командования. Генералу Эйзенхауэру безо всяких ограничений подчинялись все выделенные для высадки и последующих операций сухопутные, военно-морские и военно-воздушные силы, в том числе и стратегические ВВС.

Разработанный Монтгомери план высадки предусматривал высадку в пяти пунктах. В районах залива Гран-Ве у Карантана должны были высадиться в двух пунктах части американской 1-й армии, а восточнее нее на побережье вплоть до реки Орн - 2-я английская армия в трех пунктах. Захваченные таким образом плацдармы предполагалось как можно быстрее соединить в один общий. Для обеспечения высадки этих армий предполагалось высадить три воздушно-десантные дивизии. Высадка должна была последовать в ночь перед самой операцией. Согласно поставленной перед Монтгомери задаче, цель высадки заключалась в захвате района, необходимого для сосредоточения и развертывания сил для дальнейших наступательных операций. По мере расширения района высадки вслед за высадившимися армиями на континент должны были быть переброшены на американском участке высадки 3-я американская армия и на английском участке - 2-я канадская армия, после чего обе американские армии предполагалось объединить в 12-ю группу армий под командованием генерала Брэдли, а британскую и канадскую армии - в 21-ю группу армий под командованием Монтгомери. Одновременно Эйзенхауэр должен был принять от Монтгомери командование сухопутными войсками. Сложной задачей было определение времени начала операции. Высадку воздушно-десантных дивизий нужно было проводить в ясную лунную ночь во второй ее половине. Устранение сильных немецких заграждений у берега лучше всего было вести при отливе. Далее, необходим прилив, ибо в противном случае десантные суда невозможно было бы снять с мели. Такие условия отлива и прилива должны были иметь место примерно минут через 40 после рассвета, с тем чтобы флот и авиация уже в первые утренние часы могли поражать прицельным огнем опорные пункты и батареи противника. Все эти предпосылки могли быть увязаны друг с другом при условии, что высадка будет проводиться 4, 6 или 7 июня. К началу вторжения союзники располагали более чем 8000 истребителей и бомбардировщиков, 2316 транспортными самолетами и 2591 планером.

Предстоящее весною вторжение скрыть было невозможно. Тем больше мероприятий проводилось для сохранения в тайне времени и места высадки. В армии вторжения ввели почтовую цензуру. С целью обмана противника распространялись ложные сведения, а в юго-восточных портах Англии было сосредоточено огромное количество транспортных судов и даже макетов судов. Части, погрузка которых на суда должна была происходить позже, по возможности, демонстративно перебрасывались в район Фолкстона и Дувра. Изготовлено было большое число чучел парашютистов, которые сбросили в ночь накануне вторжения над неатакуемыми районами.

6 ИЮНЯ 1944 ГОДА

Свыше 6 тыс. боевых кораблей, транспортных и десантных судов вышли из английских портов. Парашютно-десантные части 3 воздушно-десантных дивизий после полуночи 6 июня высадились в намеченных пунктах. Высадившиеся на сравнительно небольшом участке английские войска закрепились восточнее реки Орн, захватив переправы через эту реку.

Обе менее подготовленные американские воздушно-десантные дивизии высадились на участке шириной 40 и глубиной 25 км, простиравшемся от района севернее Сент-Мер-Эглиза до района севернее Карантана. При этом было потеряно значительное количество вооружения и снаряжения, войска оказались разбросанными на большом пространстве. Тем не менее они в течение дня смогли выполнить задачи. С наступлением рассвета авиация и корабли засыпали северное побережье Нормандии градом бомб и снарядов. Штормовой силы северо-западный ветер поднял уровень прилива выше, чем предполагалось. Много мелких десантных судов было выброшено на берег или опрокинуто. Лишь в 2 пунктах высадки удалось спустить на воду танки-амфибии, при поддержке которых пехота должна была выходить на сушу, но и их много потонуло из-за большого волнения на море. Американцы в своих районах высадки в течение всего дня не вышли за пределы захваченных узких плацдармов. Особенно тяжело пришлось двум полкам, наступавшим в районе Вьервиля: они натолкнулись на 352-ю дивизию немцев и понесли тяжелые потери. Удачнее происходила высадка 2 английских и канадской дивизий у Арромаша, Курселя и Лион-сюр-Мер, но и они не выполнили задачи дня. Им оказывала сопротивление 716-я пехотная дивизия, оборона которой вскоре распалась на отдельные узлы сопротивления. Англичане и канадцы захватили плацдарм глубиной до 10 и шириной 30 км.

Переправив на континент 5 дивизий по морю и 3 по воздуху, союзники располагали численным превосходством при полном господстве авиации, которой должна была исключить подход немецких резервов.

В ставке фюрера все заботы сводились к тому, чтобы предотвратить прорыв англо-американских войск на Париж. Именно по этой причине немецкое командование ожидало более крупной высадки севернее Сены и все происшедшее до сих пор рассматривало как отвлекающие действия. Этого предвзятого мнения немецкое командование твердо придерживалось и в последующие дни, и даже недели. Эйзенхауэр и Монтгомери могли быть довольны результатами дня. Самое главное было достигнуто, высадка удалась.

11 июня 1944 г. Сталин прислал Черчиллю телеграмму следующего содержания: "Как видно, массовая высадка, предпринятая в грандиозных масштабах, удалась полностью. Мои коллеги и я не можем не признать, что история войн не знает другого подобного предприятия по широте замысла, грандиозности масштабов и мастерству выполнения".

А НУЖЕН ЛИ БЫЛ ВТОРОЙ ФРОНТ?

Открытия второго фронта Советский Союз ждал с начала формирования антигитлеровской коалиции, особенно в наиболее трагичные периоды Великой Отечественной войны: в битве под Москвой, летом 1942 г., в битве на Курской дуге. Мир, затаив дыхание, ждал, куда качнется стрелка весов. И если бы пала Москва или Сталинград, а Япония открыла второй фронт на Дальнем Востоке, нашей стране было бы неизмеримо труднее. Сталин все время настойчиво требовал от союзников открытия второго фронта. Последние предпочитали помогать вооружением и продовольствием, ведя боевые действия на второстепенных направлениях, выжидая того оптимального момента, когда Германия будет обескровлена и не окажет серьезного сопротивления. В конце 1943 г., когда поражение Германии стало очевидным, союзники решились на открытие второго фронта весной 1944 г.

Вспоминает солдат 27-й гвардейской воздушно-десантной бригады Владимир Яковлев. "Техника и продовольствие, которые поставляли союзники, очень помогали на фронте и мы были благодарны за это им. Но открытие второго фронта в трудные для нас времена сыграло бы большую роль. Среди нашего брата в те времена ходило меткое выражение: "Хватит тушенкой помогать - надо воевать". В 1943 г. мы задали немцам перца, а в 1944-м стали намного сильнее и справились сами без помощи союзников, да и немец был уже не тот. Нам командиры говорили, что в июне-месяце союзники открыли второй фронт. Это хорошо, вместе скорее разобьем фашистов".

В ходе зимне-весенней кампании 1944 г. было уничтожено 30 дивизий и 6 бригад противника, 142 дивизии и 1 бригада лишились от 1/2 до 3/4 личного состава. Вермахт потерял более 1 млн. человек, 20 000 орудий и минометов, 8400 танков и штурмовых орудий и около 5000 самолетов. Советские войска вышли на государственную границу с Чехословакией и вступили в пределы Румынии.

6 июня 1944 г. весь мир узнал об открытии второго фронта против фашистской Германии. А через несколько недель советские войска перешли в наступление. Вот как описывал эти события немецкий генерал Гудериан: "В то время как на фронте в Нормандии развертывались передовые части западных союзников, готовясь осуществить прорыв нашего фронта, на восточном фронте развивались события, непосредственно приближавшие чудовищную катастрофу. 22 июня 1944 г. по всему фронту группы армий "Центр", которой командовал фельдмаршал Буш, русские перешли в наступление, введя в бой 146 стрелковых дивизий и 43 танковых соединения. Они добились полного успеха. В результате этого удара группа армий "Центр" была уничтожена". Победную поступь советских дивизий уже слышала вся порабощенная Европа. Меньше года оставалось до исторической встречи союзников по антигитлеровской коалиции на Эльбе. И их стремление скорее покончить с фашизмом после открытия второго фронта стало обоюдным.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
801
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
753
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
1348
"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

Дарья Гармоненко

Партия готова отступить от принципа жесткого отбора преданных ей депутатов

0
636

Другие новости