0
1421
Газета История Интернет-версия

07.07.2004 00:00:00

Наследие хитрого флорентийца

Ольга Квирквелия

Об авторе: Ольга Руслановна Квирквелия - кандидат исторических наук.

Тэги: Макиавелли


Он получил прекрасное образование и был весьма талантлив. В 29 лет он стал секретарем магистратуры Синьории. Этот весьма почетный пост он занял в 1498 г., спустя 5 дней после казни Савонаролы. К этому моменту он прожил уже половину своей жизни.

До 1513 г. Макиавелли находится в гуще политики, но заговор против Медичи, в котором он, несмотря на все подозрения, не участвовал, поставил крест на его публичной деятельности. Некоторое время он даже находился в тюрьме, где его подвергали жестоким пыткам. Освободившись, Никколо попытался устроиться на службу к новым правителям Флоренции. Его нимало не смущало то, что до этого он 15 лет прослужил республике, а теперь собирался хранить верность ее врагам. В этом можно видеть и крайнюю наивность, и крайнюю беспринципность, но это можно воспринять и как проявление своего рода политического профессионализма.

Последнюю четверть своей жизни Макиавелли занимался исключительно литературным трудом, пока в 1527 г. не была восстановлена республика. Никколо попытался баллотироваться на свой прежний пост, но неудачно, и вскоре после этого, 21 июня 1527 г., умер.

Его литературное наследие включает в себя не только знаменитую книгу "Государь" и другие политические трактаты. Одно из своих писем он подписал: "Никколо Макиавелли, историк, комик и трагик". И это было правдой, хотя его пьесы были известны весьма узкому кругу людей. Этот удивительный флорентиец, прославившийся умом и хитростью, писал комедии, которые никого не смешили, и трагедии, которые вызывали улыбку. Похоже, судьба отдельного человека его не интересовала. Человек был лишь винтиком, инструментом политических манипуляций. А винтик не может быть трагичен, к его страданиям невозможно относиться всерьез. Да и комичен он бывает редко, разве что смешон.

И это наблюдение позволяет перейти к основному сюжету данной зарисовки - позиции Макиавелли в вопросе взаимоотношений религии и общества.

Главное, что привлекает Макиавелли в религии - это страх Божий: "Чтобы государство, в котором отсутствует страх Божий, не погибло, его должна поддерживать боязнь наказания со стороны государя, который устранил бы недостаток религии". Наличие такого страха позволяет государю не усердствовать с мерами наказания. Да и история показывает, что страх перед адом значительно превышает страх перед тюрьмой и даже смертной казнью.

Макиавелли считает, что "государи в республиках и монархиях должны поддерживать основы их религии, тогда республика сохранит религиозность, а следовательно, добрые нравы и единство. Они должны также лелеять и приумножать все то, что благоприятствует религии, даже если речь идет о вещах, которые им самим представляются ложными". Заметим, что государь отнюдь не обязан сам верить в то, во что предлагает верить своему народу.

Достаточно своеобразно представление Макиавелли о том, что такое "добрые нравы". "Наша религия┘ учит нас пренебрегать светской честью, язычники же, весьма ценившие мирские почести и видевшие в них высшее благо, в своих поступках были более жестоки...

Кроме того, религия древних почитала блаженными людей, преисполненных людской славы, полководцев и государей, наша же религия прославила людей смиренной и созерцательной, а не активной жизни. ... Мне кажется, что этот образ действия ослабил мир┘ Когда большинство людей, чтобы попасть в рай, предпочитает переносить побои, а не мстить, негодяям открывается обширное и безопасное поприще".

Макиавелли считал, что только религия может объединить народы. Он упрекал Католическую Церковь за то, что она "┘не обладала такой мощью и доблестью, чтобы установить свою тиранию в Италии и стать во главе ее, но и не была столь слаба, чтобы из страха потерять светские владения не призвать для себя защитников против тех, кто слишком возвысился в Италии". Роль Церкви не в том, чтобы править самой, а в том, чтобы служить тому, кто это делать в состоянии.

Однако, конечно, нужно учитывать, что ситуация во Флоренции времен Макиавелли существенно отличалась от нынешней. Не было столь массовой миграции "иноверцев", не было столь смешанного с конфессиональной точки зрения состава населения. Сегодня одна религия вряд ли может объединить весь народ страны или региона. Скорее, она может его разъединить.

Утверждения Никколо иногда выглядят достаточно наивными. Например, такое: "Все вооруженные пророки победили, все безоружные погибли, потому что народ обладает изменчивой природой, его легко в чем-то убедить, но трудно удержать в этом убеждении. Поэтому нужно быть готовым заставить верить силой тех, кто потерял веру". Любой человек, имеющий хоть какие-то убеждения, понимает, сколь сложно силой их изменить. Но можно вынудить принимать участие в обрядах. Или лукавить.

Никколо вообще скорее теоретик, чем практик, он лучше знает, что нужно сделать, чем как. Макиавелли, благодаря своей книге "Искусство войны", считался крупным специалистом в армейских делах. Однажды ему дали 3 тыс. пехотинцев и попросили проиллюстрировать некоторые схемы из своей книги. Никколо бился два часа, зрители уже изнемогали под палящим солнцем, но ни одного построения выполнить так и не удалось.

Споры о том, был ли знаменитый флорентиец верующим или "яд атеизма" уже проник в его кровь, идут уже несколько столетий. С одной стороны, он, похоже, не испытывает никакого особого уважения к Церкви и ее служителям, но с другой - слово "Бог" отнюдь не часто фигурирует на страницах его произведений, а сильный налет морализаторства в его литературных произведениях позволяет думать, что религия была ему не чужда. Похоже, сама вера воспринимается Никколо как сугубо личное дело. Субъектами взаимоотношений у него выступают две структуры - государственная и религиозная. И никакого отношения к столь ныне модным правам и свободам человека его рассуждения не имеют. Это чрезвычайно важно отметить.

В качестве иллюстрации вспомним об отношении Макиавелли к Савонароле. Оно прежде всего определялось тем, что тот был одновременно политическим деятелем и монахом. Монахов Макиавелли совсем не жалует, считая их лицемерами и лжецами. Не верит он и рассказам доминиканца о полученных им откровениях. Но не это определяет его неприязнь: как мы уже видели, он не считает ложь и лицемерие предосудительными. Намного ниже упал бы в его глазах Савонарола, если бы верил в то, что говорит. Но он не только монах, он еще и политик, то есть лжец по профессии.

Ложь во всем - это, пожалуй, слишком даже для Макиавелли. К тому же, с его точки зрения, Савонарола как монах не только "работал" на себя, вместо того чтобы служить власти, но и пытался заставить "работать" на себя Бога.

Вот такие наблюдения можно сделать, читая труды Никколо Макиавелли. И многие весьма полезны при анализе современной ситуации в отношениях веры и власти. Религия - очень сложный организм, и далеко не все его части легко включаются в систему права, кстати, не только светского, но и церковного.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1033
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
2881
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1619
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1987

Другие новости