0
2139
Газета История Интернет-версия

23.07.2004

Крылатая артиллерия

Тэги: авиация, пушка, Нудельман, ил2


По страницам газет и книг гуляет такая легенда: в мае 1945-го в захваченном здании рейхсканцелярии наши бойцы увидали стеклянную витрину, в которой лежал советский авиационный пулемет ШКАС. И надпись, дескать, фюрер распорядился держать здесь этот пулемет до тех пор, пока немецкие конструкторы не создадут такой же. Миф этот, по всей видимости, пустил в свет Борис Шпитальный, конструктор ШКАСа. Потому что у немецких истребителей главным оружием была пушка.

На всех немецких истребителях стояли кинокамеры, которые включались во время боя. Пленка сохранила сотни боевых эпизодов, на которые нам сегодня больно смотреть. Вот маленький И-16 пытается уйти, но это ему не удается. Расстояние несколько десятков метров. Выстрел - и дымная трасса тянется к советскому самолету. Попадание, разрыв - отлетают куски фюзеляжа. Второй выстрел пушки "мессершмита", третий. Немец бьет одиночными без промаха. Четвертый выстрел - последний. "Ишачок" срывается в штопор, окутанный облаком бензиновых и масляных брызг, вспыхивает┘

Из трех лет учебы летчик люфтваффе два года отдавал почти ежедневным полетам и стрельбам по воздушным и наземным целям. Снарядов не жалели, хотя учились стрелять одиночными, поскольку в небе надо экономить боезапас. Советские летчики из пушек не стреляли, потому что их не имели. Изредка стреляли из пулеметов по куполу старого парашюта, который тащил за собой "кукурузник". На советских истребителях стояли 7,62 мм пулемет ШКАС и крупнокалиберный 12,7 мм ШВАК - лучшее, по мнению многих экспертов, авиационное оружие 1930-х годов. Тогда считалось, что главным оружием истребителя является пулемет. Надо только еще больше повысить темп стрельбы и ставить спаренные установки. Но были и другие, которые считали, что надо переходить на пушки. Итоги дискуссии, как обычно, подвел товарищ Сталин, распорядившись проектировать и пушки тоже.

Авторы крупнокалиберного ШВАКа Шпитальный и Владимиров предложили самый легкий путь: вместо ствола калибра 12,7 мм поставить 20-миллиметровый, сохраняя размер гильзы. Получался как бы пушечный калибр. При этом не требовалось перестраивать производство, конструировать новую систему установки на самолет. А, главное, это позволяло очень быстро перевооружить авиацию пушками. 20 мм ШВАК был принят на вооружение, а производство 12,7 мм пулемета прекращено.

Во время войны в Испании советские истребители И-16, вооруженные ШКАСами и 20 мм ШВАКами, только в начальный период битвы за Мадрид сбили 350 фашистских самолетов при ничтожных потерях со своей стороны. Немцы сделали выводы - стали бронировать свои самолеты и вооружать их настоящими пушками. Высоко оценив ШКАС, 20 мм ШВАК они всерьез не приняли, поскольку эта якобы пушка была всего лишь неполноценным гибридом. Патрон в ней использовался практически прежний, только дульце гильзы увеличилось с 12,7 до 20 мм. Объем порохового заряда остался пулеметным, а вес и калибр пули увеличились. В результате начальная скорость снаряда снизилась. Зато авиапромышленность встретила суррогатную пушку с энтузиазмом, ведь габариты и сила отдачи остались прежними. Надобность в полноценной авиационной пушке отпала, поскольку никто не хотел технологических трудностей с размещением ее на самолете.

Между тем был создан унитарный патрон калибра 23 мм со снарядом, обладающим хорошими баллистическими данными. Снаряд весил 200 г против 96 г у 20 мм ШВАК. Соответственно возрастали габариты, вес и отдача пушки. На испытаниях были случаи, когда самолет (в воздухе ведь нет опоры) после очереди из пушки опрокидывался или начинал разваливаться, не выдержав встречных нагрузок. Поэтому 23 мм авиационная пушка ВЯ (Волков-Ярцев), принятая на вооружение в 1941 г., использовалась главным образом на штурмовиках Ил-2.

Накануне войны была принята на вооружение еще одна 23 мм пушка - МП-6 конструкции Якова Таубина. На ней впервые была применена автоматика короткого хода ствола. Но Таубин был объявлен вредителем и арестован, а его пушка, не успевшая избавиться от некоторых конструктивных недоработок, снята с производства.

Ближайший помощник репрессированного Таубина инженер Александр Нудельман, который и сам мог в любой момент отправиться вслед за своим бывшим руководителем, выступил против расформирования ОКБ-16, возглавил коллектив и продолжил работу над авиационной пушкой. Были заново проанализированы результаты испытаний МП-6, найдены новые пути снижения отдачи, выбрана надежная схема работы механизма. А главное, увеличился калибр - до 37 мм. Пушка получила название НС-37 (Нудельман-Суранов, 37 мм). В ней использовался снаряд автоматической зенитной пушки калибра 37 мм. Автоматика НС-37 основана на коротком ходе ствола, использован пружинный гидравлический накатник. Питание патронами ленточное из металлической звеньевой ленты. Механизм подачи работает от специальной пружины, взводящейся при откате ствола. После каждой очереди ударник с затвором и патроном останавливается в крайнем заднем положении. Патрон, таким образом, не досылается в патронник, и это исключает самопроизвольное воспламенение заряда в раскалившемся от стрельбы стволе. Вес пушки в моторном варианте - 171 кг, в крыльевом - 160 кг.

В сентябре 1941 г. НС-37 начали испытывать на истребителе ЛаГГ-3. В это же время практически без испытаний по личному приказу Сталина была запущена в производство 37 мм авиапушка Шпитального Ш-37. Вождь распорядился в течение 45 дней изготовить 40 таких пушек для проверки в войсках. Эта установочная партия была изготовлена в Ижевске и прошла испытания на фронте. Выяснилось, что при стрельбе длинными очередями самолет теряет скорость, малый боекомплект нередко расходуется в первой же атаке, а несовершенный прицел не позволяет вести огонь на дальностях свыше 400 м. Но вражеские самолеты из нее сбивались, а по утверждению Шпитального, поражались и немецкие танки. Это оказало решающее влияние - и Сталин распорядился организовать серийное производство Ш-37 для вооружения штурмовиков Ил-2.

Но для серийного производства пушка оказалась слишком сложна, а конструкция ее плохо отработана. За весь 1942 год было изготовлено всего 196 пушек. У авиастроителей были свои трудности: громоздкая пушка с объемистым магазином на 40 патронов не помещалась в крыло Ил-2. Пушки пришлось опустить под крыло в специальные обтекатели. Это ухудшило аэродинамику штурмовика, при стрельбе он "клевал" и срывался в пике. О меткости стрельбы не приходилось и говорить.

По логике того времени, испытания НС-37 должны были прерваться, но они продолжались благодаря авиаконструктору Лавочкину, который хотел вооружить свой самолет мощной пушкой. НС-37 установили в развале двигателя, жестко прикрепив к редуктору, что резко уменьшило влияние выстрела на остойчивость самолета, так как импульс отдачи поглощался массой двигателя и пушки, связанных в одно целое. Автоматика пушки и в полете при работающем двигателе действовала надежно, живучесть деталей оказалась высокой, благодаря гидротормозу наката и отката ствола.

Но поскольку в серийное производство уже был запущен специальный 37 мм патрон для Ш-37, не имевший закраины, Нудельману пришлось изменить конструкцию. Новый патрон - новые проблемы. Гильза без закраины - ускоренный приход патрона, возрастание нагрузок на подвижные детали. На решение этой головоломки ушло три месяца.

После повторных испытаний наркомат вооружений, авиаконструкторы, производственники стали склоняться к замене пушки Шпитального на НС-37. Но даже просто пойти к Верховному, по чьему распоряжения была запущена в производство Ш-37, с предложением о замене никто не рискнул. Тем не менее нарком вооружений Дмитрий Устинов дал согласие на замену пушки с условием, что план выпуска не будет нарушен. Во второй половине 1942 г. на Ижмаше пришлось выпускать параллельно две разные пушки одного калибра. За подобную самодеятельность Сталин мог сурово наказать.

Образец пушки НС-37 разобрали и детали вместе с документацией раздали технологам. В то время на Ижмаше подобрался коллектив технологов высочайшей квалификации. В кратчайшие сроки они разработали необходимую оснастку. Одновременно перед рабочими была поставлена задача изготовить 40 пушек без технологической оснастки. Работали круглосуточно. Во время сдаточного отстрела пушек главные конструктора Нудельман и Суранов, а также механики и некоторые инженеры две недели буквально прожили в тире. По воспоминаниям очевидцев, в нескольких метрах от испытательного стенда стояли кровати, на которых спали по очереди по 3-4 часа в сутки. Стреляные гильзы летели прямо на спящих, но, несмотря на пушечный грохот, люди после 20-часового рабочего дня спали как убитые.

Тогда же полк самолетов Як-7Б, вооруженный НС-37, испытал их на Северо-западном фронте. В первом же бою были сбиты 4 "мессершмита", а наши летчики вернулись без потерь. Пилоты отмечали, что новое оружие резко изменило тактику боя. Если раньше, имея на вооружении только ШКАСы и 20 мм суррогатную пушку ШВАК, истребителю приходилось сближаться с противником, стреляя почти в упор, то теперь можно было поражать врага с дистанции в несколько сот метров.

Правда, имелись и сложности. Сила отдачи пушки достигала 7,5 тонны. Легкий Як-7Б раскачивало и бросало, только первый снаряд очереди попадал точно в цель. Но если осколочный снаряд попадал, результаты впечатляли. В полуторамиллиметровой алюминиевой оболочке образовывалась дыра почти в половину квадратного метра, а на выходе - в полтора раза больше. Бронебойный заряд на дальности 400 м пробивал броню 45 мм, а под углом 30 градусов - 40 мм. Одного-двух снарядов хватало, чтобы фашистский самолет загорался или буквально разваливался на части.

Нудельман обратился с письмом к Сталину. Верховный, весьма озабоченный слабостью советской авиации, распорядился провести сравнительные испытания. Только таким образом удалось преодолеть противодействие любимца Сталина - Шпитального. Руководил испытаниями нарком боеприпасов Ванников. В своих мемуарах он пишет об этом лаконично:

"Сравнительные стрельбы состоялись через несколько дней на одном из полигонов ВВС под наблюдением комиссии, состав которой назвал Сталин. Они были проведены в строгой деловой обстановке, исключавшей какие бы то ни было основания для недовольства любой из сторон. По результатам стрельб пушка конструкторского бюро, возглавляемого Нудельманом, получила лучшую оценку. Она имела преимущества и по большинству других пунктов технических условий. Соответствующее заключение было направлено И.В. Сталину".

Пушка НС-37 была принята на вооружение в декабре 1942 года, а Ш-37 снята с производства, что вызвало вздох облегчения у ижевских оружейников. Высокая технологичность НС-37 позволила в течение всего трех месяцев наладить ее серийное производство. Вскоре этими орудиями стали оснащать истребитель Як-9Т и двухместный Ил-2. На штурмовике две пушки устанавливались непосредственно у нижней поверхности крыла на быстроразъемном креплении и закрывались обтекателями. Боекомплект из 50 снарядов располагался в отсеке крыла. Именно после этого перевооружения ИЛ-2 получил прозвище "летающий танк", а до этого одноместный вариант штурмовика именовался "летающий гроб".

К 40 пушкам, изготовленным в 1942 г., в 1943-м добавились еще 1880 моторных и 2849 крыльевых. В 1944 г. было изготовлено 890 моторных и 197 крыльевых, в 1945 - еще 977. Всего за время войны произведено 6833 пушки НС-37.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


США планируют войну с Россией на 2028 год (+ВИДЕО)

США планируют войну с Россией на 2028 год (+ВИДЕО)

Александр Шарковский

В течение ближайшего десятилетия Пентагон намеревается достичь технологического превосходства

0
8482
"Кинжальная" 21-я авиадивизия ВКС РФ может накрыть половину Китая [+ВИДЕО]

"Кинжальная" 21-я авиадивизия ВКС РФ может накрыть половину Китая [+ВИДЕО]

Александр Шарковский

0
23260
Что тянет к земле российский дрон-рейсинг

Что тянет к земле российский дрон-рейсинг

Николай Ряшин

Беспилотники оказались в сфере ответственности сразу нескольких министерств и агентств, но отрасль тормозят пробелы в законах и отсутствие единой стратегии развития

0
2087
Ил-20М: трагедия,  которую никто не ждал

Ил-20М: трагедия, которую никто не ждал

Захар Гельман

Гибель самолета стала причиной кризиса в российско-израильских отношениях

0
6787

Другие новости

Загрузка...
24smi.org