"Знаем ли мы спустя 60 лет правду о войне? Готово ли общество к этой правде? Вообще нужна ли нам правда?" - с такими словами за месяц до празднования 60-летия Победы вышел в эфир Первого канала телевидения ведущий программы "Времена" Владимир Познер. Предлагалось высказаться по следующей теме: в якутском городе Мирный по просьбе ветеранов принято решение установить памятник Сталину. Открыть его собираются 9 мая. Мэр города сказал, что "понимает ветеранов, так как ни для кого не секрет, что наши воины шли в атаку за Родину, за Сталина". Помимо этого в Волгограде предполагается установить памятник лидерам антигитлеровской коалиции Черчиллю, Рузвельту и Сталину.
ЦИНИЧНАЯ БУХГАЛТЕРИЯ
Владимир Познер определяет тему дискуссии: "Благодаря кому победил в этой войне Советский Союз? Благодаря Сталину или, образно говоря, Василию Теркину, то есть русскому солдату? Благодаря мудрому руководству Коммунистической партии или благодаря неслыханному героизму народа?"
Ветераны могут подтвердить, во время войны таких вопросов они перед собой не ставили, потому и победили. Отнюдь не пропагандой является утверждение, что именно классовая нетерпимость и бескомпромиссность в борьбе с фашизмом объединили советских людей. У коммунистов была одна привилегия - первыми подниматься в атаку. Смерть являлась единственно уважительной причиной ухода с позиции во время боя.
Победа была одна на всех, делить ее: кому самый жирный кусок - Теркину или Сталину - верх цинизма и глупости, и тогда и теперь. "Если будем действовать порознь, то висеть будем вместе", - надо быть Черчиллем, чтобы такое сказать. В Великобритании справедливость этих слов о единстве наций и единства внутри нации не оспаривается. У нас же такие афоризмы, как и все военно-патриотическое воспитание, порой пытаются представить как дурной тон.
Какой, собственно, добиваются правды о Великой Отечественной войне? Контуры этой, с позволения сказать, "правды" уже достаточно ясно обрисованы, за всеми этими якобы новейшими историческими выкладками стоит одно - реванш! Вот сейчас своя "правда" о войне объявилась в Прибалтике - не прогони Гитлера русские оккупанты, жили бы мы себе в теплой лакейской...
Похоже, кто-то всерьез принуждает нас признать: Советский Союз был преступной организацией; не гитлеровцы, а кремлевское руководство занималось во время войны систематическим уничтожением советского народа. А потому, если уж погорячились, немцев случайно победили, то теперь следует сидеть и помалкивать, пока цивилизованные приличные страны разберутся, что дальше с нами делать.
А еще русские виноваты в том, что Западу волей-неволей приходится признавать - без них весь нынешний цивилизованный мир превратился бы в один фашистский концлагерь. Как это бьет по самомнению господ, претендующих на истину в последней инстанции!
Кто победил в этой войне, почему были допущены такие большие людские потери с нашей стороны, кто в этом виноват? В общем, как ни крути, судили победителей. Телезрителям пытались втемяшить, что Сталин сделал все, чтобы проиграть эту войну. Ведущий и некоторые участники программы стремились убедить нас, что за четыре года войны только армия потеряла погибшими 26-27 миллионов человек.
Отвечая на вопросы ведущего, руководитель Государственной комиссии по определению потерь в Великой Отечественной войне генерал армии Ахмет Гареев, основываясь на многолетней работе над всеми имевшимися документами, сообщил, что безвозвратные потери составили 26,6 млн. человек, в том числе 18 миллионов гражданского населения, а военных - 8,6 млн. человек.
Но ведущий Владимир Познер и "историк" Борис Соколов с ним не согласились, перебивали его, не давали говорить, хотя сами никаких доказательств, кроме литературных, не предъявили. В передаче упорно доказывалось, что Зееловские высоты, расположенные на пороге Берлина, можно было обойти. Но маршал Жуков решил штурмовать их в лоб и положил там 300 тысяч человек. На это генерал Гареев возразил, что во всей Берлинской операции все три фронта потеряли погибшими 70-80 тысяч человек. Но Познер снова бездоказательно заявил, что это, дескать, неверно.
Ощущалось, что данные Академии военных наук Владимиру Познеру не нужны, поскольку они расходятся с его личными представлениями. Что он больше доверяет данным профессора Российского государственного социального университета кандидата филологических наук Бориса Соколова, что Сталин "солдат положил примерно разов в 8 больше, чем его противники на Восточном фронте", хотя далее было установлено, что это вранье.
Походя выяснилось, что Борис Соколов вообще исключил потери итальянской, румынской, венгерской, испанской, финской и некоторых других армий, частей и соединений - союзников гитлеровской Германии (включая латышские и эстонские части СС), воевавших на Восточном фронте.
Какое впечатление на ветеранов произвела эта чехарда с цифрами - 8 миллионов, 26 миллионов, 60 миллионов погибших? Решение о возможности установки памятника Сталину предлагалось принимать с помощью простых арифметических действий: если погибло 50 миллионов солдат, то Сталин плохой, памятника ставить не надо, если только 8 миллионов, то, наоборот, хороший. Для ветеранов это не пустые цифры, это их товарищи. И вот теперь погибших в той трижды проклятой войне складывают, умножают и вычитают с целью определить - можно ли в Якутии ставить памятники. Все это вызывает ассоциацию с чапековскими мухами, которые при воспоминании о войне сразу впадали в блаженную мечтательность: "Ах, девчата, а сколько тогда было аппетитных трупов!" Не дело это.
ПАМЯТЬ ВЫШЕ ПАМЯТНИКОВ
Есть такая псевдосредневековая притча: на некой стройке трех каменщиков спросили, что они делают? Один сказал, что зарабатывает на хлеб. "Я несу кирпичи", - сказал другой. И лишь третий признался, что он строит великий храм, прекрасней которого не было на свете. Обратите внимание, у каждого своя правда. Процитируем выступившую в передаче "Времена" Галину Щергову (фронтовик, драматург, художественный руководитель телевизионного документального сериала "Стратегия победы"): "Я придерживаюсь чеховского постулата: настоящей правды не знает никто. И я скажу дальше: и никто не узнает, потому что не может узнать, ибо правда - это не просто сумма даже очень точных голых фактов, это субъективное отношение и политическое. А как сказал один неглупый историк, история - это политика, опрокинутая в прошлое. Будет меняться еще осмысление этого с разных аспектов, я уверена - эта наша правда, сегодняшняя, будет еще переписываться". Другое дело, есть и такие, кто будет кричать: "Нам нужна правда!", пока их собственные весьма сомнительные идейки не будут объявлены официальной точкой зрения.
Владимир Познер цитирует Василя Быкова, выдающегося писателя, в высшей степени правдиво рассказывавшего о войне: "Людей никто не жалел. Все на фронте было лимитировано, все дефицитно и нормировано, кроме людей". Вот правда окопная.
Да, потери всегда несли большие, чаще всего неоправданные. Даже Суворова обвиняли в излишних потерях, Суворова-то, который за польскую кампанию потерял меньше тысячи, уничтожив 75 тысяч неприятеля.
Что касается памятника Сталину, то стояли такие памятники повсюду, потом их снесли, поставили на их место другие, более соответствующие моменту, потом и эти снесли как не соответствующие. Прямо-таки ленинская "монументальная пропаганда" какая-то. В атаку, значит, шли с возгласами: "За Сталина!" Нет уж, не надо! Это не аргумент. Давайте поставим тогда уж величественный монумент русскому отборному мату в виде граненого стакана с наркомовскими ста граммами. И выбьем на монументе все те четкие определения, которыми атакующие красноармейцы честили Гитлера. Кстати, гитлеровцы тоже приобщились к нашей ненормативной лексике и в атаку шли не с возгласами "За Гитлера!", а ругаясь по-русски матерно.
И еще одно, может быть, самое главное. Эту передачу смотрели и совсем молодые ребята - выпестованное российской демократией "поколение пепси". Что они могли понять, почерпнуть для себя из этой телевизионной дискуссии? Расхожую истину, что в России всегда найдется кого убивать и кому убивать? Выступавший в передаче фронтовик, президент Академии военных наук, генерал армии Махмут Ахметович Гареев сказал по этому поводу: "Я думаю, что памятник всем погибшим, такой памятник фундаментальный нужен обязательно. Но вот нам, фронтовикам, воевавшим солдатам, вот эти потери, гибель наших людей, она в тысячи раз больнее, чем для людей, которые с большой легкостью выдумывают любые цифры. Вас каждый день пичкают этими данными, зомбируют людей. И повторяя эти цифры, мы вводим людей в заблуждение. Вот это выдумывание этих цифр, неосторожное обращение с ними, это кощунство перед погибшими и вообще воевавшими людьми. Мы идем к 60-летию Победы, а впечатление такое, что мы хотим справить не 60 лет Победы, а 60 лет штрафбатов и заградотрядов. Дело в том, что нужно и на Западе, и у нас определиться, хорошо это или плохо, что мы победили фашизм, что освободили Европу и человечество из-под угрозы фашистского порабощения. Если мы с этим определимся, у нас совсем другой подход будет ко всем другим вопросам".
В Великобритании коронованный шалопай смеха ради вырядился в гитлеровские обноски и так и явился на вечеринку, скандал получился мировой! Никто и слушать не хотел, дескать, карнавал. Пришлось королевскому двору публично извиняться. А в Китае колошматили японцев, окна били в японских лавках только за то, что в японском учебнике попытались пригладить факты геноцида в отношении китайского населения во время II Мировой войны.
Напомним, программа "Времена" выходит в эфир с ноября 2002 года. Это исключительно важный и тщательно раскручиваемый в современном медиапространстве Российской Федерации проект. Ему придается большое политическое (и коммерческое - без этого сегодня никак) значение.
Но на этот раз выглядело все весьма мелковато. Так нельзя, особенно когда речь идет о Великой Отечественной войне. Уровень не тот, чтобы судить о столь серьезных вопросах, как заметил Махмут Гареев.
Хочется посоветовать участникам уважаемой программы впредь не бравировать своей слабой подготовкой в вопросах войны и мира и судить о проблемах и фактах, опираясь главным образом на документы, а не на впечатления уважаемых лиц (людская память иной раз подводит).