0
4064
Газета История Интернет-версия

01.07.2005 00:00:00

Удар британской Катапульты

Тэги: великобритания, флот, катапульта


С конца июня 1940 года Великобритания переживала, быть может, один из самых тяжких периодов своей истории. Одна за другой капитулировали армии Нидерландов и Бельгии, неожиданно быстро потерпели сокрушительное поражение вооруженные силы Франции. Соединенное Королевство было практически не готово к отражению угрозы, нависшей теперь над территорией метрополии - Британскими островами. Из 55 дивизий, которые английское командование намечало иметь к ноябрю 1941 года, 44 значились как "существующие", но в действительности 7 из них только еще формировались. Многие соединения не имели штатного вооружения, а некоторые находились за пределами Европы. Эвакуированные из Дюнкерка части понесли в боях большие потери, лишились почти всего тяжелого вооружения. Фактически были в состоянии сражаться с вермахтом всего 26 дивизий. В строю насчитывалось лишь 217 танков.

"В 1940 г., - написал впоследствии Уинстон Черчилль в своей книге "Вторая мировая война", - армия вторжения, примерно 150 тыс. отборных солдат, могла бы произвести огромное опустошение в нашей среде". Малым утешением являлась и помощь со стороны США. В июне 1940 года американцы передали англичанам 500 тыс. винтовок, 55 тыс. автоматов, 22 тыс. пулеметов, около 900 полевых орудий. Но, как справедливо указал британский военный историк Базиль Лиделл Гарт, "Соединенные Штаты Америки могли "подкачать воздуха", чтобы как-то удержать Англию на плаву, однако это позволяло лишь тянуть время, но не предотвратить развязку". Не случайно в Лондоне подготовили план эвакуации руководства страны в Канаду. Все свои надежды в столь трагической ситуации Великобритания возлагала на авиацию и военно-морской флот.

"ЭТОТ ШАГ БЫЛ УЖАСЕН"

Британский флот, конечно, значительно превосходил по мощи и ВМФ нацистской Германии, и даже военно-морские силы Третьего рейха совокупно с флотом фашистской Италии. Однако возглавляемому Черчиллем военному кабинету не давал покоя крайне тревожный вопрос: не попадут ли в руки Гитлера и Муссолини французские боевые корабли?

Ведь статья 8 соглашения о перемирии, подписанного 22 июня 1940 года, предусматривала, что ВМФ потерпевшей поражение Франции должен быть сосредоточен во французских портах и разоружен под контролем Германии и Италии. В этой же статье немцы заявили, что не имеют намерения использовать французский флот во время войны. Но Берлин оставлял за собой право в любой момент денонсировать соглашение о перемирии, если французское правительство не выполнит взятые на себя обязательства. Следовательно, не было никаких гарантий, что четвертый по величине в мире ВМФ не перейдет под полный контроль кригсмарине со всеми вытекающими для Альбиона печальными последствиями.

И тогда в Лондоне решили упредить врага. По словам Черчилля, "надо было сделать один шаг. Этот шаг был ужасен, но он был необходим". Речь шла о проведении операции "Катапульта", цель которой заключалась в "нейтрализации" вчера еще союзного флота.

Некоторые исследователи полагают, что она не состоялась бы, если бы британское руководство знало о секретном приказе главнокомандующего ВМФ Франции адмирала Дарлана, содержащем в том числе и следующие указания:

"...Первое. Демилитаризованные военные корабли должны остаться французскими кораблями под французским флагом... во французских портах или в портах французских колоний.

Второе. Необходимо провести скрытную подготовку диверсий, чтобы в случае захвата кораблей противником или иностранным государством они не могли быть ими использованы.

Третье. В случае если толкование текста договора комиссией по перемирию будет расходиться с положением, изложенным в пункте первом, военные корабли без дополнительных приказов должны перейти в Соединенные Штаты. При невозможности... они должны быть затоплены...

Четвертое. Корабли, которые будут добиваться убежища за границей, следует использовать в военных действиях против Германии и Италии без соответствующего приказа главнокомандующего флотом".

Однако, думается, вряд ли Лондон не привел бы в действие "Катапульту", даже если бы ему стало известно содержание данного документа: ведь он не гарантировал стопроцентно, что хотя бы часть французских кораблей не будет участвовать в германо-итальянских операциях. А рисковать в подобной драматической ситуации англичане не желали. В конце концов известный постулат - "у Великобритании нет ни постоянных врагов, ни постоянных друзей, а есть только постоянные интересы" - никто и никогда не отменял.

НЕ МЫТЬЕМ, ТАК КАТАНЬЕМ

"Катапульта" заработала уже 3 июля 1940 года, то есть спустя всего 10 дней после франко-германского перемирия. Прежде всего были захвачены французские корабли, находившиеся в тот момент в английских базах Плимут и Портсмут (2 линкора, 10 лидеров и эсминцев, 7 подводных лодок, около 200 других кораблей и судов), а также в Александрии (1 линкор, 4 крейсера, 3 миноносца, 1 субмарина). Эта часть операции прошла достаточно гладко. Так, на французские корабли, стоявшие в британских ВМБ, на рассвете прибыли большие группы английских военнослужащих. Каждому командиру корабля был вручен ультиматум с требованием сдать боевую единицу. Все командиры, заявив протесты, тем не менее подчинились. Небольшая стычка произошла только на борту подлодки "Сюркуф" (по данным Черчилля, погибли британский старшина и один французский моряк, два английских офицера и один матрос получили ранения).

В Александрии все обошлось без силовых акций и потерь - благодаря личной дружбе между британским адмиралом Каннингхэмом и его французским коллегой Годфруа. 5 июля командующие эскадрами договорились, что корабли ВМФ Франции освободятся от запаса горючего, снимут важнейшие части с орудийных механизмов и не уйдут в море. Каннингхэм, в свою очередь, обязался не предпринимать попыток насильственного захвата подчиненных Годфруа боевых единиц. Столь же мирно обошлось дело в Вест-Индии. Базировавшиеся в тамошних ВМБ два французских крейсера и авианосец "Беарн" были нейтрализованы благодаря вмешательству президента США Рузвельта.

Совсем иначе развивались события в Мерс-эль-Кебире (Алжир), где находились два новых однотипных французских линейных крейсера "Дюнкерк" и "Страсбург", два старых линкора "Прованс" и "Бретань", 6 эсминцев, авиатранспорт, несколько подлодок. Рано утром к французской ВМБ подошла оперативная группа "Н" британских военно-морских сил в составе линкоров "Вэлиент" и "Резолюшн", линейного крейсера "Худ", авианосца "Арк Ройал", двух крейсеров и 11 эсминцев. Возглавлявший соединение вице-адмирал Сомервилл послал командиру французской эскадры вице-адмиралу Жансулю в качестве парламентера бывшего военно-морского атташе в Париже и друга французского флотоводца капитана 1 ранга Холланда. Он вез требования, суть которых вкратце была такова: либо идти вместе с англичанами и продолжать сражаться против Германии и Италии, либо направиться в один из британских портов или французских портов Вест-Индии, либо потопить свои корабли в течение 6 часов.

Одновременно британские самолеты установили минное заграждение, чтобы французская эскадра не покинула свою базу. Переговоры продолжались целый день и окончились неудачей: Жансуль счел пункты полученного послания унизительными, а потому неприемлемыми. В 17.56 впервые после наполеоновских войн британские корабли открыли огонь по французским.

Артиллерийский бой продолжался примерно четверть часа. Флагманский "Дюнкерк" успел выпустить по англичанам сорок 330-мм снарядов, однако без особого успеха. Сам же он получил три прямых попадания 381-мм снарядами. Первый угодил во вторую башню главного калибра, что вызвало пожар, в котором погибла вся прислуга правой полубашни. Второй пробил броневую палубу, несколько противоосколочных переборок и взорвался в вентиляционном отсеке, вызвав большие разрушения. В результате прекратилась подача электроэнергии, вышла из строя система управления огнем. Третий снаряд поднырнул под броневой пояс, пробил тонкие конструкции подводной защиты и взорвался при ударе в противоторпедную переборку. Носовое машинное и два котельных отделения были разрушены, в них возник пожар, оказались перебитыми главный паропровод и кабели электросети. Адмирал Жансуль приказал посадить линейный крейсер на мель. Чтобы избежать затопления, такое же решение принял и командир поврежденного линкора "Прованс".

Куда трагичней была судьба линкора "Бретань": он взорвался, при этом погибли 997 членов его экипажа. Всего же тот день стал последним почти для 1600 французских моряков.

Удалось уйти только линейному крейсеру "Страсбург" и пяти эскадренным миноносцам (эсминец "Матадор" получил повреждения): они сумели вырваться из гавани, избежав попаданий тяжелых снарядов, отразили атаки английской палубной авиации и прибыли в Тулон.

Упустив "Страсбург", английские летчики отыгрались за эту неудачу на беспомощном "Дюнкерке". 6 июля торпедоносцы с "Арк Ройала" совершили успешный налет и поразили двумя торпедами стоявший у борта линейного крейсера сторожевик. Находившиеся на нем глубинные бомбы сдетонировали, и страшный взрыв буквально разорвал правый борт "Дюнкерка" на протяжении 40 м.

За ударом по Мерс-эль-Кебиру 8 июля последовало нападение ВМС Великобритании на Дакар, куда 23 июня зашел новейший французский линкор "Ришелье". Здесь главную роль играли авианосец "Гермес", линкоры "Резолюшн" и "Бархэм". Причем на сей раз сперва в бой ринулись пилоты с "Гермеса". Торпеда с одного из самолетов разорвалась под днищем "Ришелье" и вызвала сильные повреждения. Потом открыли огонь британские линейные корабли и добились, в свою очередь, нескольких попаданий...

КРАТКОЕ ПОСЛЕСЛОВИЕ

В ходе операции "Катапульта" англичанами было потоплено, повреждено и захвачено 7 линкоров, 4 крейсера, 14 эсминцев, 8 подлодок ВМФ Франции. Правда, в ответ правительство Петэна разорвало дипломатические отношения с Великобританией, а французская авиация даже пыталась бомбардировать Гибралтар (без особого, впрочем, успеха). Тем не менее Черчилль торжествовал и не скрывал гордости за содеянное даже после окончания Второй мировой войны.

"Устранение французского флота, как важного фактора, почти единым ударом, с помощью насильственных мер, - писал сэр Уинстон, - произвело глубокое впечатление во всех странах. Это сделала Англия, которую многие сбросили со счетов, думая, что она беспомощна; Англия, которая, как полагали иностранцы, трепещет на грани капитуляции... Англия нанесла жестокий удар по своим вчерашним друзьям и обеспечила себе временное бесспорное господство на море. Стало ясно, что военный кабинет ничего не страшится и ни перед чем не остановится".

Остается только сказать несколько слов о дальнейшей судьбе некоторых "главных действующих лиц" разыгравшейся в июле 1940 года драмы.

Линейный крейсер "Худ" погиб 24 мая 1941 года в бою с германским линкором "Бисмарк".

Авианосец "Арк Ройал" был потоплен 14 ноября 1941 года немецкой подводной лодкой U-81. А 25-го числа того же месяца и года отправился на дно линкор "Бархэм", торпедированный германской субмариной U-331.

Чуть более трех недель спустя линкор "Вэлиент" и однотипный с ним линейный корабль "Куин Мэри" были подорваны в Александрии итальянскими подводными диверсантами, после чего война для них закончилась.

Авианосец "Гермес", переведенный в Индийский океан, 9 апреля 1942 года уничтожили самолеты японской палубной авиации.

Линкор "Прованс" и линейный крейсер "Дюнкерк" отремонтировались и совершили переход в Тулон. Но когда германские войска в ноябре 1942 года приступили к оккупации Южной Франции, "Прованс" был затоплен собственным экипажем, как и ускользнувший от англичан "Страсбург". "Дюнкерк" взорвали в сухом доке...

Наверное, в случае сдачи британцам в июле 1940-го их ждала бы лучшая участь.

"Ришелье" в феврале 1943 года отправился для ремонта и модернизации в США. Линкор принял участие в боевых действиях против Японии в конце Второй мировой войны. С 1956 года находился в резерве. Исключен из состава ВМФ Франции в 1965 году. Сражались на стороне антигитлеровской коалиции и почти все перешедшие под контроль британцев французские корабли, в том числе упоминавшаяся выше подлодка "Сюркуф" (погибла 19 февраля 1942 года).


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
995
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1638
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1470
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2771

Другие новости