0
2831
Газета История Интернет-версия

22.09.2006 00:00:00

Дебют на поле боя

Тэги: танк, первая мировая, mk i


15 сентября 1916 года севернее реки Соммы в 5.30 утра на германские позиции двинулись 32 британских танка Mk I. 9 из них попросту застряли, еще 5 – остановились из-за отказа механики. В конечном счете 11 бронированных машин преодолели вражеские окопы, после чего 9 – пошли дальше и с ходу захватили деревню Флер. У противника отбили 25 кв. км территории – больше, чем за предшествующие 35 дней кровопролитной битвы.

Это было первое применение танков на поле боя.

Идея «самоходного форта» и «пулеметного транспортера» в начале ХХ века приходила во многие головы. Были и проекты сухопутных бронепоездов с орудиями. Но только Первая мировая война заставила задуматься о необходимости создания бронированных машин, способных прорывать проволочные заграждения, преодолевать рвы и подавлять пулеметы противника, способствуя таким способом продвижению пехоты.

На Западном фронте в условиях позиционной войны эффективность бронеавтомобилей упала до нуля. Передвижные колесные щиты оказались весьма неудобны на изрытых воронками полях, и пехота их не очень жаловала. Требовалась вездеходная бронированная машина, вооруженная пушками и пулеметами. Идеальной основой для такого боевого вездехода в Англии и Франции показался американский гусеничный трактор «Холт».

Однако консервативные британские сухопутчики отвергли идею боевого вездехода. Зато она нашла поддержку в Адмиралтействе, которым руководил Уинстон Черчилль. С тех пор и по сей день к бронетанковой технике в Великобритании применяется слово «флот». Поскольку существовал целый ряд проектов «сухопутного крейсера», впоследствии пришлось образовать парламентскую комиссию, чтобы установить, кто же изобрел первый в мире танк. «Отцами» нового вида боевой техники признали инженера Уильяма Триттона и лейтенанта флота Гордона Вильсона. Они построили первую экспериментальную модель «№ 1 Линкольн». Второй экземпляр, испытанный осенью 1915 года и прозванный «Маленький Вилли», массой 18,3 туже был настоящей боевой машиной, но пока не отвечал требованиям войск – не мог преодолеть траншею шире полутора метров.

Тогда же родилась идея сделать гусеницы в виде параллелограмма и пустить их поверх корпуса. От вращающейся башни отказались, а пушки и пулеметы разместили по-корабельному в боковых казематах-спонсонах. Сзади машина имела хвост с двумя колесами, который должен был помочь преодолевать широкие рвы и совершать развороты. Первая серия тяжелых «ромбовидных» танков получила наименование Mk 1 («Марка 1»). Наименование «танк» впервые появилось 24 декабря 1915 года в проекте решений Комитета имперской обороны из соображений секретности. Была пущена дезинформация, что по заказу России строятся некие «полевые резервуары для воды». Поэтому и tank – «емкость».

Для управления Mk 1 требовались 4 человека – командир, водитель и два помощника, по одному на каждую гусеницу. Водитель на пальцах показывал 1-ю или 2-ю передачу, а помощники регулировали коробку скоростей каждый на своей гусенице. Еще 2–4 человека обслуживали пушки и пулеметы. Танки с самого начала делились на пулеметные – для сопровождения пехоты и пушечные – для прорыва. Пушечные сразу получили наименование «самцы», а пулеметные – «самки».

Танки быстро усовершенствовались, так что вскоре появились тяжелые машины Mk II, Mk III и так далее. Предыдущие, стремительно устаревающие модели превращались в подвозчиков боеприпасов, транспортеры артиллерии и минометов, ремонтно-эвакуационные машины, мостоукладчики. Башни появились на танках серии Mk V. Удлиненный танк Mk V* («со звездой») мог принять на борт и доставить к вражеским окопам 20–24 пехотинца. Его масса достигла 32 т, а скорость не превышала 4 км/час.

В 1917 году в Британии начали строить средние танки Mk A, сразу прозванные «Уиппет» – «Гончая». Это была скоростная (до 12,8 км/час) машина, вооруженная тремя пулеметами «Гочкис» плюс еще один запасной. Двигателей было два, отдельный на каждую гусеницу, поэтому водитель обязан был быть виртуозом своего дела. Экипаж – 3–4 человека. В тесной загазованной рубке танкисты нередко угорали до потери сознания.

Французы тоже претендуют на приоритет в танкостроении, но свой первый образец боевой бронированной машины они испытали только в феврале 1916 года. Их средние танки Са-1 «Шнейдер» и «Сен-Шамон» напоминали железные коробки на гусеницах. А вот легкий танк «Рено» FT-17 стал классикой мирового танкостроения. По его технологической схеме оно развивалось почти до конца Второй мировой войны.

FT-17 был дешев и прост в производстве, из-за малой массы (6,5–6,8 т) перевозился к линии фронта в кузове грузовика. Экипаж – 2 человека. Он стал самым массовым танком Первой мировой: всего к окончанию войны 11 ноября 1918 года было выпущено 3177 «Рено». Затем он продавался во многие страны, включая Китай, Японию, Бразилию и даже поучаствовал во Второй мировой войне.

Английские тяжелые танки породили у немецких солдат «танкобоязнь», деморализовали их. Иногда при танковых атаках счет пленных шел на сотни. Естественно, германское командование тоже приняло решение о создании боевых бронированных машин. Попутно использовались и отремонтированные трофейные английские танки. Первые германские «сухопутные крейсера» появились только в 1917 году. Тяжелый танк A7V стал выражением немецкого менталитета – стальной вагон массой в 30 т, ощетинившийся пулеметами. Внутри он был двухэтажным. Два двигателя по 100 л.с. трясли машину и невозможно грохотали. Поэтому многочисленный экипаж на марше вылезал на крышу и ехал так. В войсках A7V за громоздкость и дымящие трубы прозвали «тяжелой полевой кухней».

Был у немцев и проект танка «Колоссаль» массой 150 т и с экипажем из 22 человек, но дальше проекта дело не пошло.

Первый встречный танковый бой случился 24 апреля 1918 года у Виллер-Бретоне. Три A7V встретились с тремя британскими Мk IV, два из которых были пулеметными «самками». «Самки» получили по несколько снарядов в борта и отступили, а пушечный «самец», маневрируя, продолжил бой с неподвижно вставшими немцами. Англичанин потерял гусеницу, но трижды попал в один из немецких танков, который был покинут экипажем. Оставшиеся два – отступили, и англичане посчитали себя победителями.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
644
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2374
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1576
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1201

Другие новости