0
2969
Газета История Интернет-версия

24.11.2006 00:00:00

Хождение в Средиземное море

Вадим Кулинченко

Об авторе: Вадим Тимофеевич Кулинченко - капитан 1 ранга в отставке.

Тэги: израиль, ссср, шестидневная война, к131


В 1967 году мне пришлось быть участником боевого похода в Средиземное море на атомной подводной лодке К-131, вооруженной восемью крылатыми ракетами. Американцы называли советские субмарины проекта 675 «Ревущими коровами». Но тогда, во время выполнения правительственного задания, связанного с реакцией СССР на «шестидневную войну» Израиля с арабскими странами, наша ПЛ так и не была обнаружена мощными противолодочными силами 6-го флота США и ВМС союзников Вашингтона. А Москва с полным основанием заявила, что в случае продолжения боевых действий армией еврейского государства будут приняты радикальные меры. Западные СМИ назвали этот демарш блефом, но уже через три месяца американцы были вынуждены признать: нет, Кремль отнюдь не блефовал...

...Мы уже 45 суток в море. Патрулирование по маршруту изнурительно. Управление атомоходом передано Черноморскому флоту, а его штаб не знает возможностей АПЛ и, ориентируясь на дизельные, дает нам генеральную скорость 2,5 узла. При такой скорости наша лодка водоизмещением в 6 000 тонн не может держать глубину, и мы вынуждены идти минимальной скоростью 4 узла, при этом, возвращаясь назад, чтобы держать свою точку местонахождения.

Начало «шестидневной войны» (5 июня) застало нас в Адриатике. Здесь мы получили сигнал, поставивший нас в тупик, – нам предписывалось к концу следующих суток достичь побережья Израиля в готовности нанести ракетный удар по Тель-Авиву. Расчеты показывали, что наша скорость на переходе должна быть не менее 50 узлов – и по тем временам, да и сейчас показатель немыслимый. Вдобавок – определенные технические трудности для переоборудования ракет для стрельбы по берегу. Но приказ есть приказ, и мы приступили к его выполнению всеми доступными средствами. К счастью, наверху разобрались, и через восемь часов, в очередной сеанс связи, мы получили реальный по выполнению новый приказ. Этот случай доказывает, что в штабах должны сидеть не случайные люди, а грамотные специалисты, обладающие практическим опытом службы.

А вот еще один пример «профессионализма». Штаб Черноморского флота до загрузки продовольствия и всего того, чего нам не хватало, с плавбазы «Дмитрий Галкин» неустанно беспокоил К-131 радиограммами с требованием донести: «На сколько у вас осталось питьевой воды и ГСМ?» Там никак не могли взять в толк, что для атомной подлодки самое важное: настолько сильно засели в головах стереотипы, выработанные десятилетиями руководства дизельными ПЛ.

Вскоре К-131 получила приказ осуществлять в Восточном Средиземноморье слежение за авианосно-ударными соединениями США и НАТО, которые устремились туда, чтобы поддержать Израиль. Но наша эскадра тоже не дремала, и это успокаивающе подействовало на них.

Не буду описывать не вполне грамотные действия при рандеву со встречающим нас эсминцем, когда технические средства опознавания так и не выполнили своей роли и даже прожектор в непроглядной тьме средиземноморской ночи не дал желаемого результата. И только разносящаяся из мегафона во мраке «русская речь» позволила определить, что нас ждут свои. Мы последовали в полной темноте за кораблем, вернее – за его кильватерным огнем. Ни он, ни К-131 других огней не зажигали – полное затемнение. Ведь шла война, где-то о помощи взывал транспорт типа «Либерти», торпедированный израильскими катерами. Обстановка в восточной части Средиземного моря тогда была посерьезнее, чем даже в последующих конфликтах в Персидском заливе.

И вот перед нами вся в огнях, зажжены даже бортовые люстры, плавбаза, которая должна пополнить запасы на субмарине, чтобы она могла и далее выполнять свои задачи. Опять первый вопрос: сколько вам нужно дизтоплива и питьевой воды? На самой плавбазе с последней в обрез, а приказ штаба гласит – все отдать атомоходу! Но мы успокаиваем командира и механика, говоря им, что мы можем их даже выручить – дать им тонны две чистейшей, пресной воды. Перед встречей мы наварили полные цистерны и можем продолжить этот процесс. Нам нужны только продовольствие и регенерация.

Всю загрузку нам следует провести за четыре часа. С рассветом мы должны исчезнуть. Нашу работу под контролем держит Центральный командный пункт ВМФ в Москве. Грузчиков искать не надо – добровольцы вся команда, и офицеры в том числе. Кому не хочется подышать свежим воздухом после 45-суточного заточения в стальном корпусе? А потом еще когда придется взглянуть на Средиземное море, хотя и ночью.

Оставляется вахта у механизмов, естественно, с последующей подменой, и начинается погрузка через носовой и кормовой люки. 17 тонн груза через два небольших люка исчезают в чреве субмарины за 3,5 часа. Я прямо с палубы плавбазы прыгаю на мостик лодки с накладными в руках, ныряю в люк, который за мной задраивает командир. Швартовы уже отданы, и мы прямо из-под борта плавбазы уходим на глубину. Поступил сигнал, что в воздухе появились «Орионы» – американские противолодочные самолеты, а мы не должны терять своей скрытности. Продолжаем выполнение боевой задачи. Только через 47суток мы отдраим верхнерубочный люк у родных скалистых берегов.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1190
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
735
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1439
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1396

Другие новости