0
1926
Газета История Интернет-версия

07.02.2007 00:00:00

Непризнанное меньшинство

Петр Топычканов

Об авторе: Петр Владимирович Топычканов - историк.

Тэги: индия, ганди, джайнизм


В конце 2006 г. в Нью-Дели прошла ежегодная конференция Национальной комиссии по меньшинствам с участием высокопоставленных индийских чиновников. В своем выступлении глава комиссии Мохаммад Хамид Ансари заявил, что «каждый шестой индиец принадлежит к религиозным меньшинствам. А значительная их часть с точки зрения социально-экономического положения представлена маргиналами». Привлекая внимание к проблемам этой части населения, глава комиссии обошел молчанием положение ряда общин, которые не обладают официальном статусом меньшинства. В частности, Ансари не упомянул джайнов.

Джайнизм возник в VI в. до н.э. Его легендарный основатель принц Вардхаман, отрекшийся от власти, богатства и славы, своими аскетическими трудами стяжал славу и последователей. За ним закрепились эпитеты Джина («Победитель»), Махавира («Великий герой»), Санмати («Благомыслящий»). С первым эпитетом и связано название религии – джайнизм. Джайны верят в то, что Вардхамана был последним из 24 тиртханкаров (буквально «создатель переправы»), которые приходили в мир для того, чтобы снова и снова открывать путь из материального мира в духовный. Тиртханкары возглавляют сложный иерархический пантеон в джайнизме, включающий также богов, заимствованных из индуизма.

Тем не менее, несмотря на наличие большого числа богов, джайнизм считается «атеистической» религией, поскольку он отрицает идею высшего бога – Творца вселенной. Основанием джайнизма являются «правильная вера■, ⌠правильное знание■ и ⌠правильное поведение». Именно через них можно достичь освобождения от кармы, то есть стать джиной. «Правильное поведение» означает отказ от лжи, воровства и мирских приобретений. Частью «правильного поведения» становятся целомудрие и ненасилие (ахимса). Последней добродетели всю жизнь придерживался Махатма Ганди. С этим связана традиция закрывать все индийские скотобойни в дни рождения Вардхаманы и Ганди, наиболее прославленных проповедников ненасилия.

Заимствование индусских богов джайнами и джайнских идей – индусами, к которым принадлежал Ганди, показывает, что длительное время индуизм и джайнизм существовали и существуют в едином культурном поле. Помимо них в этом поле находится буддизм, возникший, как и джайнизм, в VI в. до н.э., и сикхизм, возникший на рубеже Средневековья и Нового времени. Сторонний наблюдатель, подошедший к индийской религиозной действительности с западными мерками, не смог бы понять, где кончается индуизм и начинается джайнизм, и назвал бы все это религиозной анархией. Так и поступили английские колонизаторы, выделившие «свой» индуизм с бесчисленным числом течений и «чужие» религии: ислам, христианство, парсизм и иудаизм.

Из Южной Азии англичане ушли в 1947 г., оставив на обломках колонии два государства – Индию и Пакистан. Граница между ними пролегла через штат Пенджаб, где проживали сикхи. Их безуспешная борьба за независимость от Дели в конечном итоге привела к тому, что власти осознали особое положение сикхской общины. В свою очередь, буддисты были признаны меньшинством после того, как в 1950-е гг. в буддизм в поисках социальной справедливости стали переходить индусы из касты неприкасаемых. Это увеличило напряженность в отношениях между индусской и буддийской общинами.

Понадобилась целая серия конфликтов для того, чтобы индийцы ощутили, что в их культурном поле существуют самостоятельные вероучения – сикхизм и буддизм, признанные религиозными меньшинствами.

Джайны после 1947 г. подобным испытаниям не подвергались. Сейчас они проживают в основном в трех западных штатах – Раджастане, Махараштре и Гуджарате. Община делится на две части – дигамбары («одетые в пространство») и шветамбары («одетые в белое»). Первые ведут более строгую жизнь, чем последние, отказывая себе даже в ношении одежды по примеру Вардхаманы. Джайны насчитывают 4,22 млн. человек (0,41% от всего населения Индии). Большая их часть проживает в городах (76,11%). Среди них высока грамотность (84,09%).

Община богатая, поскольку ахимса принуждает джайнов заниматься деятельностью, способной принести наименьший вред живым существам. Такой деятельностью стало в основном предпринимательство. Община занимает в Индии первое место по занятости своих членов в крупной торговле. Таким образом, джайны не нуждаются в особой поддержке со стороны государства, что не скажешь о многих представителях зарегистрированных религиозных меньшинств. Это стало одной из причин отказа властей рассматривать джайнов в качестве меньшинства. Другая причина – это отсутствие конфликтности с другими религиозными общинами.

Но если отказывать джайнам в статусе меньшинств только потому, что они не конфликтуют с соседями и не нуждаются в помощи государства, возникает искушение рассматривать религиозное меньшинство не как реальный институт, а как понятие, которым государство пользуется для достижения собственных целей.

Предшественник нынешнего главы Комиссии по меньшинствам правовед Тахир Махмуд неоднократно указывал правительству на несоответствие государственной политики Конституции Индии и практики проведения переписей, согласно которой джайны выделяются в отдельную общину. По словам Тахира Махмуда, правительство часто предпочитало отмалчиваться. Зато радикальные индусские организации всегда остро реагировали на его заявления, обвиняя Комиссию по меньшинствам в незаконной деятельности, направленной на разрушение индийской нации.

И все же в последнее время происходят положительные изменения в положении джайнов. Если в 2005 г. Верховный суд Индии в очередной раз заявил, что «с философской точки зрения джайнизм является реформистским движением внутри индуизма», то в 2006 г. он признал, что, «бесспорно, джайнизм не является частью индуизма». Джайны признаны меньшинством уже в шести штатах: Мадхья Прадеше, Махараштре, Раджастане, Уттар Прадеше, Уттаранчале и Чхатисгархе.

Справедливым является вопрос: а нужен ли джайнам статус национального меньшинства, если они им уже пользуются в местах своего основного проживания? Судя по относительно слабой активности джайнов в борьбе за этот статус, община не испытывает в нем острой нужды. Однако положение джайнов в качестве непризнанного религиозного меньшинства обнажает противоречия государственной политики в религиозной сфере, которые, очевидно, являются результатом сочетания западной политической культуры и традиционных представлений.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2374
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
5231
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2908
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3362

Другие новости