0
5623
Газета История Интернет-версия

22.06.2007 00:00:00

Командир ОМСБОНа

Владимир Антонов

Об авторе: Владимир Сергеевич Антонов - ведущий эксперт Кабинета истории внешней разведки.

Тэги: омсбон, гриднев, история


Ныне из многих книг и материалов СМИ хорошо известно, что такое ОМСБОН – Отдельная мотострелковая бригада особого назначения. Однако вряд ли многие знают, кто именно возглавлял это необычное соединение. Вот краткий рассказ об одном из его командиров.

НАЧАЛО БИОГРАФИИ

Вячеслав Васильевич Гриднев родился 9 октября 1898 года в деревне Гридьково (ныне Михневский район Московской области) в крестьянской семье. В 1910 году окончил сельскую земскую школе. С 1912 года работал на заводе в Петербурге подручным электромонтера. В январе 1917 года был призван в армию. Служил рядовым в 5-й роте запасного электротехнического батальона, который дислоцировался в тогдашней российской столице и в ходе Октябрьской революции в полном составе перешел на сторону большевиков.

Затем Вячеслав Гриднев участвовал в Гражданской войне. Являлся рядовым красноармейцем 238-й полевой радиостанции штаба Восточного фронта, действовавшей в районе Симбирск–Уфа. В декабре 1918 года был принят в ряды Коммунистической партии. С июля 1920 года – военный комиссар радиостанции поезда связи Полевого штаба Революционного военного совета Республики.

Сентябрь 1921 года. По рекомендации Московского городского комитета РКП(б) Гриднев становится сотрудником ЧК. В качестве уполномоченного секретной оперативной части Московской чрезвычайной комиссии принимает участие в разгроме подпольной анархистской организации «Набат», готовившей ряд террористических актов. В 1923–1924 годах учится в Высшей пограничной школе ОГПУ, после успешного окончания которой направляется для прохождения службы в Закавказский пограничный округ комендантом участка 42-го пограничного отряда.

В ЗАКАВКАЗЬЕ

Отряд охранял советско-иранскую границу, проходившую по реке Аракс. В автобиографии, написанной в середине 1970-х годов, касаясь данного периода своей жизни, Гриднев, в частности, отмечал: «Принимал участие в ликвидации бандформирований, пресечении каналов контрабанды золота и драгоценностей из нашей страны».

За этими скупыми строчками скрывается крупная операция советской внешней разведки.

Нашей резидентурой в Тегеране было установлено, что иранские купцы, пользуясь договором о приграничной торговле, вывозят из СССР большое количество золота, драгоценных камней, иностранной валюты. Однако обычный досмотр на границе не выявил ничего подозрительного. Торговцы закупали в советском Азербайджане шелк-сырец и шелковые ткани, изделия местной промышленности. Грузы, отправлявшиеся в соседнюю страну, полностью соответствовали таможенным декларациям. Так продолжалось довольно долго, пока Гриднев не обратил внимание на то, что товары перевозятся в новых шерстяных мешках, на которых кое-где нашиты заплаты. Проверка показала, что именно под ними спрятаны драгоценности и деньги...

Комендатура, которой командовал Гриднев, состояла из шести застав, охранявших 170 км границы. Обстановка была сложной. На участке комендатуры действовали многочисленные банды, главарями которых являлись бежавшие из Азербайджана в Иран беки (помещики). Они периодически организовывали налеты на советскую территорию: грабили банки, почту, кооперативы, население, убивали партийных и советских активистов. Эти же банды активно использовались иностранными разведками, в первую очередь – английской, для заброски агентуры в СССР и для организации связи с ней.

Особую активность проявляла банда Кябила Касум-Оглы. Она то и дело неожиданно появлялась по эту сторону границы и столь же неожиданно исчезала. Гриднев решил внедрить в бандформирование своего агента. Операция прошла успешно, и вскоре комендант стал получать точные сведения о всех намерениях бандитов. В ходе очередного рейда отряд Кябила был окружен и полностью разгромлен. А человеку Гриднева удалось осесть в Иране и приобрести с нашей помощью небольшое торговое заведение. Еще многие годы, находясь на нелегальном положении, он сотрудничал с советской внешней разведкой, принося ей огромную пользу.

КЛАД УНГЕРНА

В октябре 1932 года Гриднев был командирован в Монгольскую Народную Республику. Он помогал коллегам в МНР создавать пограничные войска и службу охраны государственной границы, принимал непосредственное участие в ликвидации белогвардейских банд, укрывшихся на территории Монголии. Одновременно Вячеслав Васильевич, являясь сотрудником резидентуры советской внешней разведки в Монголии, вел активную работу по белой эмиграции в Маньчжурии, привлек к сотрудничеству ряд иностранцев, от которых поступала информация о деятельности японцев в этой провинции Китая, а также о планах белогвардейцев в отношении СССР.

Из воспоминаний Гриднева:

«Однажды из Маньчжурии пришло сообщение о том, что в городе Хайларе появился бывший комендант штаба одного из руководителей контрреволюции в Забайкалье и Монголии генерал-лейтенанта Унгерна полковник Сипайло и что он набирает команду добровольцев из числа русских эмигрантов. В сообщении отмечалось, что Сипайло намерен проникнуть на территорию Монголии, чтобы разыскать клад драгоценностей в районе озера Буир-Нур. Экспедиция финансировалась японцами.

Нам было известно о золоте и других драгоценностях, похищенных бароном Унгерном и закопанных где-то на монгольской территории. Это произошло летом 1921 года, когда разбитые Красной Армией белогвардейские войска барона Унгерна уходили с боями в Китай через Монголию. Покидая Советскую Россию, унгерновцы похитили часть ценностей Иркутского казначейства, которые навьючили на 200 верблюдов и увезли с собой. Этот караван охранял отряд забайкальских казаков-бурят под командованием сотника Макеева. Опасаясь, что золото и другие драгоценности могут быть конфискованы китайцами, барон Унгерн приказал коменданту своего штаба полковнику Сипайло закопать их в районе озера Буир-Нур. Полковник Сипайло выполнил приказание. А чтобы место, где был закопан клад, осталось в тайне, он, в свою очередь, приказал расстрелять всех казаков-бурят, принимавших участие в этой операции. Данные о растреле этих людей были подтверждены нашей агентурой из близкого окружения Унгерна...

...На одной из встреч надежный источник сообщил мне, что созданная Сипайло группа из шестнадцати добровольцев, включая двух японцев, на двух автомашинах с новейшей буровой установкой выехала из Хайлара, пересекла китайско-монгольскую границу и направилась к озеру Буир-Нур на розыски клада.

Не имея времени для организации отряда по перехвату нарушителей границы, я через монгольских пограничников договорился с представителями монгольской армии, что захват группы Сипайло будет осуществлен кавалерийским эскадроном непосредственно у озера. Однако и монгольским конникам не удалось заранее прибыть в район Буир-Нура и организовать засаду. Группа Сипайло прибыла туда раньше и развернула поисковые работы.

Через пару дней монгольские конники достигли лагеря экспедиции. Однако когда ночью эскадрон стал разворачиваться, чтобы окружить лагерь, нарушители, услышав шум, выскочили из палаток, завели машины и, бросив буровое оборудование, уехали в сторону монголо-китайской границы. В ходе осмотра палаток были обнаружены два крепко спавших японца. Позже выяснилось, что японцы, представившиеся коммерсантами, являлись кадровыми японскими разведчиками, которые работали в Исследовательском бюро Южно-Маньчжурской железной дороги и занимались сбором военно-экономической информации.

А клад?

Прибыв в район лагеря, мы установили, что группе Сипайло удалось пробурить несколько скважин на месте предполагаемого складирования драгоценностей, однако клада они не обнаружили. По-видимому, унгерновцы, закапывая драгоценности, не смогли точно определить месторасположение клада и совместить план с местными ориентирами, а главное – учесть режим озера Буир-Нур, имеющего песчаное и илистое дно и отлогие берега, уровень воды в котором даже в течение одного года сильно меняется. За более чем десять лет берега озера, конечно, значительно изменили свои очертания.

Не нашли этот клад и мы...»

В МОСКВЕ И В МОНГОЛИИ

С апреля 1936 года Гриднев вновь служил в пограничных войсках НКВД, являясь начальником сначала 42-го Джебраильского, а затем – 44-го Ленкораньского пограничных отрядов на советско-иранской границе. С августа 1939 года находился на руководящей оперативной работе в Главном управлении пограничных войск НКВД СССР. В этот же период направлялся в длительную командировку в Западную Белоруссию в качестве начальника Волковысского горотдела НКВД БССР.

С июля 1941 года Вячеслав Васильевич – в Особой группе по организации и формированию отрядов особого назначения, которые действовали в тылу немецких войск на временно оккупированной противником территории.

А родилась идея создания отрядов особого назначения так.

Опытный чекист Дмитрий Медведев (впоследствии Герой Советского Союза, известный писатель), уволенный в 1939 году из органов госбезопасности – формально – по состоянию здоровья, а фактически – из-за того, что его брат Александр был репрессирован, в первый день Великой Отечественной войны написал докладную записку на имя наркома, а затем личное письмо Сталину, в которых изложил концепцию партизанской войны в тылу врага и роли чекистских спецотрядов в налаживании сбора разведывательной информации о противнике и нанесении по нему диверсионных ударов.

Предложение Медведева Сталину понравилась, и он дал указание Лаврентию Берии проработать его. Для руководства разведывательно-диверсионными группами в тылу врага 5 июля 1941 года была образована Особая группа во главе с заместителем начальника внешней разведки Павлом Судоплатовым. В нее входили в основном кадровые разведчики.

3 октября того же года Особая группа была преобразована во 2-й отдел НКВД, а в январе 1942 года – в 4-е управление НКВД-НКГБ, которыми также руководил Судоплатов. Для проведения операций в тылу немецких оккупантов в октябре 1941 года приказом наркома НКВД сформированные Особой группой отряды особого назначения были сведены в Отдельную мотострелковую бригаду особого назначения в составе двух полков. Командиром 1-го полка ОМСБОН был назначен полковник Гриднев. Он проводил большую работу по подготовке и заброске в тыл врага разведывательно-диверсионных отрядов и групп. Они изучали оружие, минное дело, овладевали навыками меткой стрельбы, тактикой действий небольшими группами, приемами ведения разведки, топографией, радиоделом, совершали марш-броски, прыжки с парашютом.

13 августа 1942 года приказом по НКВД СССР № 3233 Гриднев был назначен командиром ОМСБОН и занимал эту должность до расформирования бригады в октябре 1943 года. После этого Вячеслав Васильевич направляется Монгольскую Народную Республику в качестве советника министра внутренних дел МНР. В Монголии находился до января 1949 года. Принимал участие в войне с Японией.

Из воспоминаний Гриднева:

«...В начавшихся боевых действиях активно участвовали советские пограничники и монгольские чекисты. Было создано большое количество подвижных оперативных групп для выполнения специальных заданий.

...Темной ночью оперативные группы бесшумно подошли к заставам противника и захватили их. Вдоль всей границы на черном небе вспыхнули сотни световых сигналов: воины-чекисты давали знать о том, что поставленные перед ними задачи выполнены.

Тишину ночи разорвал резкий шум моторов – вперед пошли танки, самоходные орудия, бронемашины, автомобили с пехотой. Следом за техникой двинулась конница. Началось стремительное наступление советских и монгольских войск».

Возвратившись в Москву, Гриднев становится начальником одного из отделов Комитета информации при СМ СССР (так тогда называлась внешняя разведка). В феврале 1950 года занимает пост начальника Высшей разведывательной школы органов госбезопасности. Десять лет Вячеслав Васильевич руководил подготовкой молодых разведчиков.

Генерал-майор в отставке Гриднев скончался 5 января 1991 года.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
1142
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1784
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1652
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
3086

Другие новости