В истории военных конфликтов XX века известно несколько оборонительных линий: Мажино, Зигфрида, Маннергейма. Но с 1968 по 1973 год существовала еще и линия Барлева, построенная израильтянами и располагавшаяся вдоль восточного берега Суэцкого канала, как бы подкрепляя географическую линию разделения Азии и Африки. Многие наши соотечественники в разное время соприкасались с этой линией. Автору данных строк приходилось бывать перед этой линией, внутри нее и за ней с 1968 по 1979 год.
ОТ МОРЯ ДО МОРЯ
В многозначном слове «линия» есть что-то необычное и загадочное. Эта линия названа по имени израильского генерала Барлева (1924–1994). Она включала песчаный вал, опорные пункты, посты, дороги, инфраструктуру вдоль канала и в глубь Синая.
Интересна судьба самого северного и южного опорных пунктов. Северный опорный пункт имел название «Будапешт» и располагался на песчаной косе у Средиземного моря восточнее Порт-Саида. Впервые мне пришлось побывать в этом районе с военным советником зенитной артиллерии в сентябре 1968 года. Тогда я вряд ли предполагал, что мне в будущем придется посещать это место дюжину раз.
Сохранилась дневниковая запись: «Я – военный наблюдатель в составе сил ООН. 5 января 1974 назначен на наблюдательный пост ООН за городом Порт-Саид со шведским майором Андерссоном. Переправились на пароме из Африки в Азию. Проезжаем на джипе по песчаной косе в восточном направлении до переднего края египетских войск. Место для поста очень хорошее – море справа и слева┘ Два дня подряд над нами появляются два израильских самолета. Докладываем в контрольный центр ООН┘ Впереди нас на восток вдоль моря простирается нейтральная полоса. Здесь шли жестокие бои в октябре 1973-го. Ближе к берегу находятся три подбитых египетских танка, засыпаемых песком. На противоположной стороне в 4-х километрах располагается израильский опорный пункт под названием «Будапешт». Из всех 16 опорных пунктов, располагавшихся вдоль восточного берега Суэцкого канала, это единственный опорный пункт, который не взяли египтяне. Египетские части штурмовали опорный пункт с воздуха, суши и моря, окружали несколько раз противника, но взять укрепление не смогли. Теперь ночью крепость сияет в торжествующих огнях┘»
После разъединения противоборствующих сторон военным наблюдателям приходилось инспектировать войска, в том числе и на этой приморской косе. Запомнился на египетской позиции утопающий в мокром песке тяжелый несамоходный миномет (калибр 240 мм), замаскированный камуфляжной сеткой. Мой западный коллега несколько раз обошел вокруг этого орудия навесного огня, пока не распознал в нем миномет, даже замерил калибр.
ПОИСКИ В ОПОРНОМ ПУНКТЕ
Переместимся непосредственно на опорный пункт Мифрекет (Mifreket), расположенный южнее Кантары, напротив северной точки острова Балах (примерно там, где почти 210 лет назад французская армия во главе с генералом Бонапартом направлялась в Палестину и обратно). В это время проводилась гуманитарная операция «Омега» по розыску останков тел военнослужащих, погибших в четвертой арабо-израильской войне. Привожу некоторые записи из дневника от 10 и 12 марта 1974 года.
...Утром встретился с арабским командиром на мосту южнее города Кантара. Пересекаем буферную зону, встречаемся с представителями израильской стороны. В группу поиска включены финский военный наблюдатель (капитан), израильский офицер связи, четверо израильских военнослужащих, молодой бородатый раввин, английский кинолог из Скотланд-Ярда с собакой, натренированной на поиск останков погибших людей.
Направляемся в назначенный район поиска, едем на трех машинах. Я на первой машине, со мной арабский командир и трое израильтян. Конец буферной зоны обозначен белыми бочками. Дальше дорога блокирована колючей проволокой, установлено шесть мин. Останавливаемся, задаю вопрос арабскому командиру по поводу минного заграждения. Отвечает, что вчера мин на дороге не было.
Израильский офицер спросил, можно ли снять проволоку и мины. Арабский командир помолчал, выждал паузу и сказал: «Можете снимать». Я и двое израильтян вышли из машины, израильтяне легко убрали колючую проволоку с кольями. Сапер волоком начал стаскивать мины за ручки на обочину дороги.
Я наблюдал за его работой, не показывая своей озабоченности, хотя по спине от скрежета зеленых мин об асфальт пробежал холодок. Кажется, прошла вечность, пока сидящие в машинах вздохнули с облегчением.
Прибыли на опорный пункт Мифрекет – выложенный из камня, бетона и рельсов, сделан он был крепко и надежно, наверно, один из лучших. Опорный пункт был взорван египетскими войсками во время штурма в начале войны. Израильский офицер осторожно сказал мне, что он был командиром этого района, и здесь три человека считаются пропавшими без вести. У него хорошая «50-тысячная» карта района и четкий аэрофотоснимок такого же масштаба.
Долго и внимательно обыскивали разрушенный опорный пункт с собакой. Мы с финским капитаном также несколько раз осмотрели опорный пункт. Все погребено под обломками бетона и камней. Везде валяются обрывки газет и книг на иврите. Фортификационное сооружение очень внушительное, особенно сильно оно укреплено со стороны канала, на переднем фронте свисают металлические сетки, набитые камнем и валунами. Кажется, что перед тобой целая пирамида. Все подходы и подъезды к опорному пункту оборудованы и асфальтированы. Сколько было затрачено сил и средств, и все это взлетело на воздух.
Следует сказать, что все участники поисковой партии хорошо говорили по-английски. Египтяне в поиск не вмешивались, вели себя корректно, держались на расстоянии. На все просьбы о передвижении по району поиска на машинах с их стороны возражений не было.
Далее продолжали поиск в другом месте, там, где стояли два обгорелых израильских танка «Центурион». Израильские офицеры обследовали танки и переписали маркировки. Возле танка собака начала глубоко рыть песок. Все внимательно следили за ее старанием. Нашли большую кость. В дело вступил религиозный элемент. Раввин прочитал молитву, кость положили в целлофановый мешок. (Позже выяснилось, что кость была не человеческая.)
Ярко светит солнце, много мошкары. Собака устала искать, улеглась на песок, ее покормили и напоили водой. Несмотря на усиленный поиск, ничего найдено не было. Проводили израильскую группу за буферную зону.
Во время второго поиска обнаружили еще один подбитый танк за песчаным валом. Разрешалось вести поиск в радиусе 500 метров от подбитого танка. Еще раз объехали и обошли весь район, две собаки напряженно трудились, но снова ничего не нашли.
Планировался еще один поиск в этом районе, но египетская сторона, заметив отсутствие результата, по своим соображениям отменила третий визит израильтян (посчитали, что ведется разведка). А в это время мой коллега-соотечественник на другом участке отыскал дюжину останков израильтян. Всего было задействовано 12 поисковых партий. Так проходила гуманитарная, но грустная операция «Омега». По сообщению газет, из 2529 погибших в этой войне израильтян около 40 человек числилось пропавшими без вести, причем списки погибших имелись в каждом почтовом отделении.
НАБЛЮДАТЬ, НО НЕ ТОЛЬКО
Через две недели, 24 марта 1974 года, пришлось поработать во втором эшелоне линии Барлева. Получил от штаба сил ООН задание уточнить и обозначить демаркационную линию на Синае между египетскими войсками и ЧВС ООН на фронте 5 км. Прибываю в район Кантары. Ориентируюсь по карте, уточняю обстановку с офицером из Панамы, рота которого занимает посты в данном районе.
Выделяют два египетских танка Т-55 с тралами-разградителями. Строго на север располагаются дюны и высота с бывшим израильским опорным пунктом. На танки берем по 10 черных металлических бочек с надписью «UN». Бочки ставим на дальность прямой видимости. Автор данных строк, арабский офицер связи и командир взвода танков залезли на броню головного танка и движемся вперед на север, выдерживая направление по компасу и карте, ставя в нужном месте бочки. По нашему следу идет второй танк. Подъезжаем к опорному пункту на высоте, опоясанной многими рядами колючей проволоки, занесенными песком.
Залезаем в башню танка, закрываем люки, преодолеваем минное поле. Наблюдаю в смотровое стекло: пыль столбом, тралы продвигаются вперед, проволока рвется, как нитки, колья отлетают в стороны. Танк чуть не завяз в песке. Преодолели макушку высоты, резко пошли вниз, справа остался опорный пункт. Ждали взрыва, но взрыва не последовало, высота позади.
Второй танк подвозит бочки, определяем место и закрепляем их. Держим курс на пост ООН. Ставим последнюю бочку. Линия уточнена и проложена, командир панамской роты с линией согласен (кстати, в начале работы он на танк садиться не захотел). О выполнении задания доложил в штаб по радио. За постом увидел израильских офицеров, с недоумением смотрящих на танки, арабов и русского в голубом берете. Танки должны покинуть буферную зону. Танкисты стали соревноваться, кто быстрее преодолеет расстояние по дороге. На одном из поворотов каток трала отвалился. Едем за грузовиком с краном, погрузили каток. С заходом солнца («Солнце знает свой запад») вывели танки из буферной зоны к песчаному валу Барлева.
Этот день был символичным и симптоматичным. Командир танковой дивизии генерал Шарон покидал Синай, а русский капитан садился в танк, чтобы проложить под флагом ООН демаркационную линию. Сбываются слова, сказанные в древности: «Время войне, и время миру».
До 1979 года военные наблюдатели ООН на джипах проводили регулярные инспекции войск восточнее линии Барлева на фронте более 160 км. Передвигались как по дорогам, так и по бездорожью. Инфраструктура района была хорошо развита. Хотелось бы сказать немного об одной удобной и необычной дороге. После форсирования Суэцкого канала в районе с французским названием Деверсуар израильтяне перекрыли канал и построили широкую дамбу из песка и гравия. Получилась удобная дорога с двусторонним движением.
Самым южным опорным пунктом на линии Барлева было укрепление под названием «Причал» (Quay), расположенное в Суэцком заливе Красного моря. Его обороняли 42 человека, им удалось продержаться семь суток, но силы были неравными. При участии представителя Красного Креста израильтяне сдались в плен. Когда позже мы инспектировали этот район, там были одни развалины из бетона и стали.
Таким образом, самое северное укрепление осталось неприступным, а южное вынуждено было сдаться. Остальные опорные пункты в разное время были эвакуированы. В начале июня 1975 года Суэцкий канал открылся для судоходства. Перед этим американцы разминировали канал, а наши корабли протралили Суэцкий залив. И этот канал стал «линией» мира. В этом была заслуга и наших соотечественников, в том числе военных наблюдателей ООН.