0
3100
Газета История Интернет-версия

07.12.2007 00:00:00

Он словом правды побеждал врага

Александр Константинов

Об авторе: Александр Александрович Константинов - кандидат философских наук, полковник.

Тэги: бурцев, разведка


Михаил Иванович Бурцев. Эти имя и фамилия много скажут любому, кто хоть что-то слышал о спецпропаганде. Основатель службы, человек, беззаветно преданный Родине и своему делу, прошел непростой и яркий служебный путь.

НЕОЖИДАННОЕ НАЗНАЧЕНИЕ

Михаил Бурцев родился 29 ноября 1907 года в селе Красный Куст Владимирской губернии, тогда известном своим стеклообрабатывающим заводом. Интересно, что Бурцев не может объяснить происхождение своей фамилии, потому что его отец, ранее носивший фамилию Шилов, «по неизвестным причинам получил новую фамилию Бурцев на заводе». Бурцев-младший уже в пять лет относил только что выплавленную раскаленную посуду мастеру на закалку.

В семь лет он был отдан в местную церковно-приходскую школу, где обучался три года. В марте 1922 года Михаил вступает в комсомол, и первым его заданием было формирование пионерского отряда в родном селе. В 1923 году проходит двухмесячные курсы подготовки частей особого назначения, где знакомится с военным делом. В 1925 году Бурцев стал коммунистом и окончил Советскую партийную школу. В 1927 году его командировали в Ленинград в политико-просветительский институт на массово-партийный факультет. По распределению молодой специалист попал в Красносельскую танковую школу (пригород Ленинграда). После окончания курсов повышения квалификации в Военно-политической академии имени В.И.Ленина в августе 1938-го переведен в Москву преподавателем Военной академии моторизации и механизации.

4 июня 1939 года Бурцеву поступил вызов в Политуправление армии, который в корне изменил его жизнь. В ГлавПУРе его встретил «человек с хмурым, скорее даже мрачным лицом», – начальник управления Лев Мехлис. «Вы едете в Монголию, – сказал комиссар. – Отправляйтесь сегодня. Поезд отходит в 14.00». Бурцев выехал на Халхин-Гол.

Именно там в 1939 году впервые было использовано новое мощное оружие – военно-политическая пропаганда и агитация на войска противника. Возглавить это направление борьбы выпало Михаилу Бурцеву. Изначально новый отдел решал задачи по поддержанию высокого боевого духа и политико-морального состояния своих войск, однако вскоре цели были скорректированы, и отдел переориентирован на идеологическую борьбу с противником.

РККА к такой борьбе была еще не готова. Необходимо было определить цели, задачи, содержание и формы пропагандистского воздействия на противника. Требовалось тщательное изучение противостоящих сил. Информацию получали только из допросов военнопленных. Методом проб и ошибок постепенно выковывалась та основа спецпропаганды, которая в дальнейшем будет изучаться как бесценный исторический опыт. И роль в этом Михаила Бурцева переоценить невозможно. Именно по его инициативе и при его непосредственном участии начали издаваться газеты на японском, китайском и монгольском языках, печататься и распространяться листовки.

После окончания боевых действий на Халхин-Голе Бурцев приступает к обобщению полученного опыта. Главный вывод – пропаганда действенна, когда она подкрепляется военными успехами своей армии. Вывод другой – к пропагандистскому обеспечению боевых действий надо готовиться заранее.

ЗИМНЯЯ ВОЙНА

Сразу после начала советско-финляндской войны под руководством Бурцева была развернута широкая информационно-пропагандистская кампания против противостоящей группировки: выпускалась газета «Голос народа», распространялись листовки, велось устное вещание. Сначала финны недоверчиво относились к советской пропаганде, поскольку в их рядах активно действовали офицеры просвещения и духовенство, а за чтение советских листовок следовал арест. Несмотря на все трудности и препятствия, агитматериалы доходили. Помогали в этом и военнопленные, согласившиеся сотрудничать с советскими политработниками и засланные назад, за линию фронта, чтобы вести агитационную работу среди своих товарищей. У военнопленных выясняли морально-психологическое состояние личного состава противника, отношение его к войне, к распространяемым советским листовкам, газетам и т.д. Война с Финляндией подтвердила оценку спецпропаганды как острого, действенного оружия.

21 марта 1940 года Бурцев вернулся в Москву. Он получил вызов в ГлавПУР, где официально был назначен начальником нового 7 отдела (спецпропаганды). Изначально в его состав входило 16 человек: начальник, заместитель, 9 старших инструкторов по странам и армиям, 2 переводчика, библиотекарь, секретарь и машинистка.

Тогда же пропаганда была признана официальным оружием борьбы: это было зафиксировано в полевом уставе РККА: «Изучать политико-моральное состояние противостоящих частей и дивизий; вести среди них политработу-пропаганду и агитацию с целью подрыва их морального состояния и склонения к переходу в плен». В отделах политпропаганды в армии были созданы отделения по работе среди войск и населения противника. Так было завершено формирование спецпропагандистской службы в Красной Армии.

Следующим этапом стала разработка руководящих документов, директив, которые определяли бы задачи всех отделений спецпропаганды как в мирное, так и в военное время. И такая директива была разработана Бурцевым совместно с его заместителем А.А.Самойловым и утверждена начальником Главного управления политической пропаганды А.И.Запорожцем 12 октября 1940 года. Особо в ней указывалось, что «вся печатная и устная пропаганда, направленная на разложение войск и тыла противника, должна быть правдивой, конкретной и убедительной».

ГЛАВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Михаил Иванович в субботу 21 июня 1941 года поздно вечером с семьей выехал на отдых в подмосковный поселок Красково. Рано утром 22 июня его разбудил стук в дверь. «Товарищ полковой комиссар! Вас срочно вызывают в Москву. Я жду вас в машине», – раздался взволнованный голос дежурного по ГлавПУРу.

Первым делом Бурцев реорганизовал отдел, создав в нем два редакционно-издательских отделения: немецкое и польское. Эти отделения отвечали за разработку листовок и их доставку на фронт для распространения. Штат отдела был расширен до 35 человек (27 военнослужащих и 7 гражданских), а сам отдел получил права управления. Кроме того, он был усилен пропагандистами из коммунистических партий многих стран, в том числе и из Германии. Были привлечены к работе известные художники, специалисты иллюстрированной пропаганды, налажена система обработки трофейных документов, опроса военнопленных, изучения оперативной информации.

За первую неделю войны 7 отделом было издано и распространено среди личного состава вражеских армий и над Германией более 50 миллионов экземпляров листовок. На фронтах еженедельно выпускалось 14 газет на разных языках, 10–14 наименований листовок, обращений, ежемесячно до 5 млн. экземпляров иллюстрированных листовок-пропусков, до вражеских солдат в утренние и ночные часы доходили тысячи устных обращений, призывов, советов и рекомендаций, как остаться в живых для своей семьи и родины. В лагерях военнопленных создавались антифашистские группы. В Германию отправлялись тысячи писем, содержащих правду о войне и Красной Армии.

Высокая оценка была дана распространяемым листовкам пленными: «В начале войны солдаты смеялись над вашими листовками, теперь же они их ищут и жадно читают, так как в них написана правда». Общеполитическая пропаганда дополнялась конкретной оперативной агитацией, что повышало ее эффективность. Заводились карточки-паспорта на немецкие подразделения, где описывались их характеристики, быт, настроения, сильные и слабые стороны.

В мае 1942 года от занимаемой должности был отстранен Мехлис, вместо него назначен А.С.Щербаков. Новое командование оценило результаты пропаганды как неудовлетворительные: несмотря на локальные успехи, она не выполнила главную задачу – создание мощного антифашистского движения в западных странах, не добилась массового перехода в плен германских военнослужащих. Произошла очередная корректировка целей и задач...

ВРЕМЯ ПОБЕД

1943 год стал переломным в ходе всей Великой Отечественной войны. Гитлеровская Германия усилила контрпропагандистские меры, на определенный срок добившись успеха в создании в своей армии «патриотического угара»: биться до последнего. На первый план борьбы по подрыву моральных сил врага было выдвинуто разъяснение немцам на фронте и в тылу подлинных целей войны. Бурцев постоянно выезжал на фронт, был тяжело ранен, четыре месяца провел на лечении.

В июле 1943 года силами спецпропаганды среди военнопленных был создан Национальный комитет «Свободная Германия», в который вошли 21 военнопленный и 12 политических эмигрантов. Комитет развернул бескомпромиссную борьбу средствами пропаганды: в ход шли газеты, радио, листовки, обращения к фронтовикам. Это был несомненный успех советского пропагандистского аппарата.

В 1944 году отдел был укрупнен до управления, увеличился штат. Теперь в трех отделах (по пропаганде среди войск противника, по работе среди населения освобожденных стран, отделе информации) трудились 62 человека. Наступательный дух врага был сломлен. Отмечались его усталость и безразличие к исходу войны. И в этом, несомненно, заслуга Седьмого управления спецпропаганды и лично его начальника.

Итоги ведения пропаганды во время Великой Отечественной войны таковы: издано порядка 20 тысяч наименований пропагандистских материалов, которые были распространены общим тиражом более 3 млрд.; проведено более 2 млн. 700 тыс. агитационных передач. Тысячи военнослужащих бросили оружие и под воздействием агитматериалов добровольно перешли в плен.

После Победы Бурцев получает задание готовить аппарат управления и восточные отделы спецпропаганды для обеспечения эффективной политработы среди войск противника в предстоящих боях против японской армии. Работа дала свои результаты: во время боев многие японские солдаты бросали оружие и сдавались в плен.

Сам Михаил Иванович вышел из войны с подорванным здоровьем, однако еще 11 лет служил Родине. Мастера спецпропаганды не стало 7 декабря 2002 года, через 8 дней после того, как он взял 95-летний рубеж.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Дистанционное голосование массированно протестируют на низовых выборах

0
887
Судебная система России легко заглотила большого генерала

Судебная система России легко заглотила большого генерала

Иван Родин

По версии следствия, замглавы Минобороны Иванов смешал личные интересы с государственными

0
1497
Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Екатерина Трифонова

Принимать решения без присутствия всех сторон процесса получается не всегда

0
1087
Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

0
578

Другие новости