0
3460
Газета История Интернет-версия

07.03.2008 00:00:00

Ариэль Шарон – герой-генерал, но отнюдь не спаситель Израиля

Марк Штейнберг

Об авторе: Марк Штейнберг - независимый военный эксперт.

Тэги: ариэль шарон, израиль, правда


ариэль шарон, израиль, правда Израильская армия и сегодня не прекращает воевать.
Фото Reuters

Ныне что ни день, на Святой земле льется кровь израильтян и палестинцев. Арабские боевики обстреливают территорию еврейского государства ракетами, в ответ армия (ЦАХАЛ) и спецслужбы еврейского государства предпринимают акции возмездия.

Между тем большинство городов Иудеи и Самарии, а также Газа перешли в руки арабов. Политические и – главное – военно-стратегические последствия этого не предвещают ничего хорошего для еврейского государства. Тем более прискорбно, что в числе людей, приведших Израиль к такой ситуации, оказались его выдающиеся военачальники Ицхак Рабин, Эхуд Барак и Ариэль Шарон...

Конечно, Ариэль Шарон, которому в конце прошлой недели исполнилось 80 лет, безнадежно болен и два года находится в коме, но это не причина, чтобы не сказать правду о его деятельности на ратном и политическом поприщах.

ОДИН ИЗ МНОГИХ

Он родился в 1928 году в семье выходцев из России по фамилии Шейнерман, приехавших в Палестину за 7 лет до его появления на свет. Еще в юности Ариэль вступил в еврейскую подпольную армию «Хагана». С началом войны за независимость 1948 года сражался в рядах ЦАХАЛа рядовым. Затем служил в армейской разведке и учился в Еврейском университете, по окончании которого ему было поручено создать и возглавить контртеррористическую группу (шифр «101»). Группа действовала успешно, совершая наряду с операциями против арабских боевиков в Израиле глубокие рейды на территории Иордании и Египта. Шарон был произведен в чин майора.

В октябре 1954 год генштаб ЦАХАЛа принял решение сформировать на основе трех разведывательно-диверсионных групп парашютно-десантную часть. Она организационно оформилась к 1956 году в бригаду и вскоре в ходе так называемой Синайской кампании сыграла одну из основных ролей в успехе наступления израильских войск. Бригадой командовал Шарон – самый молодой полковник в армии еврейского государства. Один из батальонов бригады высадился на перевале Митла в 80 км от Суэцкого канала и удержал свои позиции до подхода остальных подразделений, воспрепятствовав переброске подкреплений египтян и последующему отходу отрезанных частей противника. В дальнейшем бригада Шарона во взаимодействии с танкистами захватила порт Шарм-аш-Шейх.

После второй арабо-израильской войны Шарон был направлен в Великобританию, где обучался в командно-штабном колледже, первом и единственном военно-учебном заведении, в котором он получил подготовку. В то время ЦАХАЛ приступил к созданию бронетанковых войск, и Шарон стал командиром бронетанковой бригады, его произвели в генералы. К началу Шестидневной войны он в чине генерал-майора возглавлял 3-ю дивизионную бронетанковую группу. Она была развернута на левом крыле Южного фронта, ночным штурмом овладела мощным опорным пунктом египтян Абу-Агейла и устремилась к Суэцкому каналу, куда и вышла на третий день наступления, успешно решив поставленные перед ней оперативные задачи.

После завершения этой блиц-кампании Шарон был назначен начальником штаба Южного военного округа, а в 1970 году – командующим его войсками. В июне 1973 года Ариэль уволился в запас и удалился на свою ферму. Однако уже через три месяца в связи с началом «войны Судного дня» генерала срочно вернули в строй и поручили руководить действиями 152-й бронетанковой дивизии, сформированной из резервистов. Вместе с еще семью бронетанковыми и мотопехотными соединениями Южного фронта она вошла в состав ударной группировки, которая перешла в контрнаступление и остановила продвижение египтян на восток. К тому времени был обнаружен неохраняемый стык между армиями противника в районе фермы Деверсуар на Суэцком канале. Согласно замыслу командующего фронтом генерала Гонена, здесь намечался прорыв танковых соединений в египетский тыл.

План был утвержден начальником израильского Генштаба генералом Элазаром, и в ночь на 16 октября бригада полковника Дани Мата, укомплектованная парашютистами-резервистами, переправилась через канал на надувных лодках и заняла плацдарм, расширив его до трех миль. Египтяне предприняли многочисленные попытки перерезать коридор, по которому подвозилось мостовое оборудование, но все атаки удалось отбить и нанести противнику тяжелые потери. Под руководством начальника инженерных войск ЦАХАЛа генерала Давида Ласкова были наведены три моста: два понтонных и один колейный – надвижной.

В ночь на 18 октября по этим мостам переправились 143-я дивизия генерала Адана и танкисты Шарона. Они обрушились на развернутые по берегам канала египетские зенитно-ракетные комплексы, что дало возможность израильской авиации эффективно поддержать операцию своих наземных сил. Дивизия Адана подошла к Исмаилии, захватила аэродром Фуад и оседлала дорогу, ведущую к Каиру. Бригады Шарона устремились на юг, к Суэцкому заливу, отрезая расположенные там части 3-й армии противника. Вскоре израильтяне вступили в порт Адабию, завершив окружение, в которое попали 45 тыс. египетских солдат и офицеров.

В это лаконичное описание не вошли действия на Северном фронте, оборона «линии Бар-Лева» и другие операции той кампании, в которых Шарон не принимал участия. Нужно особо подчеркнуть, что в октябрьской войне 1973 года отличилось немало израильских генералов и офицеров, чьи заслуги не менее значительны, чем дела Ариэля Шарона. Поэтому вполне очевидно, что возведение его в ранг спасителя еврейского государства (о чем еще недавно столь часто говорилось в СМИ Израиля и других стран) не имеет под собой реальных оснований. Шарон был талантливым военачальником, мужественным и решительным, однако войн в целом он не выигрывал.

ПЕЧАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

Итак, очередная военная кампания на Ближнем Востоке завершилась. И Ариэль снова уходит в резерв, становится общественным деятелем: избирается в Кнессет, входит в число создателей партии «Ликуд», а в 1999 году выдвигается на пост ее председателя. Но уже ранее он являлся членом правительств Израиля правого толка, в том числе был министром сельского хозяйства и, занимая эту должность, разработал план создания еврейских поселений в Газе, Иудее, Самарии, всячески содействуя затем его осуществлению.

А когда проводилась операция «Мир Галилее» на территории Ливана, Шарон стоял во главе Министерства обороны. После захвата израильтянами Бейрута ими была допущена непродуманность в охране лагерей палестинских беженцев, что позволило ливанским фалангистам учинить там кровавую бойню. Поскольку ответственность за резню возложили на Ариэля Шарона, ему пришлось распрощаться с военным ведомством.

Осенью 2000 года он был избран премьер-министром еврейского государства, и его демонстративное появление на Храмовой горе в Иерусалиме послужило формальным поводом для развязывания палестинским руководством так называемой интифады Аль-Акса, в ходе которой погибли свыше тысячи израильтян и около 7 тысяч были искалечены. Интифада также нанесла Израилю огромный экономический и политический ущерб.

Вдобавок еще до этой вспышки насилия в ходе борьбы с террористическими нападениями израильское руководство отдало инициативу в руки арабских боевиков, лишь отвечая разрозненными войсковыми операциями и точечными ударами на их действия, а порой – вообще не реагируя на иные демонстративные вылазки. Подобная тактика, естественно, не способствовала ликвидации потенциала экстремистских организаций исламистов и блокированию деятельности руководства Палестинской автономии, фактически потворствовавшей этим организациям.

Очень показателен в данном отношении вывод израильских войск из буферной зоны на юге Ливана в мае 2000 года, осуществленный по приказу премьера Эхуда Барака. Зону немедленно заняли отряды террористической организации «Хезболлах», которые развернули еще более активные боевые операции против Израиля. Однако через два года новый премьер Ариэль Шарон обеспечил «Хезболлах» второй триумф.

Речь идет об условиях сделки с лидером организации шейхом Хасаном Насраллой: Шарон, сменивший Барака в кресле премьер-министра еврейского государства, за выдачу трех трупов израильских солдат и живого наркодельца Танненбаума приказал освободить из тюрем 435 арабских террористов, а заодно двух их главарей – шейха Обейда и Мустафу Дирани, отдать «Хезболлах» 59 трупов ливанских боевиков и все карты-формуляры минных полей, установленных ЦАХАЛом в бывшей зоне безопасности.

На Ближнем Востоке уступки Барака и Шарона однозначно определили как крупнейшие поражения Израиля и блестящие победы его непримиримых врагов. В общем виде оценка всего произошедшего звучала так: «Хезболлах» принудила израильтян в панике уносить ноги из Южного Ливана и заставила отдавать сотни живых арабских бойцов в обмен на несколько трупов. «Хезболлах» показала, что евреи сегодня не такие, как раньше. Они стали трусливее, они слабодушны, они не способны выдержать длительное давление, под непрерывными ударами их лидеры теряют способность принимать разумные решения».

Вторая ливанская война подтвердила это. Сегодня «Хезболлах» не только продолжает нападать на Израиль, она снабжает иранским оружием и тренирует боевиков ХАМАСа и «Исламского джихада», поддерживает секретные контакты с Ираном. По своей ненависти к еврейскому государству она давно переплюнула большинство палестинских организаций, а по антиамериканизму не уступает «Аль-Каиде».

Плюс к тому руководство «Хезболлах» настойчиво, упорно и методически готовит своих членов к новой войне с Израилем, к настоящей войне: вторжению в Галилею совместно с армией Дамаска. Элементы действий в ходе такого масштабного вооруженного нападения регулярно отрабатываются на совместных учениях с сирийским войсками.

ПОРОЧНАЯ СТРАТЕГИЯ

Однако главной ошибкой Шарона в бытность его на посту премьер-министра стало решение об уходе израильтян из сектора Газы и ряда поселений в Иудее и Самарии. Данный шаг коренным образом изменил военно-стратегическое положение еврейского государства. Причем – в худшую сторону. Об этом мне уже доводилось рассказывать на страницах «НВО», но кое-что из ранее упоминавшегося, думается, не будет лишним повторить вновь.

Оборона Израиля всегда строилась и строится сегодня с учетом того, что на первом этапе войны арабы будут обладать по меньшей мере пятикратным превосходством в живой силе и боевой технике. Именно поэтому так велико значение двух факторов военного успеха.

Первый – минимальный запас времени. Отмобилизование полумиллионного корпуса резервистов ЦАХАЛа («Милуим») является весьма сложной задачей, которая может быть выполнена лишь за 2–3 суток.

Второй – пространство, необходимое для развертывания резервных соединений. Даже в прежних границах Израиля это было не просто, но уж если еврейское государство лишилось Иудеи, Самарии и Газы, то развертывание придется осуществлять в узкой прибрежной долине. В таком случае районы отмобилизования окажутся под непосредственным огневым воздействием неприятеля, который будет способен прицельно обстреливать израильские города, аэродромы, мобилизационные пункты, шоссе и позиционные районы стратегических ракет и средств ПВО.

И этого может оказаться вполне достаточно, чтобы Вооруженные силы Израиля были не в состоянии отразить массированное наступление противника. Таков решающий фактор, понимание которого позволяет осознать важнейшее стратегическое значение для еврейского государства Иудеи, Самарии и Газы. Они представляют собой пространство, без которого положение израильтян в случае нападения извне станет абсолютно безнадежным.

Кстати, о секторе Газа в докладе Пентагона, датированном еще 10 июня 1967 года, говорилось следующее: «Благодаря своему географическому положению и конфигурации сектор Газа служит удобным трамплином для вторжения арабских армий и развертывания террористической деятельности. Поэтому его удержание Израилем совершенно необходимо для сохранения его стратегической безопасности».

А вот мнение ста американских генералов и адмиралов, которое они изложили в справке для Конгресса США в 1988 году. Цитирую:

«Без этих территорий карликовый Израиль станет исключительно соблазнительной мишенью для арабских авантюр и терроризма... Иудея, Самария и Газа – идеальный плацдарм для арабского наступления, которое за несколько часов раскололо бы прибрежную долину на части... Быстрая мобилизация резервистов была бы с легкостью сорвана и скорее всего необратимо...»

Спустя 19 лет американских коллег фактически целиком и полностью поддержал бывший глава военной разведки Израиля генерал-майор Шломо Газит: «Наш выход из Газы превратил ее в огромный военный лагерь, в который широким потоком вливается оружие по морским, сухопутным и даже воздушным путям. Она же станет базой для производства вооружения. Но и кроме того, наша капитуляция придала новый энтузиазм шахидам, она справедливо оценена ими как победа их борьбы».

Нельзя забывать и о существовании суверенной автономии. Отнюдь не исключено, что ее территория плацдарм для иноземного вторжения в Израиль. Она по-прежнему является базой не только палестинских Вооруженных сил, но и многочисленных террористических организаций.

Мировой общественности мало известно, что Ясир Арафат сумел создать армию численностью более 50 тыс. боевиков и снабдить ее стрелковым оружием, минометами, реактивными установками. Так что же может помешать руководству независимого палестинского государства увеличить ее втрое и наладить ввоз переносных противотанковых и зенитных комплексов, портативных систем залпового огня, мин, фугасов и взрывчатых веществ?

Самую, пожалуй, профессиональную оценку ухода из Газы дал уволенный в отставку с поста начальника Генерального штаба ЦАХАЛа генерал-лейтенант Моше Аялон, который в своем первом «гражданском» интервью сказал: «...Если даже не принимать во внимание тяжких последствий социальных и экономических планов Шарона по одностороннему размежеванию с Палестинской автономией, то с точки зрения военной безопасности Израиля уход из Газы и ряда анклавов Западного Берега является крупнейшей стратегической ошибкой. Теперь, чтобы избежать пагубных последствий этого, потребуется развертывание и содержание регулярной армии, которая будет вдвое превосходить численно нынешний ЦАХАЛ. Придется утроить пограничную стражу – ведь новая граница будет в 3,5 раза длиннее сегодняшней. Потребуются колоссальные финансовые затраты, которые еще сильнее ударят по экономике, а она и без того находится в кризисе.

Но даже и в этом случае весьма сомнительно, что в случае войны удастся своевременно отмобилизовать резервистов, развернуть боевые порядки в узком коридоре между палестинским государством и берегом Средиземного моря и удержать коммуникации на всем их протяжении».

Прошло совсем немного времени после так называемого размежевания в Газе, а политические последствия стратегической ошибки Ариэля Шарона – налицо. Не может быть и малейших сомнений, что триумфальная победа ХАМАСа на выборах и последовавший захват им власти – прямой результат этого. Но и кроме того, Газа сегодня все больше превращается в арсенал вооружения и боеприпасов для войны с Израилем. В начале февраля 2007 года в сектор из Египта прибыла батарея реактивных установок «Град» – шесть боевых машин БМ-21. Напомним, дальность полета 122-миллиметровых снарядов этой 40-ствольной установки составляет 21 км – в три раза больше примитивной ракеты «Кассам». В какую сторону полетят снаряды «Града» – вполне понятно. Через Египет в Газу прибыло современное вооружение, вполне достаточное для оснащения 50 пехотных батальонов. Именно столько и развернуто руководством ХАМАСа в составе так называемой «Исламской гвардии», насчитывающей более 15 тыс. боевиков.

Тем не менее сменивший Шарона Ольмерт, по сути, продолжил стратегию Ариэля Шарона. Похоже, ничему не научил премьера даже провал военной кампании против «Хезболлах» летом 2006 года. Более того, в прошлом году прошел слух, что советники Ольмерта ведут тайные переговоры с сирийцами об эвакуации израильтянами Голанских высот. Если это произойдет, есть самые серьезные опасения, что угроза нового Холокоста станет неотвратимой.

Нью-Йорк


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
1069
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
1258
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
1523
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
1101

Другие новости