Каждый год в конце ноября в России отмечают День морской пехоты. И как ни парадоксально это звучит, Белоруссия, у которой нет выхода ни к одному из морей, имеет самое непосредственное отношение к этому празднику. Дело в том, что при воссоздании морской пехоты в СССР в 1963 году первой частью «черных дьяволов» стал полк 120-й гвардейской Рогачевской Краснознаменной дивизии Белорусского военного округа, дислоцировавшийся на территории сухопутной республики – в городе Уручье под Минском┘
...Напомню, что датой рождения морской пехоты России принято считать 16 ноября 1705 года. Именно в этот день был выполнен указ Петра I: «Надлежит учинить полки морских солдат (числом по флоту смотря) и разделить оных по капитанам вечно, к которым надлежит капралов и сержантов взять из старых солдат ради лучшего обучения строя и порядков».
С той поры российская морская пехота за свою более чем 300-летнюю историю пережила несколько расформирований и возрождений. Например, в июне 1956 года. Политическое руководство СССР во главе с Хрущевым посчитало, что в данном роде сил ВМФ необходимости нет. И не стало героических морских стрелковых бригад, прошедших через всю Великую Отечественную войну и за свою отвагу и лихость в боях заслуживших у гитлеровцев название «черная смерть».
Однако попытки возложить на мотострелковые части задачи по захвату плацдармов на морском побережье не увенчались успехом. Мотострелки оказались не подготовлены к действиям в составе десантов, а их командование не владело специфическими приемами подобных операций. Вот почему по ходатайству главкома ВМФ адмирала Сергея Горшкова было принято решение о создании частей морской пехоты на всех флотах. В одну из них и был преобразован 336-й гвардейский мотострелковый Белостокский орденов Суворова и Александра Невского полк.
В 1963 году им командовал офицер-фронтовик гвардии полковник Павел Шапранов. В сравнении с мотострелковой частью организационно-штатная структура полка морской пехоты не претерпела существенных изменений. Сменились лишь образцы вооружения и военной техники. Так, вместо батальона, оснащенного средними танками, появилось такое же подразделение плавающих танков ПТ-76.
При формировании полка активно работали офицеры Балтфлота во главе с начальником береговых ракетно-артиллерийских войск и морской пехоты генерал-майором Масловым. Передачу полка в ведомство Балтийского флота проводил командующий Краснознаменным Белорусским военным округом генерал армии Пеньковский. Главой принимающей стороны был заместитель командующего БФ контр-адмирал Михайлин.
Передача полка прошла успешно и в установленные сроки. В напутственной речи генерала Пеньковского чувствовалась нескрываемая горечь. Подняв руку и развернув пальцы, он сказал: «Отрежь любой палец руки, будет очень больно┘ И сейчас я ощущаю эту боль и хочу сказать присутствующим здесь флотским товарищам, чтобы флот не превратил наш лучший гвардейский полк в рабочую команду по подметанию дорог и наведению порядка в гаванях. Командиру полка мой наказ: не допустить этого, полк не должен потерять славу, которую он имел».
Адмирал Михайлин заверил, что вопросы обучения личного состава полка всегда будут приоритетными и первостепенными. Спустя короткое время несколькими эшелонами гвардейцев передислоцировали в Балтийск. В течение трех дней их переодели в морпеховскую форму, после чего строевой смотр части провел главнокомандующий ВМФ Горшков.
Между тем выделенные для расквартирования полка площади находились в весьма запущенном состоянии. Ветхие казармы, отсутствие надлежащих мест для хранения и размещения боевой техники, об отдельных жилых помещениях для размещения семей офицерского состава и речи не было. В общем, в непростой обстановке проходила подготовка к первым учениям. Они были спланированы на 14–18 августа 1963 года и проводились под руководством главкома ВМФ. К предстоящим маневрам с высадкой морского десанта готовились параллельно с наведением порядка в казармах, благоустройством территории, а также наладкой организации внутренней службы. Но уже через месяц благодаря длительным тренировкам новоиспеченные морпехи обрели начальную десантную выучку.
По завершении учений 336-й отдельный гвардейский Белостокский полк морской пехоты, осуществивший переход на десантных кораблях от места дислокации до проливной зоны и высадивший морской десант на эстонский остров Сааремаа, заслужил оценку «отлично».
В ходе следующих учений «Прилив» (1964 год) присутствовавшие офицеры и адмиралы вновь восхищались слаженностью и четкостью действий морпехов-балтийцев. Гвардейцы успешно справились с суточным морским переходом, однако их высадка оказалась под угрозой. Сильный ветер и высокая волна препятствовали началу выполнения учебно-боевой задачи. Тем не менее десантирование было успешно проведено.
И затем полк упорно совершенствовал как десантную подготовку, так и полевую выучку. Вместе с частями Прибалтийского военного округа его ежегодно привлекали на учения. Примечательно, что гвардейцам постоянно доводилось высаживаться в качестве авангарда. На каждых маневрах полк оценивался только на отлично. За свою историю гвардейцы-морпехи выполняли учебно-боевые задачи на крупнейших учениях: «Север», «Одер-Нейсе», «Океан», «Братство по оружию», «Запад».
В ноябре 1973 года часть была награждена вымпелом министра обороны СССР «За мужество и воинскую доблесть, проявленные на учениях и в морских походах». В 1979 году на основе полка сформировали бригаду. Она по сегодняшний день именуется «336-я отдельная гвардейская Белостокская орденов Суворова и Александра Невского бригада морской пехоты».
Во времена великого противостояния двух сверхдержав – СССР и США – подразделения полка (с 1979 года – бригады) постоянно находились на острие отстаивания интересов своей страны. С 1967 по 1989 год балтийские морские пехотинцы неоднократно выполняли задачи боевой службы в различных районах Мирового океана. А недавно обеспечивали безопасность судоходства и защиту торговых судов возле берегов Сомали в Аденском заливе на сторожевом корабле «Неустрашимый».