0
3941
Газета История Интернет-версия

15.05.2009 00:00:00

Не крадите у нас прошлое!

Александр Широкорад

Об авторе: Александр Борисович Широкорад - историк.

Тэги: война, вооружение


война, вооружение Опытная 152-мм зенитная пушка КС-7.
Фото автора

В России чиновники всех рангов не устают клясться в верности героическому прошлому, превозносить мужество, доблесть и ратное мастерство защитников Родины. Здесь наши власти предержащие поистине «впереди планеты всей».

ЧТО ИМЕЕМ – НЕ ХРАНИМ...

Увы, десятки, а может быть, и сотни тысяч павших солдат Великой Отечественной до сих пор не захоронены. Этот позорный факт мы не можем изжить до сих пор. Но на протяжении многих лет его дополняет не менее возмутительное явление: идет уничтожение уникальных образцов вооружения, боевой техники как периода 1941–1945 годов, так и эпохи холодной войны.

Предвижу гнев и военного, и штатского чиновного люда: да у нас сотни памятников, на пьедесталы которых вознесены танки, артиллерийские орудия, самолеты... Да, это правда. Но посмотрите, господа, что там зачастую стоит. В Подмосковье, на Курской дуге и в других местах, где шли бои в 1941–1943 годах, на мемориалах мы видим, например, Т-34-85, бронированные громадины ИС-2, ИС-3 и т.д. Хотя они поступали в войска лишь в 1944 и 1945 годах. А важные дяди объясняют детям: мол, именно «этот танк первым ворвался в захваченный гитлеровцами город».

Немалое число монументов посвящено легендарным «Катюшам». Вот только артиллерийская часть боевой машины, как правило, смонтирована не на штатном автомобиле «Студебеккер», а на двухосном ЗИС-5, на котором она развалилась бы после первого же залпа, или на грузовике послевоенного выпуска.

Опять же мне возразят: что поделаешь, если не осталось подлинных образцов оружия, относящихся к данному году Великой Отечественной. А кто их уничтожал и – главное – кто пускает на лом и крадет сейчас? В музеях США, Великобритании, ряда других западных стран собраны почти все образцы вооружения и военной техники, произведенные в 1939–1945 годах. Причем большинство самолетов и танков на ходу, пушки хоть сейчас готовы к стрельбе.

Любопытно, что норвежцы и датчане не стали уничтожать построенные немецкими оккупантами береговые батареи. Наоборот, их поддерживают в исправном состоянии. И дело тут не только в уважении к истории, но и в материальном факторе. Мощные фортификационные сооружения превращены в музеи, посещаемые множеством туристов. Они оставляют деньги не только в музейных кассах, но и в окрестных отелях, барах. А у нас┘

Вот передо мной ксерокопия секретного письма от 27 июня 1959 года. Документ подписан заместителем министра обороны Андреем Гречко и заместителем председателя Государственного комитета по оборонной технике (ГКОТ) Сергеем Зверевым. Адресован – заместителю председателя Совета Министров СССР Дмитрию Устинову. Читаю: «Рассмотрев вопрос о целесообразности хранения трофейной немецкой железнодорожной артсистемы калибра 850 мм, считаем возможным списать и сдать эту систему в лом, так как она не представляет какой-либо ценности».

Речь идет о самой большой пушке в мировой истории – «Доре». Той самой, которая обстреливала Севастополь и была «разбомблена» нашей авиацией под Ленинградом, а затем отправлена для ознакомления на завод «Баррикады» в Сталинград. Представим на секунду, какую сенсацию вызвало бы сейчас экспонирование этого монстра в Москве или Волгограде.

Однако было бы полбеды, если бы у нас так безжалостно расправлялись только с германскими раритетами. Раскрываю сентябрьский 2008 года номер военно-исторического журнала «Балтфорт», издаваемого в Риге. С его страниц граждане Латвии обращаются с просьбой к президенту России сохранить 406-мм и 305-мм артустановки Ржевского полигона в Ленинградской области. Дело в том, что его огромную территорию планируется продать частным лицам. (По другой версии, на торги выставят только часть земли, принадлежащей Сухопутным войскам, а другая останется в ведении ВМФ.) Между тем на полигоне находятся десятки уникальных артиллерийских и ракетных установок. Куда их денут?

Постепенно передаются в частные руки форты Кронштадта. Речь идет об укреплениях на южном побережье Финского залива («Красная Горка» и «Серая Лошадь»), на острове Котлин («Риф», «Константин» и др.), на искусственных островах. Их уникальные орудия наши адмиралы отправили на лом еще в 1960–1970-х годах. Одному Господу Богу ведомо, что теперь сделают с этими фортами «новые русские». А ведь рядом находится бедная ресурсами Финляндия, которая сумела сохранить как старые русские крепости XIX века, как, например, Свеаборг, так и свои береговые батареи постройки 1920–1944 годов. Финны чтят свое прошлое и потому не украли с орудий этих батарей ни винтика.

МУЗЕЙНЫЕ «ПРИХВАТИЗАТОРЫ»

Кстати, за погибающими историческими раритетами не обязательно ездить на Ржевку или в Кронштадт. Они разбросаны и по матушке-Москве. Зайдем, к примеру, в Новодевичий монастырь. В нише одной из его башен валяется несколько уникальных орудий XIX – начала ХХ веков. Среди них единственный сохранившийся экземпляр 76-мм короткой пушки образца 1913 года – первого полкового орудия в новейшей истории России. Оно применялось на фронтах Первой мировой, а к началу Великой Отечественной осталось только┘ во флоте.

Уместны ли «боги войны» во вновь действующей святой обители? Или они принадлежат прежнему хозяину монастыря – Государственному историческому музею? Тайна сия велика есть. Пока же закуток используется в качестве туалета, в пушечные стволы всяк кому не лень засовывает мусор...

Между тем 76-мм короткая пушка образца 1913 года могла бы хорошо дополнить большую коллекцию артиллерийских орудий ХХ века, находящуюся в залах и на смотровых площадках Центрального музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе. Там, кстати, есть свободное место для многих десятков и даже сотен пушек, минометов, танков.

Со времен царя Гороха в подмосковном поселке Бабушкин существовал сверхсекретный объект – Арсенал ГРАУ (в/ч 42697). Сейчас его земля готовится к продаже частным лицам. И опять возникает вопрос: что будет с уникальными опытными орудиями, хранящимися на объекте? Вот, к примеру, с виду невзрачная 95-мм пушка Ф-28. А между тем это – шедевр инженерной мысли Василия Грабина, создавшего дуплекс 95-мм пушки и 122-мм гаубицы на одном лафете. Однако генералы потребовали сконструировать еще более мощную дивизионную пушку калибра 107 мм. Естественно, сотворить такую «дивизионку» не удалось. Затем началась война, и все забыли о секретном изделии Ф-28.

Кто сейчас знает, что самыми мощными в мире из нестационарных сухопутных орудий были 210-мм пушка С-72 и 305-мм гаубица С-73 конструкции того же Грабина? Работы над ними велись с 1949 года под грифом «Сов. секретно». А потом Никита Хрущев приказал прекратить все работы над тяжелой артиллерией и тоже в совсекретном порядке. Оба опытных образца – С-72 и С-73 – попали в Арсенал в поселке Бабушкин, а затем куда-то делись.

Автор часто спорил с военными историками и офицерами ПВО, которые дружно доказывали ему, что в СССР не было зенитных пушек калибром больше 130 мм. На самом же деле испытывалось как минимум три типа «стратосферных» 152-мм пушек, потолок стрельбы которых позволял достать знаменитый «Локхид» U-2. Несколько 152-мм пушек входили в систему ПВО Баку. Уцелела только одна 152-мм опытная пушка КС-7, которая еще полгода назад стояла под открытым небом в поселке Бабушкине, а ныне, говорят, исчезла в неизвестном направлении.

Опытные системы из Арсенала ГРАУ могли бы украсить любой музей, а «за бугром» за них охотно заплатили бы миллион и более долларов или евро. Не пора ли понять, что танк или пушка, существующие в одном экземпляре, такой же раритет, как картина Рембранта или Ван Гога.

Хотелось бы быть правильно понятым. Я не против приватизации земель, ставших ненужными военным. Но все уникальные объекты должны быть сохранены. И тут не надо «изобретать велосипед». В Западной Европе давно изданы законы об охране исторических памятников, находящихся как в государственной, так и в частной собственности. Сложившаяся десятилетиями практика исполнения этих законов позволяет уберечь от разрушения, разграбления и замки XI столетия, и форты XIX века.

Малосерийным, а тем более опытным орудиям место только в музеях. А музеи могут быть и государственными, и частными. Главный критерий – полная сохранность экспонатов, а также возможность за умеренную плату постоянного доступа к ним, ко всей документации на них посетителей. К сожалению, многие государственные музеи еще в конце советского периода были приватизированы «товарищами Сааховыми», не отличавшими своих баранов от государственных.

До 1917 года смотрителей наших музеев отличали доброта и стремление поподробнее рассказать все любознательным посетителям. Таких можно встретить и по сей день. Но чаще сейчас правят бал «прихватизаторы». Вот стоит в музее интересный образец. Под ним лаконичная надпись: «80-мм германская пушка». Экскурсовод за подробностями отправляет меня к вальяжному старшему научному сотруднику. На вопрос, нельзя ли узнать характеристики пушки и посмотреть ее формуляр, «ученый муж», нагло глядя в глаза, отвечает, что с документацией ведется работа и со временем ее опубликуют, а пока никому и ничего показано не будет.

Подобные «товарищи Сааховы» давно уверены, что содержимое музея – их частная собственность. Эти «эсэнэсы» терпеливо ждут, пока кто-то заплатит за документы, фотографии экспонатов большую сумму в валюте, разумеется – не через музейную кассу. Своей главной задачей эти люди считают как можно меньше показывать и рассказывать посетителям. Все наиболее интересное, если позволяют габариты, упрятано в запасники.

Что касается любой документации, то тут тоже «от ворот – поворот». И не только потому, что с ней «работают», но и по причине секретности. Нет, автор не шутит. Вот, к примеру, во дворе Музея артиллерии, инженерных войск и войск связи в Санкт-Петербурге стоит огромный 420-мм миномет 2Б2, а в Москве в Центральном музее Вооруженных сил – 305-мм пушка СМ-54 (2А3). Уже полвека по обеим системам лазают детишки и взрослые, а вся документация (даже весогабаритные данные) до сих пор секретна. Любопытно, бюрократы просто забыли снять гриф или кто-то ждет щедрый гонорар от состоятельного покупателя?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Дистанционное голосование массированно протестируют на низовых выборах

0
492
Судебная система России легко заглотила большого генерала

Судебная система России легко заглотила большого генерала

Иван Родин

По версии следствия, замглавы Минобороны Иванов смешал личные интересы с государственными

0
790
Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Екатерина Трифонова

Принимать решения без присутствия всех сторон процесса получается не всегда

0
557
Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

0
323

Другие новости