0
2230
Газета История Интернет-версия

10.07.2009 00:00:00

Об одном уроке двух войн

Самуил Штутман

Об авторе: Василий Васильевич Панченков - полковник, Самуил Маркович Штутман - кандидат исторических наук.

Тэги: полтавская битва, победа, марш


полтавская битва, победа, марш А они мечтали промаршировать по улицам Москвы победителями.
Фото предоставлено авторами

Исполнилось триста лет Полтавской битве. Победа в ней для нашей страны – предмет особой гордости, доказательство того, что с Россией нужно считаться как с могучей державой. Для нас это факт истории и объект исторических изысканий. Мы со школы помним пушкинские строки:

Но близок, близок миг победы.

Ура! мы ломим; гнутся шведы.

О славный час! о славный вид!

Еще напор – и враг бежит.

У автора поэмы «Полтава», хорошо знавшего все перипетии судьбоносного для Отечества сражения, ставшего решающим событием Северной войны (1700–1721), были основания так написать. В братской могиле русских воинов покоятся останки павших под Полтавой 1345 человек, а некогда сотрясавших всю Европу воинственных шведов полегло свыше 9 тысяч – это каждый третий воин неприятельской армии.

Остатки шведских войск попытались переправиться через Днепр, но были окружены конницей под командованием Александра Меншикова. 19 тысяч солдат и офицеров противника сложили оружие – больше половины всей вторгшейся в сентябре 1708 года в Россию армии короля Карла XII.

А некоторое время спустя состоялась показательная акция: около 22 тысяч взятых в полон шведов провели через Москву. Затем разделили и разместили в Астрахани, Казани и Архангельске, а потом и вовсе отправили в Сибирь. Многие пленники осели на чужбине и, кстати, кое-чему полезному научили сибиряков, поскольку те к ним отнеслись совсем не враждебно.

В России вообще было принято гуманно относиться к военнопленным. Так было и после Отечественной войны 1812 года, когда многие солдаты и офицеры французской армии, сдавшиеся русским войскам, сумели ассимилироваться в России, ставшей им второй родиной. А в начале Первой мировой войны – 7 октября 1914 года – император Николай II утвердил Положение о военнопленных, в котором предписывалось с ними «обращаться человеколюбиво» как «с законными защитниками своего отечества».

Прием с показом в столице страны пленных повторил Сталин. 65 лет назад – 17 июля 1944 года – через Москву под конвоем войск НКВД провели более 57 тысяч германских военнослужащих. В основном они сдались советским войскам в ходе Белорусской стратегической наступательной операции, когда была наголову разгромлена немецкая группа армий «Центр».

Ветеран Внутренних войск, участник Великой Отечественной войны полковник Василий Сабуров так вспоминал это событие:

«┘5 июля 1944 года столица нашей Родины Москва салютовала воинам 3-го и 1-го Белорусских фронтов, освободивших столицу Белоруссии от гитлеровских захватчиков.

Восточнее Минска оказалась в окружении крупная фашистская группировка, насчитывающая более ста тысяч человек. Вскоре она была ликвидирована.

Дивизия (в будущем – дивизия имени Ф.Э.Дзержинского, ОМДОН. – Авт.) получила приказ – подготовить караулы по 20 человек каждый для конвоирования военнопленных из-под Минска в Москву. А 17 июля по центральным улицам Москвы – Ленинградскому шоссе, улице Горького, Садовому кольцу под конвоем солдат и командиров нашего полка прошли 57 600 военнопленных. Они двигались широкими колоннами по двадцать человек в шеренге. Около трех тысяч таких шеренг образовали непрерывный поток. И когда его голова поворачивала на площадь Маяковского, хвост еще продолжал извиваться на Ленинградском шоссе у Центрального аэродрома┘

Одна из колонн повернула на Крымский мост. Путь ее лежал мимо выставки трофейного оружия. Шепот прошел по колонне. Поверженный враг встретился со своей, тоже поверженной техникой. Солнце заливало огромную территорию выставки. Мимо нее бесконечной чередой тянулись серо-зеленые колонны понурых врагов.

Вблизи площади Маяковского какая-то старая женщина со слезами обнимала нашего бойца, благодарила за то, что спас от ужасов гитлеровского рабства. Чувства и мысли миллионов советских людей хорошо выразил наблюдавший эту картину Герой Советского Союза старший лейтенант Власенко. Газета «Правда» писала тогда об этом: «Высоко подняв над головой своего сына Женю, он сказал: «Смотри, сыночек, смотри, не забывай. Только в таком виде могут враги попадать в нашу столицу┘»

Пленные прошли, последняя колонна скрылась за поворотом. Точно в срок они были погружены в эшелоны и отбыли к местам назначения. И сразу же за ними проехали уборочные и моющие машины. Они вымыли и очистили асфальт, которого коснулась нога гитлеровца. И будто вся Москва вздохнула свободно».

Вот такие аналогии прослеживаются между двумя событиями, которые разделяют почти 250 лет. Словом, один урок двух войн.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
1086
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
1300
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
1554
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
1123

Другие новости