Карикатура, появившаяся в британском журнале War illustrated после подписания советско-германского договора.
Дискуссии о том, на ком лежит основная ответственность за развязывание Второй мировой войны, не стихают аж с 1945 года. Причем на протяжении последних лет многие ученые мужи, политики и общественные деятели западных стран, бывших советских республик, не исключая Россию, все чаще называют двух главных виновников – нацистскую Германию и сталинский СССР.
МИР, ПОРОДИВШИЙ ВОЙНУ
Между тем впервые разговоры о новой бойне глобального масштаба начались в┘ марте 1919 года в кулуарах Версальской конференции, призванной подвести черту под завершившейся в ноябре 1918-го Великой войной. В ходе дискуссии о Польше британский премьер Дэвид Ллойд Джордж открыто заявил: «Не надо создавать новую Эльзас-Лотарингию». Действительно, вопрос об Эльзас-Лотарингии на протяжении десятилетий отравлял франко-германские отношения и стал одной из главных причин начавшегося в 1914 году вооруженного противоборства между ведущими государствами Европы.
Впрочем, после заключения Версальского мира и на другом конце Старого Света – в Москве, из уст вождя российских коммунистов Ленина – также прозвучало предупреждение о неизбежности новой мировой войны. В том же 1919 году была определена и точная дата ее начала – 1939 год. Маршал Франции Фердинанд Фош заявил: «Версаль – не мир, а перемирие на 20 лет».
Следовательно, Вторую мировую войну породил Версальский договор. Почему? Страны Антанты расчленили две могущественные страны планеты - Германию и Россию. Миллионы людей, считавшие себя русскими и немцами, оказались в новоизобретенных государствах на положении людей второго сорта.
Армия Германии была сведена до уровня полицейских сил. Веймарской республике, возникшей после германской Ноябрьской революции 1918 года, было запрещено иметь любые самолеты, включая спортивные, и даже воздушные шары. Она фактически теряла суверенитет над своей территорией. Так, на все ее аэродромы могли совершенно беспрепятственно садиться самолеты союзников по Антанте, которые имели право летать куда угодно и когда угодно. Кильский канал, связывающий Балтийское и Северное моря, должен был быть всегда открыт для прохода торговых и военных (!) кораблей бывших противников немцев. Были объявлены международными путями реки Эльба, Одер, Неман и Дунай (от Ульма до впадения в Черное море).
У Германии был отнят весь военный флот, кроме шести старых линкоров-додредноутов (они вступили в строй еще в качестве эскадренных броненосцев), ей категорически запрещалось строить любые подводные лодки.
Кстати, Антанта вместе с белогвардейцами уничтожила или украла 3/4 российского военного флота, а также до 90% гражданского. До середины 1930-х годов в СССР самый большой торговый флот был на┘ Каспии. Дело в том, что советские моряки сумели отбить уведенные суда в персидском порту Энзели.
Автору не известен ни один историк, который посмел бы утверждать, что Россия и Германия могли бы нормально существовать в таких условиях с течение последующих десятилетий. Неудивительно, что русские и немцы в 1920–1930-х годах болезненно переживали оскорбления и унижения, нанесенные им Антантой.
Самое любопытное, что ни Россия, ни Германия не были главными зачинщиками Первой мировой войны. Мало того, те, кто управлял ими в 1914-м, к 1919 году были казнены или отправлены в изгнание. Еще в октябре 1917 года Ленин предложил немедленный мир «без аннексий и контрибуций». Лидеры Антанты и не подумали вступить с ним в дискуссию, и призыв руководителя большевиков остался гласом вопиющего в пустыне. Ко всему тому русский народ хорошо запомнил, что творили просвещенные европейцы в 1918–1919 годах в Одессе и Мурманске, Севастополе и Баку. Причем большинство белогвардейцев ненавидели англичан и французов не меньше красных. А кто не верит, пусть почитает мемуары белых генералов и офицеров.
Нравится это кому-то или нет, но новая мировая война началась бы даже в том случае, если бы ефрейтор Адольф Гитлер погиб в 1918 году в ходе газовой атаки. Вторая мировая была неизбежна при любом варианте, кто бы ни пришел к власти в Германии. Если бы произошла реставрация монархии и на германском престоле вновь оказался бы Вильгельм II. Если бы германским рейхсканцлером остался бы фон Папен или им стал бы Эрнст Тельман.
И ЛАВИРУЕМ, И ПОМОГАЕМ
Можно ли считать ввод двух немецких пехотных батальонов в Рейнскую область агрессией? Как присоединение Австрии к Германии – так называемый аншлюс – могло квалифицироваться как агрессия, если его поддерживало абсолютное большинство австрийцев? Ах, австрийские социал-демократы и коммунисты были недовольны. А чем? Аншлюсом или тем, что объединение всех немцев провели без них? Еще в 1918 году аншлюс попытался осуществить австрийский парламент, но эта попытка была пресечена Антантой. Те же социал-демократы лишь осенью 1933 года убрали из партийной программы пункт об объединении Австрии и Германии. А представим себе, какой грандиозный праздник состоялся бы в Москве, если бы аншлюс провел Эрнст Тельман.
Председатель Совета народных комиссаров и нарком СССР Вячеслав Молотов в 1939 году не без оснований назвал Польшу «уродливым детищем Версальского пакта». В самом деле, свыше 40% населения Польши образца 1921 года являлись немцами, русскими, украинцами, белорусами и т.д. А среди оставшихся 60% не менее полутора миллионов были лемками, кашубами и другими славянами, которых принудительно записали поляками и запретили разговаривать на своих родных языках.
В Чехословакии представителей титульной нации, то есть чехов, оказалось около половины, немцев – 25%, словаков – 18%, остальные были закарпатскими русинами. То есть около половины населения не желали жить в новом государстве. Лоскутная Чехословацкая республика могла существовать лишь на штыках Англии и Франции до 1938 года и на советских – до 1991 года. Как только штыки исчезали, Чехословакия начинала разваливаться.
Правительства Антанты умышленно создали цепь государств-лимитрофов в качестве санитарного кордона против Германии и России. (Замечу, что, на мой взгляд, и сейчас США пытаются включить в НАТО ряд пограничных с РФ государств для создания аналогичного кордона.)
Но самое любопытное, что правящие круги стран-лимитрофов вместо того, чтобы заняться внутренними проблемами, восхотели создать собственные империи: Великую Финляндию, Польшу «от можа до можа», то есть от Балтики до Черного моря, и Великую Румынию с Одессой и Николаевым. В такой сложной внешнеполитической ситуации советское правительство оказалось перед выбором: стать на сторону Англии и Франции или стран, обиженных Версалем, то есть Германии, Италии и Японии.
Если следовать математической логике, то СССР следовало бы блокироваться с Германией, поскольку только в союзе с ней можно было навсегда сломать «санитарный барьер» Антанты. Но сделать это помешал субъективный фактор: после ожесточенной борьбы с коммунистами к власти в Германии пришел Адольф Гитлер.
Фюрер начал заигрывать с западными державами, обещая устроить крестовый поход на восток с целью уничтожения большевизма. Не следует забывать и то, что Гитлер был не немцем, а подданным Австро-Венгрии, люто ненавидевшим русский народ. Кстати, достаточно лишь беглого просмотра «Майн кампф», чтобы сразу увидеть физиономию обиженного славянами австрийца.
Помимо этого в 1932–1933 годах японские армии вышли на дальневосточную границу СССР. Судьба советского Дальнего Востока (да и всей Сибири) повисла на волоске Транссибирской магистрали.
В конце концов Сталин принял единственно возможное в сложившейся обстановке решение – лавировать между двумя враждебными России блоками, стараясь максимально оттянуть вступление СССР в любой конфликт.
Тем не менее, когда в Испании начался франкистский мятеж и Германия направила туда не менее 50 тыс. военнослужащих, а Италия – около 200 тыс. плюс несколько десятков крейсеров, эсминцев и подводных лодок, СССР оказался единственной в мире страной, пришедшей на помощь правительству Испанской республики. На Пиренейский полуостров Советский Союз отправил 648 самолетов, 347 танков, 60 бронеавтомобилей, 1186 артиллерийских орудий, а также 3 тыс. добровольцев, 189 из которых погибли в боях.
В 1937 году японские войска развернули наступление на центральные и южные районы Китая. И тогда из СССР китайская армия получила 1285 самолетов, 82 танка, 1600 артиллерийских орудий. В Китае находились 3665 наших военных советников, 227 из них погибли, сражаясь с японцами. При этом речь идет только о помощи гоминдановскому правительству Чан-Кайши, данные же о поддержке Москвой коммунистических сил Мао Цзэдуна до сих пор закрыты.
Как видим, Советский Союз направил в Испанию и Китай военной техники больше, чем имелось на тот момент в армиях Польши или Финляндии. Мало того, с весны 1938 года по лето 1939 года СССР предоставил Чан Кайши три займа на общую сумму 250 млн. американских долларов. Любопытно, что за тот же период банки США предоставили кредиты примерно того же объема, но только Японии...