Петр Первый.
Картина художника Валентина Серова
8 февраля 1725 года умер первый российский император. Кто только из последующих правителей нашего Отечества не пытался ему подражать в смелости замыслов и масштабе свершений! Но мало у кого это получалось...
Пушкин не случайно сказал о Петре Великом, что он «один есть целая всемирная история». Государственное творчество царя-преобразователя привело к созданию мощной победоносной империи, новой экономики, регулярной армии, флота, к развитию и распространению науки, расцвету культуры и искусства. Все начинания учинялись им «справно, с добрым мастерством», на «твердых основаниях» – не «на песке».
Влияние Петра – во всех наших победах, одержанных и после него. Без Петра не было бы ни Ломоносова, ни Суворова с Ушаковым, ни Пушкина, ни золотых веков русского военного искусства и русской культуры. Не было бы трехсотлетнего нашего существования как великой мировой державы.
Творца Российской империи не стало 285 лет назад. Но, как и другие колоссы русской истории, Петр – всегда со своей страной. Мы все его вечные должники. И нам никогда нелишне вспомнить о нем, тем паче, что он до сих пор способен вдохновить и научить. Было бы желание учиться и вдохновляться.
ПРИМЕР СЛУЖЕНИЯ
Петр не просто царь и полководец, радикальный преобразователь страны, но – поистине «отец Отечества», «сын Отечества», «слуга Отечества». Он искренне считал, что высший долг, честь и ответственность правителя заключаются в том, чтобы самоотверженно, верно и со знанием дела служить своей стране, руководствоваться государственным интересом, а не корыстью и пристрастиями.
«Трудиться о пользе и прибытке общем», «не щадить трудов и собственной жизни» должны были все классы и сословия без исключения. И прежде всего сам царь. Просто, обыденно сообщает он (в то время полковник и морского флота капитан-командор), например, о победе над шведами при Добром (1708 год): «Я как почал служить, такого огня и порядочного действия наших солдат не слыхал и не видал». Напомним, что начинал свою службу «Петр Михайлов» бомбардиром Преображенской роты и корабельным плотником, получая последующие сухопутные и морские чины по ратным заслугам.
При нем военная служба становилась главной (приоритетной). Воинская обязанность распространялась на все сословия, и в первую очередь на дворянство. При этом на службе знатность считалась «по годности и личным заслугам». По тем же основаниям, а не по старшинству сыновья наследовали имение отца. Все, будь то русский или иноземец, «благородный» или «простой», у кого была «охота» служить и стремление оказывать услуги Отечеству, могли добиться дворянства, высокого положения и титулов. Многие «птенцы гнезда Петрова», начиная «с солдатского фундаменту», в итоге становились «орлами»: князьями, графами, баронами, генералами, выдающимися военачальниками. Вспомним Александра Меншикова, Никиту Демидова, Ибрагима Ганнибала и других.
Служением «для пользы государству», Отечеству оправдывались громадные жертвы, к которым призывал царь свой народ, те суровые меры, перед которыми он не останавливался в достижении намеченных целей.
За нарушение же государственных интересов Петр карал сурово, устрашающе, пожертвовал и собственным сыном, не пожелав передавать власть «непотребному», не стремящемуся служить по примеру самого Петра «ко благу и чести Отечества».
Крайне важно, что Петр осознанно закладывал правовую основу жизнедеятельности государства. Им издано свыше 4000 указов, отправлено не менее 10 тыс. личных письменных указаний. Лично царем созданы такие уникальные законодательные акты, как Воинский и Морской уставы. «Необузданный и самовластный» правитель стремился к тому, чтобы вся страна жила и действовала по закону, суду и уставу, «истинно и справедливо». Законодательство Петра не скупится на угрозы («бить нещадно», «казнить без всякого милосердия»), но оно же изначально – «для вырасумления людем» – нацелено на сознательное исполнение закона, на просвещение, толкование, воспитание и только потом – грозит наказанием.
КУЛЬТ УЧЕБЫ И ТРУДА
«На троне вечный был работник». Именно это качество, подчеркнутое Пушкиным, прежде всего характеризует Петра. С раннего утра и до позднего вечера он трудился, засучив рукава. Постоянно учился, дабы преодолеть «неискусство наше во всех делах». И тем – служил подданным (и потомкам) блистательным примером.
Усвоив истину: знание – сила, он досконально изучает технику военного дела и военное искусство, обучается строительству кораблей, непосредственно знакомится с передовым опытом зарубежных стран, читает книги по администрации и военному делу, торговле, промышленности, принимает участие в составлении «Гистории Свейской войны», создает и редактирует первую русскую газету, слушает лекции по анатомии, овладевает в совершенстве 14 ремеслами┘
Именно на «ученой» основе царь создает новую Россию. Вся его преобразовательная деятельность становится практической школой обучения. Даже война со шведами превращается в длительную боевую школу, в которой усваивалась наука побеждать «малой кровью».
Петр ясно понимал: Россия возродится знаниями, наукой и искусством, героическими усилиями умелых (ученых), мастеровитых, трудолюбивых людей. Он считал, что только постоянной учебой и «непомерными трудами» можно вывести Отечество «из непроходимого мрака невежества к свету», усвоить себе «прежние греческие искусства, науки и образ жизни», распространившиеся давно уже по всем европейским землям. Заставлял всех «любоохотно» учиться нужным Отечеству делам и искусствам. Когда сам учился за границей, слал домой письма с печатью, на которой была надпись: «Аз бо есмь в чину учимых и учащих мя требую». Приглашал в страну «искусных и добрых» специалистов (в том числе и иностранных офицеров). Продвигал по службе только достойных: радетельных, верных, знающих, ученых и умелых. Утверждаемый им культ практической учебы, диковинная в ту пору обязанность овладевать знаниями, для многих служили мотивом к тому, чтобы «быть непрестанно в ученье».
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
Закономерным следствием непрестанного обучения и труда было всестороннее развитие личности, что также – на пользу Отечеству. Безусловно, в своем преобразующем импульсе Петр использовал жесткое, порой жестокое принуждение, но все же более опирался на «достойных помощников и слуг Отечеству», «искусных охочих к делу людей». Не только умел находить, но сам же готовил их.
Известный историк Евгений Шмурло отмечал: «Петр весь был жизнь: про него нельзя сказать, чтобы он когда-нибудь остановился в своем развитии. Он всегда совершенствовался, и его горизонты, понимание государственных нужд всегда росли, умственно мужали. Это совершенствование, эту жажду духовного роста он хотел вдохнуть и в ту Россию, которой так беззаветно отдал свои силы. «Благо России» Петр видел не в одном внешнем могуществе ее, но и в развитии ее духовных сил┘ Петр признал права личности. В допетровский период русской истории начало личности в жизни совсем не проявлялось, и сама личность как бы вовсе не существовала. Были люди, но не было человека. Русская личность стала выделяться из общей массы лишь с Петра Великого┘»
Развитие, становление личности прежде всего было характерно для военного человека. По Петру – военные люди должны быть с «люблением чести», «рассуждение иметь». Уважение к военнослужащему ярко выражено было уже в уставном определении: «Имя солдат просто содержит в себе всех людей, которые в войске суть, от вышнего генерала, даже до последнего мушкетера, конного и пешего».
Государь неустанно побуждал людей действовать подготовлено, расчетливо, предприимчиво, инициативно, творчески, здраво, с правым умом и «под ответом» (с рассуждением). «Выше всех добродетелей – рассуждение, ибо всякая добродетель без разума пуста», – говорил Петр. Отмечал: «Больше побеждают разум и искусство, нежели множество». Бывало, грозил «жестоким истязанием за нерассуждение». Именно с этой же целью обязывал проводить «воинские консилии» (советы).
СОЗДАНИЕ «ПРИБЫЛЬНОЙ» ВОЕННОЙ СИЛЫ
С первых дней своего царствования Петр неустанно трудился над «искусным учреждением нашего воинского дела». Заметим – он занимался созданием новых вооруженных сил, а не реформировал старую поместную систему, в которой не было настоящих регулярных войск, а тем более флота. Поэтому общепринятый термин «военная реформа» умаляет значение осуществленной Петром революции в военном деле, ибо ставит ее в один ряд с другими военными преобразованиями, не всегда удачными и полезными, а подчас разрушительными для Российского государства.
В основу «прибыльной» вооруженной силы закладывались регулярность, духовная мощь, новое военное искусство. После неудачного похода к Азову Петр заявил: «Без регулярного войска государству быть нельзя». И стал его энергично «учреждать»: сначала формированием отборных гвардейских полков (Преображенского и Семеновского) и созданием военного флота, а с 1699 года – набором новых пехотных и драгунских полков.
Военно-морская сила создавалась Петром с нуля и с установкой: «Быть совершенному флоту морскому в России». Флот нужен был для развития морской торговли, успешного «воевания» с Турцией и Швецией (морскими державами), для выхода России к морям, на широкие океанские просторы.
Петр сохранил в составе национальной вооруженной силы традиционно входящие в ее состав гарнизонные войска и иррегулярную (казачью и иную) конницу. Последняя была нужна как дополнительная самобытная сила, незаменимая к тому же в малой партизанской войне против более сильных шведских войск на первом этапе Северной войны.
В целом же новые, преимущественно регулярные вооруженные силы имели в своем составе все рода войск (даже морскую пехоту). Они были «искусно сочинены, под правое и порядочное обучение и к пристойному управлению подведены», укомплектованы «добрыми и искусными людьми», находились на полном государственном обеспечении. Для их «доброго» снабжения и передового вооружения была создана мощная военная промышленность. Так родились вооруженные силы, в которых страна нуждалась, а не к которым она привыкла.
Комплектование велось на основе всесословной повинности: рекрутскими наборами для податных сословий (крестьянство и др.) и обязательной воинской (офицерской) службой для всего дворянства. В связи с пожизненными сроками и постоянством службы общенародная по источникам комплектования армия отделялась от гражданского общества, превращалась в особое военно-профессиональное сословие в государстве. Это позволяло ей заниматься только своим ратным делом, давало все возможности для развития военного искусства и всестороннего совершенствования. Постоянно участвуя в боевых действиях (школа войны), находясь в непрестанном процессе обучения и воспитания, сплоченная крепкой дисциплиной и продуманными уставами, эта новая армия становилась эффективной боевой организацией, способной добиваться «викторий нетрудных», «малой кровью» одержанных.
Подчеркнем, Петр был против содержания «великих армий», стремился, как это делали почитаемые им Юлий Цезарь и Густав-Адольф, побеждать противника «разумом и искусством», качеством, а не множеством. Идеалом этих великих полководцев, как и самого Петра, была малая армия, находящаяся в постоянной готовности и «надежно великие дела творящая».
Войска русской полевой армии состояли из полков (постоянных высших соединений при Петре не было), а в бригады, дивизии, корпуса и армии полки соединялись временно, по необходимости («и бывает то непостоянно, ибо прибавливается и умаляется по случаю»).
До Полтавы на театре войны у Петра действовали только две-три армии, а также несколько отдельных отрядов (всего регулярных войск – 131 000 человек). В Полтавском сражении с русской стороны участвовало 50 тыс. человек (против 30 тыс. шведов), реально же биться пришлось только первой линии боевого порядка (10 тыс. воинов).
От командиров требовалось войска «непрестанно тому обучать, как в бою поступать». Солдаты и офицеры воспитывались (духовно укреплялись и развивались) длительной боевой школой, малыми и большими победами. Они приучались к жизни по заветам Божьим и законам чести, к «долгу верного служения» в регулярных частях (к чему ранее было отвращение), к дисциплине и воинскому порядку, к уставным требованиям, к «безконфузству, ибо┘ сие едино войско возвышает».
Регулярный характер нового войска выражался не только в постоянной организации, обучении, законах и уставах, воспитании «храбрых сердец», «добром порядке», но и в «справном вооружении», в постоянной отеческой заботе о людях: их хорошем снабжении, пропитании, медицинском обслуживании, призрении отставных и увечных. Это направление деятельности Петр рассматривал как важнейшее, «отчего дух укрепляется и возникает охота к службе» («справное содержание армии – наиглавнейшее дело суть»).
Воины русской армии начала XVIII века. Рисунок из книги «Регулярная пехота 1698–1801» |
«ОФИЦЕРАМ – ДВОРЯНСТВО И ПЕРВОЕ МЕСТО»
Главнейшим элементом своей новой военной системы Петр считал «добрых, честных и искусных» людей. Этих людей он организовывал, обучал, воспитывал. В воинской среде особо было выделено дворянство, поголовно несшее обязательную офицерскую службу («освободилось» оно от этого только при Екатерине II). Это высшее сословие России стало основной движущей силой петровских преобразований, командным составом вооруженной силы, «душой армии», носителем ее духа и идеологии, порядка и дисциплины, военного искусства и традиций.
Офицерская служба ценилась Петром очень высоко. В 1711 году в одной из своих многочисленных записных книжек царь изложил для принятия Сенатом пункт: «Офицерам – дворянство и первое место». При этом Петр предъявил своему командному составу высочайшие требования. Офицеры должны были начинать службу с солдатского фундамента, быть «верными и честными, добрыми и искусными», заботящимися о солдатах «яко отцы о детях». Они обязаны были хранить государственный интерес, не допускать «лихоимства, сребролюбия, похлебства», других пороков и злоупотреблений, не совместимых с высоким офицерским званием. И им, конечно же, следовало знать военное дело, содержать порядок в части, обучать подчиненных, подавать личный пример в дисциплине и храбрости, точно (но и «с рассуждением» и «под ответом») выполнять указы и приказы, быть активными и инициативными в бою.
Основные требования к офицерскому составу Петр прописал в обязанностях командующих лиц. Один лишь пример из Воинского устава:
«Генерал-фелтмаршал, или аншефт, есть командующий главный генерал в войске┘ Его чин такой, сиречь всякой, чтоб был не точию муж великого искусства и храбрости, но и доброго кондувита [годности], которого бы квалитеты [или качества] с добродеянием и благочестивою справедливостию связаны были. Ибо храбрость его неприятелю страх творит, искусство его подвизает людей на него твердо уповати и о виктории и благосостоянии весьма обнадеживанными бытии. Добрые его кондувиты возбуждают послушание и умножают сильно ауторитет [или власть его] с учтивостью, которую отдавать ему все должны. Прозорливый его кондувит и заботливое попечение содерживает всю армию и творит ее щастливо к бою. Добродеяние его и справедливость привлекают к себе все сердца всея армеи как офицеров, так и рядовых┘ Аншефта (то есть главного генерала. – Авт.) можно уподобить с человеческой душою, ибо без нее никому действовать можно: тако имеют и генералы наизнатнейшие части человеческим душам быть, для того, что чин генеральский великой важности есть. Того ради требует оный, сие звание, который бы свою храбрость, искусство и верность в различных главных акциях чрез знатные службы оказал┘»
Продвижение по службе осуществлялось не по старшинству, а «по достоинствам и заслугам». Офицером можно было стать только после обязательной солдатской службы. В «Указе Воинской коллегии об офицерах и о балатировании» (от 1 января 1719 года) говорится: «1. Чтоб никакова человека ни в какой офицерский чин не допускать из офицерских детей и дворян, которые не будут в солдатах в гвардии, выключая тех, которые из простых выходить в офицеры станут по полкам. 2. Чтоб чрез чин никого не жаловать, но порядком, чин от чину возводить. 3. Чтоб выбирать на ваканции балатированием из двух или из трех кандидатов».
За боевую негодность и плохую службу можно было опуститься в низший разряд, оказаться гребцом на галерах и даже головы лишиться. В «Учреждении к бою» в одном из пунктов записано: «И ежели который в том неискусен явится, а нижний лучше учинит, то верхнего сводить на низ, а нижнего на верх, чрез которую юстицию у всех охота и страх прирастут. Кто же в том станет манить [потворствовать] и тот во время может своею головою заплатить».
В то же время каждый достойный (усердный к службе, способный, заслуженный и «ученый») офицер, даже солдат петровской армии мог рассчитывать на постоянное повышение в службе, имел возможность выдвинуться в первые ряды военачальников и действительно носил в своем ранце если не фельдмаршальский жезл, то по крайней мере генеральские эполеты.
«НАУКА ПОБЕЖДАТЬ» ВЕЛИКОГО ЦАРЯ
Петр явился одним из родоначальников нашей русской «Науки побеждать». Среди основных петровских факторов «счастливых викторий» – вера в Бога и любовь к Отечеству, служение государству и государственному интересу (общему благу), наращивание экономической и финансовой мощи страны, духовное творчество армии и народа, праведные (справедливые) цели, «прямое регулярное войско» (снабженное всем необходимым, организованное, обученное и воспитанное), первоклассный офицерский состав, передовое военное искусство, современное вооружение.
Почти в каждом из военных указов Петра имеются конкретные указания на данные факторы. Вот тому пример: «Победу решает военное искусство и храбрость полководцев и неустрашимость солдат. Грудь их – защита и крепость Отечеству». Здесь отражено то, что русское военное искусство имеет духовную суть, в его основе – качества личности и войска.
Применительно к войне со шведами «Наука побеждать» состояла в сочетании предварительной подготовки к отражению агрессора, стратегии измора, малой партизанской войны, активной обороны, отхода с боями в глубь территории страны, подготовленного перехода к контрнаступлению, разгрома противника в «генеральных баталиях» в том числе и на его собственной территории.
Были использованы и следующие стратегические «новации»:
– коалиционный характер войны против Швеции, усиливавший российскую военную мощь и принуждавший противника распылять свои силы и действия по времени и обширному пространству;
– применение в войне не только регулярной и иррегулярной сухопутной силы, но и заново созданного военного флота, что позволило проводить операции на суше и на море (в том числе и совместные – армии и флота), осуществлять десанты, успешно воевать с морской державой;
– использование активной обороны и стратегии изматывания противника наступательной тактикой «малой войны» и партизанских действий;
– согласованное с обстановкой (Петр любил повторять, что «обстановка повелевает») сочетание методичности, расчета, осторожности и решительности, что позволяло действовать «наверняка»;
– детальная разработка важнейших правил действий войск в бою (инструкции о том, «как в бою поступать»);
– четкая организация разведывательной деятельности на стратегическом и тактическом уровнях, чтобы «неприятеля во всем упреждать и опровергать»);
– коллегиальность решений (посредством военных советов) и др.
Петр научил Россию побеждать. В последующей борьбе с турками, немцами и французами расцвело национальное военное искусство, появились выдающиеся полководцы и флотоводцы, зажегся светоч Суворова. Что позволило решить многие исторические задачи.
При всем уважении к суворовскому наследию надо заметить, что во всех больших войнах послепетровского периода России пришлось в основном воевать с использованием «Науки побеждать» Петра Великого. Опираясь на нее, удалось добиться великих побед в Отечественной войне 1812 года и в Великой Отечественной войне.
Правда, эта «Наука побеждать» в обоих случаях использовалась скорее вынужденно и интуитивно, чем сознательно. Упредительно и продуманно подготовиться к отпору агрессора, как это сделал Петр в 1706–1707 годах, не смогли. Да и само доброе имя Петра оставалось в тени. В годы Великой Отечественной войны учредили ордена Александра Невского, Суворова, Ушакова, Кутузова, Нахимова. Почтили и Богдана Хмельницкого. Воюя по петровской стратегии, «забыли» при этом о самом Петре Великом.
Во время недавнего празднования 300-летия Полтавской баталии Петр вновь оказался в тени. Больше вспоминали об изменнике Мазепе, чем о великом русском государе, спасителе и основателе новой России. Не вышло новых серьезных книг о его наследии, о нем самом, не было проявлено должного почитания. А ведь Полтава, возвысившая Россию, – это прежде всего детище и заслуга Петра.
«ПО СТОПАМ И В ДУХЕ ПЕТРОВОМ»
История – наша союзница, если относиться к ней уважительно, использовать ее уроки, богатый культурный потенциал. Петровская эпоха во многом поучительна для нас именно сегодня, когда приходится, как и довелось в свое время Петру Великому, на старой отжившей основе создавать и защищать новую Россию, реформировать армию и флот, воспитывать трудолюбие, деятельный патриотизм, преданность государственным интересам и любовь к военному делу.
Признаем мы это или нет, но для спасения-возрождения сегодняшней России вновь требуются радикальные преобразования. И, если жизнь дорога, осуществлять их придется быстро, в «духе Петровом», памятуя о Петре и его трудах. С установкой на будущее, на наше дальнейшее очеловечивание, на утверждение и расцвет самобытно-великой российской цивилизации (но без имперской маниакальности). С сохранением на сей раз преемственности и накопленной уже духовной культуры, с использованием полезного для нас отечественного и зарубежного опыта «трудиться о пользе и прибытке общем», «ограждать Отечество безопасностью».
Создавая современные Вооруженные силы «в духе Петровом», стоит прислушаться к словам известного военного писателя, профессора генерала Николая Головина:
«Будущая российская армия, несомненно, должна использовать все хорошее и светлое из нашего Великого Прошлого. Она не может отказаться от того духовного капитала, который завещан нам Петром Великим и Суворовым. Только при соблюдении этого условия она достигнет уровня действительно мощной боевой силы. Душа армии выковывается на протяжении веков».