0
12024
Газета История Интернет-версия

25.06.2010 00:00:00

Между мировыми войнами...

Василий Хмельницкий

Об авторе: Василий Александрович Хмельницкий - кандидат исторических наук, доцент, полковник в отставке.

Тэги: война, история, дипломатия


война, история, дипломатия

Винокуров В.И. История военной дипломатии. Военная дипломатия между Первой и Второй мировыми войнами. М.ЗАО «Светлица» 2010, Т.2

Заинтересованные читатели давно ждали выхода этой книги. И автор не заставил их долго ждать: в канун 65-летия Победы в свет вышел 2-й том «Истории военной дипломатии», посвященный деятельности военных дипломатов различных государств в период между Первой и Второй мировыми войнами. Напомним читателям, что 1-й том альманаха под названием «Военная дипломатия от Петра I до Первой мировой войны» появился на прилавках книжных магазинов в конце прошлого года и рецензию на него можно было прочитать в выпуске «НВО» № 6 от 19–25 февраля 2010 года.

Ценность 2-го тома, названного «Военная дипломатия между Первой и Второй мировыми войнами», заключается в том, что в нем подробно рассматривается вклад советских военных дипломатов в дело предупреждения о надвигающейся Великой Отечественной войне и достижения победы в ней. Чем дальше в историю уходят эти события, тем настоятельнее необходимость разобраться, осмыслить деятельность военно-политического руководства СССР в то грозное время. Ведь и сегодня, в дни празднования 65-й годовщины Великой Победы, стоившей Советскому Союзу многих миллионов человеческих жизней, кое-кто продолжает видеть причину неудач и отступления советских войск на начальном этапе войны во внезапности нападения фашистской Германии на СССР. Так было ли это нападение действительно внезапным и неожиданным, «вероломным», знали ли тогдашние руководители СССР об агрессивных намерениях Германии в отношении Советского Союза и о конкретных мероприятиях, проводимых ею в рамках подготовки к предстоящей войне?

После ознакомления с содержанием данной книги ответ на эти вопросы звучит однозначно: да, знали, и, более того, первая тревожная информация, своего рода информация к размышлению, начала поступать по военно-дипломатическим каналам уже в первой половине 1940-го. Количество сообщений о подготовке Германии к войне с СССР росло с каждым месяцем. А в первой половине 1941 года они хлынули в Центр уже потоком.

Как известно, решение начать войну против СССР было принято на совещании Гитлера с руководящими военными представителями в Бергхофе 31 июля 1940 года. Именно после этого германский генштаб и начал разработку плана подготовки войны против Советского Союза под кодовым наименованием «план «Барбаросса», который был утвержден Гитлером 18 декабря 1940 года (директива № 21).

Об этом факте советские военные дипломаты знали уже через 11 дней. Временно исполняющий обязанности военного атташе при посольстве СССР в Германии полковник Н.Д.Скорняков в своем сообщении от 29.12.40 доложил в Центр, что «┘Гитлер отдал приказ о подготовке к войне с СССР. Война будет объявлена в марте 1941 г.».

С этого момента Разведывательное управление Генерального штаба Красной армии постоянно напоминало аппаратам военного атташе о необходимости усилить разведку против Германии. Если в течение всего 1940 года ставилась задача срочно докладывать о всех перемещениях и перевооружении немецких войск вплоть до вопросов их снабжения «лыжным оборудованием для личного состава, материальной части и авиации, а также о подготовке войск к действиям в зимних условиях», то с первых дней 1941 года было выдвинуто требование ≈ выявить передислокацию частей и соединений вермахта к западной границе СССР. Все сообщения по этому вопросу требовалось немедленно докладывать шифроперепиской.

Так, военный атташе при посольстве СССР в Германии генерал-майор Тупиков в ночь с 25 на 26 апреля 1941 года сообщил о том, что «1. В германских планах сейчас ведущейся войны СССР фигурирует как очередной противник. 2. Сроки начала столкновения ≈ возможно, более короткие и, безусловно, в пределах текущего года...».

6 мая 1941-го в совершенно секретной записке Сталину главком ВМФ Кузнецов со ссылкой на военно-морского атташе в Берлине капитана 1 ранга Воронцова доносит: «┘Немцы готовят к 14 мая вторжение в СССР через Финляндию, Прибалтику и Румынию. Одновременно намечены мощные налеты авиации на Москву и Ленинград и высадка парашютных десантов в приграничных центрах».

Помощник военного атташе при посольстве СССР в Болгарии майор Середа 27 апреля 1941-го сообщает в Центр: «1. Немцы готовят удар против СССР. ┘3. Немецкая разведка в СССР дает полные информации по всем вопросам».

9 мая он же докладывает о том, что Германия готовится к началу военных действия против СССР летом 1941 года, до сбора урожая. Через два месяца, согласно его докладу, должны начаться инциденты на советско-польской границе. Удар будет нанесен одновременно с территории Польши, с моря на Одессу и с Турции на Баку.

В сообщении из Будапешта военного атташе полковника Ляхтерова от 01.05.41 говорится о том, что «1. Немецкие войска из Белграда уходят в Польшу и из Виши ≈ в Румынию к советской границе. 2. ...Среди немецких войск муссируются слухи, что через 20 дней Англия снимется со счета как военный фактор и неизбежность войны против СССР в ближайшее время...».

23 мая 1941 года он дополнительно докладывает: «┘2. Словацкий посол и военный атташе считают войну между Германией и СССР неизбежной. Нападение должно быть произведено исключительно мотомеханизированными и моторизованными частями в ближайшее время. Американский военный атташе в Румынии сказал словаку, что немцы выступят против СССР не позднее 15 июня...»

15 июня от него поступает уточнение: «┘2. К 15 июня немцы закончат стратегическое развертывание против СССР. Возможно, что они сейчас и не выступят против СССР, но к этому готовятся, и офицеры открыто говорят об этом».

В телеграфном донесении начальнику Разведуправления Генштаба Красной армии из Бухареста от 28 мая 1941 года говорится: «┘Можно сказать, что (для Германии. – В.Х.) война против СССР вообще не представляет проблемы с военной точки зрения. В два-три месяца немецкие войска будут стоять на Урале. Механизированная русская армия поставит себя под удар немецкого наступления в западной части СССР и будет там разбита наголову в кратчайший срок, так как Красная армия со своим устаревшим броневым оружием и устаревшей авиацией не будет в состоянии устоять перед выступающим и превосходящим количественно немецким оружием, которое далеко ее превосходит. В немецких посвященных кругах нет ни одного человека, который имел хотя бы малейшее сомнение в немедленной победе над СССР».

Военный атташе при посольстве СССР в Югославии генерал-майор Самохин 9 марта 1941 года докладывает: «1. Германский генштаб отказался от атаки английских островов, ближайшей задачей поставлено ≈ захват Украины и Баку, который должен осуществиться в апреле≈мае текущего года, к этому сейчас подготавливаются Венгрия, Румыния и Болгария».

4 апреля от него поступает еще одна шифротелеграмма: «┘2. По сообщению военного атташе Югославии в Берлине, немцы перебрасывают из Австрии в Венгрию 10 пехотных и три бронетанковых дивизий в район Печуй-Сегедин». Он же сообщает, что немцы готовятся в мае напасть на СССР, исходным пунктом для этого будет требование к СССР присоединения к тройному пакту и оказывания экономического содействия. Далее: «3. Против СССР немцы имеют три группировки: Кенигсбергская ≈ генерал Рундштейн. Краковская ≈ генерал Бласковиц или Лист. Варшавская ≈ генерал Бек».

На основе анализа полученной информации начальник Разведуправления Генштаба Красной армии Федор Иванович Голиков подготовил доклад «Высказывания, [оргмероприятия] и варианты боевых действий германской армии против СССР», который 20 марта 1941 года представил И.В.Сталину (полный текста доклада имеется в данной книге). Несмотря на очевидные факты, в докладе делается вывод о том, что «1. ┘Наиболее возможным сроком начала действий против СССР являться будет момент после победы над Англией или после заключения с ней почетного для Германии мира. 2. Слухи и документы, говорящие о неизбежности весною этого года войны против СССР, необходимо расценивать как дезинформацию, исходящую от английской и даже, может быть, германской разведки».

За считанные часы до начала Великой Отечественной войны советский военный атташе генерал-майор Суслопаров, находившийся в неоккупированной зоне Франции, в г. Виши, в радиограмме, посланной в Москву, сообщил:

«21 июня 1941 г.

Как утверждает наш резидент Жильбер, которому я, разумеется, нисколько не поверил, командование вермахта закончило переброску своих войск на советскую границу и завтра, 22 июня 1941 года, они внезапно нападут на Советский Союз».

На этом донесении рукой Сталина красными чернилами была начертана резолюция: «Эта информация является английской провокацией. Разузнайте, кто автор этой провокации, и накажите его».

Личность резидента советской военной разведки во Франции Жильбера (Л.Треппера) была установлена, но наказать его удалось лишь после окончания войны.

Интересно, что в конце войны Суслопаров участвовал в подписании в г. Реймсе предварительного Акта о капитуляции Германии и за это был отозван в Москву. Об этом также подробно рассказывается на страницах 2-го тома альманаха.

В целом, основываясь на содержании 2-го тома «Истории военной дипломатии», можно сказать, что благодаря докладам советских военных дипломатов Разведуправление РККА осознавало угрозу нападения Германии на СССР и регулярно информировало о ней руководство страны. Вместе с тем сложно утверждать, что РУ располагало полными сведениями, по которым можно было сделать твердые выводы о принятии Германией решения напасть на СССР.

Хотя Разведуправление и знало о переброске немецкой армии к границам СССР и в достаточной степени освещало ее, оно сделало неверный вывод о том, что, во-первых, Германия не начнет войну против СССР, не победив Англию, и, во-вторых, что процесс сосредоточения германских сил у границ СССР еще не завершен.

В свете всего этого трудно упрекать начальника Разведуправления РККА Голикова за то, что он считал невозможным нападение Германии на СССР до окончания войны с Англией, а значит, и невозможным нападение в ближайшее время. Кроме того, надо учитывать и огромное количество дезинформации, направлявшейся немецкой военной дипломатией по различным каналам с целью скрыть свои истинные намерения.

Но с уверенностью можно утверждать, что советские военные дипломаты приложили максимум усилий для того, чтобы добыть и представить руководству страны исчерпывающую информацию о намерениях Германии в отношении СССР.

Альманах повествует и о вкладе советских военных дипломатов в успешное проведение основных операций в годы Великой Отечественной войны.

Отдельная глава книги посвящена деятельности в СССР военных миссий союзников по антигитлеровской коалиции. Поражение фашистской Германии во Второй мировой войне продемонстрировало высокую эффективность политического, дипломатического и военного сотрудничества великих держав в борьбе с общим врагом.

В целом 2-й том побуждает читателя вспомнить многие события из истории мировой дипломатии, и в первую очередь Великую Отечественную войну, без которых не было бы и Победы мая 1945-го. События Второй мировой войны, создание антигитлеровской коалиции – детище усилий дипломатов многих стран, прежде всего СССР, – показали, что возможность сотрудничества ведущих государств мира в борьбе с международным терроризмом, что актуально для современной мировой политики, находится не в сфере созерцания и теоретических рассуждений, а осуществлена на практике в годы Второй мировой войны.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1074
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
679
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
471
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
674

Другие новости