0
11874
Газета История Интернет-версия

25.06.2010 00:00:00

Между мировыми войнами...

Василий Хмельницкий

Об авторе: Василий Александрович Хмельницкий - кандидат исторических наук, доцент, полковник в отставке.

Тэги: война, история, дипломатия


война, история, дипломатия

Винокуров В.И. История военной дипломатии. Военная дипломатия между Первой и Второй мировыми войнами. М.ЗАО «Светлица» 2010, Т.2

Заинтересованные читатели давно ждали выхода этой книги. И автор не заставил их долго ждать: в канун 65-летия Победы в свет вышел 2-й том «Истории военной дипломатии», посвященный деятельности военных дипломатов различных государств в период между Первой и Второй мировыми войнами. Напомним читателям, что 1-й том альманаха под названием «Военная дипломатия от Петра I до Первой мировой войны» появился на прилавках книжных магазинов в конце прошлого года и рецензию на него можно было прочитать в выпуске «НВО» № 6 от 19–25 февраля 2010 года.

Ценность 2-го тома, названного «Военная дипломатия между Первой и Второй мировыми войнами», заключается в том, что в нем подробно рассматривается вклад советских военных дипломатов в дело предупреждения о надвигающейся Великой Отечественной войне и достижения победы в ней. Чем дальше в историю уходят эти события, тем настоятельнее необходимость разобраться, осмыслить деятельность военно-политического руководства СССР в то грозное время. Ведь и сегодня, в дни празднования 65-й годовщины Великой Победы, стоившей Советскому Союзу многих миллионов человеческих жизней, кое-кто продолжает видеть причину неудач и отступления советских войск на начальном этапе войны во внезапности нападения фашистской Германии на СССР. Так было ли это нападение действительно внезапным и неожиданным, «вероломным», знали ли тогдашние руководители СССР об агрессивных намерениях Германии в отношении Советского Союза и о конкретных мероприятиях, проводимых ею в рамках подготовки к предстоящей войне?

После ознакомления с содержанием данной книги ответ на эти вопросы звучит однозначно: да, знали, и, более того, первая тревожная информация, своего рода информация к размышлению, начала поступать по военно-дипломатическим каналам уже в первой половине 1940-го. Количество сообщений о подготовке Германии к войне с СССР росло с каждым месяцем. А в первой половине 1941 года они хлынули в Центр уже потоком.

Как известно, решение начать войну против СССР было принято на совещании Гитлера с руководящими военными представителями в Бергхофе 31 июля 1940 года. Именно после этого германский генштаб и начал разработку плана подготовки войны против Советского Союза под кодовым наименованием «план «Барбаросса», который был утвержден Гитлером 18 декабря 1940 года (директива № 21).

Об этом факте советские военные дипломаты знали уже через 11 дней. Временно исполняющий обязанности военного атташе при посольстве СССР в Германии полковник Н.Д.Скорняков в своем сообщении от 29.12.40 доложил в Центр, что «┘Гитлер отдал приказ о подготовке к войне с СССР. Война будет объявлена в марте 1941 г.».

С этого момента Разведывательное управление Генерального штаба Красной армии постоянно напоминало аппаратам военного атташе о необходимости усилить разведку против Германии. Если в течение всего 1940 года ставилась задача срочно докладывать о всех перемещениях и перевооружении немецких войск вплоть до вопросов их снабжения «лыжным оборудованием для личного состава, материальной части и авиации, а также о подготовке войск к действиям в зимних условиях», то с первых дней 1941 года было выдвинуто требование ≈ выявить передислокацию частей и соединений вермахта к западной границе СССР. Все сообщения по этому вопросу требовалось немедленно докладывать шифроперепиской.

Так, военный атташе при посольстве СССР в Германии генерал-майор Тупиков в ночь с 25 на 26 апреля 1941 года сообщил о том, что «1. В германских планах сейчас ведущейся войны СССР фигурирует как очередной противник. 2. Сроки начала столкновения ≈ возможно, более короткие и, безусловно, в пределах текущего года...».

6 мая 1941-го в совершенно секретной записке Сталину главком ВМФ Кузнецов со ссылкой на военно-морского атташе в Берлине капитана 1 ранга Воронцова доносит: «┘Немцы готовят к 14 мая вторжение в СССР через Финляндию, Прибалтику и Румынию. Одновременно намечены мощные налеты авиации на Москву и Ленинград и высадка парашютных десантов в приграничных центрах».

Помощник военного атташе при посольстве СССР в Болгарии майор Середа 27 апреля 1941-го сообщает в Центр: «1. Немцы готовят удар против СССР. ┘3. Немецкая разведка в СССР дает полные информации по всем вопросам».

9 мая он же докладывает о том, что Германия готовится к началу военных действия против СССР летом 1941 года, до сбора урожая. Через два месяца, согласно его докладу, должны начаться инциденты на советско-польской границе. Удар будет нанесен одновременно с территории Польши, с моря на Одессу и с Турции на Баку.

В сообщении из Будапешта военного атташе полковника Ляхтерова от 01.05.41 говорится о том, что «1. Немецкие войска из Белграда уходят в Польшу и из Виши ≈ в Румынию к советской границе. 2. ...Среди немецких войск муссируются слухи, что через 20 дней Англия снимется со счета как военный фактор и неизбежность войны против СССР в ближайшее время...».

23 мая 1941 года он дополнительно докладывает: «┘2. Словацкий посол и военный атташе считают войну между Германией и СССР неизбежной. Нападение должно быть произведено исключительно мотомеханизированными и моторизованными частями в ближайшее время. Американский военный атташе в Румынии сказал словаку, что немцы выступят против СССР не позднее 15 июня...»

15 июня от него поступает уточнение: «┘2. К 15 июня немцы закончат стратегическое развертывание против СССР. Возможно, что они сейчас и не выступят против СССР, но к этому готовятся, и офицеры открыто говорят об этом».

В телеграфном донесении начальнику Разведуправления Генштаба Красной армии из Бухареста от 28 мая 1941 года говорится: «┘Можно сказать, что (для Германии. – В.Х.) война против СССР вообще не представляет проблемы с военной точки зрения. В два-три месяца немецкие войска будут стоять на Урале. Механизированная русская армия поставит себя под удар немецкого наступления в западной части СССР и будет там разбита наголову в кратчайший срок, так как Красная армия со своим устаревшим броневым оружием и устаревшей авиацией не будет в состоянии устоять перед выступающим и превосходящим количественно немецким оружием, которое далеко ее превосходит. В немецких посвященных кругах нет ни одного человека, который имел хотя бы малейшее сомнение в немедленной победе над СССР».

Военный атташе при посольстве СССР в Югославии генерал-майор Самохин 9 марта 1941 года докладывает: «1. Германский генштаб отказался от атаки английских островов, ближайшей задачей поставлено ≈ захват Украины и Баку, который должен осуществиться в апреле≈мае текущего года, к этому сейчас подготавливаются Венгрия, Румыния и Болгария».

4 апреля от него поступает еще одна шифротелеграмма: «┘2. По сообщению военного атташе Югославии в Берлине, немцы перебрасывают из Австрии в Венгрию 10 пехотных и три бронетанковых дивизий в район Печуй-Сегедин». Он же сообщает, что немцы готовятся в мае напасть на СССР, исходным пунктом для этого будет требование к СССР присоединения к тройному пакту и оказывания экономического содействия. Далее: «3. Против СССР немцы имеют три группировки: Кенигсбергская ≈ генерал Рундштейн. Краковская ≈ генерал Бласковиц или Лист. Варшавская ≈ генерал Бек».

На основе анализа полученной информации начальник Разведуправления Генштаба Красной армии Федор Иванович Голиков подготовил доклад «Высказывания, [оргмероприятия] и варианты боевых действий германской армии против СССР», который 20 марта 1941 года представил И.В.Сталину (полный текста доклада имеется в данной книге). Несмотря на очевидные факты, в докладе делается вывод о том, что «1. ┘Наиболее возможным сроком начала действий против СССР являться будет момент после победы над Англией или после заключения с ней почетного для Германии мира. 2. Слухи и документы, говорящие о неизбежности весною этого года войны против СССР, необходимо расценивать как дезинформацию, исходящую от английской и даже, может быть, германской разведки».

За считанные часы до начала Великой Отечественной войны советский военный атташе генерал-майор Суслопаров, находившийся в неоккупированной зоне Франции, в г. Виши, в радиограмме, посланной в Москву, сообщил:

«21 июня 1941 г.

Как утверждает наш резидент Жильбер, которому я, разумеется, нисколько не поверил, командование вермахта закончило переброску своих войск на советскую границу и завтра, 22 июня 1941 года, они внезапно нападут на Советский Союз».

На этом донесении рукой Сталина красными чернилами была начертана резолюция: «Эта информация является английской провокацией. Разузнайте, кто автор этой провокации, и накажите его».

Личность резидента советской военной разведки во Франции Жильбера (Л.Треппера) была установлена, но наказать его удалось лишь после окончания войны.

Интересно, что в конце войны Суслопаров участвовал в подписании в г. Реймсе предварительного Акта о капитуляции Германии и за это был отозван в Москву. Об этом также подробно рассказывается на страницах 2-го тома альманаха.

В целом, основываясь на содержании 2-го тома «Истории военной дипломатии», можно сказать, что благодаря докладам советских военных дипломатов Разведуправление РККА осознавало угрозу нападения Германии на СССР и регулярно информировало о ней руководство страны. Вместе с тем сложно утверждать, что РУ располагало полными сведениями, по которым можно было сделать твердые выводы о принятии Германией решения напасть на СССР.

Хотя Разведуправление и знало о переброске немецкой армии к границам СССР и в достаточной степени освещало ее, оно сделало неверный вывод о том, что, во-первых, Германия не начнет войну против СССР, не победив Англию, и, во-вторых, что процесс сосредоточения германских сил у границ СССР еще не завершен.

В свете всего этого трудно упрекать начальника Разведуправления РККА Голикова за то, что он считал невозможным нападение Германии на СССР до окончания войны с Англией, а значит, и невозможным нападение в ближайшее время. Кроме того, надо учитывать и огромное количество дезинформации, направлявшейся немецкой военной дипломатией по различным каналам с целью скрыть свои истинные намерения.

Но с уверенностью можно утверждать, что советские военные дипломаты приложили максимум усилий для того, чтобы добыть и представить руководству страны исчерпывающую информацию о намерениях Германии в отношении СССР.

Альманах повествует и о вкладе советских военных дипломатов в успешное проведение основных операций в годы Великой Отечественной войны.

Отдельная глава книги посвящена деятельности в СССР военных миссий союзников по антигитлеровской коалиции. Поражение фашистской Германии во Второй мировой войне продемонстрировало высокую эффективность политического, дипломатического и военного сотрудничества великих держав в борьбе с общим врагом.

В целом 2-й том побуждает читателя вспомнить многие события из истории мировой дипломатии, и в первую очередь Великую Отечественную войну, без которых не было бы и Победы мая 1945-го. События Второй мировой войны, создание антигитлеровской коалиции – детище усилий дипломатов многих стран, прежде всего СССР, – показали, что возможность сотрудничества ведущих государств мира в борьбе с международным терроризмом, что актуально для современной мировой политики, находится не в сфере созерцания и теоретических рассуждений, а осуществлена на практике в годы Второй мировой войны.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
588
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
735
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
627
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
505

Другие новости