0
7577
Газета История Интернет-версия

16.07.2010 00:00:00

"Моисей" против "Блюхера"

Владимир Рощупкин

Об авторе: Владимир Тимофеевич Рощупкин - кандидат политических наук, профессор Академии военных наук.

Тэги: блюхер, корабль, немцы


блюхер, корабль, немцы Исторические пушки с библейскими именами - ныне музейные экспонаты.
Фото предоставлено автором

В феврале–марте 1940 года согласно плану операции «Везерюбунг» – захвата Норвегии – штабисты кригсмарине спешно составляли и уточняли силы вторжения. В списки кораблей оперативной морской группы «Осло» был включен и новейший тяжелый крейсер «Блюхер».

Немцы рассчитывали, что легко овладеют страной с немногочисленным населением и небольшой армией (шесть дивизий). Однако серьезной силой в отпоре германской группе вторжения, продвигавшейся по фиорду к норвежской столице, неожиданно оказалась артиллерийская батарея в крепости Оскарборг на острове Кахольм, построенной еще в XIX веке. Ее гарнизоном командовал полковник Биргер Эриксен, чьи портреты сегодня украшают стены расположенного в Оскарборге военно-исторического музея. Мы стали его первыми посетителями из России.

В маленькой Норвегии дорожат своей богатой историей и бережно сохраняют все, что с ней связано. Поэтому подполковник с почти немецкой фамилией Шульс был очень доволен, получив назначение в Оскарборг – служба здесь считается престижной. Хотя она, конечно, носит не столько традиционный гарнизонный, а больше представительский характер.

Поразительное совпадение: в крепости, преграждавшей путь немцам, стояли немецкие же орудия образца 1891 года калибром 280 мм, изготовленные на заводах Круппа в Эссене. В 1894 году норвежцы закупили их в Германии и установили в Оскарборге. Две гаубицы, рассказывает подполковник Шульс, в силу их солидного калибра и веса получили собственные имена, причем библейские: «Моисей» и «Арон». Орудия сохранились до Второй мировой войны, оставаясь самыми крупными артсистемами в стране. И когда в апреле 1940 года отряд немецких кораблей во главе с «Блюхером» пытался прорваться к Осло, гаубицы обрушили всю свою мощь на соотечественников их создателей – моряков и солдат сухопутных войск, находившихся на борту крейсера «Блюхер».

ТЯЖЕЛЫЕ ИСПЫТАНИЯ ДЛЯ ТЯЖЕЛОГО КРЕЙСЕРА

6 июля 1935 года на верфи «Блом унд Фосс» в Гамбурге был заложен тяжелый крейсер новой серии «Адмирал Хиппер», а через месяц фирма «Дойче Веерке» начала постройку аналогичного корабля – «Блюхер». В апреле следующего года на верфи Круппа «Германия» состоялась закладка крейсера «Принц Ойген», названного так в честь известного австрийского полководца Евгения Савойского. Второй крейсер серии – «Блюхер» – формально вступил в строй 20 сентября 1939 года. Формально, потому что к тому времени он еще не стал боевой единицей: устранение всякого рода недочетов и недоделок продолжались еще полтора месяца. Суровая зима 1939–1940 годов осложнила и без того непростые для этого времени года условия навигации на Балтике. Что уж говорить об испытаниях всех систем тяжелого крейсера! Он так и не сделал ни одного выстрела из орудий главного калибра; не проводилось также никаких учений по ликвидации возможных последствий боевых повреждений и борьбе за живучесть.

Однако острая нужда в кораблях для операции «Везерюбунг», к которой привлекался практически весь немецкий флот, заставила главный морской штаб (ОКМ) включить «Блюхер» в список участников вторжения в Норвегию. Крейсер принял на борт штаб морского командующего группой для захвата Осло контр-адмирала Оскара Кюмметца и более 800 армейских солдат и офицеров. Из них 600 были из состава 163-й пехотной дивизии (командир генерал-майор Энгельбрехт), а остальные – люди из штаба группы для захвата Южной Норвегии (командир генерал-майор Штуссман). На борту также находись персонал будущей радиостанции в Осло и подразделения обслуживания.

На корабль под завязку загрузили боеприпасы – в дополнение к тем, которые уже находились в артиллерийских погребах. Боеприпасы разместили даже в торпедной мастерской и просто позади переднего торпедного аппарата правого борта. Часть опасных грузов оказалась на верхней палубе, рядом с одним из торпедных аппаратов, а также в ангаре, где хранились резервный бортовой самолет «Арадо» и запас бомб к нему. В результате и без того не полностью боеспособный «Блюхер» оказался загроможденным опасными грузами. Ящики со снарядами и патронами, которые при посадке десанта спешно затолкали куда попало, позднее сослужили кораблю недобрую службу.

Вечером 8 апреля 1940 года оперативная группа кригсмарине вошла в Осло-фиорд, где горели все навигационные огни. За «Блюхером» следовали «Лютцов», «Эмден» и три миноносца. Эти корабли составляли ядро группы, в которую также входили восемь тральщиков и два китобойных судна. Они должны были доставить около 2000 человек десанта первой волны.

«Блюхеру» и другим кораблям предстояло пройти по фиорду до столицы около 100 километров. Но легко сказать – пройти. Для этого предстояло преодолеть два укрепленных района. В состав каждого из них входили по батарее тяжелой артиллерии (280–305-мм) и по нескольку береговых батарей меньшего калибра. Как только тяжелый крейсер вышел на траверз островов, с обоих сторон его осветили прожекторы; раздался предупредительный выстрел. На большой для узкого фарватера скорости – около 15 узлов – боевая группа немецких кораблей во главе с «Блюхером» миновала узкие секторы обстрела.

Впереди немцев ждал второй укрепленный район – в узости Дробак. В этом месте Осло-фиорд сужается примерно до 500 метров, простираясь между двумя островами Кахольм (северным и южным) и скалистым правым берегом. На этих островах находилось шесть артиллерийских батарей 57-мм и 280-мм орудий, в Дробаке три батареи – калибра 150, 257 и 240-мм.

┘«Аарон» и «Мозес» успели сделать свои выстрелы прямой наводкой. На короткой дистанции – от 500 до 1500 метров – промахнуться было сложно. В 05.00 первый снаряд попал в надстройку – в пост управления огнем зенитной артиллерии. Осколки буквально покосили офицеров и матросов. Второй 280-мм снаряд попал в ангар левого борта. Взрывом были уничтожены оба самолета. Вспыхнул пожар.

Тут в дело вступила 150-мм батарея в Дробаке. За какие-то 5–7 минут норвежцам удалось выпустить с дистанции около полукилометра 25 снарядов, из которых около двух десятков попало в цель. Рулевое управление заклинило, крейсер развернулся носом к берегу.

Внезапно корпус корабля содрогнулся от двух мощных подводных взрывов. Это взорвались две торпеды, пущенные береговой торпедной батареей на острове Северный Кахольм. Батарея находилась в скальном укрытии, и немцы ее не заметили. Были ли эти торпеды, как и береговые орудия, немецкого производства – история умалчивает┘

Крейсер был охвачен огнем, на нем непрерывно рвались боеприпасы. Осколки перебили почти все пожарные рукава и постоянно угрожали команде. Часть боезапаса удалось выбросить за борт или перенести в нижние помещения, но взрывы раскаленных пожаром ручных гранат то и дело заставляли аварийные команды прекращать работу. Однако наибольшей угрозой являлись все-таки подводные пробоины. Обе торпеды попали в центральную часть корабля. Капитан-цур-зее Фольдаг все же надеялся спасти свой корабль, стоявший теперь на якоре кормой к берегу на расстоянии 300 метров от крошечного островка Аскхольм – в двух милях к северу от норвежских батарей. Однако около 06.00 произошел сильный взрыв в погребе с боеприпасами между котельными отделениями...

Около 07.30 «Блюхер» перевернулся и стал медленно уходить под воду. Он затонул на 70-метровой глубине, и в ледяной воде погибли около 1000 моряков и десантников. Правда, до берега добрались оба генерал-майора и почти все офицеры корабля, включая его командира.

Крепко досталось и следовавшему за злополучным «Блюхером» его морскому собрату «Лютцову». В результате трех прямых попаданий крупнокалиберных снарядов норвежских орудий он получил серьезные повреждения и загорелся. Команда едва справилась с пожаром, и «Лютцов» не солоно хлебавши был вынужден повернуть на юг, чтобы убраться восвояси в фатерланд. Но и тут ему не повезло: по пути корабль получил торпеду в борт от английской субмарины «Спирфиш»┘

ЗЛОЙ РОК?

Спустя полтора года состоялось расследование обстоятельств гибели «Блюхера», на котором настояли представители сухопутного командования. Они возложили вину на моряков за большие потери среди личного состава армейских подразделений. Капитан-цур-зее Фольдаг намеревался застрелиться, но его удержал командир 163-й дивизии генерал-майор Эрвин Энгельбрехт. Однако злой рок все равно настиг Фольдага: самолет, на котором он летел, рухнул в воды Осло-фиорда, и капитан-цур-зее завершил свой жизненный путь там же, где его крейсер.

┘Продвижение к норвежской столице по фиорду возобновилось лишь после мощных авиационных ударов по крепости. (Этот эпизод отражен на красочной картине, которую нам показал подполковник Шульс в одном из залов крепостного музея.) Но лавры захвата норвежской столицы достались парашютно-десантным подразделениям. Они высадились в аэропорту Форнебю (ныне он находится в черте города). Реквизировав у местных жителей автомашины, в полдень 9 апреля 1940 года парашютисты вошли в город, пройдя по центру почти парадным маршем.

Немцы намеревались захватить или уничтожить короля Хокона VII. Однако задержка, вызванная неожиданным для агрессора отпором батареи с Оскарборга и гибелью «Блюхера», позволила королю и парламенту эвакуироваться из столицы и добраться до Англии. В Лондоне Хокон создал правительство в изгнании и перевел большую часть многочисленного торгового флота Норвегии под командование союзников.

Все это означало, что официально страна оккупантам не покорилась. Тем более что в самой Норвегии развернулось движение Сопротивление против немецких оккупантов, продолжавшееся все долгих пять лет войны┘


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
709
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
690
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
1208
"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

Дарья Гармоненко

Партия готова отступить от принципа жесткого отбора преданных ей депутатов

0
572

Другие новости