Лайнер "Армения" незадолго до гибели.
Фото предоставлено автором
7 ноября 1941 года в 11 часов 29 минут торпеда с фашистского самолета «Хейнкель-111» оборвала плавание санитарного лайнера «Армения». Одна из самых масштабных и трагических катастроф на море унесла жизни около 7 тыс. человек, тем самым превысив число погибших на «Титанике» в 5 раз. Поиск места затопления ведется исключительно силами украинских поисковиков-энтузиастов. Почему Россия так безразлична к судьбе погибшего корабля?
МИССИЯ НЕВЫПОЛНИМА
Широкому кругу читателей о гибели «Армении» известно крайне мало, и большинство об этой трагедии фактически ничего не знает. И это неудивительно, поскольку катастрофы такого масштаба, согласно традициям советских времен, принято замалчивать. В результате сегодня у нас не осталось на память ничего, даже хороших фотографий...
Грузо-пассажирский лайнер «Армения» был построен в 1928 году в Ленинграде и курсировал на линии Одесса–Батуми. Теплоход был рассчитан на 518 мест в каютах, еще 125 сидячих и 317 палубных пассажиров. В трюмах судно могло перевезти до тысячи тонн груза. С началом Великой Отечественной войны теплоход переоборудовали под санитарный транспорт: рестораны стали операционными и перевязочными, в каютах разместили дополнительные подвесные койки. На бортах и палубе ярко-красной краской были нанесены огромные кресты – отличительные знаки санитарного судна. Экипаж состоял из 96 человек плюс медперсонал: 9 врачей, 29 медсестер и 75 санитаров.
6 ноября транспорт стал под погрузку в Севастополе. За 5 месяцев войны «Армения», капитаном которой был бесстрашный Владимир Плаушевский, успела совершить 15 опасных рейсов в Одессу. Было спасено около 16 тысяч человек. В этот раз на борт было принято около 300 раненых и весь медперсонал военно-морского госпиталя, санитарный склад, медико-санитарный отряд, а также госпиталь ялтинского санатория...
Огромная лавина людей пыталась втиснуться, занимая каждый сантиметр свободного пространства. Транспорт оказался безнадежно перегружен. Происходящее походило на хаос обезумевшей толпы. Забрав партийных и советских работников, в сопровождении всего двух сторожевых катеров «Армения» покидает Севастополь и берет курс на Кавказ. Однако уже на рейде Балаклавы судно застопорило ход. На борт опять принимают раненых, сотрудников НКВД и некий таинственный груз – несколько десятков деревянных ящиков. Позже выяснилось, что это золото и ценности крымских музеев.
Несмотря на потерю времени и катастрофический перегруз, поступает новый приказ зайти в Ялту – забрать и там партактив и госчиновников. Немцы подступали к городу. К утру паника, охватившая причал, не на шутку угрожала безопасности корабля. Выходить в море по свету было смерти подобно.
И здесь произошло непредвиденное: кто-то из толпы крикнул:
– Немцы в городе!
Возможно, это был крик безумца, а возможно, провокация. Началась паника. На корабль поступила команда отдать концы и срочно выйти в открытое море. Капитан понимал, что судно отправляют на верную смерть, и принял приказ как приговор. Плаушевский пришел в ярость, однако не подчиниться он уже не мог. Ровно в 8 утра «Армения» двинулась навстречу своей гибели. А немцы появились в Ялте лишь спустя сутки.
По официальной версии, к тому времени на борту находилось 6 тыс. человек, по другим данным – все 7. Транспорт не прошел и 30 миль, когда налетела вражеская авиация. Сильно штормило, и корабли охранения вести прицельный огонь не могли. Фашисты буквально терзали беззащитный теплоход с красными крестами. Два вражеских торпедоносца «ХЕ-111» на бреющем полете сбросили по две торпеды.
Первый из них промазал, и его торпеды взорвались на прибрежных скалах. Первая торпеда со второго бомбардировщика тоже прошла мимо, а вот другая исполнила свое роковое предназначение, угодив в носовую часть корабля. Кормой вверх в течение четырех минут «Армения» штопором шла на дно, увлекая за собой все живое.
ЗАТЕРЯННЫЙ В ПАМЯТИ
Часы показывали 11 часов 29 минут 7 ноября 1941 года. В эти минуты Сталин произносил речь на Красной площади перед участниками исторического Парада. Узнав об одной из величайших трагедий Второй мировой войны, Гитлер объявил Маринеско своим личным врагом. А гениальный вождь и учитель всех времен и народов никак не отреагировал на известие о гибели «Армении». Чуть ранее гибель теплохода «Ленин» унесла там же, под Севастополем, жизни около 9 тысяч человек. По меткому выражению писателя Виктора Астафьева, тогда людьми сорили, как песком.
Сторожевые катера охранения подобрали «родившихся в рубашке» – их оказалось немного, всего 8 человек. Так получилось, что место крупнейшей катастрофы на картах точно не обозначили. Кто отдал преступный приказ выйти в море? По чьей вине с жизнью расстались тысячи человек? Ответы на эти вопросы и сегодня покоятся где-то там, в морских глубинах. В Боевой летописи советского ВМФ о самой большой трагедии войны на море не сказано ни слова!
Мир «помнит» Александра Маринеско, потопившего на своей подлодке «С-13» грозный фашистский транспорт «Вильгельм Густлов» с пятью тысячами подводников на борту. О жестокости русских написано множество книг, сняты фильмы, история гибели немецкого корабля постоянно на устах. О лайнере «Армения» по-прежнему предпочитают молчать в Европе и даже на его родине, в России. Масштабы двух катастроф сравнимы по количеству жертв. Вот только одна из них известна всему миру, другая предана забвению. Кому выгодно держать в тайне и продолжать умалчивать крупнейшую трагедию минувшей войны?
Были предприняты совместные попытки украинских и американских поисковиков обнаружить останки «Армении», в том числе с помощью глубоководного аппарата американца Билларда, ранее нашедшего «Титаник». Обследованы все возможные точки координат места затопления. В 2008 году использовался самый современный немецкий поисковый аппарат. Указанный квадрат «облазили» вдоль и поперек 27 раз! Экспедиция обошлась в сумму более 2 млн. долл. Нашли старинный парусник, затонувший баркас, гильзы от снарядов. Обнаружить остов 110-метровой «Армении» так и не удалось. Разговоры о том, что санитарный транспорт провалился в морскую пропасть и его завалило илом, тоже несостоятельны. Характеристики и особенности грунта в этом месте позволяют сомневаться в наличии пропасти – гидролокатор не обманешь. Специалисты считают, что, вполне возможно, на господствующих глубинах от 400 до 1500 метров судно все-таки соскользнуло по склону на еще большие глубины и отыскать его намного сложнее.
Однако имеет право на жизнь и другая версия – не там ищем! Понимая безвыходность ситуации, в последний момент капитан сам мог принять решение лечь на обратный курс, на Севастополь, под прикрытие зенитной артиллерии и авиации главной базы флота. Но, вероятнее всего, во исполнение Директивы ставки ВГК №004433 от 7 ноября 1941 года за подписью самого Сталина (подписана в 2 часа ночи) капитан получил приказ вернуть персонал госпиталей обратно. «Севастополь не сдавать ни в коем случае!» – прописано первым пунктом в документе. Это означает, что искать в таком случае надо уже не у Гурзуфа, а западнее, на траверзе мыса Сарыч. А там «Армению» пока никто не искал....
В этом году состав малочисленной экспедиции чисто украинский. Российская сторона заинтересована увековечить память своих защитников, однако участия в поисках по-прежнему не принимает. Родственники тысяч безвинно погибших недоумевают: почему в Крыму нет даже памятного знака жертвам той страшной трагедии? Почему устранилась от поиска Россия? Если нам важна наша история и мы ею дорожим, братская могила на дне Черного моря должна обрести свои координаты.
Севастополь