0
9443
Газета История Интернет-версия

07.10.2011 00:00:00

Ржавое золото крейсеров

Тэги: крейсер, модернизация, орлан


крейсер, модернизация, орлан Крейсер "Адмирал Лазарев" на выгрузке топлива на дальневосточном заводе "Звезда".
Фото ИТАР-ТАСС

Одна из столичных газет разразилась недавно громкой сенсацией – «Старые крейсера превратят в атомных убийц». В публикации под таким заголовком зашла речь о том, что «Минобороны решило восстановить самые мощные в мире атомные крейсеры проекта 1144 «Орлан», превратив их в универсальные корабли-ракетоносцы, способные решать на море любые задачи – уничтожать авианосцы, отражать удары с воздуха, поражать наземные цели стратегическими крылатыми ракетами». Сообщение это вызвало у специалистов легкое недоумение.

Во-первых, в Министерстве обороны никто почему-то не смог назвать источников этой «сенсации». Может быть, потому, что в Гособоронзаказе-2020 тема возрождения этих крейсеров не предусматривается и никак не прописана. А во-вторых, потому, что корабли проекта 1144 класса «Орлан», ржавеющие сегодня у причалов, «Адмирал Нахимов», «Адмирал Лазарев» и «Адмирал Ушаков» (к этому проекту, чуть усовершенствованному, кстати, относится и действующий флагман Северного флота тяжелый ракетный крейсер «Петр Великий») и раньше были ракетоносцами, предназначенными решать на море и в океане любые задачи – уничтожать, если получится, авианосцы, отражать удары с воздуха, поражать наземные цели крылатыми ракетами. Правда, не стратегическими. Стратегических крылатых ракет на надводных кораблях никогда не водилось. Зачем их превращать в то, что они в принципе умели и раньше, вопрос, как говорится, открытый.

Но сделаем скидку на издание, которое гоняется за подобного рода «сенсациями». Недавно оно сообщало о том, что Минобороны списывает «на иголки» самые большие в мире тяжелые подводные стратегические крейсера 941 проекта класс «Акула», которые на Западе называют «Тайфунами», потом про то, что военные отказываются от беретов, что Главное разведывательное управление будут нещадно сокращать, а его начальника генерал-лейтенанта Шляхтурова отправляют в отставку... Военному ведомству пришлось публично все это новости опровергать. И о списании «Тайфунов», и о беретах, сообщив попутно, что на этот год их закуплено аж 300 тыс. штук. А по ГРУ вынужден был давать разъяснения статс-секретарь, замминистра Николай Панков. Он утверждает, что никто его не сокращает, а, по нашим сведениям, генерал Шляхтуров даже получил третью звезду на свой погон... Разговор все же не о подобных «сенсациях».

Их, как, впрочем, и разговор о модернизации «Орланов», можно было бы не заметить – мало ли чего пишут сейчас газеты. На каждый роток не накинешь платок. Но вот в чем загвоздка – идея возрождения атомных крейсеров затрагивает чувства и надежды многих граждан нашей страны, мечтающих о величии родного ВМФ, о мощных и красивых кораблях, о возвращении их в океан, о регулярных дальних походах и о демонстрации российского флага у дальних берегов... Это своеобразный манок, который превращается из идеи в идеологию. И тут очень важно расставить акценты, что нам надо сегодня и завтра, а что можно отложить на неопределенное будущее, как и строительство новых авианосцев. Хотя по этому поводу тоже есть различные мнения. Выскажу свое.

В проблеме возрождения старых крейсеров проекта 1144 есть очень серьезные вопросы. В том числе и такие: зачем нам эти крейсера, которые сегодня ржавеют за ненадобностью у стенки, и кто их будет возрождать и модернизировать? На каких предприятиях и за какие деньги? Ответы на них не так очевидны, как кому-то кажется.

Начнем с того, что создавались крейсера класса «Орлан» в советское время действительно для борьбы с авианосцами. Понятно, с какими – с американскими. Во времена непримиримого идеологического и военного противостояния между двумя мирами, двумя системами иного и быть не могло. Хотя никому почему-то в голову не приходило, как можно бороться не с отдельными авианосцами, а с многоцелевыми авианосными группами (АМГ), которых у США 11 штук с 15–20 боевыми кораблями сопровождения в каждой, при помощи отдельных ракетных крейсеров. Пусть и «самых мощных в мире». Пусть и в ордере из двух-трех больших противолодочных кораблей и нескольких эсминцев. Четыре против одиннадцати, да еще с авиационным крылом на каждом по 40–50 истребителей и штурмовиков. Исход подобного боя, если бы он не дай бог разразился, очевиден – очередная Цусима, несмотря даже на то что на борту крейсеров есть ядерное оружие. Такое же, кстати, есть и у американских АМГ.

Хорошо, что подобные апокалипсические сценарии обычно ограничивались только буйными фантазиями адмиралов и их начальников из Политбюро. Возрождать подобные сегодня никакого смысла нет. Мы с США, как утверждают руководители наших государств, – не противники, а кое в чем даже стратегические партнеры. Гоняться за авианосцами верхом на атомных крейсерах не будем. Как и на экранопланах, хотя подобные идеи тоже зреют в головах некоторых отечественных руководителей оборонных предприятий. Этого не позволит нам бюджет – Вашингтон тратит в год на свою армию и флот до 700 млрд. долл., а мы запланировали на ближайшие 10 лет чуть меньше этой суммы только на обеспечение своих Вооруженных сил самым современным оружием и боевой техникой. И потом – на специфический крайний случай для борьбы с АМГ у нас есть другие виды вооружений. Но вряд ли и они понадобятся.

Отсюда вопрос – кому выгодно возрождать ненужные стране старые корабли? Но если вспомнить историю с недавним ремонтом уже упоминавшегося тяжелого атомного ракетного крейсера «Петра Великого», то без труда можно догадаться кому. В июле нынешнего года, сообщалось в отечественной печати, было, к примеру, возбуждено уголовное дело в отношении гендиректора ЗАО «Специальная производственно-техническая база «Звездочка» Федора Барашко. Как установлено Военной прокуратурой Северного флота, данный господин похитил из бюджета 265,4 млн. руб., выделенных на ремонт флагмана. Причем сделал он это, конечно же, не один. В деле фигурируют и другие должностные лица. Среди них – начальник 1118-го военного представительства Минобороны капитан 2 ранга Виталий Вагис, который подписывал акты о приемке ремонтных работ, которые никто не проводил, командир электромеханической боевой части крейсера (БЧ-5) капитан 1 ранга Владимир Таякин, который тоже подмахивал подобные поддельные документы. Могут появиться и другие фигуранты. Скрыть отсутствие ремонта на четверть миллиона рублей руками только двух офицеров и одного директора вряд ли возможно.

Примерно такая же история, как с ремонтом «Петра Великого», произошла и с единственном у России тяжелым авианесущим крейсером «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». Военная прокуратура Северного флота выявила завышение работ на нем почти на 10 млн. руб. «Установлено, сообщают прокурорские, что в июне 2009 года начальник технического управления Северного флота контр-адмирал Виктор Барсук вопреки требованиям закона не привлек финансовых специалистов и сотрудников военного представительства Минобороны России к расчетам, необоснованно утвердил их завышенную стоимость». В результате чего «Филиалу «35-й судоремонтный завод» ОАО «Центр судостроения «Звездочка» неправомерно из госбюджета было перечислено более 9,7 млн. руб.

Нет, мы не утверждаем, что желание восстановить и модернизировать корабли проекта 1144 продиктовано только исключительно криминальным стремлением погреть руки на «ржавом золоте крейсеров». Но такой вариант развития событий исключить никак нельзя. Никому, знакомому с процессом ремонта боевых кораблей на отечественных верфях, не надо рассказывать, что происходит с боевой посудиной, когда она попадает на заводской стапель, и как ее оттуда потом трудно высвободить.

Адмирал Игорь Касатонов, командовавший Черноморским флотом в 1991–1992 годах, а затем до 1999-го служивший заместителем Главкома ВМФ, сказал мне, что модернизировать «Орланы» хотя бы до уровня «Петра Великого» стоило бы. А направить по одному такому кораблю на каждый флот – это было бы здорово. Но для их ремонта надо разработать серьезный проект и выяснить, способна ли наша судостроительная промышленность взяться за такую большую работу. В первую очередь именно «Балтийский завод», на котором их строили. «Если сумеют сделать за три-четыре года, – говорит военачальник, – это – одно дело, стоит браться за работу. Если дольше, делать это бессмысленно – все превратится в долгострой».

И это, конечно, главная проблема, где и как восстанавливать эти корабли. По мнению многих специалистов, знакомых с состоянием дел в этой области, размещать заказ на «Орланы» на судостроительных мощностях России сегодня фактически негде. Крупнотоннажные доки, в которые их можно поставить, есть сейчас только в Северодвинске Архангельской области на «Севмашпредприятии», но они на ближайшие годы заняты строительством еще шести атомных подводных крейсеров стратегического назначения проекта 955 класс «Борей» и такого же количества многоцелевых атомных подводных лодок проекта 855 класс «Ясень». По двум первым «Бореям» – «Юрий Долгорукий» и «Александр Невский», как и по первому «Ясеню», – Минобороны пока еще, кстати, не рассчиталось. Даже не заключило контракты.

Есть такие доки и на «Балтийском заводе» в Санкт-Петербурге, где в советские годы начиная с 1974-го, собственно, и строились крейсеры 1144 проекта «Киров», «Фрунзе», «Калинин» и «Андропов», ставшие потом «Адмиралом Нахимовым», «Адмиралом Ушаковым», «Адмиралом Лазаревым» и «Петром Великим», и на «Северной верфи» в том же городе. Но первый из заводов, к сожалению, под угрозой банкротства и закрытия, а второй загружен на ближайшие годы гособоронзаказом на фрегаты проекта 22350, специальное судно связи проекта 18280, и корветы проектов 23180 и 23185. И уже получил под это по указанию премьер-министра Владимира Путина солидный аванс. Заводу нужно сначала выполнить гособоронзаказ, а потом, не исключено, думать об «Орланах». Ведь других серьезных промышленных площадок для работы над атомными ракетными крейсерами, к сожалению, нет.

Есть уже упоминавшееся ЗАО «СПТБ «Звездочка», но, как известно, оно не обладает лицензией на работы с атомными реакторами. А это на «Орланах» сегодня, как говорят, проблема номер один. Есть одноименное предприятие в Северодвинске, но и оно загружено работами, что называется, под завязку.

Конечно, можно «растолкаться», поставить на какое-то время в большой док «Адмирала Нахимова» или «Адмирала Лазарева», но вывести его оттуда потом не удастся лет 10, не меньше. Некоторые директора судостроительных предприятий гениально умеют набрать заказы, получить доступ к бюджетному финансированию, а потом, грубо говоря, тянут кота за хвост, требуя все новых и новых денежных вливаний в бесконечный капитальный ремонт или новое строительство. Попросту говоря, пилят средства заказчика.

Объективные и субъективные примеры налицо – авианесущий крейсер «Адмирал Горшков», который уже 10 лет модернизируется для Индии под названием «Викрамадитья», первый из наших стратегических «Бореев» – «Александр Невский» (строится 13 лет), первый из «Ясеней» – «Северодвинск» (строится 18 лет), дизельная подводная лодка проекта 677 «Санкт-Петербург» (строится 14 лет, должна была встать в боевой строй в 2005 году, потом в 2007-м, не встала до сих пор)┘

Сколько лет будут тянуть из бюджета деньги на никому, кроме отдельных людей, не нужные «Орланы», если все-таки их удастся затолкать в гособоронзаказ, пусть каждый посчитает для себя сам.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
628
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
886
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1032
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
2987

Другие новости