0
3610
Газета История Интернет-версия

13.07.2012 00:00:00

Последний довод императоров

Тэги: литература, история, книга, обзор


литература, история, книга, обзор

Бог войны 1812 года. Артиллерия в Отечественной войне.// А.Б.Широкорад. – М.: Вече, 2012. – 336 с.; ил. – (Военный архив).

К 200-летию начала Отечественной войны Издательский дом «Вече» выпустил монографию Александра Широкорада «Бог войны 1812 года».

В войнах конца XVIII – начала XIX века именно артиллерия играла решающую роль, и современники недаром называли ее «Богом войны».

В июне 1812 года русскую границу пересекла 450-тысячная Великая армия, в составе которой находилось 1200 орудий. Им противостоял не менее грозный русский Бог войны – пушки и единороги образца 1805 года. К 1812 году русская полевая артиллерия состояла из 1620 орудий. В это число входили 60 орудий гвардейской артиллерии, 648 батарейных, 648 легких и 264 конных орудий. Личный состав насчитывал 52,5 тыс. человек. В парках было сосредоточено 296 560 артиллерийских снарядов.

В книге Александра Широкорада читатель найдет множество опровержений штампов известных историков, ставших к нашему времени аксиомами. Так, ряд военных историков именуют единороги орудиями навесной стрельбы, путая их с гаубицами ХХ века. Угол возвышения на единорожных станках не превышал 20–25 градусов. Поэтому о классической навесной стрельбе говорить не приходилось. Да и французские гаубицы не могли вести навесной стрельбы. Французские гаубицы и наши единороги имели принципиальные отличия. В итоге единороги имели лучшую баллистику, а гаубицы – большую мощность боеприпасов (бомб, картечи и зажигательных снарядов).

Особое место в артиллерии обеих армий занимала конная артиллерия. Это не пушки на конной тяге, а артиллерийские подразделения, придаваемые кавалерийским полкам и дивизиям. Естественно, что конная артиллерия может эффективно взаимодействовать с конницей, лишь имея на походе и в бою ту же скорость и проходимость по местности, что и у конницы.

Как же можно было достичь такой скорости езды, да еще по бездорожью? Во-первых, выбирались наиболее легкие полевые орудия, иногда их даже специально проектировали для конной артиллерии. Уменьшалось число выстрелов, возимых в передке, а главное, на походе с передка и лафета была навсегда убрана прислуга, которая скакала верхом рядом с орудием. Разумеется, лошади как в упряжку орудия и зарядного ящика, так для прислуги подбирались самые выносливые. Обычно по сравнению с орудием того же калибра в пешей артиллерии конное орудие имело в запряжке на пару лошадей больше.

Любопытно, что даже у классиков есть много ошибок по артиллерийской части. Вспомним хотя бы знаменитую батарею капитана Тушина из «Войны и мира». Дело в том, что артиллерийских батарей в русской армии в 1800–1815 годах попросту не было. Таким образом, у капитана Тушина в подчинении могла быть артиллерийская рота. Роты сводились в артиллерийские бригады. Ну а батареи представляли собой места расположения артиллерийских рот или бригад, подобно редутам.

Так почему же ошибся Лев Николаевич? Ведь он в Крымскую войну командовал артиллерийской батареей. Дело в том, что в 1833 году император Николай I повелел переименовать роты в артиллерийские батареи.

«История – не тротуар Невского проспекта», и «всей России притеснитель» граф Аракчеев оказался главным реформатором российской артиллерии. Именно ему мы обязаны венцом русской гладкоствольной артиллерии – системами орудий образца 1805 года.

Вообще, битвы 1812–1815 годов стали самыми грандиозными и последними сражениями гладкоствольной артиллерии. Далее начиная с Крымской войны в дело вступает нарезное оружие – винтовки и первые нарезные пушки.

В книге Широкорада рассказывается не только о главных сражениях Отечественной войны – битвах за Смоленск, Бородино, Малоярославец, но и о роли артиллерии во фланговых сражениях у Клястиц, Полоцка и под Ригой, что обычно вынесено за рамки современных военно-исторических изданий.

Русской артиллерии в 1812 году не удалось участвовать в штурме крепостей, поэтому автор, несколько нарушая хронологию, рассказывает о действиях нашей артиллерии при осаде немецких и польских крепостей в кампании 1813 года.

Отдельная глава посвящена пленению и дальнейшей судьбе артиллерии Великой армии.

К недостаткам книги можно отнести плохую полиграфию. Видно, что почти все иллюстрации были цветными. Да и не мешало бы показать надписи, гербы и барельефы орудий Великой армии. По ним можно изучать историю всей Европы: от Испании до Польши и от Голландии до Неаполитанского королевства.

Ну а в целом до сих пор в отечественной литературе крайне мало сказано об артиллерии в Отечественной войне, и аналогов монографии Широкорада попросту нет. К великому сожалению, большинство мемуаров артиллерийских начальников – участников войны состоят в основном из рассказов о деяниях Наполеона и Кутузова, в крайнем случае – действиях корпуса, но состояние материальной части, реальная эффективность огня, дистанции стрельбы, то есть работа артиллерии отражена крайне слабо.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Суверенитет не предполагает тотального импортозамещения

Суверенитет не предполагает тотального импортозамещения

Анастасия Башкатова

Денис Мантуров провел диалог с общественностью по поводу технологического лидерства

0
1091
Региональные власти начали соревнование за повышение рождаемости

Региональные власти начали соревнование за повышение рождаемости

Ольга Соловьева

0
1055
Леса восстановили после вырубок, но это не точно

Леса восстановили после вырубок, но это не точно

Михаил Сергеев

Актуальная информация у чиновников есть только о 17% зеленого богатства страны

0
873
Фетву о многоженстве отозвали с оговорками

Фетву о многоженстве отозвали с оговорками

Милена Фаустова

В Госдуме предложили считать полигамию пропагандой нетрадиционных семейных отношений

0
995

Другие новости