Компьютерные технологии и формат IMAX 3D любой фильм сделают зрелищным. Кадр из кинофильма «Сталинград»
Вчера в прокат вышел «давно ожидаемый всеми» новый фильм Федора Бондарчука «Сталинград» – первая отечественная кинокартина, исполненная в формате IMAX 3D, который обеспечивает максимальный эффект зрительского присутствия («погружения»). И при просмотре, на взгляд обозревателя «НВО», действительно окунаешься во многом в ужасающую натуралистичность, «грязь» показанной на экране войны. В этой канве, спору нет, фильм сделан мощно, впечатляюще, убедительно. Чего, увы, абсолютно нельзя сказать о сюжетных линиях киноповествования – двух историях любви на фоне сталинградской разрухи и проецировании их на дни нынешние. Тем более что в первых же кадрах Бондарчук загадывает зрителям загадку о «пяти отцах» персонажа, от имени которого ведется киноповествование, и зритель по ходу просмотра вольно или невольно ждет отгадки.А КТО Ж ОТЕЦ?
Очевидно, что режиссер Федор Бондарчук, амбициозно взяв на себя большую ответственность («Я хотел снять такой фильм о войне, который сам никогда не видел») и емко, зычно, пронизывающе озаглавив свой фильм «Сталинград», вряд ли оправдал его содержанием.
И дело совсем не в том, что в бондарчуковском «Сталинграде» (по сценарию мало кому известных Ильи Тилькина и Сергея Снежкина, которые отчасти взяли за основу главы романа Василия Гроссмана «Жизнь и судьба») не показан грандиозный масштаб битвы, не имеющей аналогов в мировой истории. И не в том, что в нем напрочь отсутствуют, скажем, Сталин и Гитлер (видны разве что их портреты и бюсты), Паулюс и Рокоссовский. Но ведь великость 201-дневной беспримерной в истории баталии можно было органично показать и на фоне упомянутых амурных страстей и человеческих судеб. Целый ряд таких картин – в золотом фонде отечественного кинематографа, взять хотя бы «Они сражались за Родину» Бондарчука-старшего, снятого в 1975-м, кстати, этот фильм тоже о боях на подступах к Сталинграду. Но этого как раз и не произошло.
Две любовные драмы, за которыми мы наблюдаем, происходят в разрушенном городе на протяжении трех дней в ноябре 1942 года. На одном из участков фронта советская дивизия безуспешно пытается форсировать Волгу и захватить правобережный рубеж. В этом эпизоде, собственно, и весь «большой» Сталинград, вся его широкая «эпичность», показанная в фильме.
Тем временем группа разведчиков под командованием капитана Громова (актер Петр Федоров) овладевает стратегически важным на данном участке домом, который до этого удерживало вражеское подразделение под началом капитана Петера Кана (немецкий исполнитель Томас Кречманн), и получает приказ удерживать его любой ценой. Тут эта «шестерка отважных» встречает на свою голову чудом уцелевшую из всех жителей дома 18-летнюю Катю (Марию Смольникову). И между частыми вылазками против фашистов пятеро из них (не в счет почему-то лишь старшина морской пехоты в исполнении самого Федора Бондарчука) оказывают ей всяческие знаки внимания.
С другой стороны, вражеский капитан Кан, как преданный фюреру солдат старающийся отбить дом, из которого его с боем выкурили русские, без ума от русской «белокурой бестии» Маши (Янины Студилиной). Нацист по-хозяйски заявляется к праздно полеживающей на койке сталинградке за занавеску в подвале, подкармливает ее провиантом, дважды спасает – от расстрела и угона в Германию. И однажды после боя, «не сдержав чувства», рвет на ней одежду и насилует ее. В финале «фашистскую подстилку» настигает меткая пуля безжалостного русского снайпера.
Закадровое повествование в картине ведется от имени современного эмчеэсовца – сына главной героини (Кати), которая поведала ему о тех страшных событиях. Но не может не возникнуть недоумения, откуда она могла знать о трогательном альянсе фашиста Кана и русоволосой сталинградки Маши (кстати, каким образом последняя наводит свою потрясающую прическу, остается загадкой).
Эти две любовные линии по ходу развития действия не только никак не смыкаются между собой, но и напрочь размывают «эпопейную» канву «Сталинграда». Из зала уходишь отнюдь не с ощущением значимости не имевшей аналогов в истории битвы на Волге, которая стала переломным моментом в ходе войны. И не с осознанием того, что погибшие в финале герои принесли себя в жертву не напрасно.
А с вопросом, как после просмотра «мыльного» сериала: с кем же была любовь у Кати, если у ее сына, как сообщается зрителю в начале, «пятеро отцов»?! И если бы не пояснение из-за кадра, что мать нарекла ребенка именем и фамилией, которые носил его отец (тот, кто увел девушку из-под обстрела на колокольню), то эта «недосказанность» так бы и «мучила» после просмотра.
ПРИ ЧЕМ ТУТ ФУКУСИМА?
Странно и то, что «Сталинград» начинается с… Японии (и ею заканчивается). Это «краткая» третья сюжетная линия картины, которая столь же необъяснимо, в нарушение всех законов художественного произведения никак не пересекается с двумя вышеупомянутыми. Группа российских спасателей МЧС прилетает в Фукусиму для спасения людей, оказавшихся под завалами зданий после памятного страшного землетрясения 2011 года. Один из пожилых спасателей, психолог – сын Кати. Волей случая он работает с придавленными плитами туристами из Германии, которым, как следует догадываться, пока их откапывали, зачем-то и поведал о событиях 70-летней давности, во время которых он был зачат. Для чего надо было вводить в фильм подобное «обрамление», совершенно не понятно.
Есть в фильме и немало странностей «помельче». Но и они, явно вызывая недоумение, серьезно отвлекают от «эпохального» замысла фильма. Противостояние происходит в ноябре, когда уже бьют морозы, а ни у кого из персонажей не виден пар изо рта (исторически уже к 9 ноября 1942 года температура воздуха в городе упала до минус 18 градусов, Волга была в льдинах); пусть фильм снимался летом, но ведь пар (и льдины) можно было сделать посредством компьютерной графики. Сквозь гарь и копоть, с набитым землей ртом после разрывов герои то и дело кажут свои гламурные, жемчужного блеска зубы. Трудно представить, чтобы через тогдашний Сталинград эдак спокойненько ехала колонна из десятка отнюдь не потрепанных немецких танков – когда и люди в сплошь развалинах пробирались с трудом. То же самое можно сказать и об эпизоде, когда гитлеровский офицер, как нынешний заправский байкер, рассекает среди описанной толпы угоняемых в Германию тысяч сталинградцев (чего, кстати, тоже исторически не было) на мотоцикле, тем более – гусеничном!
«В общем и целом», как говаривал один из персонажей фильма, величественного духа Сталинграда в «Сталинграде» не увидать. Бондарчук наступил на те же грабли, что и в своей приснопамятной «9 роте», снятой в 2005-м. В той ленте, как писал автор этих строк, воевала «непонятная армия неизвестной страны на вымышленной войне». Вот и со «Сталинградом» очередной раз не получилось «великого фильма о великой войне».
ПАТРИОТИЧНОСТЬ НА ЗАДНИХ
ПЛАНАХ
По большому счету не понятно, какой преимущественно зрительской аудитории адресован фильм. Сами создатели позиционируют «Сталинград» как «простую эмоциональную историю, рассказанную современным языком, к которому привыкли приходящие в кинозалы молодые люди, тем самым инструментарием, через который они воспринимают эмоции, им транслируемые» (слова продюсера фильма Александра Роднянского).
Рекомендуется же картина для просмотра лицам, достигшим 12 лет. Но что вынесут из нее юные и что скажут им родители? Герои проявляют чудеса храбрости, но каждый из них в той или иной мере наделен качествами супермена. Скажем, тот же бывший оперный певец, точно терминатор, полосует немцев ножом направо и налево (тут явная дань голливудщине и ориентировка на западного зрителя). К тому же «пятеро отцов», словно забыв про приказ удерживать важный дом, выступают в большей степени как защитники одной его жительницы – Кати, так сказать, на почве нежных чувств к ней. В этом смысле защита аналогичного дома в вышедшем в начале года на экраны телесериале Сергея Урсуляка «Жизнь и судьба» по тому же роману Гроссмана показана с более историчных позиций.
Гитлеровцы явно сбалансированно показаны и захватчиками, и «тоже людьми», способными в перерывах между исполнением долга перед рейхом и фюрером и беспрекословным выполнением приказов командования «по-человечески» переживать и любить.
Недаром ветераны Сталинграда, которым Бондарчук первым показал свое новое детище в Волгограде еще за две недели до «общей» премьеры, высказали неоднозначное мнение о картине. При в целом положительной оценке («Показали истинную войну», как выразился полковник в отставке, ветеран Виктор Шестель) некоторые из них в теме любви усмотрели несоответствие былой реальности. «Любовь туда-сюда, знаете, в ваннах моются, но я такого там не встречал, наше дело было воевать», – не без огорчения поделился своими впечатлениями участник Сталинградской битвы Ашот Старибеков.
Любопытно, однако, что, еще готовясь к съемкам, Бондарчук занимался сбором документального материала: «Мы записали множество интервью с немногими из оставшихся в живых очевидцев, и кое-какие моменты из их рассказов вошли в фильм». Например, сцена с подростком из подвала, который каждый раз, когда заходят немцы, вздергивает перед ними руку в нацистском приветствии и выкликивает «Хайль Гитлер!». Или когда попали рикошетом единственным снарядом из пушки во вражеский арсенал. А также эпизод, когда снайпер убивает пошедшего за водой к колонке гитлеровца, в то время как, по неписаным законам войны, стрелять в этом случае ему было нельзя, немцы тоже придерживались этого «правила». Подобные детали, несомненно, украшают фильм.
КРАСИВЫЕ «УЖАСЫ ВОЙНЫ»
Как бы то ни было, а лента «Сталинград» уже выдвинута на соискание престижнейшей в мире премии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Трудно сказать, как заокеанские киноакадемики оценят любовные коллизии в творении Бондарчука. Но, пожалуй, бесспорно, что работа декораторов под руководством художника-постановщика Сергея Иванова и создателя визуальных эффектов Армана Яхина явно на высоте.
В «роли» разрушенного города выступил заброшенный армейский полигон Саперный в Западном военном округе, к полуразваленным сооружениям которого пристроили беспрецедентно масштабные для российского кинематографа декорации. На них ушло 4 млн. долл. США из бюджета всего фильма в 30 млн. долл., для сравнения: «Брестскую крепость», вышедшую в 2010-м, сняли всего за 8,4 млн. долл. Возводила их команда из 400 человек. А Волгу «сыграл» Финский залив, на его побережье снималась столь же впечатляющая переправа советской дивизии.
Были воссозданы несколько знаковых для Сталинграда той поры объектов. Среди них – знаменитый фонтан «Детский хоровод» (его еще называют «Дети и крокодил»). Он и поныне является «визитной карточкой» истории Сталинградской битвы, благодаря снимку фронтового фотографа Эммануила Евзерихина, сделанному им 23 августа 1942 года, вскоре после последствий налета на город люфтваффе.
Здорово выполнена сцена с подбитым и падающим на площадь перед защищаемым домом немецким бомбардировщиком «Хейнкель». Впечатляет эпизод атаки немецких позиций после взрыва баков с горючим. Правда, нельзя отделаться от мысли, что выглядит он скорее фантастически, чем реалистично. Все же в жизни люди, даже находясь, скажем так, на пике героизма, подобным образом «гореть и не сгорать» не могут. А тут, полыхая факелами, бегут, устрашающе кричат, стреляют из автоматов, да потом еще и, продолжая гореть, в рукопашной с врагом схлестываются.
Все это – плюсы. Но все же «в общем и целом» фильм не берет за душу, не трогает, не выжимает слезу. Эмоций, подобных тем, которые испытываешь даже по пересмотру (в который уж раз) «Баллады о солдате» или «Альпийской баллады», «Летят журавли» или «А зори здесь тихие», не говоря уж об «Ивановом детстве» или «В бой идут одни «старики», бондарчуковский «Сталинград», увы, не вызывает. Стремление режиссера, возможно, «переплюнуть» такие шедевры мирового кинематографа, как «Спасти рядового Райана» или «Перл-Харбор», делает картину более чужой для российских зрителей, нежели близкой. В этом смысле та же недавняя «Брестская крепость» куда роднее по духу.
В этом смысле даже немцы у Бондарчука более «соответствуют эпохе», нежели наши герои: гауптман Кан и ему подобные, одурманенные идеями мирового господства обожаемого фюрера, воюют хоть за то, чтобы скорее взять Сталинград, а там уж недалеко и до границ Индии. Наши же, ладно уж, что ни разу не поднимались в атаку «За Сталина!», но ведь даже и словом не обмолвились о том, что «За Волгой для нас земли нет». А ведь в Сталинграде 1942 года это было в душах многих его защитников.