0
6151
Газета История Интернет-версия

17.10.2014 00:01:00

Капитан конструкторской команды

Ирина Крехова

Об авторе: Ирина Николаевна Крехова – главный специалист отдела по связям с общественностью ООО «ЧТЗ–УРАЛТРАК».

Тэги: опк, воспоминания, танки


опк, воспоминания, танки Владимир Иванович Бутов.

25 октября исполнилось бы 80 лет Владимиру Ивановичу Бутову – конструктору танковых и тракторных двигателей, заслуженному конструктору Российской Федерации, Герою Социалистического Труда, лауреату Государственной премии, обладателю многих других наград. Вся его жизнь была связана с Челябинским тракторным заводом, где Бутов проработал без малого 40 лет. И сегодня бывшие коллеги Владимира Ивановича, ветераны с благодарностью вспоминают о нем – талантливом конструкторе, требовательном руководителе, благородном человеке.

ОСКОЛКИ МЕЧТЫ О МОРЕ

Родился Володя в 1934 году в слободе Ровеньки Белгородской области. Его детство было таким же трудным, как у всех сверстников. Быть может, еще более горьким, ведь отец мальчика хотя и вернулся с фронта в победном 45-м, не дожил до нового, 1946 года – скончался от последствий тяжелых ранений. Возможно, раннее сиротство, осознание того, что в семье он теперь за старшего, быстро сделали из мальчика маленького сильного мужчину – лидера, привыкшего во всем быть лучшим и готового отвечать за свои поступки.

Первый ученик в классе, заядлый книгочей, разносторонний спортсмен, член райкома комсомола – это все о нем, выпускнике средней школы Владимире Бутове. Парнишка грезил дальними странами, мечтал поступить в мореходное училище, и окружающие не сомневались, что у него это получится. Но тут в судьбу юноши вмешался нелепый случай.

На первенстве района по шахматам в финале зеленый юнец обыграл самого военкома. Тот не нашел ничего лучше, как отомстить за поражение изощренным способом – под надуманным предлогом не дал парню направление на поступление в мореходку. Хрустальная мечта разбилась о шахматную доску. А ведь Володя так мечтал о капитанском мостике, преодолении штормов и покорении океанов…

Досадная осечка заставила задуматься о другой профессии: на следующий год Бутов поступил в Харьковский политехнический институт на машиностроительный факультет, специальность «двигатели внутреннего сгорания». И здесь Владимир быстро заслужил репутацию светлой головы у преподавателей и студентов. Друзья ценили его и за смелость, умение отстаивать свою точку зрения, много лет спустя вспоминая, как Володя Бутов не побоялся пойти к декану, чтобы добиться разрешения на пересдачу экзамена для однокурсника. В противном случае пареньку грозило отчисление из института. Можно сказать, во многом благодаря заступничеству Бутова он смог получить высшее образование.

Приближалось окончание учебы, и мечта Володи стать капитаном, кажется, осталась в прошлом: что общего между штурвалом корабля и кульманом конструктора? Да и направление на работу Бутов получил на Челябинский тракторный завод, в сухопутный уральский город, далекий от морей-океанов. Туда и отправился в 1957 году с тремя однокурсниками, еще не зная, что выбрал себе дело на всю оставшуюся жизнь.

37-12-3_t.jpg
Современные двигатели ЧТЗ, в основу которых положены
разработки коллектива Владимира Бутова, всегда  привлекают
внимание посетителей выставок.
Фото предоставлены ОАО «НПК «Уралвагонзавод»

ОТ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА ДО ГЕНЕРАЛЬНОГО КОНСТРУКТОРА

После нескольких лет работы инженером-испытателем в СКБ-75 Бутова переводят на должность инженера-исследователя с повышением оклада. Немало поспособствовал карьерному росту молодого специалиста легендарный генеральный конструктор по дизелям Иван Трашутин. Он заметил профессиональное рвение новичка, который часами засиживался в заводской технической библиотеке, вникал во все нюансы проблем, не деля их на главные и второстепенные. Наставнику нравилось и умение Бутова аргументированно убеждать оппонентов в своей правоте.

Вскоре Владимир Бутов становится руководителем группы конструкторов, затем – начальником бюро. Впервые в СССР коллектив под его руководством приступает к работам по применению газотурбинного наддува в дизелях семейства В-2. В начале 60-х годов они создают опытные образцы турбопоршневых танковых двигателей В-36Ф мощностью 640 л.с. и В-27 в 700 л.с. На базе последнего рождаются еще более совершенные боевые дизели В-61 и В-61Ф. В то время таких двигателей не имели военно-гусеничные машины ни одной армии мира. А впоследствии, когда Бутов стал генеральным конструктором, эти работы завершились постановкой в серию турбопоршневого двигателя В-58 и его модификаций для колесных шасси ракетных установок.

Но не только военные разработки интересовали Владимира Ивановича. По его инициативе были созданы и прошли стендовые испытания опытные модификации тракторного двигателя В-30 с турбонаддувом для промышленных тракторов класса 15 тонн. Разработаны и изготовлены (опять впервые в стране!) опытные образцы двигателя для трактора ДЭТ-250 с гидромеханической трансмиссией.

Пожалуй, самой яркой страницей в конструкторской биографии Бутова стало участие в создании нового семейства дизелей типа 2В оппозитного и Х-образного расположения цилиндров, которое по ряду параметров до сих пор превосходит лучшие зарубежные образцы.

Основным преимуществом этих двигателей является их высокая компактность. Трудно переоценить участие Владимира Ивановича в модернизации семейства 2В для обороны страны и народного хозяйства. Всего было создано более 35 модификаций этого типа дизелей, причем их мощность выросла на 40%, превысив 1000 л.с.

В конце 1981 года Владимир Бутов становится преемником Ивана Трашутина – назначается генеральным конструктором ГСКБ «Трансдизель». К этому времени он – уже признанный в стране специалист в области конструирования и исследования транспортных двигателей, один из «капитанов 1 ранга» в своей профессиональной области. И перед ним – море. Море новых сложных проблем, которые требуется преодолеть.

Коллеги вспоминают, что, ставя сложную задачу инженерам КБ, Владимир Иванович считал своим долгом решать ее и самому. Как правило, ответ он находил первым, на практике воплощая известный принцип: «Делай, как я». Еще бы, ведь Бутов стал автором 73 изобретений, из которых свыше 50 внедрены в серийное производство!

Тренированный мозг генерального конструктора работал непрерывно. Возвращаясь с работы и обсуждая по дороге с коллегами особенности новых двигателей, он мог неожиданно остановиться и начать рисовать прутиком на снегу возможные варианты компоновки узлов…

Неуемная творческая энергия Бутова, умение заразить ею весь коллектив – источник всех достижений ГСКБ «Трансдизель» за 18 лет его руководства. Жаль, что финал бутовского периода на ЧТЗ стал грустным, и не по вине Владимира Ивановича.

В середине 80-х годов в лексиконе советских людей появились два новых слова – «перестройка» и «конверсия». Первое через несколько лет привело к развалу СССР, второе – к краху оборонной промышленности. Оба этих фактора больно ударили по Владимиру Бутову и его делу.

К руководству ЧТЗ в 1995 году пришли люди, мало смыслящие в машино- и дизелестроении. Они вскоре довели до банкротства гигантский завод – былую гордость отечественной индустрии. А до этого успели принять не одно ошибочное решение, в том числе о создании единого КБ, объединившего гражданскую и военную тематику. Да и финансирование на создание нового, более мощного танкового двигателя, над которым работал Бутов с 1989 года, практически не выделялось. Тяжелая обстановка вынудила Владимира Ивановича в 1997 году уйти с предприятия «по собственному желанию».

Время все расставило по местам: дело, начатое Владимиром Бутовым, достойно завершили его соратники. После успешных испытаний в танках Т-90С двигатель В-92С2 мощностью 1000 л.с. поставили на серийное производство в 2000 году. Жаль, что его «главный автор» не дождался момента истины – Владимир Иванович ушел из жизни 5 ноября 1999 года.

Никто не знает, каких бы успехов на водных просторах добился Володя Бутов, доведись ему поступить в мореходку. Но известно, что благодаря сконструированным им двигателям отечественные танки стали одними из самых быстроходных и надежных в мире. А море Владимир Иванович любил до конца своих дней: в редкие минуты отдыха изображал его маслом и акварелью…


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Правительство направит на зарплаты бюджетникам почти 10 миллиардов рублей

Правительство направит на зарплаты бюджетникам почти 10 миллиардов рублей

Ольга Соловьева

Путин поставил перед кабинетом министров задачи на 2026 год

0
917
В адвокатском сообществе возник спор из-за специализации

В адвокатском сообществе возник спор из-за специализации

Екатерина Трифонова

Широкие массы юристов не хотят ограничивать свою профессиональную деятельность

0
862
Критические отзывы граждан можно использовать для управления страной

Критические отзывы граждан можно использовать для управления страной

Михаил Сергеев

В субъектах РФ растет раздражение ухудшающимся состоянием дорог и здравоохранения

0
962
IT-прорыв зависит от инвестиционного климата

IT-прорыв зависит от инвестиционного климата

Анастасия Башкатова

Глубина проникновения искусственного интеллекта в российскую экономику оказалась поводом для дискуссий

0
852