0
19004
Газета История Интернет-версия

18.09.2015 00:01:00

"Вечный враг арийской расы"

Борис Хавкин

Об авторе: Борис Львович Хавкин – профессор Академии военных наук.

Тэги: гитлер, третий рейх, германия, адлер, брокгауз, евреи, ссср, нсдап, гиммлер, эйхман


гитлер, третий рейх, германия, адлер, брокгауз, евреи, ссср, нсдап, гиммлер, эйхман За решения, принятые в Нюрнберге в 1935 году, им пришлось ответить там же, но уже в 1945-м. Фото Национального управления архивов и документации

В гитлеровском рейхе расизм стал не просто государственной политикой, но самой основой государства, целью которого было господство «арийской расы». Ради установления этого господства и завоевания жизненного пространства для «высшей расы» нацисты и развязали Вторую мировую войну.

ВПЕРЕД – К ВЕЛИКОЙ ГЕРМАНИИ

Для консолидации «арийского народного сообщества» нацистам нужен был «вечный враг нации», роль которого со Средних веков традиционно отводилась евреям. Считается, что главной целью Гитлера было создание сильного военизированного германского государства – тысячелетнего Третьего рейха, а уничтожению евреев отводилась важная, но вспомогательная роль. Однако нацисты считали евреев главным препятствием на пути к возрождению «Великой Германии». Очередность решения ими военно-политических задач и достижения целей Второй мировой войны была такой: во-первых, уничтожить евреев, а во-вторых, завоевать жизненное пространство, необходимое для «Великого германского рейха». Вторая мировая война, по определению израильского ученого Й. Бауэра, была «войной против евреев в самом серьезном смысле слова».

Даже проиграв Вторую мировую войну, Гитлер в составленном накануне самоубийства «политическом завещании» призывал «неукоснительно соблюдать расовые законы и безжалостно противостоять общему отравителю всех народов – международному еврейству».

Какова же была «еврейская угроза» для Германии и что представляли собой нацистские расовые законы?

НЕГРАЖДАНЕ

До 1933 года евреи были полноправными гражданами Германии, полностью интегрированными во все сферы жизни общества. По данным главного управления Службы безопасности СС, в 1933 году в Германии проживали 672 тыс. евреев, из них 515 тыс. исповедовали иудаизм. Таким образом, на год прихода нацистов к власти евреи составляли чуть больше 1% населения Германии, насчитывавшего более 65 млн человек. Несмотря на столь малый процент населения, евреи до прихода нацистов к власти играли заметную роль в общественно-политической, деловой, научной и культурной жизни страны.

Среди наиболее известных в Германии и мире еврейских имен были промышленники Р. Геснер и Ф. Мандель, банкиры О Вассерман и М. Варбург, философы Г. Коген и Э. Гуссерль, социолог Г. Зиммель, математики Г. Кантор, Г. Минковский, бактериолог П. Эрлих, химик Ф. Габер, физики А. Эйнштейн, М. Борн, Д. Франк, О. Штерн, Ф. Блох, О. Вигнер, Г. Бете, Д. Габор, Л. Сциллард, Э. Теллер, медики Б. Хаин и Г. Кребс, художник М. Либерман, писатели Э. Людвиг, Л. Фейхтвангер, А. Цвейг, режиссеры М. Рейнхардт и Г. Фукс. Евреи были лидерами социал-демократов и коммунистов: Э. Бернштейн, В. Адлер, Г. Хаазе, Э. Толлер, К. Эйснер, Э. Левине. Значительное их число занимало видные посты в правительстве Веймарской республики и в правительствах германских земель: В. Ратенау, Г. Ландауэр, О. Ландсберг, Г. Прейс.

Дискриминация евреев началась сразу после прихода Гитлера к власти. В апреле 1933 года нацисты развернули кампанию бойкота против магазинов и лавок, принадлежавших евреям. В том же месяце был принят «Закон о восстановлении профессионального чиновничества», преградивший «неарийцам» доступ на госслужбу; накладывались ограничения на адвокатов еврейского происхождения; началось изгнание евреев-профессоров из высших учебных заведений, а для студентов-евреев была установлена 5% норма. «С 1933 года евреи в Германии подлежат государственно-правовым ограничениям как неарийцы», – разъяснялось, например, в «Народном Брокгаузе» – словаре для школы и дома.

Cтепень расовой нетерпимости нацистов с годами все более нарастала: нацистский антисемитизм был не только религиозным, политическим или социально-бытовым, но и прежде всего расовым: еврейство определялось по крови. К евреям нацисты относили не только тех, чьи предки во втором колене исповедовали иудаизм или имели еврейских предков. К евреям приравняли тысячи человек, отошедших от веры или перешедших из иудаизма в другую религию, вплоть до католических священников и монахинь, а также пасторов-протестантов, чьи предки во втором колене были евреями.

НЮРНБЕРГСКОЕ СБОРИЩЕ

15 сентября 1935 года на съезде НСДАП в Нюрнберге провозглашены расовые законы – «О гражданстве рейха» и «Об охране германской крови и германской чести», единогласно принятые сессией рейхстага, специально созванной в Нюрнберге по случаю партийного съезда.

Согласно закону «О гражданстве рейха», гражданином мог быть лишь тот, кто обладает «германской или родственной ей кровью и кто своим поведением доказывает желание и способность преданно служить германскому народу и рейху». Такая формулировка фактически означала лишение немецкого гражданства в первую очередь евреев и цыган.

Закон «Об охране германской крови и германской чести» запрещал «осквернение расы» – брак и внебрачное сожительство между евреями и «гражданами германской или родственной ей крови», наем евреями домашней прислуги из женщин «германской или родственной ей крови» моложе 45 лет, а также вывешивание евреями национального или имперского флага и использование тканей сходной расцветки. Нарушение закона влекло уголовное преследование.

14 ноября 1935 года принимается поправка к закону о гражданстве, где было определено, кого считать евреем, и установлены категории лиц с еврейской кровью: «Евреем считается тот, у кого трое из родителей его родителей были чистокровные евреи... Евреем считается также человек, родившийся в смешанном браке, подданный государства, происходящий от двух чистокровных евреев-родителей его родителей, если он: а) в момент издания закона принадлежал к иудейской общине или был принят в нее позднее; б) в момент издания закона состоял в браке с евреем или вступил в такой брак позднее; г) является внебрачным ребенком, один из родителей которого был евреем». Потомки евреев, которые не считались евреями, были разделены на две категории «мишлингов»: в первую входили те, у кого двое из дедушек и бабушек были евреями, а во вторую – те, у кого только один из дедушек или одна из бабушек были евреями.

Осенью 1937 года началась систематическая «ариизация», то есть изъятие имущества и собственности евреев, а в 1938 году власти ввели новые принудительные меры против евреев, наложили на них «контрибуцию» и запретили посещение театров и концертов, завершили конфискацию «еврейских предприятий».

В ночь с 9 на 10 ноября 1938 года организованный нацистами еврейский погром смерчем прошел по всей Германии. Тысячи еврейских домов, 7500 еврейских универмагов, магазинов и лавок были разгромлены. Надругательству подверглись еврейские кладбища, 267 синагог были сожжены и разграблены. 91 человек был убит, сотни покончили жизнь самоубийством или умерли позже от увечий. Тысячи евреев были арестованы и отправлены в концлагеря. Еврейское население Германии должно было выплатить «искупительный штраф» в размере 1 млрд рейхсмарок, а все разгромленное восстановить за свой счет. До 1 января 1939 года евреи были обязаны продать все свои предприятия и ценные бумаги. 30 января 1939 года Гитлер заявил в рейхстаге: «Если мировой еврейский финансовый капитал еще раз столкнет народы Европы в мировой войне, то результатом будет не большевизация мира и тем самым победа еврейства, а уничтожение еврейской расы в Европе».

В 1939 году и особенно с началом Второй мировой войны нацисты перешли от преследований меньшинств к их уничтожению. Развернулась массовая отправка в концлагеря цыган. Уже в 1939–1940 годы национал-социалисты приступили к депортациям и эпизодическим казням еврейского населения европейских стран: на территориях, оккупированных гитлеровскими войсками, создавались гетто, власти разрабатывали планы выселения евреев из Европы. Наконец, с 1941 года после нападения Германии на СССР развернулось систематическое массовое уничтожение еврейского и цыганского населения, а на Ваннзейской конференции 20 января 1942 года – принят план «окончательного решения еврейского вопроса». Всего от нацистского расового террора погибло до 6 млн евреев и сотни тысяч цыган.

ФАБРИКА СМЕРТИ

В Третьем рейхе расовыми вопросами ведали: «генеалогическое бюро» при личном штабе рейхсфюрера СС Генриха Гиммлера, управление по расовым вопросам при центральном аппарате НСДАП, соответствующий отдел главного управления имперской безопасности, децернат (отдел) в составе гестапо, который возглавлял Адольф Эйхман. Всего в центральном аппарате нацистского государства, партии и СС «окончательным решением еврейского вопроса» занимались 124 подразделения.

В 1943 году в советский плен попал бывший офицер личного штаба Гиммлера гауптштурмфюрер СС Эрих Цильке – эксперт по вопросам «чистоты расы». Судьба сыграла с ним злую шутку. Эсэсовец, не лишенный плохо скрываемых гомосексуальных наклонностей, домогался сексуального расположения юноши, который был объектом его экспертизы. Дело получило огласку: Цильке был лишен эсэсовского чина, уволен со всех постов и в звании армейского капитана отправлен на Восточный фронт, где и попал в плен. В Суздальском лагере для военнопленных его допрашивал лейтенант Александр Бланк. После войны доктор исторических наук А.С. Бланк стал одним из ведущих советских германистов, у которого автору этой книги посчастливилось учиться.

Профессор Бланк вспоминал: «Цильке служил под началом оберфюрера СС д-ра Вальтера Вюста в «генеалогическом бюро» при личном штабе рейхсфюрера СС и был экспертом по расовым вопросам. Функции его заключались в том, чтобы в спорных и недостаточно ясных случаях выносить окончательное заключение о «чистоте расы». В условиях нацистской Германии нередкими были случаи, когда всеми правдами и неправдами евреи добывали себе новые, «арийские» документы, меняли фамилии, старались, чтобы спасти жизнь, стать, например, из полукровок четвертькровками – это давало шанс на спасение. Словом, многие пытались «улучшить» свою родословную хотя бы на одну ступеньку. Некоторым это удавалось. Но когда что-либо вызывало подозрение или следовал донос в гестапо, а документальные подтверждения подлога отсутствовали, – словом, когда случай был запутанным и сложным, тогда призывали на экспертизу Эриха Цильке. Как же проводил Цильке свою экспертизу? Сначала он «заводил какую-нибудь живую беседу с проверяемым. Наблюдал за тем, как он смеется, реагирует на шутки, жестикулирует, насколько быстро входит в контакт, – одним словом, все его поведение во время живого, непринужденного и остроумного разговора без напряжения». Это был первый этап проверки. На втором этапе проверяемого официально вызывали в гестапо, где измеряли расстояние между глазами, высоту лба, форму носа, длину шеи и т.д. Но самым главным показателем для Цильке были глаза. «Что-что, а глаза не могли обмануть меня никогда, – утверждал Цильке. – Заглянув в них, я видел «мировую скорбь» тысячелетий, если она там присутствовала». По «формуле Цильке», при одной восьмой и даже одной четвертой еврейской крови «мировая скорбь» не просматривалась, а при «чистокровности» и «полукровности» – непременно. На основании заключений, вынесенных Цильке, сотни людей были отправлены в лагеря уничтожения – в газовые камеры и печи крематориев».

Национал-социалистический режим планировал массовое истребление других «неарийских» европейских народов, в частности славян. Генеральный план «Ост» предусматривал порабощение, изгнание или уничтожение более 30 млн поляков, русских, украинцев, белорусов и поселение на землях «упраздненной» нацистами Польши и на европейской части Советского Союза 5 млн немцев.

В рамках политики «расовой гигиены» нацистский режим расправлялся и с теми немцами, кто, по его мнению, занимался «порчей расы» или «выродился» – «асоциальными» элементами и душевнобольными. Уже в 1933 году были приняты законы о принудительной стерилизации «асоциальных» лиц и людей, которые, как опасались нацисты, могли дать «потомство, страдающее наследственными заболеваниями». В 1935 году был введен аборт по генетическим и наследственным показаниям, тем, кого признали больными, запрещалось вступать в брак. В 1937–1938 годы «антисоциальных» стали в массовом порядке отправлять в концлагеря. В 1939 году власти ввели программу эвтаназии для душевнобольных и наследственно больных детей, в 1940-м распространили ее на взрослых и на «антиобщественные» элементы, а в 1942 году заключенных, принадлежавших к этой последней категории, передали СС для «уничтожения посредством труда». Всего от рук нацистов погибло не менее 70 тыс. человек, объявленных «душевнобольными».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Новая глава для Freedom Finance: международный рост и инновации

Новая глава для Freedom Finance: международный рост и инновации

Галина Грачева

0
682
 КОНЦЕРТ "Вертинский". Александр Домогаров

КОНЦЕРТ "Вертинский". Александр Домогаров

0
1708
 ВЫСТАВКА "110 Российский дизайн 1915–2025"

ВЫСТАВКА "110 Российский дизайн 1915–2025"

0
1689
 ВЫСТАВКА "Любовное настроение"

ВЫСТАВКА "Любовное настроение"

0
1601

Другие новости