Сверхсекретное опытовое судно ОС-15. Фото предоставлено автором
Все советские школьники увлекались романом Александра Беляева «Остров погибших кораблей». Там рассказывается об острове из останков кораблей разных эпох, которые течение отнесло к зарослям водорослей в Саргассовом море. Естественно, это были фантазии Беляева, и автор сам в конце романа посредством пожара уничтожил остров.
Самое любопытное, что острова погибших кораблей не только реально имели место, но и существуют поныне! Так, целых два таких острова есть у восточного берега Каспийского моря. Один из них расположен у полуострова Бузачи, другой – недалеко от городка Порт Шевченко (сейчас Актау).
В 1960–1990-х годах это были полигоны для испытаний крылатых ракет. Естественно, вся информация по ним засекречена до сих пор.
В средства массовой информации информация об этих островах попадает лишь случайно. Так, 28 июня 2012 года казахский пограничный катер «Нейза» налетел на корпус притопленного судна у полуострова Бузачи, получил пробоину и затонул. Экипаж был эвакуирован. Через месяц катер подняли с помощью понтонов и увели вверх по реке Урал.
Замечу, что оба острова… обитаемы! В корпусах кораблей нашли прибежище многочисленные браконьеры и контрабандисты.
НОВЫЙ ПОЛИГОН
В соответствии с решением Совета министров СССР в 1958 году был сформирован 77-й специальный морской полигон в акватории Каспийского моря, с центральным подчинением ГК НИИ ВВС и, в оперативном порядке, 6-му управлению института.
Полигон включал в себя две испытательные станции (первая – полуостров Бузачи и вторая – форт Шевченко) и дивизион морских вспомогательных судов на Каспийском море.
Однако первые пуски крылатых ракет начались в этих районах еще раньше. Так, в декабре 1953 года самолет Ту-4 выпустил ракету КС («Комета») по транспорту «Курск». Это был первый пуск «Кометы», произведенный не испытателями, а строевым экипажем учебно-тренировочной части № 27 ВВС Черноморского флота, базировавшейся в Крыму на аэродроме Гвардейское.
28 мая 1958 года на полигоне № 77 начались испытания крылатой ракеты К-10С, а с 15 ноября 1958 года – испытания авиационной крылатой ракеты КСР-2.
В конце 1960-х годов на полигоне № 77 проходили испытания авиационно-ракетные комплексы (АРК) дальнего действия второго поколения:
1. АРК К-26, предназначенный для поражения морских и наземных целей, а также работающих РЛС. Наземные и летные заводские испытания комплекса проводились с ноября 1966 года по март 1967 года на Казанском авиазаводе. В них участвовали два самолета, переоборудованные из серийных Ту-16К-10: № 1793014 и № 2743054. В апреле их представили на госиспытания, но из-за необходимости доработок комплекса К-26 полеты начались в ГК НИИ ВВС и на полигоне только в конце 1968 года и закончились весной 1969 года.
На вооружение авиации ВМФ комплекс Ту-16К-10-26 был принят постановлением Совета министров СССР № 882-315 от 12 ноября 1969 года. Он предназначался для поражения наземных и морских целей ракетами КСР-5 или КСР-2 различных модификаций, и только морских целей – ракетами К-10СД или К-10С. Самолет-носитель получил индекс Ту-16К-10-26.
2. АРК К-22 создавался в трех вариантах: стратегический – с ракетой Х-22ПСИ; противокорабельный – Х-22ПГ; противорадиолокационный – Х-22П.
Летные испытания ракеты Х-22 начались 1 июля 1961 года на двух бомбардировщиках Ту-22К (№ 24 и № 25), а завершились только в 1967 году. Комплексы были приняты на вооружение в 1968–1971 годы.
В 1970-е годы на полигоне № 77 прошли испытания ряд авиационно-ракетных комплексов большой дальности:
1. АРК К-26П (Ту-16А-26П, КСР-5П – противорадиолокационная модификация ракеты). На Государственные испытания изделие было представлено в апреле 1972 года, а на вооружение принято постановлением Совмина СССР № 643-205 от 4 сентября 1973 года.
2. АРК К-22М был принят на вооружение в 1974 году (ракеты Х-22МА – с инерциальной системой наведения, и Х-22МП – с пассивной радиолокационной ГСН) – самолеты-носители Ту-22КД и Ту-22М.
3. АРК К-22Н был принят на вооружение в 1976 году (ракеты Х-22Н с новой активной ГСН типа ПМГ, Х-22НП – с пассивной ГСН, Х-22НА – с инерциальной системой наведения, обеспечившей коррекцию по рельефу местности, точность наведения до нескольких метров). Самолеты-носители Ту-95К-22, Ту-22М2 и Ту-22М3.
Следует заметить, что на каспийском полигоне № 77 проводились не только испытания крылатых авиационных ракет, но и учения авиации Черноморского, Балтийского и Северного флотов.
Так, на Каспии состоялись первые пуски серийных ракет К-10. Для этого из состава в/ч 21817 авиации Северного флота в июне 1960 года было выделено два строевых экипажа Ту-16К-10.
Предварительно экипажи произвели по три вылета на полигон авиации Северного флота Кузьминское, после чего перелетели на аэродром Кульбакино 33-го учебного центра, где в течение восьми дней проводили дальнейшие тренировки. Затем экипажи вернулись на аэродром Североморск-1, где приняли подготовленные к пуску крылатые ракеты и вновь перелетели на аэродром Кульбакино.
После контроля готовности в июне 1960 года приступили к практическим пускам. Первым его выполнил экипаж подполковника Мызникова. Полет по маршруту: Николаев – Ставрополь – Черный Рынок – цель (притопленный танкер «Чкалов») – порт Шевченко – Каспийское море – Астрахань – Ростов-на-Дону – Николаев – выполнялся на высоте 10–10,5 тыс. м. Отцепка ракеты произведена на дальности 175 км. По данным с полигона, ракета не долетела до цели 40 м.
Следом за ним пуск второй ракеты произвел экипаж подполковника Ковалева. Отцепка ракеты произведена на удалении от цели 170 км. Результат этого пуска – прямое попадание.
Замечу, что длина танкера «Чкалов» 110 м, а водоизмещение – 9100 т. Чтобы танкер выглядел на экранах РЛС как тяжелый крейсер, на нем поставили мачты с уголковыми отражателями, а между мачтами натянули металлическую сеть высотой в 13 м.
Любопытно, что в одном из последних пусков К-10 ракета прошла мимо цели и пролетела еще 245 км. Нетрудно догадаться, какая паника возникла бы, если б оное произошло на феодосийском полигоне Песчаная Балка. А тут пустынные воды, пустынные берега – лети куда хочешь.
Корабли-призраки есть и там, где ранее плескалось
Аральское море. Фото Reuters |
ОСВОЕНИЕ В ВОЙСКАХ И ПЕРВЫЕ БОЕВЫЕ ПУСКИ
Постановлением СМ СССР № 142-315 от 12 августа 1961 года комплекс К-10 был принят на вооружение. До конца 1963 года авиационные заводы № 1 и № 2 произвели 216 самолета-ракетоносца Ту-16К-10. Увы, ракета доводилась до ума довольно долго. В 1960–1962 годы ракетный комплекс поступил в семь авиационных полков, а количество пусков ракет с 79 в 1960 году увеличилось до 126 в 1961 году, достигнув рекордной цифры в 1962 году – 147 пусков.
Комплекс К-11-16 первыми освоили экипажи инструкторского 540-го морского ракетоносного авиаполка (МРАП) 33-го учебного центра в Николаеве (аэродром Кульбакино).
Первые пуски боевых ракет КСР-11 были выполнены с 25 октября по 23 ноября 1969 года. В ходе стрельб цели обнаруживались на дистанции 200–210 м, а предстартовая подготовка занимала не более 2–3 минут.
В ходе испытаний на Каспии кумулятивно-фугасная боевая часть весом 630 кг давала пробоины площадью до 22 кв. м, а внутренние отсеки выжигались кумулятивной струей на глубину до 12 м.
К сожалению, в ходе учений на Каспии случались и катастрофы. Так, 13 мая 1964 года группа балтийских самолетов Ту-16К-10 из 170-го МРАП Балтийского флота стартовала с аэродрома Быхов для проведения практических стрельбы ракетами КС-10 на 77-м полигоне.
Все полеты на Каспий выполнялись с дозаправкой. Заправка происходила в районе Цимлянского водохранилища. «Погода была сложная». После дозаправки при расхождении самолетов Ту-16К-10 и самолета-заправщика Ту-16ЗЩ оба развалились в воздухе. Из 12 членов экипажа 5 человек спаслись. При этом они не катапультировались, а их просто выбросило из самолетов.
РЕПЕТИЦИЯ ТРЕТЬЕЙ МИРОВОЙ
Ремонтно-восстановительное судно «Тура», бывший сетевой заградитель проекта 149, следовало из порта Баутино и оказалось в 150 км от «острова погибших кораблей» в районе форта Шевченко. Тем не менее ГСН ракеты Х-22, выпущенной с ракетоносца Ту-22, захватила судно. Ракета на сверхзвуковой скорости промчалась на высоте 15 м над палубой, создав мощную ударную волну и аэродинамические завихрения.
17 апреля 1975 года самолет Ту-22-42 черноморского 943-го ОМРАП произвел на полигоне № 77 первый практический пуск крылатой ракеты Х-22.
16 сентября 1975 года балтийский экипаж Ту-16К-10-26 из состава 170-го МРАП запустил на полигоне ракету КСР-5.
16 августа 1983 года на каспийском полигоне у полуострова Бузачи была проведена «репетиция Третьей мировой войны» – «звездный налет» дальней авиации по американскому авианосному ордеру. Экипажами дальней авиации с самолетов Ту-22М и Ту-16 был произведен залповый пуск трех ракет Х-22Н по цели 710 и двух ракет К-10С по цели 706.
Через одну минуту после пуска был поднят самолет для осмотра мишеней, и, по докладу с борта вертолета представителя полигонной службы А.С. Воронина, все ракеты прямым попаданием поразили цель. Были поражены 710-я, 706-я и 709-я мишени.
Пуск ракет прикрывали восемь самолетов радиоэлектронной борьбы для дезинформации наземных постов разведки и загоризонтных РЛС, находившихся на территории Ирана и Турции.
28 августа 1982 года с самолетов Ту-22М был произведен новый залп из трех ракет Х-22Н. Все три мишени получили прямое попадание.
Таким образом, на 77-м полигоне выполнялись практически все пуски авиационных крылатых ракет КСР-5 и Х-22, и лишь с середины 1990-х годов их стали выполнять на полигонах ВВС Северного (Лумбовка) и Тихоокеанского (Мыс Тык) флотов.
КОРАБЛИ-МИШЕНИ
А что же представляли из себя мишени для крылатых ракет? В район у полуострова Бузачи и у Порта Шевченко было собрано свыше трех десятков отслуживших свой срок кораблей.
Приведу несколько примеров кораблей-мишеней. Грузовой пароход «Фиолетов» (до 1918 года «Коккум») построен в Малмо в Швеции. Грузоподъемность – 540 брт. Судно по Мариинской системе рек и озер перевели на реку Волгу. Оттуда пароход через Астрахань по Каспийскому морю прибыл в порт приписки Баку. В начале 1941 года корабль модернизировали и переклассифицировали в судно ПВО «ВН-7» (вооружение: одна 45-мм пушка и три 12,7-мм пулемета). В 1957 году – списали и стали использовать как судно-цель.
Танкер «Каганович» был построен в 1935 году на заводе «Красное Сормово» (Горький) и вошел в состав пароходства «Касптанкер». Принадлежал Каспийскому пароходству, был приписан к порту Баку. Выведен из эксплуатации в 1970-х годах и использовался в качестве судна-мишени на морском полигоне Бузачи.
Танкер «Берия» построен в 1935 году на заводе «Красное Сормово» и вошел в состав пароходства «Касптанкер».
Пароход «Чкалов» (до 1937 года «Григорий Арцруни») построен в 1894 году. В июле 1941 года был мобилизован, вооружен одной 45-мм и одним 7,71-мм пулеметом. Вошел в состав Каспийской флотилии в качестве корабля ВНОС ПВО «ВН-10». После списания был обращен в мишень.
Рассказ о всех судах «островов погибших кораблей» может занять пухлый том, так что я остановлюсь на наиболее экзотических из них. В частности, на «иностранцах». Один из них – германский тральщик М-3. Построен в Гамбурге в 1936–1938 годы. Полное водоизмещение – 874 т. Передан СССР по репарациям. 2 августа 1946 года прибыл в Севастополь и вошел в строй Черноморского флота под номером Т-918. 16 октября 1957 года был переклассифицирован в корабль-цель. В 1959 году – переведен на полигон № 77 для использования в качестве мишени.
Были на «островах» и подводные лодки. Среди них подводная лодка Щ-402 «Сельдь» V-бис серии. Построена в Ленинграде в 1933 году. В следующем году, разобранная на секции, доставлена по железной дороге в Николаев. Там собрана и 3 сентября 1935 года вошла в состав Черноморского флота. 16 июня 1949 года – переименована в С-202. 17 февраля 1956 года лодка выведена из боевого состава ВМФ, разоружена и переформирована в учебно-тренировочную станцию «УТС-11», а 16 июля 1957 года – исключена из списков плавсредств ВМФ и после переоборудования в мишень передана полигону № 77.
Кораблем-мишенью стал многострадальный лидер эсминцев «Киев» проекта 48 полным водоизмещением 3 тыс. т. Он был заложен в декабре 1940 года, и в июле 1941 года достроенный на 49% корабль на буксире увели из Николаева в Поти, а затем в Батуми. После войны его несколько раз пытались достроить, но в конце концов бросили и в 1955 году отправили по каналу Волго-Дон на Каспий. Там использовали в качестве опытового судна. В конце 1950-х годов «Киев» вернули на Черное море, а в начале 1960-х годов опять перевели на Каспий.
В заключение стоит сказать, что испытания крылатых ракет на Каспии проводили не только летчики, но и моряки. В 1959–1960 годы на Севастопольском ремонтном заводе средний десантный корабль «Илеть» проекта 572 был переделан в опытовое судно ОС-15. Замечу, что в ряде источников «Илеть» именуют сухогрузом. Дело в том, что СДК проекта 572 созданы на базе сухогрузов проекта 568.
ОС-15 имел полное водоизмещение 1915 т, два дизеля общей мощностью 1600 л.с. позволяли развивать скорость до 12,2 узлов. На носу установили пусковой контейнер СМЭ-142 для ракет П-35 и систему управления «Бином». ОС-15 по каналу Волго-Дон было отправлено на Каспий, при этом и СМЭ-142, и антенны были тщательно замаскированы.
ДИВИЗИОН ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Для обеспечения функционирования 77-го полигона в 1957 году был создан 173-й дивизион вспомогательных судов. В числе других кораблей в состав дивизиона в декабре 1957 года включили звено торпедных катеров проекта 183 (головной катер ТК-1253), переведенных по Волго-Дону с Черного моря.
В декабре 1960 года 273-я отдельная испытательная эскадрилья Северного флота была передана Черноморскому флоту и перелетела на аэродром Красноводск для обеспечения испытаний крылатой ракеты П-35.
Пуски ракет П-35 с корабля ОС-15 проводились в районе форта Шевченко. Боевое поле находилось в 10–15 км от берега у мыса Ракушечный, расположенного в 140 км южнее форта Шевченко. В качестве основных целей использовались недостроенный лидер проекта 48 «Киев» длиной 127 м при высоте борта 5 м, танкер «Низами» длиной 64 м с высотой борта 6 м и транспорт «Сыр-Дарья» длиной 59 м с бортом высотой 4,5 м. Основная позиция стрельбы находилась на траверсе мыса Бекдаш.
Первый пуск состоялся 27 июля 1960 года. Первая серия из семи пусков дала неудовлетворительные результаты и потребовала доработки системы управления АПЛИ-1.
Последующие летные испытания с IV квартала 1962 года на опытовом судне ОС-15 были более успешны. Одной ракеты, причем с инертной боевой частью (без взрывчатого вещества), оказалось достаточно для потопления лидера водоизмещением 2,5 тыс. т. Ракета попала в левую скулу «Киева», вскрыла палубу, как консервную банку, по длине около 50 м, далее ракета разрушилась, а ее двигатель пробил днище, и через 3 минуты лидер затонул.
16 августа 1960 года вышло постановление Совета министров СССР № 903-378 о разработке на базе комплекса П-35 противокорабельного комплекса береговой обороны «Редут». Ракета берегового комплекса получила индекс П-35Б.
Для комплекса «Редут» была создана подвижная пусковая установка СПУ-35 на четырехосном шасси автомобиля ЗИЛ-135К (после перенесения производства шасси в Брянск – БАЗ-135МБ).
Совместные испытания ракет П-35Б комплекса «Редут» были начаты 7 сентября 1963 года на специальном полигоне береговых войск в Джафаре близ Красноводска. В них принял участие лишь 51-й ОБРП Черноморского флота. После двух пусков выявилась неудовлетворительная работа двигателей КР-7-300 и бортовой аппаратуры, и дальнейшие испытания перенесли на 1964 год. Всего в ходе испытаний в Джафаре к марту 1966 года запущено 24 ракеты П-35Б. В качестве мишеней использовались корабли из «острова погибших кораблей» форта Шевченко.
Постановлением СМ СССР № 631-202 от 11 августа 1966 года комплекс «Редут» был принят на вооружение.
В 1991 году распался Советский Союз, и оба «острова погибших кораблей» оказались у берегов независимых государств Казахстана и Туркменистана.
Корабли представляют некоторую опасность для мореплавания, и периодически поднимается вопрос об их выводе с «боевых полей» бывшего полигона № 77. Однако интенсивность судоходства там небольшая, да и денег никто давать не хочет.
А пока на этих островах обитают браконьеры и контрабандисты. Причем пограничники научились вычислять места базирования браконьеров по огромным стаям чаек, которые собираются у останков кораблей, где ведется разделка рыбы.