0
9946
Газета История Интернет-версия

04.12.2015 00:01:00

Острова погибших кораблей

Каспийское море продолжает хранить свои секреты

Александр Широкорад

Об авторе: Александр Борисович Широкорад – писатель, историк.

Тэги: ссср, каспий, полигон, порт шевченко, актау, ту 4, ту 22, ВВС, х 22, ракета


ссср, каспий, полигон, порт шевченко, актау, ту 4, ту 22, ВВС, х 22, ракета Сверхсекретное опытовое судно ОС-15. Фото предоставлено автором

Все советские школьники увлекались романом Александра Беляева «Остров погибших кораблей». Там рассказывается об острове из останков кораблей разных эпох, которые течение отнесло к зарослям водорослей в Саргассовом море. Естественно, это были фантазии Беляева, и автор сам в конце романа посредством пожара уничтожил остров.

Самое любопытное, что острова погибших кораблей не только реально имели место, но и существуют поныне! Так, целых два таких острова есть у восточного берега Каспийского моря. Один из них расположен у полуострова Бузачи, другой – недалеко от городка Порт Шевченко (сейчас Актау).

В 1960–1990-х годах это были полигоны для испытаний крылатых ракет. Естественно, вся информация по ним засекречена до сих пор.

В средства массовой информации информация об этих островах попадает лишь случайно. Так, 28 июня 2012 года казахский пограничный катер «Нейза» налетел на корпус притопленного судна у полуострова Бузачи, получил пробоину и затонул. Экипаж был эвакуирован. Через месяц катер подняли с помощью понтонов и увели вверх по реке Урал.

Замечу, что оба острова… обитаемы! В корпусах кораблей нашли прибежище многочисленные браконьеры и контрабандисты.

НОВЫЙ ПОЛИГОН

В соответствии с решением Совета министров СССР в 1958 году был сформирован 77-й специальный морской полигон в акватории Каспийского моря, с центральным подчинением ГК НИИ ВВС и, в оперативном порядке, 6-му управлению института.

Полигон включал в себя две испытательные станции (первая – полуостров Бузачи и вторая – форт Шевченко) и дивизион морских вспомогательных судов на Каспийском море.

Однако первые пуски крылатых ракет начались в этих районах еще раньше. Так, в декабре 1953 года самолет Ту-4 выпустил ракету КС («Комета») по транспорту «Курск». Это был первый пуск «Кометы», произведенный не испытателями, а строевым экипажем учебно-тренировочной части № 27 ВВС Черноморского флота, базировавшейся в Крыму на аэродроме Гвардейское.

28 мая 1958 года на полигоне № 77 начались испытания крылатой ракеты К-10С, а с 15 ноября 1958 года – испытания авиационной крылатой ракеты КСР-2.

В конце 1960-х годов на полигоне № 77 проходили испытания авиационно-ракетные комплексы (АРК) дальнего действия второго поколения: 

1. АРК К-26, предназначенный для поражения морских и наземных целей, а также работающих РЛС. Наземные и летные заводские испытания комплекса проводились с ноября 1966 года по март 1967 года на Казанском авиазаводе. В них участвовали два самолета, переоборудованные из серийных Ту-16К-10: № 1793014 и № 2743054. В апреле их представили на госиспытания, но из-за необходимости доработок комплекса К-26 полеты начались в ГК НИИ ВВС и на полигоне только в конце 1968 года и закончились весной 1969 года.

На вооружение авиации ВМФ комплекс Ту-16К-10-26 был принят постановлением Совета министров СССР № 882-315 от 12 ноября 1969 года. Он предназначался для поражения наземных и морских целей ракетами КСР-5 или КСР-2 различных модификаций, и только морских целей – ракетами К-10СД или К-10С. Самолет-носитель получил индекс Ту-16К-10-26.

2. АРК К-22 создавался в трех вариантах: стратегический – с ракетой Х-22ПСИ; противокорабельный – Х-22ПГ; противорадиолокационный – Х-22П.

Летные испытания ракеты Х-22 начались 1 июля 1961 года на двух бомбардировщиках Ту-22К (№ 24 и № 25), а завершились только в 1967 году. Комплексы были приняты на вооружение в 1968–1971 годы.

В 1970-е годы на полигоне № 77 прошли испытания ряд авиационно-ракетных комплексов большой дальности:

1. АРК К-26П (Ту-16А-26П, КСР-5П – противорадиолокационная модификация ракеты). На Государственные испытания изделие было представлено в апреле 1972 года, а на вооружение принято постановлением Совмина СССР № 643-205 от 4 сентября 1973 года.

2. АРК К-22М был принят на вооружение в 1974 году (ракеты Х-22МА – с инерциальной системой наведения, и Х-22МП – с пассивной радиолокационной ГСН) – самолеты-носители Ту-22КД и Ту-22М.

3. АРК К-22Н был принят на вооружение в 1976 году (ракеты Х-22Н с новой активной ГСН типа ПМГ, Х-22НП – с пассивной ГСН, Х-22НА – с инерциальной системой наведения, обеспечившей коррекцию по рельефу местности, точность наведения до нескольких метров). Самолеты-носители Ту-95К-22, Ту-22М2 и Ту-22М3.

Следует заметить, что на каспийском полигоне № 77 проводились не только испытания крылатых авиационных ракет, но и учения авиации Черноморского, Балтийского и Северного флотов.

Так, на Каспии состоялись первые пуски серийных ракет К-10. Для этого из состава в/ч 21817 авиации Северного флота в июне 1960 года было выделено два строевых экипажа Ту-16К-10.

Предварительно экипажи произвели по три вылета на полигон авиации Северного флота Кузьминское, после чего перелетели на аэродром Кульбакино 33-го учебного центра, где в течение восьми дней проводили дальнейшие тренировки. Затем экипажи вернулись на аэродром Североморск-1, где приняли подготовленные к пуску крылатые ракеты и вновь перелетели на аэродром Кульбакино.

После контроля готовности в июне 1960 года приступили к практическим пускам. Первым его выполнил экипаж подполковника Мызникова. Полет по маршруту: Николаев – Ставрополь – Черный Рынок – цель (притопленный танкер «Чкалов») – порт Шевченко – Каспийское море – Астрахань – Ростов-на-Дону – Николаев – выполнялся на высоте 10–10,5 тыс. м. Отцепка ракеты произведена на дальности 175 км. По данным с полигона, ракета не долетела до цели 40 м.

Следом за ним пуск второй ракеты произвел экипаж подполковника Ковалева. Отцепка ракеты произведена на удалении от цели 170 км. Результат этого пуска – прямое попадание.

Замечу, что длина танкера «Чкалов» 110 м, а водоизмещение – 9100 т. Чтобы танкер выглядел на экранах РЛС как тяжелый крейсер, на нем поставили мачты с уголковыми отражателями, а между мачтами натянули металлическую сеть высотой в 13 м.

Любопытно, что в одном из последних пусков К-10 ракета прошла мимо цели и пролетела еще 245 км. Нетрудно догадаться, какая паника возникла бы, если б оное произошло на феодосийском полигоне Песчаная Балка. А тут пустынные воды, пустынные берега – лети куда хочешь.

44-15-2_t.jpg
Корабли-призраки есть и там, где ранее плескалось
Аральское море. Фото Reuters

ОСВОЕНИЕ В ВОЙСКАХ И ПЕРВЫЕ БОЕВЫЕ ПУСКИ

Постановлением СМ СССР № 142-315 от 12 августа 1961 года комплекс К-10 был принят на вооружение. До конца 1963 года авиационные заводы № 1 и № 2 произвели 216 самолета-ракетоносца Ту-16К-10. Увы, ракета доводилась до ума довольно долго. В 1960–1962 годы ракетный комплекс поступил в семь авиационных полков, а количество пусков ракет с 79 в 1960 году увеличилось до 126 в 1961 году, достигнув рекордной цифры в 1962 году – 147 пусков.

Комплекс К-11-16 первыми освоили экипажи инструкторского 540-го морского ракетоносного авиаполка (МРАП) 33-го учебного центра в Николаеве (аэродром Кульбакино).

Первые пуски боевых ракет КСР-11 были выполнены с 25 октября по 23 ноября 1969 года. В ходе стрельб цели обнаруживались на дистанции 200–210 м, а предстартовая подготовка занимала не более 2–3 минут.

В ходе испытаний на Каспии кумулятивно-фугасная боевая часть весом 630 кг давала пробоины площадью до 22 кв. м, а внутренние отсеки выжигались кумулятивной струей на глубину до 12 м.

К сожалению, в ходе учений на Каспии случались и катастрофы. Так, 13 мая 1964 года группа балтийских самолетов Ту-16К-10 из 170-го МРАП Балтийского флота стартовала с аэродрома Быхов для проведения практических стрельбы ракетами КС-10 на 77-м полигоне.

Все полеты на Каспий выполнялись с дозаправкой. Заправка происходила в районе Цимлянского водохранилища. «Погода была сложная». После дозаправки при расхождении самолетов Ту-16К-10 и самолета-заправщика Ту-16ЗЩ оба развалились в воздухе. Из 12 членов экипажа 5 человек спаслись. При этом они не катапультировались, а их просто выбросило из самолетов.

РЕПЕТИЦИЯ ТРЕТЬЕЙ МИРОВОЙ

Ремонтно-восстановительное судно «Тура», бывший сетевой заградитель проекта 149, следовало из порта Баутино и оказалось в 150 км от «острова погибших кораблей» в районе форта Шевченко. Тем не менее ГСН ракеты Х-22, выпущенной с ракетоносца Ту-22, захватила судно. Ракета на сверхзвуковой скорости промчалась на высоте 15 м над палубой, создав мощную ударную волну и аэродинамические завихрения.

17 апреля 1975 года самолет Ту-22-42 черноморского 943-го ОМРАП произвел на полигоне № 77 первый практический пуск крылатой ракеты Х-22.

16 сентября 1975 года балтийский экипаж Ту-16К-10-26 из состава 170-го МРАП запустил на полигоне ракету КСР-5.

16 августа 1983 года на каспийском полигоне у полуострова Бузачи была проведена «репетиция Третьей мировой войны» – «звездный налет» дальней авиации по американскому авианосному ордеру. Экипажами дальней авиации с самолетов Ту-22М и Ту-16 был произведен залповый пуск трех ракет Х-22Н по цели 710 и двух ракет К-10С по цели 706.

Через одну минуту после пуска был поднят самолет для осмотра мишеней, и, по докладу с борта вертолета представителя полигонной службы А.С. Воронина, все ракеты прямым попаданием поразили цель. Были поражены 710-я, 706-я и 709-я мишени.

Пуск ракет прикрывали восемь самолетов радиоэлектронной борьбы для дезинформации наземных постов разведки и загоризонтных РЛС, находившихся на территории Ирана и Турции.

28 августа 1982 года с самолетов Ту-22М был произведен новый залп из трех ракет Х-22Н. Все три мишени получили прямое попадание.

Таким образом, на 77-м полигоне выполнялись практически все пуски авиационных крылатых ракет КСР-5 и Х-22, и лишь с середины 1990-х годов их стали выполнять на полигонах ВВС Северного (Лумбовка) и Тихоокеанского (Мыс Тык) флотов.

КОРАБЛИ-МИШЕНИ

А что же представляли из себя мишени для крылатых ракет? В район у полуострова Бузачи и у Порта Шевченко было собрано свыше трех десятков отслуживших свой срок кораблей.

Приведу несколько примеров кораблей-мишеней. Грузовой пароход «Фиолетов» (до 1918 года «Коккум») построен в Малмо в Швеции. Грузоподъемность – 540 брт. Судно по Мариинской системе рек и озер перевели на реку Волгу. Оттуда пароход через Астрахань по Каспийскому морю прибыл в порт приписки Баку. В начале 1941 года корабль модернизировали и переклассифицировали в судно ПВО «ВН-7» (вооружение: одна 45-мм пушка и три 12,7-мм пулемета). В 1957 году – списали и стали использовать как судно-цель.

Танкер «Каганович» был построен в 1935 году на заводе «Красное Сормово» (Горький) и вошел в состав пароходства «Касптанкер». Принадлежал Каспийскому пароходству, был приписан к порту Баку. Выведен из эксплуатации в 1970-х годах и использовался в качестве судна-мишени на морском полигоне Бузачи.

Танкер «Берия» построен в 1935 году на заводе «Красное Сормово» и вошел в состав пароходства «Касптанкер».

Пароход «Чкалов» (до 1937 года «Григорий Арцруни») построен в 1894 году. В июле 1941 года был мобилизован, вооружен одной 45-мм и одним 7,71-мм пулеметом. Вошел в состав Каспийской флотилии в качестве корабля ВНОС ПВО «ВН-10». После списания был обращен в мишень.

Рассказ о всех судах «островов погибших кораблей» может занять пухлый том, так что я остановлюсь на наиболее экзотических из них. В частности, на «иностранцах». Один из них – германский тральщик М-3. Построен в Гамбурге в 1936–1938 годы. Полное водоизмещение – 874 т. Передан СССР по репарациям. 2 августа 1946 года прибыл в Севастополь и вошел в строй Черноморского флота под номером Т-918. 16 октября 1957 года был переклассифицирован в корабль-цель. В 1959 году – переведен на полигон № 77 для использования в качестве мишени.

Были на «островах» и подводные лодки. Среди них подводная лодка Щ-402 «Сельдь» V-бис серии. Построена в Ленинграде в 1933 году. В следующем году, разобранная на секции, доставлена по железной дороге в Николаев. Там собрана и 3 сентября 1935 года вошла в состав Черноморского флота. 16 июня 1949 года – переименована в С-202. 17 февраля 1956 года лодка выведена из боевого состава ВМФ, разоружена и переформирована в учебно-тренировочную станцию «УТС-11», а 16 июля 1957 года – исключена из списков плавсредств ВМФ и после переоборудования в мишень передана полигону № 77.

Кораблем-мишенью стал многострадальный лидер эсминцев «Киев» проекта 48 полным водоизмещением 3 тыс. т. Он был заложен в декабре 1940 года, и в июле 1941 года достроенный на 49% корабль на буксире увели из Николаева в Поти, а затем в Батуми. После войны его несколько раз пытались достроить, но в конце концов бросили и в 1955 году отправили по каналу Волго-Дон на Каспий. Там использовали в качестве опытового судна. В конце 1950-х годов «Киев» вернули на Черное море, а в начале 1960-х годов опять перевели на Каспий.

В заключение стоит сказать, что испытания крылатых ракет на Каспии проводили не только летчики, но и моряки. В 1959–1960 годы на Севастопольском ремонтном заводе средний десантный корабль «Илеть» проекта 572 был переделан в опытовое судно ОС-15. Замечу, что в ряде источников «Илеть» именуют сухогрузом. Дело в том, что СДК проекта 572 созданы на базе сухогрузов проекта 568.

ОС-15 имел полное водоизмещение 1915 т, два дизеля общей мощностью 1600 л.с. позволяли развивать скорость до 12,2 узлов. На носу установили пусковой контейнер СМЭ-142 для ракет П-35 и систему управления «Бином». ОС-15 по каналу Волго-Дон было отправлено на Каспий, при этом и СМЭ-142, и антенны были тщательно замаскированы.

ДИВИЗИОН ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Для обеспечения функционирования 77-го полигона в 1957 году был создан 173-й дивизион вспомогательных судов. В числе других кораблей в состав дивизиона в декабре 1957 года включили звено торпедных катеров проекта 183 (головной катер ТК-1253), переведенных по Волго-Дону с Черного моря.

В декабре 1960 года 273-я отдельная испытательная эскадрилья Северного флота была передана Черноморскому флоту и перелетела на аэродром Красноводск для обеспечения испытаний крылатой ракеты П-35.

Пуски ракет П-35 с корабля ОС-15 проводились в районе форта Шевченко. Боевое поле находилось в 10–15 км от берега у мыса Ракушечный, расположенного в 140 км южнее форта Шевченко. В качестве основных целей использовались недостроенный лидер проекта 48 «Киев» длиной 127 м при высоте борта 5 м, танкер «Низами» длиной 64 м с высотой борта 6 м и транспорт «Сыр-Дарья» длиной 59 м с бортом высотой 4,5 м. Основная позиция стрельбы находилась на траверсе мыса Бекдаш.

Первый пуск состоялся 27 июля 1960 года. Первая серия из семи пусков дала неудовлетворительные результаты и потребовала доработки системы управления АПЛИ-1.

Последующие летные испытания с IV квартала 1962 года на опытовом судне ОС-15 были более успешны. Одной ракеты, причем с инертной боевой частью (без взрывчатого вещества), оказалось достаточно для потопления лидера водоизмещением 2,5 тыс. т. Ракета попала в левую скулу «Киева», вскрыла палубу, как консервную банку, по длине около 50 м, далее ракета разрушилась, а ее двигатель пробил днище, и через 3 минуты лидер затонул.

16 августа 1960 года вышло постановление Совета министров СССР № 903-378 о разработке на базе комплекса П-35 противокорабельного комплекса береговой обороны «Редут». Ракета берегового комплекса получила индекс П-35Б.

Для комплекса «Редут» была создана подвижная пусковая установка СПУ-35 на четырехосном шасси автомобиля ЗИЛ-135К (после перенесения производства шасси в Брянск – БАЗ-135МБ).

Совместные испытания ракет П-35Б комплекса «Редут» были начаты 7 сентября 1963 года на специальном полигоне береговых войск в Джафаре близ Красноводска. В них принял участие лишь 51-й ОБРП Черноморского флота. После двух пусков выявилась неудовлетворительная работа двигателей КР-7-300 и бортовой аппаратуры, и дальнейшие испытания перенесли на 1964 год. Всего в ходе испытаний в Джафаре к марту 1966 года запущено 24 ракеты П-35Б. В качестве мишеней использовались корабли из «острова погибших кораблей» форта Шевченко.

Постановлением СМ СССР № 631-202 от 11 августа 1966 года комплекс «Редут» был принят на вооружение.

В 1991 году распался Советский Союз, и оба «острова погибших кораблей» оказались у берегов независимых государств Казахстана и Туркменистана.

Корабли представляют некоторую опасность для мореплавания, и периодически поднимается вопрос об их выводе с «боевых полей» бывшего полигона № 77. Однако интенсивность судоходства там небольшая, да и денег никто давать не хочет.

А пока на этих островах обитают браконьеры и контрабандисты. Причем пограничники научились вычислять места базирования браконьеров по огромным стаям чаек, которые собираются у останков кораблей, где ведется разделка рыбы.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Наступит ли мир  на Корейском полуострове

Наступит ли мир на Корейском полуострове

Вашингтон, Сеул и Пхеньян сплели такой клубок противоречий, что распутать его быстро не получается

0
741
Горькие плоды независимости придатка НАТО

Горькие плоды независимости придатка НАТО

Владимир Винокуров

Латвия остается одним из активных игроков на антироссийском фронте Европы

0
1520
«Мы рождены, чтоб сказку сделать былью»

«Мы рождены, чтоб сказку сделать былью»

Олег Гаврюшенко

Дмитрий Стерлигов

Владислав Щуровский

Благодаря усилиям волонтеров удалось спасти от гибели уникальные экспонаты Центрального музея ВВС

0
725
Анкара откажется от С-400  в пользу американских ракет Patriot

Анкара откажется от С-400 в пользу американских ракет Patriot

Владимир Мухин

Российско-турецкий план перемирия в Идлибе находится на грани срыва

0
5008

Другие новости

Загрузка...
24smi.org