0
7048
Газета История Интернет-версия

04.03.2016 00:01:00

Усмиритель Чернобыля

Тэги: чернобыль, книги, рецензия, кунцевич, химоружие, санкции, сша


8-15-1.jpg

Герой. Ученый. Генерал. Составитель и редактор Е.Н. Додонов. М. – Издательство «Буки-веди», 2014. – 340 с.

Анатолий Демьянович Кунцевич (1934–2002) – ведущий советский военный химик второй половины ХХ века, генерал-лейтенант. Герой социалистического труда (1981), один из трех военных химиков, удостоенных этого звания. Организатор и участник ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (1986–1989). Академик Академии наук СССР (1987), почетный член ряда зарубежных академий. Эксперт ГС ООН по вопросам химоружия (1987). Лауреат Ленинской премии 1990 года. Организатор и руководитель Центра экотоксиметрии при Институте химической физики имени Н.Н. Семенова РАН.

Траектория жизни Анатолия Кунцевича составилась из трех этапов: военная (1952–1991), государственная (1992–1994) и, наконец, академическая служба (1991; 1994–2002).

По окончании Военной академии химической защиты в 1957 году он добровольно отправляется на Дальний Восток, где проходит службу на инженерных и командно-инженерных должностях в войсках РХБ защиты. С 1961 года он – в Военно-химическом центре Советской армии по защите войск и населения от оружия массового поражения. Благодаря природным способностям и огромному трудолюбию молодой специалист быстро двигается по служебной лестнице: ведущий инженер, старший научный сотрудник, заместитель начальника и начальник отдела, заместитель начальника центра и с 1975 года – начальник Военно-химического центра.

В первые 10 лет службы в центре он защищает кандидатскую и докторскую диссертации, делает несколько изобретений. Возглавив центр, он уделяет особое внимание ускоренному развитию его материально-технической и полигонно-испытательной базы, научному и профессиональному росту кадров, социальным вопросам жизни всего коллектива. Как покажет позднее опыт взаимных инспекций специалистов РФ и западных стран на подобные объекты друг друга в ходе выполнения договоренностей по химразоружению, наш Военно-химический центр достиг мирового уровня.

С 1983 по 1991 год Анатолий Демьянович – заместитель начальника войск РХБ защиты МО СССР по вооружению. При его активном участии были развернуты исследования принципиально новых технических средств РХБ защиты войск и населения от поражающих фактов ОМП, огнеметно-зажигательного вооружения, средств маскировки, робототехнических средств, воздушных автоматизированных комплексов РХБ разведки и других.

Важное место в этот период его жизни занимает чернобыльская трагедия. Сразу же после аварии в Чернобыле А.Д. Кунцевич был вызван в Генеральный штаб и направлен на оценку обстановки в зону аварии. По результатам поездки он делает доклад от имени МО СССР и АН СССР о возможных мерах по ликвидации последствий аварии на оперативной группе Политбюро ЦК КПСС. В последовавшем постановлении ЦК КПСС по этому вопросу были учтены серьезные коррективы, внесенные при обсуждении Кунцевичем. А сам он был назначен главным специалистом по дезактивации. При его участии был образован 1039 Научный центр МО СССР в Чернобыле, который стал координационным ядром всех научных сил в районе аварии и обеспечил в 1986–1989 годах эффективную деятельность 400 тыс. военнослужащих. Весь этот срок он, как и его старший сын, провел в районе Чернобыля.

Второй этап деятельности А.Д. Кунцевича был предопределен его переходом с внутриведомственного уровня на общегосударственный и международный. По приглашению Бориса Ельцина в феврале 1992 года он становится во главе создаваемого комитета по конвенциальным проблемам химического и биологического оружия при президенте РФ. Теперь в центре его внимания – судьба двух видов ОМП, по которым либо срочно завершаются многолетние переговоры (Конвенция о запрещении химоружия 1993 года), либо требуется вдохнуть новую жизнь в «окаменевшие» на переговорах договоренности (Конвенция о запрещении биологического оружия 1972 года и другие).

Наряду с формированием постоянного состава комитета на базе временной рабочей группы Анатолий Кунцевич развертывает работу по созданию нормативно-законодательной и программной базы по осуществлению международных обязательств России в рамках двух конвенций по ХБО и других соглашений. Комитет обеспечивает издание девяти указов и распоряжений президента, 19 постановлений и распоряжений правительства, шести правовых актов Верховного совета и Федерального собрания РФ. На федеральном и региональном уровнях строится новая система управления будущим процессом уничтожения запасов химического оружия. Разрабатываются концепция и варианты программы уничтожения химоружия, происходит выбор мест для строительства будущих заводов по уничтожению химоружия, отбор необходимых технологий.

Позиции России перед внешним миром после подписания в январе 1993 года Конвенции о запрещении химоружия стали отличаться большей определенностью и последовательностью. Комитет проводит две международные конференции по химическому разоружению (МОСКОН-93 и МОСКОН-94). Организуются две встречи президентов РФ и США по проблематике (июнь 1992-го и январь 1994 года). Выстраиваются отношения с Подготовительной комиссией новой международной Организации по запрещению химического оружия в Гааге. Усилия по привлечению международной поддержки на цели уничтожения российских запасов химоружия начинают приносить первые плоды: в круг стран-доноров входят США, ФРГ, Швеция.

Кунцевич всеми силами добивался увеличения объема международной помощи на цели уничтожения российских запасов химоружия. Президент Ельцин рассчитывал на 25–30% уровень участия иностранной помощи, а Кунцевич пытался достичь договоренности о невозможном – 100% помощи от предполагаемых затрат.

При этом А.Д. Кунцевич в противовес непосильно дорогостоящим проектам США неизменно выдвигал менее затратные и эффективные проекты, более приемлемые для РФ. Он добился, в частности, отказа от американской технологии сжигания ОВ в пользу российской технологии нейтрализации. Американцы полагали, что именно Кунцевич тормозил проникновение США с целью глубокого контроля в сферы оружия массового поражения и политического руководства страны.

В итоге он очень скоро стал неугоден США как ученый и государственный деятель. Указом президента РФ в апреле 1994 года он был отставлен от должности. Но не был забыт американцами. Иначе чем объяснить, что спустя 1,5 года после его отставки США неожиданно ввели против него персональные санкции и забыли снять их даже после ухода его из жизни.

Третий этап жизни Анатолия Кунцевича проходит в обстановке отторжения от государственной службы и искусственно нагнетаемого общественного забвения. Он с головой уходит в большую науку. Еще в 1991 году, завершая службу в ВС, он инициирует организацию Центра экотоксиметрии при Институте химической физики. Теперь же после отставки он возвращается в центр в роли руководителя, трудится здесь до своей трагической кончины в марте 2002 года.

Основная цель создания центра – координация работ, связанных с расследованием возможных случаев применения химоружия, обеспечение работы международных инспекций, разработка мер по охране окружающей среды в части контроля за суперэкотоксикантами, выполнение исследований по экологическим проблемам химоружия, других опасных веществ. Научная и практическая деятельность центра (с 2005 года – отдела института) и сегодня связана с продолжением курса Кунцевича,  направленного на обеспечение безопасности России.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
454
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
564
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
477
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
391

Другие новости